МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия)
«Якутский индустриально-педагогический колледж»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Финансовая грамотность
Специальность _29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий_
Квалификация выпускника _Технолог - конструктор_
Форма обучения __очное_
Якутск, 2021г
Состав проектной группы по разработке образовательной программы:
-Харлампьева Аграфена Александровна
Одобрено на заседании кафедры___________________________________________
«___»________________20__г протокол №___
Заведующей кафедры_____________/________________/
ПРОВЕРЕНО:
научно-методическим кабинетом____________________/_____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Финансовая грамотность и предпринимательство» ………………………………………………………………………………………………...4 | | | 2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………...5 | | | 3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………..13 | | | 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………….…15 | | | | | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ и предпринимательство
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность и предпринимательство» является частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии ФГОС по реализуемым программам по специальностям / профессиям 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» имеет межпредметную связь с учебными общеобразовательными и профессиональными дисциплинами: история, география, математика, информатика, обществознание (включая экономику и право).
Изучение учебной дисциплины «Финансовой грмотности» завершается в другой форме контроля в рамках освоения ППССЗ.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
формы, виды и функции платёжных средств, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании;
цели, задачи и практические подходы к формированию личного и семейного бюджета;
источники и способы привлечения финансовых средств в личный бюджет;
виды налогов в РФ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, инвестиционные риски;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- - использовать электронные деньги при расчетах и плате товаров и услуг;
- оформлять документацию, необходимую для отчетности в налоговые органы РФ, страховые договоры, СНИЛС;
- находить и оценивать экономическую информацию;
- рационально планировать семейный бюджет;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося108 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 44 часов;
- самостоятельная работа 36 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансовая грамотность
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: |
лекции | 44 |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
Консультации | |
Итоговый контроль | Другая форма контроля 5 семестр, дифф зачет 6 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | | |
Цели и задачи основы финансовой грамотности и предпринимательства. И их роль в жизни населения РФ. | 4 | 1 |
Тема 1.1. Финансовое планирование семьи | Содержание учебного материала | | |
Источники финансовых средств семьи. Виды денежных средств. Доходы и способы их получения. Расчет личного и семейного бюджета | 4 | 2 |
| | 2 |
Тема 1.2. Банковская система РФ. Кредит и ее виды | Содержание учебного материала | | |
Банки. Банковские услуги населению. Работа банковской системы РФ. Центробанк. Расчетно-кассовые операции. Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Виды кредитов: потребительский и ипотека. Влияние кредитов на семейный бюджет. Рефинансирование кредитов. | 4 | 2 |
Тема 1.3. Страхование | Содержание учебного материала | | |
Виды страхования: имущества; страхование здоровья и жизни. Риски. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Деловая игра «Страховые агентства» | 12 | 2 |
Тема1.4 Инвестиции | Содержание учебного материала | | |
Виды инвестиции. Правила и принципы инвестирования. Фондовый рынок. Ценные бумаги. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Мастер-класс «Определение доходности и рисков от инвестиций» | 12 | 2 |
Тема 1.5 Пенсионная система РФ | Содержание учебного материала | | |
Виды пенсий: государственное обеспечение, добровольное (дополнительные) пенсионные накопления, накопительное и страховая пенсия. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). | 2 | 2 |
Тема 1.6 Налоги | Содержание учебного материала | | |
Характеристика налоговой системы. Виды налогов. Использование налоговых льгот и налоговых вычетов. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Формирование практических навыков получения налоговых вычетов, льгот для физических лиц Выбор режима налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса (сервисы ФНС) Новый порядок применения контрольно - кассовой техники Заполнение налоговой декларации | 12 | 2 |
Тема 1.7 Финансовое мошенничество | Содержание учебного материала | | |
Виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. | 4 | 2 |
| | |
| | |
| Раздел 2. Предпринимательская деятельность | | |
| Содержание учебного материала | | | |
Тема 2.1 Понятие и сущность предпринимательства | 1. Понятие предпринимательство, предприниматель 2. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 3. Предпринимательская среда | 6 | 2 | |
Тема 2.2 Бизнес-идея как основа проектируемого бизнеса | Содержание учебного материала | | | |
1. Бизнес-идея: понятие и классификация. Источники инновационных бизнес-идей. Методы выработки и адаптации бизнес-идей 2. Понятие бизнес-планирования и его основные цели. Бизнес-план: процесс планирования и типовое содержание бизнес-плана. Общая типовая структура бизнес-плана | 8 | 2 | |
Тема 2.3 Резюме бизнес-идеи. Описание компании | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Краткое описание проектируемого бизнеса / бизнес-идеи. 2. Характеристика продукта / услуги. Наименование продукции. Назначение и область применения. Основные характеристики. Конкурентоспособность. Патентоспособность и авторские права. Наличие или необходимость лицензирования. Степень готовности к выпуску и реализации продукции. | 4 | 3 | |
Тема 2.4 Целевой рынок | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Сегментация рынка. Анализ рынка и отрасли. Целевые рынки (целевые потребители). 2. Анализ рынков сбыта (оценка размера рынка и возможных тенденций его развития, оценка доли рынка и объема продаж, сегментация рынка и определение ниши продукта бизнеса). | 4 | 3 | |
Тема 2.5 Планирование рабочего процесса | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Организационный план. Основные участники проекта, их роль и порядок взаимодействия. 2. Производственный план. Формирование производственной базы предприятия и планирование его производственной деятельности. 3. Расчет затрат на открытие | 4 | 3 | |
Тема 2.6 Маркетинговый план и стратегия продаж | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Маркетинговый анализ бизнес-среды. 2. План продаж. 3. План PR и рекламы (маркетинговых коммуникаций) | 4 | 3 | |
Тема 2.7 Устойчивое развитие бизнеса | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Разработка и реализация стратегий развития бизнеса с разумным подходом к экологическим, социальным и экономическим факторам. 2. Оценка устойчивости спроса на продукцию и меры по поддержанию его на высоком уровне. 3. Экономический аспект устойчивого развития, в том числе, расчет точки безубыточности. 4. Кадровая политика предприятия, создание благоприятных условий для труда и отдыха сотрудников, их профессионального развития. 5. Календарный план работ по проекту бизнес-плана | 4 | 3 | |
Тема 2.8 Технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые показатели | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Способы финансирования проекта. Составление бюджета проекта. 2. Определение прогнозных объемов продаж. Расчет стоимости продукции. Ценообразование. 3. Эффективность проекта. | 4 | 3 | |
Тема 2.9 Презентация бизнес-плана | Содержание учебного материала | | | |
Практическое занятие 1. Техника презентации. 2. Защита бизнес-плана 3. Предпринимательский этикет | 4 | 3 | |
| Итоговый контроль другая форма контроля | 108 | | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено следующее специальное помещение: кабинет, оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя
- классная доска (стандартная),
- наглядные материалы,
техническими средствами обучения:
- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к интернет-ресурсам;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран;
-дистанционное обучение на площадках ZOOM, MOODLE, КлассРУ
3.2. Печатные издания
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 32 с.
Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 224 с.
Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 48 с.
Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085
Дополнительные источники:
Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Ре-жим доступа: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
Баринов, В. А. Бизнес-планирование : учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-082-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052230
Бизнес-планирование : учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014
Волков, А. С. Бизнес-планирование : учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263
Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум : НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215
Морошкин, В. А. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-012223-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177
Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2017. – 272 с.
Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие / Г.А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015386-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093094
Интернет-ресурсы
Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.cbr.ru
Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru
Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru
Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: школа.вашифинансы.рф
Ваши финансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru
Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru
Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info
Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru
Журнал «Главбух» www.glavbukh.ru
Сайт «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России» www.ipbr.org
Бух. 1С. Интернет-ресурс для бухгалтеров www.buh.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов очно-дистанционного обучения |
Освоенные умения: сопоставлять свои потребности и возможности, составлять личный финансовый план и бюджет; применять полученные знания по финансовой грамотности для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; анализировать состояние финансовых рынков, способы инвестирования денежных средств; применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнивать кредитные предложения, учитывать кредиты в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита. -использовать знания банковские услуги для эффективных действий по финансовым ресурсам. Определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс. - соотнести полученные знания по пенсионным реформам для личной практики. - определять назначение видов налогов, рассчитывать налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию. - оценивать и принимать ответственность за свои финансовые решения и применять защитные действия от финансового мошенничества. презентовать идеи открытия собственного Усвоенные знания: структуру, способы составления и планирования личного и семейного бюджета; стратегии и способы достижения финансовых целей; инвестиции, накопления и инфляция, управления рисками при инвестировании; кредит и его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита. - Расчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания. - Государственная пенсионная система и реформы. Механизмы функционирования пенсионной системы РФ и возможности формирования будущей пенсии. - Виды налогов. Налоговые вычеты, налоговая декларация. -Виды финансового мошенничества. Финансовые пирамиды. | ОК1-ОК 9. | Формы: Устный контроль: фронтальный индивидуальный групповой устный опрос; дискуссии; защита докладов; Письменный контроль: - выполнение самостоятельных работ; - тестирование; - решение ситуационных задач; - выполнение практических кейс-заданий; Методы: Наблюдение за работой обучающихся. Тестирование. Игровые технологии обучения. Кейс-технологии. Проверка практических заданий. Индивидуальная и групповая презентация (представление выполненных заданий, защита проектных работ). Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, участии в ситуационно-ролевых, деловых играх, решении ситуационных задач, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы. |
1