Пояснительная записка.
Тематическое планирование составлено в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди обучающихся специальных классов VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Основные цели и задачи
Программа физического воспитания учащихся 5 – 10 классов коррекционной школы (8 вид) направлена на формирование у учащихся целостного представления о физической культуре, способности включиться в производительный труд.
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение основных задач физического воспитания
Укрепление здоровья физического развития, повышение работоспособности учащихся;
Приобретение знаний в области гигиены, теоретические сведения о физкультуре;
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
Развитие чувства темпа, ритма и координации движений;
Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движениях;
Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на проведение уроков физической культуры отводится 3 часа в неделю. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры – подвижные и спортивные. Из них на изучение гимнастики - 12 часов, на изучение легкой атлетики - 20 часа, подвижных игр – 20 часов, лыжной подготовки – 16 часов. Таким образом тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
Учебно-методический комплект включает в себя:
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой;
П о с о б и е д л я у ч и т е л я :
В. М. Мозговой
«Уроки физической культуры в начальных классах» В. М. Мозговой
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания.
Тематический план
Тема | Количество часов | Цель изучения. Коррекционные задачи. | Обязательные результаты обучения |
Гимнастика | 12 | Познакомить учащихся с различными общеразвивающими упражнениями с предметами и без. Лазание, висы, физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. Корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, развития силы и ловкости, совершенствовать навыков координации и равновесия. Осуществлять коррекцию основного и сопутствующих дефектов. | Знать: правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: «Направо!», «Налево!». Уметь: выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом», соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствий; лазать по канату произвольным способом; выбирать наиболее удачный способ переноса груза. |
Легкая атлетика | 20 | Познакомить обучающихся с различными видами ходьбы, бега, прыжков, метание. Выполнение строевых упражнений, коррекцию дыхания, моторики, осанки формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Развивать у детей быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость, быстроту реакции. Корригировать развитие точности, ловкости действий с предметами, глазомера. Содействовать формированию определенных двигательных качеств. | Знать: фазы прыжка в длину с разбега Уметь: выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бегать на время 60; выполнять прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1 м, прыгать в высоту способом «перешагивание» с шагом разбега. |
Подвижные игры Пионербол Баскетбол | 20 | Расширить представления учащихся об играх с элементами строя; бега; прыжков; метания. Систематизировать представления учащихся о правилах игры в пионербол. Совершенствовать двигательные и физические навыки, вести коррекцию имеющихся нарушений физического и интеллектуального развития. Сформировать представление о спортивной игре баскетбол, некоторых ее правилах. Корригировать навыки владения мячом. Корригировать умения организовывать и регулировать свою деятельность во время игр | Знать правила некоторых подвижных игр, расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих в пионерболе, правила игры в баскетбол. Уметь играть в подвижные игры, соблюдая правила, подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса, вести мяч с различными заданиями; ловить и передавать мяч. |
Лыжи | 16 | Расширять представления учеников о способах катания на лыжах. Способствовать развитию движений, коррекции осанки, дыхания, координации, моторики и др. | Знать: как бежать по прямой и по повороту. Уметь: координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное катание до 200-300 м. |
Поурочное планирование 5 д класс
| Дата | Тема урока | Домашнее Задание |
1 | | Техника безопасности на уроках физической культуры. Правила поведения в физкультурном зале. Подвижная игра «Салки». | ОРУ без предметов. |
3 | | Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя ОРУ во время ходьбы. Равномерный бег. Метание малого мяча. | Метание мяча. |
4 | | Метание малого мяча в цель. Бег с преодолением небольших препятствий. Игра «Карусель»; | Метание мяча. |
5 | | Ходьба с остановками для выполнения заданий, метания в вертикальную цель. Бег на скорость. Игра «Карусель». | Бег на скорость. |
6 | | Бег 60 м с низкого старта, метание в движущуюся цель. Игра «Карусель». | Стартовый разгон. |
7 | | Сочетание разновидностей ходьбы, метание на дальность. Бег 60 м на результат. Игра «Лапта». | Метание на дальность. |
8 | | Упражнения с гимнастическими палками, ходьба, бег. Метание на результат, прыжок в длину с разбега. Челночный бег. Игра «Удочка». | Прыжки с разбега. |
9 | | Челночный бег. Прыжки в длину с разбега на результат. Игра «Бег за флажками». | Прыжки через скакалку. |
10 | | Упражнения с малыми мячами, прыжки в длину с места. Игры «Веревочный круг», «Кто быстрее?». | Прыжки с места в длину. |
11 | | Прыжки через скакалку на месте, бег в среднем темпе. Прыжки в длину на результат, игра «По сигналу». | Прыжки через скакалку. |
12 | | Комплекс упражнений с набивными мячами. Бег широким шагом. Игра «Второй лишний». | Равномерный бег. |
13 | | Бег с преодолением малых препятствий, прыжки через набивные мячи. Игра «Пустое место». | Прыжки через предмет |
14 | | Упражнения с набивными мячами. Ходьба с остановкой для выполнения заданий. Игра «Лишний игрок». | Прыжки через предмет. |
15 | | Чередование напряженной ходьбы с расслабленным туловищем. Отжимания. Игра «Лишний игрок». | Отжимания. |
16 | | Смена ног при ходьбе. Понятие «интервал». Бег в различном темпе. Эстафеты. Игра «Прыжки по полоскам». | Прыжки через скакалку. |
17 | | Упражнения с удержанием груза на голове, приседание. Наклоны на гимнастической стенке. Ходьба по гимнастической скамейке с грузом. | Приседания с грузом на голове. |
18 | | Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения на расслабление мышц, кувырок вперед и назад. | Кувырки. |
19 | | «Мостик» из положения лежа. Опорный прыжок через козла. Игра «Прыжок за прыжком». | «Мостик». |
20 | | Повороты кругом без контроля зрения; прыжок через козла. Лазание по гимнастической стенке. | «Мостик». |
21 | | Ходьба по ориентирам, начерченным на бревне. Подлезание под препятствие без контроля зрения. Подтягивание в висе. | Подтягивания. |
22 | | Ходьба по диагонали по начерченной линии. Передвижение по наклонной плоскости, прыжок через коня. | Подтягивания. |
23 | | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке, по канату. Прыжки в длину с разбега в обозначенное место. | Отжимания, пресс. |
24 | | Подлезание и перелезание через препятствия. Лазанье по канату способом в три приема. | Отжимания пресс. |
25 | | Упражнения с обручами. Лазание по канату. Прыжок через козла. | Прыжковые упражнения. |
26 | | Строевые упражнения. Равновесие «ласточка». Ходьба по скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча Расхождение вдвоем при встрече поворотом. | Равновесие «Ласточка2. |
27 | | Упражнения для развития гибкости. Простейшие акробатические комбинации. | Упражнения на гибкость. |
28 | | Простейшие акробатические комбинации. Игра «Охотники и утки», «Чей голос?». | Упражнения на равновесие. |
29 | | Правила пионербола. Подача двумя руками. Розыгрыш мяча на три паса. | Подбрасывание и ловля мяча. |
30 | | Боковая и прямая подача. Приемы передачи мяча в пионерболе. Нападающий удар. | Броски мяча в пол с отскоком. |
31 | | Ловля и подача мяча. Упражнения в парах. | ОРУ с мячом. |
32 | | Упражнения с мячом в парах. Учебная игра. | Ловля мяча после отскока. |
33 | | Требования к одежде лыжника. Правила обращения с лыжным инвентарем. Подбор лыж. | Передвижение на лыжах. |
34 | | Построение в одну колонну с лыжами и на лыжах. Передвижение на лыжах. | Передвижение на лыжах. |
35 | | Повороты на лыжах. Ступающий, скользящий шаг. Передвижение на лыжах. Спуск в нижней стойке. | Передвижение скользящим шагом. |
36 | | Передвижение на лыжах ступающим шагом. Спуск в основной стойке. | Спуски, подъемы. |
37 | | Передвижение на лыжах скользящим шагом. Подъем наискось. | Спуски, подъемы. |
38 | | Передвижение на лыжах. Подъем «лесенкой». | Подъем «лесенкой». |
39 | | Передвижение на лыжах в медленном темпе 800 м. | Спуски. Подъем «лесенкой». |
40 | | Передвижение на лыжах 600 м. Игра «Кто дальше?». | Подвижные игры на лыжах. |
41 | | Передвижение на лыжах на скорость 40 – 60м. Игра «Кто быстрее?». | Передвижение на скорость. |
42 | | Передвижение на лыжах на скорость 40 – 60м. Подъем «елочкой». Спуск с горки в основной стойке. | Подъем «елочкой». |
43 | | Подъема лесенкой, спуск в различных стойках. Игра «Точно в ворота». | Спуск в различных стойках. |
44 | | Подъемы, спуски в различных стойках | Спуск в различных стойках. |
45 | | Зачет по выполнению спуска в средней стойке. Игра «Кто дальше?». | Спуски, подъемы. |
46 | | Передвижение на лыжах. Игра «Снайперы». | Передвижение на лыжах. Подвижные игры. |
47 | | Эстафеты на лыжах. | Произвольное катание. |
48 | | Подвижные игры на лыжах. | Произвольное катание. |
49 | | Правила игры в баскетбол. Правила поведения при обучении баскетболу. | Правила баскетбола. |
50 | | Основная стойка. Передвижения без мяча. Эстафеты. | Упражнения с мячом. |
51 | | Передвижение с ударами мяча об пол. Эстафеты с мячом. | Броски и ловля мяча. |
52 | | Ведение мяча. Остановка по сигналу. Игра «Мяч соседу». | Ведение мяча. |
53 | | Ловля и передача мяча. Игра «Не дай мяч водящему. | Ведение, броски и ловля мяча. |
54 | | Упражнения с мячом в парах. Игра «Сохрани позу». | Подвижные игры с мячом. |
55 | | Построение в колонну по одному. Упражнения с волейбольными мячами. Работа в парах. | Упражнения с мячом. |
56 | | Учебная игра в пионербол. | Упражнения с мячом. |
57 | | Упражнения на координацию движений. Метание мячей в цель. Прыжки в высоту. | Подвижные игры с прыжками. |
58 | | Ходьба с предметами. Прыжки в высоту. Бег широким шагом. | Прыжковые упражнения.. |
59 | | Упражнения на координацию движений. Прыжки в высоту на результат. Игра «Прыгуньи и пятнашки». | Прыжки в длину. Бег. |
60 | | Метание на дальность. Стартовый разгон. Финиширование. Челночный бег на результат. Игра «Лапта». | Техника метания мяча. |
61 | | Метание на дальность на результат. Бег 60 м. Игра «Точно в цель». | Метание на дальность. |
62 | | Медленный бег. Метание в вертикальную цель. Бег 60 м. Игра «Точно в цель». | Подвижные игры с метанием. |
63 | | Метание в движущуюся цель. Бег 60 м на результат. Игра «Снайперы». | Бег в чередовании с ходьбой. |
64 | | Бег в чередовании с ходьбой. Бег с преодолением препятствий. Игра «Пустое место». | Подвижные игры с бегом. |
65 | | Ходьба. Упражнения без предметов. Эстафетный бег. Бег в чередовании с ходьбой, игра «Лишний игрок». | Прыжки через скакалку. Пресс. |
66 | | Бег в чередовании с ходьбой. Прыжки с места. Кроссовый бег. | Прыжки через скакалку. Пресс |
67 | | Медленный бег в чередовании с ходьбой. Кросс 1000 м на результат. Игра «Пустое место». | Равномерный бег. |
68 | | Подвижные игры по выбору. | Подвижные игры. |