СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Финансовой грамотности»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Якутский индустриально-педагогический колледж»















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.09 Финансовая грамотность


Специальность _29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий_

Квалификация выпускника _Технолог - конструктор_

Форма обучения __очное_























Якутск, 2021г


Состав проектной группы по разработке образовательной программы:

-Харлампьева Аграфена Александровна

Одобрено на заседании кафедры___________________________________________

«___»________________20__г протокол №___

Заведующей кафедры_____________/________________/



ПРОВЕРЕНО:

научно-методическим кабинетом____________________/_____________
































СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансовая грамотность и предпринимательство» ………………………………………………………………………………………………...4



2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...5



3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………..13



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….…15







1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ и предпринимательство


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность и предпринимательство» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии ФГОС по реализуемым программам по специальностям / профессиям 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» имеет межпредметную связь с учебными общеобразовательными и профессиональными дисциплинами: история, география, математика, информатика, обществознание (включая экономику и право).

Изучение учебной дисциплины «Финансовой грмотности» завершается в другой форме контроля в рамках освоения ППССЗ.


1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • формы, виды и функции платёжных средств, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании;

  • цели, задачи и практические подходы к формированию личного и семейного бюджета;

  • источники и способы привлечения финансовых средств в личный бюджет;

  • виды налогов в РФ;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;

- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, инвестиционные риски;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- - использовать электронные деньги при расчетах и плате товаров и услуг;

- оформлять документацию, необходимую для отчетности в налоговые органы РФ, страховые договоры, СНИЛС;

- находить и оценивать экономическую информацию;

- рационально планировать семейный бюджет;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося108 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 44 часов;

- самостоятельная работа 36 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Финансовая грамотность

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

лекции

44

практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Консультации


Итоговый контроль

Другая форма контроля 5 семестр, дифф зачет 6 семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала



Цели и задачи основы финансовой грамотности и предпринимательства. И их роль в жизни населения РФ.

4

1

Тема 1.1. Финансовое планирование семьи

Содержание учебного материала



Источники финансовых средств семьи. Виды денежных средств. Доходы и способы их получения. Расчет личного и семейного бюджета

4

2



2

Тема 1.2. Банковская система РФ. Кредит и ее виды

Содержание учебного материала



Банки. Банковские услуги населению. Работа банковской системы РФ. Центробанк. Расчетно-кассовые операции. Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Виды кредитов: потребительский и ипотека. Влияние кредитов на семейный бюджет. Рефинансирование кредитов.

4

2

Тема 1.3. Страхование

Содержание учебного материала



Виды страхования: имущества; страхование здоровья и жизни. Риски.

4

2

Самостоятельная работа

Деловая игра «Страховые агентства»

12

2

Тема1.4 Инвестиции

Содержание учебного материала



Виды инвестиции. Правила и принципы инвестирования. Фондовый рынок. Ценные бумаги.

4

2

Самостоятельная работа

Мастер-класс «Определение доходности и рисков от инвестиций»

12

2

Тема 1.5 Пенсионная система РФ

Содержание учебного материала



Виды пенсий: государственное обеспечение, добровольное (дополнительные) пенсионные накопления, накопительное и страховая пенсия. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ).

2

2

Тема 1.6 Налоги

Содержание учебного материала



Характеристика налоговой системы. Виды налогов. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов.

4

2

Самостоятельная работа

Формирование практических навыков получения налоговых вычетов, льгот для физических лиц

Выбор режима налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса (сервисы ФНС)

Новый порядок применения контрольно - кассовой техники

Заполнение налоговой декларации

12

2

Тема 1.7 Финансовое мошенничество

Содержание учебного материала



Виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида.

4

2








Раздел 2. Предпринимательская деятельность




Содержание учебного материала




Тема 2.1 Понятие и сущность предпринимательства

1. Понятие предпринимательство, предприниматель

2. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

3. Предпринимательская среда

6

2


Тема 2.2 Бизнес-идея как основа проектируемого бизнеса

Содержание учебного материала




1. Бизнес-идея: понятие и классификация. Источники инновационных бизнес-идей. Методы выработки и адаптации бизнес-идей

2. Понятие бизнес-планирования и его основные цели. Бизнес-план: процесс планирования и типовое содержание бизнес-плана. Общая типовая структура бизнес-плана

8

2


Тема 2.3 Резюме бизнес-идеи. Описание компании

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Краткое описание проектируемого бизнеса / бизнес-идеи.

2. Характеристика продукта / услуги. Наименование продукции. Назначение и область применения. Основные характеристики. Конкурентоспособность. Патентоспособность и авторские права. Наличие или необходимость лицензирования. Степень готовности к выпуску и реализации продукции.

4

3


Тема 2.4 Целевой рынок

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Сегментация рынка. Анализ рынка и отрасли. Целевые рынки (целевые потребители).

2. Анализ рынков сбыта (оценка размера рынка и возможных тенденций его развития, оценка доли рынка и объема продаж, сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса).

4

3


Тема 2.5 Планирование рабочего процесса

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Организационный план. Основные участники проекта, их роль и порядок взаимодействия.

2. Производственный план. Формирование производственной базы предприятия и планирование его производственной деятельности.

3. Расчет затрат на открытие

4

3


Тема 2.6 Маркетинговый план и стратегия продаж

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Маркетинговый анализ бизнес-среды.

2. План продаж.

3. План PR и рекламы (маркетинговых коммуникаций)

4

3


Тема 2.7 Устойчивое развитие бизнеса

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Разработка и реализация стратегий развития бизнеса с разумным подходом к экологическим, социальным и экономическим факторам.

2. Оценка устойчивости спроса на продукцию и меры по поддержанию его на высоком уровне.

3. Экономический аспект устойчивого развития, в том числе, расчет точки безубыточности.

4. Кадровая политика предприятия, создание благоприятных условий для труда и отдыха сотрудников, их профессионального развития.

5. Календарный план работ по проекту бизнес-плана

4

3


Тема 2.8 Технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые показатели

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Способы финансирования проекта. Составление бюджета проекта.

2. Определение прогнозных объемов продаж. Расчет стоимости продукции. Ценообразование.

3. Эффективность проекта.

4

3


Тема 2.9 Презентация бизнес-плана

Содержание учебного материала




Практическое занятие

1. Техника презентации.

2. Защита бизнес-плана

3. Предпринимательский этикет

4

3



Итоговый контроль другая форма контроля

108



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет, оснащенный оборудованием:

- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя

- классная доска (стандартная),

- наглядные материалы,

техническими средствами обучения:

- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам;

- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран;

-дистанционное обучение на площадках ZOOM, MOODLE, КлассРУ


3.2. Печатные издания

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 32 с.

  2. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.

  3. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 224 с.

  4. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 48 с.

  5. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085

Дополнительные источники:

  1. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Ре-жим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo

  2. Баринов, В. А. Бизнес-планирование : учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-082-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052230

  3. Бизнес-планирование : учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014

  4. Волков, А. С. Бизнес-планирование : учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263

  5. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf

  6. Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум : НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215

  7. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012223-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177

  8. Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2017. – 272 с.

  9. Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / Г.А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015386-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093094

Интернет-ресурсы

  1. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru

  2. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru

  3. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru

  4. Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru

  5. Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru

  6. Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: школа.вашифинансы.рф

  7. Ваши финансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru

  8. Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru

  9. Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info

  10. Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru

  11. Журнал «Главбух» www.glavbukh.ru

  12. Сайт «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России» www.ipbr.org

  13. Бух. 1С. Интернет-ресурс для бухгалтеров www.buh.ru



























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов очно-дистанционного обучения

Освоенные умения:

 сопоставлять свои потребности и возможности, составлять личный финансовый план и бюджет;

 применять полученные знания по финансовой грамотности для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя,

налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

 анализировать состояние финансовых рынков, способы инвестирования денежных средств;

 применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнивать кредитные предложения, учитывать кредиты в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

-использовать знания банковские услуги для эффективных действий по финансовым ресурсам. Определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс.

- соотнести полученные знания по пенсионным реформам для личной практики.

- определять назначение видов налогов, рассчитывать налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

- оценивать и принимать ответственность за свои финансовые решения и применять защитные действия от финансового мошенничества.

  • выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

презентовать идеи открытия собственного

  • дела в профессиональной деятельности;

Усвоенные знания:

 структуру, способы составления и планирования личного и семейного бюджета;

 стратегии и способы достижения финансовых целей;

 инвестиции, накопления и инфляция, управления рисками при инвестировании; кредит и его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

- Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания.

- Государственная пенсионная система и реформы. Механизмы функционирования пенсионной системы РФ и возможности формирования будущей пенсии.

- Виды налогов. Налоговые вычеты, налоговая декларация.

-Виды финансового мошенничества. Финансовые пирамиды.

ОК1-ОК 9.


Формы:

Устный контроль:

фронтальный

индивидуальный

групповой

устный опрос;

дискуссии;

защита докладов;


Письменный контроль:

- выполнение самостоятельных работ;

- тестирование;

- решение ситуационных задач;

- выполнение практических кейс-заданий;



Методы:

Наблюдение за работой обучающихся.

Тестирование.

Игровые технологии обучения.

Кейс-технологии.

Проверка практических заданий.

Индивидуальная и групповая презентация (представление

выполненных заданий, защита проектных работ).


Экспертная оценка результатов

деятельности студентов при выполнении

практических работ, участии в ситуационно-ролевых, деловых играх, решении ситуационных задач, тестировании,

внеаудиторной самостоятельной работы.




1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!