РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической географии
для 6 класса
/Учебники: География «Природа Земли и Человек», Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова;
География. «Природа и люди», под ред. А.И. Алексеева/
Составитель:
преподаватель географии -
Колесникова Л.А.
- Бишкек -
Пояснительная записка
к рабочей программе курса физической географии для 6 класса
Данная программа составлена на основе программы для среднего общего образования по географии. Содержательный статус программы - базовый. Исходными документом для составления рабочей программы учебного курса является компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования Кыргызской республики; поурочное планирование, составленное в соответствии с учебниками: География. Природа Земли и человек. 6 класс. - Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. – М.: Мнемозина, 2012 г; География. Природа и люди. 6 класс. - под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2010 г..
География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Практическая значимость школьного курса географии обусловлена тем, что объектом изучения этой науки является природа Земли и окружающий нас мир. География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения, проблемах взаимодействия природы и общества. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социализация, экологизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения.
Разработанная программа курса направлена на мотивацию к получению базовых знаний, развитие и воспитание разносторонней личности при использовании системно-деятельностного подхода в обучении, межпредметных связей, формирование ключевых компетенций.
Цель курса: формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; осознание обучающимися особенностей взаимодействия человека и природы; понимание основных природных, социальных, экологических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве; развитие практических умений и навыков применения знаний в реальной жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• ознакомление обучающихся с основными географическими понятиями, номенклатурой и закономерностями науки география;
• формирование географической культуры личности и овладение географическим языком;
• развитие умений и навыков использования источников географической информации, работы с тематическими картами;
• получение обучающимися знаний об особенностях земных оболочек (атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере) и взаимосвязанных природных явлениях в них;
• определение правильных пространственных представлений о природных системах Земли на локальном (местном) и глобальном уровнях.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно-ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).
Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Контроль уровня обученности соответствует требованиям обязательного минимума образования, включает следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверка качества усвоения материала и своевременной коррекции знаний обучающихся.
Срок реализации программы учебного предмета «Физическая география» для 6 класса - один учебный год (68 часов учебного времени, 2 часа в неделю), предусмотрены экскурсии во внеурочное время и творческая деятельность обучающихся.
Построение курса физической географии для 6 класса
Содержание программы соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. В процессе изучения материала рассматриваются понятия начального курса физической географии комплексно на планетарном, региональном уровнях. Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации, включение обязательных практических работ и разноуровневых заданий.
При составлении программы для учебного процесса предусмотрено использование двух учебников для общеобразовательных учреждений: «Природа Земли и Человек», Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова; «Природа и люди», под ред. А.И. Алексеева. Данный подход обеспечивает развитие интереса, получение большего объема знаний обучающимися, которые в 5 классе изучали курс естествознания.
В структурном соотношении курс состоит из 7 разделов.
В первом разделе «Планета Земля» (6 часов) обучающиеся знакомятся с предметом география как наукой о Земле и земной поверхности, задачами географии, историей географических открытий, современными методами получения информации и изучения планеты Земля. Расширяются знания о Солнечной системе, движении Земли и формировании земных сфер, распределении солнечного света и тепла.
Во втором разделе «План и карта» (9 часов) получают навыки ориентирования на местности, знакомятся с планом, правилами самостоятельного его составления, условными знаками, различными видами географических карт. Формируются умения чтения карт, определения масштаба. При изучении основных понятий градусной сети и географических координат развиваются навыки определения положения объекта на земной поверхности. Также рассматриваются особенности и значение аэрокосмических снимков и других источников географической информации.
Третий раздел «Литосфера. Рельеф Земли» (10 часов) направлен на изучение
внутреннего строения Земли, горных пород и минералов, полезных ископаемых, процессов формирования рельефа внутренними и внешними силами Земли. Определяется значимость движения литосферных плит. Обучающиеся знакомятся с опасными для жизни явлениями: землетрясения и вулканизм. Получая сведения о природе литосферы, оценивают взаимосвязь человека с окружающей средой и влияние хозяйственной деятельности человека.
В четвертом разделе «Гидросфера Земли» (13 часов) изучается состав и строение гидросферы, части Мирового океана, Мировой круговорот, выделяются особенности рельефа дна, свойства вод. Обращается внимание на воды суши (реки, озера, водохранилища), как важнейшие источники для живых организмов. Рассматриваются вопросы использования человеком природных ресурсов Мирового океана, необходимость бережного отношения к окружающей среде. Обучающиеся знакомятся с мерами защиты от загрязнения гидросферы, проблемами ледников и подземных вод. Выделяются проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле.
Пятый раздел «Атмосфера Земли» (10 часов) раскрывает состав и строение атмосферы, объясняет причины изменения и влияния температуры воздуха, атмосферного давления, влажности воздуха процессы формирования ветров, атмосферных осадков, облаков. Обучающиеся получают сведения об особенностях погоды и климата, процессах, влияющих на их формирование. Проводится анализ и оценка влияния погоды и климата на человека.
Взаимодействие оболочек Земли и природно-территориальные комплексы рассматриваются в разделе «Биосфера Земли» (12 часов). Обучающиеся получают знания о разнообразии почв, плодородии, круговороте веществ в биосфере. Биосфера изучается как сфера, обеспечивающая жизнь. Определяется также сущность понятия «географическая оболочка». Шестиклассники знакомятся с компонентами природных зон, культурными ландшафтами. Особое значение уделяется оценки необходимости проведения охранных мероприятий, личностного участия, создания биосферных заповедников во всем мире.
Завершают курс темы седьмого раздела «Земля – планета людей» (7 часов), в котором изучаются факторы, влияющие на численность населения. Распределение на земной поверхности. Определяются признаки расовой, языковой принадлежности. Обучающиеся знакомятся с культурой народов стран мира. Отмечается важность толерантного, дружественного отношения людей хрупкой планеты Земля, неразрывная связь человечества с окружающей средой.
В каждом разделе выделен один час времени для обобщения и закрепления изученного материала. По окончании курса проводится итоговый зачетный урок.
При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками.
Урок предполагает значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса на уроках и при подготовке домашнего задания.
Темы практических работ:
«Величайшие географические открытия»
«Составление и объяснение схемы: движение Земли вокруг Солнца»
«Определение направлений, сторон горизонта по компасу, азимуту»
«Составление простейшего плана местности»
«Определение по карте географических координат различных географических объектов» Практикум «Географическая карта»
«Определение минералов и горных пород по их морфологическим признакам»
Практикум «Описание форм рельефа»
«Нанесение на к/к объектов гидросферы»
«Определение географического положения моря по типовому плану»
«Определение географического положения реки»
«Определение географического положения и описание озера»
«Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры»
«Построение графика хода температур»
Решение задач на определение tо и давления
«Построение розы ветров»
«Обработка данных метеонаблюдений своей местности»
Практикум «Взаимосвязь компонентов ПК»
Практикум «Описание населенного пункта»
Перечень тем проектов и исследовательских работ:
1. Улица, на которой я живу.
2. История города в судьбе моей семьи
3. Истоки моего родства
4. Игры народов родного края
5. Семейные традиции и обычаи.
6. Живи, родник
7. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
8. Местные признаки предсказаний погоды
9. Зелёная аптека
10. Мой любимый уголок природы
Тематическое планирование курса
«Физической географии» для 6 класса (2 часа в неделю - 68 часов)
/Учебники: «Природа Земли и Человек», Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова;
«Природа и люди», под ред. А.И. Алексеева/
Разработано преподавателем географии: Колесниковой Л.А.
№ п/п | Тема урока | Тема практической работы | Кол-во часов |
Раздел 1. Планета Земля | 6 |
1 | География как наука | | 1 |
2 | Как люди открывали землю | «Величайшие географические открытия» | 1 |
3 | География сегодня | | 1 |
4 | Вселенная и человек | | 1 |
5 | Земля и Солнце | «Составление и объяснение схемы: движение Земли вокруг Солнца» | 1 |
6 | Обобщение изученного материала по теме «Планета Земля» | 1 |
Раздел 2. План и карта | 9 |
7 | Ориентирование на местности | «Определение направлений, сторон горизонта по компасу, азимуту» | 1 |
8 | План местности | «Составление простейшего плана местности» | 1 |
9 | Географическая карта | | 1 |
10 | Градусная сеть | «Определение по карте географических координат различных географических объектов» | 1 |
11 | Географические координаты | | 1 |
12 | | Практикум «Географическая карта» | 1 |
13 | Аэрокосмические снимки | | 1 |
14 | Источники географической информации | | 1 |
15 | Обобщение изученного материала по теме «План и карта» | 1 |
Раздел 3. Литосфера. Рельеф Земли | 10 |
16 | Внутреннее строение Земли | | 1 |
17 | Горные породы и минералы | «Определение минералов и горных пород по их морфологическим признакам» | 1 |
18 | Движение земной коры | | 1 |
19 | Землетрясения и вулканы | | 1 |
20 | Рельеф Земли. Равнины | | 1 |
21 | Горы суши | | 1 |
22 | | Практикум «Описание форм рельефа» | 1 |
23 | Силы Земли | | 1 |
24 | Полезные ископаемые. Природа литосферы | | 1 |
25 | Обобщение изученного материала «Литосфера Земли» | 1 |
Раздел 4. Гидросфера Земли | 13 |
26 | Состав и строение гидросферы | | 1 |
27 | Мировой круговорот | «Нанесение на к/к объектов гидросферы» | 1 |
28 | Изучение океанов и морей | «Определение географического положения моря по типовому плану» | 1 |
29 | Рельеф дна Мирового океана | | 1 |
30 | Свойства вод Мирового океана | | 1 |
31 | Природные ресурсы Мирового океана | | 1 |
32 | Воды суши. Реки | | 1 |
33 | Питание и режим рек | «Определение географического положения реки» | 1 |
34 | Озера, водохранилища | «Определение географического положения и описание озера» | 1 |
35 | Ледники | «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры» | 1 |
36 | Подземные воды | | 1 |
37 | Загрязнения гидросферы | | 1 |
38 | Обобщение изученного материала по теме «Гидросфера Земли» | 1 |
Раздел 5. Атмосфера Земли | 10 |
39 | Состав и строение атмосферы | | 1 |
40 | Температура воздуха | «Построение графика хода температур» | 1 |
41 | Атмосферное давление | Решение задач на определение tо и давления | 1 |
42 | Ветер | «Построение розы ветров» | 1 |
43 | Влажность воздуха | | 1 |
44 | Облака | | 1 |
45 | Атмосферные осадки | | 1 |
46 | Погода | «Обработка данных метеонаблюдений своей местности» | 1 |
47 | Климат | | 1 |
48 | Обобщение изученного материала «Атмосфера Земли» | 1 |
Раздел 6. Биосфера Земли | 12 |
49 | Взаимодействие оболочек Земли | | 1 |
50 | Почва. Плодородие почвы | | 1 |
51 | ПТК. Круговорот веществ в биосфере | | 1 |
52 | Биосфера – сфера жизни | | 1 |
53 | Географическая оболочка | | 1 |
54 | Природные зоны | | 1 |
55 | Природа полярных пустынь и тундры | | 1 |
56 | Природа лесов и степей | | 1 |
57 | Культурные ландшафты | | 1 |
58 | Биосферные заповедники мира | | 1 |
59 | | Практикум «Взаимосвязь компонентов ПК» | 1 |
60 | Обобщение изученного материала по теме «Биосфера Земли» | 1 |
Раздел 7. Земля – планета людей | 7 |
61 | Человек на Земле | | 1 |
62 | Расы и народы | | 1 |
63 | Языки народов мира | | 1 |
64 | Размещение населения | | 1 |
65 | Человек и окружающая среда | | 1 |
66 | | Практикум «Описание населенного пункта» | 1 |
67 | Обобщение изученного материала «Земля – планета людей» | 1 |
68 | Зачетный урок | | 1 |
| | Итого часов урочного времени | 68 |
Перечень тем экскурсий:
1. Наблюдений за погодой
2. Фенологических наблюдений в природе.
3. Наблюдения за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
4. Определение с помощью компаса сторон горизонта и азимута.
5. Наблюдение за облаками и облачностью.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
основные источники географической информации;
методы изучения Земли;
географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом;
современные способы создания карт,;
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Обучающиеся должны уметь:
показывать по физической карте полушарий, физической карте, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты;
читать карты различного содержания;
обозначать и надписывать их на контурной карте;
давать описания существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирование культуры, источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов;
составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи;
составлять описание природных объектов по типовому плану;
составлять описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
представлять результаты измерений в разной форме.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности;
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
учета фенологических изменений в природе, в своей местности;
проведения простейших наблюдений за географическими объектами;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;
самостоятельного поиска географической информации на местности и из различных источников;
оценки роли географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично.
Личностными результатами изучения предмета «География» является формирование:
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию;
• ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
• толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
• формирование коммуникативной компетентности в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• основ экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать достигнутые результаты;
• управлять и организовывать познавательную деятельность;
• определять цели и задачи учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы;
• составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
• выбирать средства достижения цели и применять их на практике.
Познавательные УУД:
• анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
• представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
• в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Алексеев А. И., Болысов С.И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010.
Петрова Н.Н., Максимова Н.А.; В.В. Николина. География. Природа Земли и Человек. 6 класс – М. «Мнемозина», 2012.
География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Контурные карты, 6 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
Презентации по темам изучаемого курса.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии