Мининская СОШ филиал
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1 Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО старший методист /_______/ Иргалинова Б.К. «____» ________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ зав.филеалом Мининской СОШ /___________ / А.Н.Андреева Приказ № ______ от «____» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 1 класса
Учитель: Рыбакова марина Владимировна
Высшей квалификационной категории
с. Минино, 2020 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по физической культуре предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного( началного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области.
- Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
- Примерной программы по учебным предметам: начальной школы (Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа/ Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2011)
- Авторской программы В.И. Лях Т., Рабочие программы к предметной линии учебников для учащихся 1-4 классов начальной школы, Лях В.И. Физическая культура (М.: «Просвещение» 2013.).
Цель обучения – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
обучение методике движений;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростносиловые, выносливость и гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Согласно учебному плану МАОУ Исетской СОШ№1 изучение отдельных элементов знания о поведении в экстремальных ситуациях, здорового образа жизни, знаний правил дорожного движения включены в содержание предмета «Физическая культура».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно ФГОС, предмет «Физическая культура» располагается в учебном плане в предметной области «Физическая культура». На изучение физической культуры в 1 классе отведено 99 часов, из расчѐта 3 часа в неделю (33 рабочие недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Ученик научится
использовать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекла-дине из виса лежа, кол-во раз | 11—12 | 9—10 | 7—8 | 9—10 | 7—8 | 5—6 |
Прыжок в длину с места, см | 118—120 | 115—117 | 105—114 | 116—118 | 113—115 | 95—112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2—6,0 | 6,7—6,3 | 7,2—7,0 | 6,3—6,1 | 6,9—6,5 | 7,2—7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Ученик получит возможность научиться
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы и на формирование правильной осанки.
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Характеристика основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости и координации. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время динамических пауз, прогулок и проведение игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и развития физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации: мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки ,прыжком переход в упор присев ,кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой, передвижение по гимнастической стенке, преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела:«Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Легкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжковые упражнения: на месте (на одной, на двух ногах), с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча (1кг.) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча на дальность и в вертикальную цель.
Кроссовая подготовка: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности; бег до 400 м., равномерный 3- 6-минутный бег.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».
Лыжная подготовка.
Спортивные игры.
Футбол. Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема (по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек); остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой), после ведения и остановки; ловля мяча на месте и в движении (высоко летящего, низко летящего, летящего на уровне головы); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); специальные передвижения без мяча — стойка баскетболиста; в стойке игрока, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; прыжок с двух шагов; ведение мяча (на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу); подвижные игры: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо».
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Знания о физической культуре | 6 |
2 | Легкая атлетика | 20 |
3 | Кроссовая подготовка | 10 |
4 | Спортивные игры | 13 |
5 | Гимнастика с основами акробатики | 17 |
6 | Лыжная подготовка | 15 |
7 | Подвижные игры | 11 |
8 | Подвижные игры с основами баскетбола | 7 |
Итого | 99 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема уроков | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Знания о физической культуре 1ч. |
1 | Что такое физическая культура? Правила по технике безопасности на уроках физической культуры. | 1 | | |
Легкая атлетика 9ч. |
2 | Ходьба и бег. Правила по ТБ на уроках лёгкой атлетики. | 1 | | |
3 | Ходьба и бег. | 1 | | |
4 | Ходьба и бег. | 1 | | |
5 | Ходьба и бег. | 1 | | |
6 | Прыжки. | 1 | | |
7 | Прыжки. | 1 | | |
8 | Прыжки. | 1 | | |
9 | Бросок малого мяча | 1 | | |
10 | Метание в цель. | 1 | | |
Знания о физической культуре 1ч. |
11 | Спортивная одежда и обувь. | 1 | | |
Подвижные игры 3ч. |
12 | Т.Б. Подвижные игры. Игра «К своим флажкам». | 1 | | |
13 | Подвижные игры. Игра «Два Мороза» | 1 | | |
14 | Подвижные игры. Игра «Класс, смирно!» | 1 | | |
Кроссовая подготовка 10ч. |
15 | Т.Б. Равномерный бег (3мин). | 1 | | |
16 | Равномерный бег (3мин). | 1 | | |
17 | Равномерный бег до 4 мин. | 1 | | |
18 | Равномерный бег до 4 мин. | 1 | | |
19 | Равномерный бег до 5 мин. | 1 | | |
20 | Равномерный бег до 5 мин. | | | |
21 | Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | | |
22 | Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | | |
23 | Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | | |
24 | Бег в чередовании с ходьбой. | 1 | | |
Знания о физической культуре 1ч. |
25 | Когда и как возникла физическая культура и спорт. | 1 | | |
Спортивные игры (футбол) 3ч. |
26 | Т.Б. на занятиях спортивными играми. Футбол. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места. | 1 | | |
27 | Удар по катящемуся мячу | 1 | | |
28 | Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема | 1 | | |
Гимнастика с основами акробатики 9ч. |
29 | Т.Б. Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
30 | Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
31 | Т.Б. Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
32 | Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
33 | Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
34 | Акробатика. Строевые упражнения | 1 | | |
35 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
36 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
37 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
Знания о физической культуре 1ч. |
38 | Твой организм. Осанка. | 1 | | |
Спортивные игры (баскетбол) 10ч. |
39 | Т.Б. Бросок и ловля мяча на месте. Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | | |
40 | Бросок и ловля мяча на месте. | 1 | | |
41 | Ловля мяча на месте. | 1 | | |
42 | Ловля мяча на месте. | 1 | | |
43 | Ловля и передача мяча снизу на месте. | 1 | | |
44 | Ловля и передача мяча снизу на месте. | 1 | | |
45 | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | | |
46 | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | | |
47 | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | | |
48 | Бросок мяча снизу на месте в щит. | 1 | | |
|
49 | Вводный урок | 1 | | |
50 | Передвижение скользящим шагом. | 1 | | |
51 | Передвижение скользящим шагом. Эстафета на лыжах. | 1 | | |
52 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
53 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
54 | Передвижение на лыжах ступающим и скользя-щим шагом. | 1 | | |
55 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
56 | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
57 | Попеременно двухшажный ход. Игры на лыжах. | 1 | | |
58 | Попеременно двухшажный ход. Игра «По местам». | 1 | | |
59 | Попеременно двухшажный ход. | 1 | | |
60 | Попеременно двухшажный ход. ОРУ на лыжах. | 1 | | |
61 | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». | 1 | | |
62 | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. | 1 | | |
63 | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. | 1 | | |
Гимнастика с основами акробатики 8ч. |
64 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
65 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
66 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
67 | Равновесие. Строевые упражнения | 1 | | |
68 | Опорный прыжок, лазание | 1 | | |
69 | Опорный прыжок, лазание | 1 | | |
70 | Опорный прыжок, лазание | 1 | | |
71 | Опорный прыжок, лазание | 1 | | |
Знания о физической культуре 1ч. |
72 | Органы чувств. | 1 | | |
Подвижные игры 8ч. |
73 | Подвижные игры. Игра «Через кочки и пенечки» | 1 | | |
74 | Подвижные игры. Игра «Кто дальше бросит». | 1 | | |
75 | Подвижные игры. | 1 | | |
76 | Подвижные игры. Игра «Капитаны» | 1 | | |
77 | Подвижные игры. Игра «Попрыгунчики-воробушки». | 1 | | |
78 | Подвижные игры. Игра «Пятнашки » | 1 | | |
79 | Подвижные игры. Игра«Два Мороза». | 1 | | |
80 | Подвижные игры. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | | |
Знания о физической культуре 1ч. |
81 | Личная гигиена. | 1 | | |
Легкая атлетика 11ч. |
82 | Ходьба и бег | 1 | | |
83 | Ходьба и бег | 1 | | |
84 | Бег по пересеченной местности | 1 | | |
85 | Бег по пересеченной местности | 1 | | |
86 | Прыжок в длину с места. | 1 | | |
87 | Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. | 1 | | |
88 | Прыжок в длину с места, с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги. | 1 | | |
89 | Метание мяча в цель | 1 | | |
90 | Метание мяча в цель | 1 | | |
91 | Метание мяча из разных положений. | 1 | | |
92 | Первая помощь при травмах. | 1 | | |
Подвижные игры на основе баскетбола 7 ч. |
93 | Т.Б. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 1 | | |
94 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 1 | | |
95 | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. | 1 | | |
96 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. | 1 | | |
97 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловля и передача мяча снизу на месте. | 1 | | |
98 | Ведение мяча на месте | 1 | | |
99 | Ведение мяча на месте | 1 | | |