Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1
г. Демидова Смоленской области
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 1 «30» августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 1г.Демидова __________________/Маслова Ю.В./ ФИО «30» августа 2019г. | «Утверждаю» И.о. директора МБОУ СШ № 1г.Демидова ______________/Кривовяз Л. И../ ФИО Приказ №_30 «30_» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физическая культура, 3 класс
предмет, класс
Маменков Алексей Анатольевич , первая
Ф.И.О. учителя, категория
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г.Демидова на 2019/2020 учебный год.
На основе:
примерной программы начального общего образования по предмету «Физическая культура»;
Комплексной программы физического воспитания школьников 1-11классы. Автор-составитель: В.И. Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 3 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из сложных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (совместно с учителем и самостоятельно) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы; высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
прислушиваться к партнёру по общению, не конфликтовать, употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять и выполнять различные роли (лидера, исполнителя) при выполнении заданий;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, через словари и справочники;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное. Социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры ит.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и т.д.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков технического исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание курса
«Знания о физической культуре» (4 часа)
Организационно-методические требования на уроках физической культуры, знакомство с историей возникновения и правилами спортивной игры баскетбол, виды и правила закаливания, знакомство с правилами игры волейбол. «Гимнастика с элементами акробатики» (27 часов)
Выполнение строевые упражнений (строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в две, три шеренги), разминки в движении, на месте, с короткой скакалкой, с обручами, малым мячом, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки, выполнять упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, отжимания, подъём туловища из положения лежа, подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, запоминать временные отрезки, выполнять перекаты, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить станции круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке, лазать по канату в три приема, выполнять стойку мост, стойку на лопатках, висеть завесом одной и двумя ногами на перекладине. Прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку, прыгать в скакалку в тройках, выполнять упражнения на гимнастическом бревне. Лазать по наклонной гимнастической скамейке, выполнять вращение обруча;
«Легкая атлетика» (27 часов)
Техника высокого старта, техника метания мяча на дальность, бег на дистанцию 30м на время, выполнять челночный бег 3х10м на время, прыжки в длину с места и с разбега. Прыжки в высоту с прямого разбега и бокового разбега, броски набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метание мяча на точность, прохождение полосы препятствий; техника равномерного бега, бежать в равномерном темпе до 10мин, комплекс специальных беговых упражнений, бегать 1 км;
«Подвижные и спортивные игры» (33 часа)
Подвижные игры «Ловишка», «Салки», «Салки – дай руку», «Пятнашки», «Собачки», «Точно в цель», «Бросай далеко - собирай быстрее», «Охотники и утки», «Два огня», «Невод», «Белые медведи», «Пустое место», «Вышибалы», «Пионербол», «Совушка», «Вызов номеров», «Передал – садись», «Ловцы обезьян», «Мяч по кругу», «Мяч среднему», «Кошки – мышки», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Лапта», «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Чай-чай, выручай!», «Золотые ворота», «Лишнее движение», «Съедобное – несъедобное», «Фигуры»; «Подвижные игры на основе баскетбола» - стойка баскетболиста, ведение мяча на месте, в движении прямо, змейкой, с изменением направления правой и левой рукой, передача мяча в парах на месте и в движении, эстафеты, броски мяч в кольцо различными способами, подвижная игра «Мяч ловцу» и баскетбол по упрощенным правилам.
«Лыжная подготовка» (10 часов)
Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками и без них, повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъемы: «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»; спуск со склона в основной и низкой стойках; подвижные игры на лыжах.
Тематическое планирование
Раздел программы | Кол-во часов |
Знания о физической культуре | 4 |
Гимнастика с элементами акробатики | 27 |
Легкая атлетика | 28 |
Подвижные и спортивные игры | 33 |
Лыжная подготовка | 10 |
Общее количество часов | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата |
| Знания о физической культуре | 1 | |
1 | Инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Организационно-методические требования на уроках физической культуры. | 1 | |
| Легкая атлетика | 5 | |
2 | Тестирование бега на 30м с высокого старта. | 1 | |
3 | Техника челночного бега. | 1 | |
4 | Тестирование челночного бега 3х10м. | 1 | |
5 | Способы метания мяча на дальность. | 1 | |
6 | Тестирование метания мяча на дальность. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 1 | |
7 | Передача мяча способами «сверху» и «от груди». | 1 | |
| Знания о физической культуре | 1 | |
8 | Спортивная игра «Баскетбол». Инструктаж по ТБ на уроках по баскетболу. | 1 | |
| Легкая атлетика | 5 | |
9 | Прыжок в длину с разбега. | 1 | |
10 | Прыжки в длину с разбега на результат. | 1 | |
11 | Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега. | 1 | |
12 | Техника равномерного бега. | 1 | |
13 | Тестирование бега на выносливость 500м. | 1 | |
| Гимнастика с элементами акробатики. | 2 | |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 | |
15 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30с. | 1 | |
| Легкая атлетика | 1 | |
16 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 10 | |
17 | Подвижная игра «Перестрелка». | 1 | |
18 | Баскетбольные упражнения. | 1 | |
19 | Баскетбольные упражнения в парах. | 1 | |
20 | Различные варианты баскетбольных упражнений. | 1 | |
21 | Подвижная игра «Осада города». | 1 | |
22 | Броски и ловля мяча в парах. | 1 | |
23 | Ведение мяча. | 1 | |
24 | Передача мяча на месте в парах. | 1 | |
25 | Передача мяча в движении в парах. | 1 | |
26 | Подвижные игры. | 1 | |
| Знания о физической культуре | 1 | |
27 | Закаливание. | 1 | |
| Гимнастика с элементами акробатики. | 21 | |
28 | Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Кувырок вперед. | 1 | |
29 | Кувырок вперед с разбега через препятствие. | 1 | |
30 | Варианты выполнения кувырка вперед. | 1 | |
31 | Кувырок назад. | 1 | |
32 | Кувырки | 1 | |
33 | Круговая тренировка. | 1 | |
34 | Стойка а голове. | 1 | |
35 | Стойка на руках. | 1 | |
36 | Висы. Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. | 1 | |
37 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | 1 | |
38 | Тестирование виса на время. | 1 | |
39 | Лазание и перелезание по гимнастической стенке. | 1 | |
40 | Прыжки в скакалку. | 1 | |
41 | Прыжки в скакалку в тройках. | 1 | |
42 | Лазание по канату в три приема. | 1 | |
43 | Опорный прыжок на стопку матов. | 1 | |
44 | Опорный прыжок на гимнастического козла. | 1 | |
45 | Круговая тренировка. | 1 | |
46 | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. | 1 | |
47 | Варианты упражнений на равновесие. | 1 | |
48 | Круговая тренировка. | 1 | |
| Лыжная подготовка | 10 | |
49 | Инструктаж по ТБ при занятиях по лыжной подготовке. Построение в шеренгу с лыжами. | 1 | |
50 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах. | 1 | |
51 | Повороты на лыжах переступанием и прыжком. | 1 | |
52 | Попеременный двушажный ход на лыжах. | 1 | |
53 | Подъем «поуелочкой» и «елочкой», спуск со склона в основной стойке. | 1 | |
54 | Подъем «лесенкой» и торможение «плугом». | 1 | |
55 | Передвижение и спуск на лыжах «змейкой». | 1 | |
56 | Подвижная игра «Накаты». | 1 | |
57 | Спуск на лыжах со склона в низкой стойке. | 1 | |
58 | Контрольный урок по лыжам. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 12 | |
59 | Подвижные игры. Метание снежков в горизонтальную цель. | 1 | |
60 | Подвижные игры. Метание снежков в вертикальную цель. | 1 | |
61 | Ведение мяча на месте. | 1 | |
62 | Ведение мяча в движении шагом прямо. | 1 | |
63 | Ведение мяча с изменением направления. | 1 | |
64 | Эстафеты с мячом. | 1 | |
65 | Подвижная игра «Мяч ловцу». | 1 | |
66 | Бросок мяча в кольцо способом «снизу». | 1 | |
67 | Бросок мяча в кольцо двумя руками сверху. | 1 | |
68 | Подвижная игра «Мяч среднему». | 1 | |
69 | Подвижная игра «Передал – садись». | 1 | |
70 | Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | |
| Легкая атлетика | 6 | |
71 | Полоса препятствий. | 1 | |
72 | Усложненная полоса препятствий. | 1 | |
73 | Прыжок в высоту с прямого разбега. | 1 | |
74 | Прыжок в высоту с прямого разбега на результат. | 1 | |
75 | Прыжок в высоту спиной вперед. | 1 | |
76 | Прыжки на мячах-хопах. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 4 | |
77 | Эстафеты с волейбольными мячами. | 1 | |
78 | Подвижные игры с мячом. | 1 | |
79 | Броски мяча через волейбольную сетку. | 1 | |
80 | Подвижная игра «Пионербол». | 1 | |
| Знания о физической культуре | 1 | |
81 | Волейбол как вид спорта. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 2 | |
82 | Подготовка к иге в «Пионербол». | 1 | |
83 | Урок-игра. «Пионербол». | 1 | |
| Легкая атлетика | 2 | |
84 | Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу». | 1 | |
85 | Броски набивного мяча правой и левой рукой. | 1 | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 2 | |
86 | Тестирование виса на время. | 1 | |
87 | Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 | |
| Легкая атлетика | 1 | |
88 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 2 | |
89 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из положения лежа согнувшись. | 1 | |
90 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 секунд. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 2 | |
91 | Знакомство с футболом. | 1 | |
92 | Спортивная игра «Футбол». | 1 | |
| Легкая атлетика | 5 | |
93 | Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 | |
94 | Промежуточная аттестация. Теоретическая часть. Контрольная работа. | 1 | |
95 | Промежуточная аттестация. Практическая часть. Контрольные тесты. | 1 | |
96 | Тестирование челночного бега 3х10м. | 1 | |
97 | Тестирование метания мяча на дальность. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры | 2 | |
98 | Подвижная игра «Собачки ногами». | 1 | |
99 | Подвижная игра «Флаг на башне». | 1 | |
| Легкая атлетика | 1 | |
100 | Бег на 1000м. | 1 | |
| Подвижные и спортивные игры. | 2 | |
101 | Спортивные игры. | 1 | |
102 | Итоговый урок. Урок-соревнование. Эстафеты. | 1 | |
| Итого | 102 | |
Материально-техническое обеспечение курса
Библиотечный фонд:
стандарт начального общего образования по физической культуре;
примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (1 – 4классы);
рабочие программы о физической культуре;
учебники и пособия. Которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
методические издания по физической культуре для учителей.
Демонстрационный материал:
таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
плакаты методические;
портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
Технические средства:
телевизор с универсальной приставкой;
аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок;
мегафон;
экран навесной;
цифровая видеокамера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое напольное;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
палки гимнастические;
скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
маты гимнастические;
перекладина навесная;
канат для лазания;
комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);
мячи набивные (1 кг);
мячи-хопы;
мячи массажные;
мячи малые (теннисные, резиновые);
мячи средние резиновые;
мячи большие (резиновые, волейбольные, баскетбольные, футбольные);
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетки измерительные (10м и 50м);
щиты с баскетбольными кольцами;
стойки волейбольные;
стойки с баскетбольными кольцами;
сетка волейбольная;
конусы;
футбольные ворота;
аптечка медицинская.
Список литературы
Зимние подвижные игры. 1-4 классы / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев, М., ВАКО,2009.
Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2011.
Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: Пособие для учителя. М.; Просвещение,2014.
Патрикеев А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 3 класс. М.; ВАКО, 2013.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.; Просвещение,2010.
Подвижные игры. 1-4 классы / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. М.; ВАКО, 2007.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М.; Просвещение, 2011.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»; федеральный выпуск №5976 от 31.12.2012.
Физическая культура. 3 класс: Система уроков по учебнику А.П. Матвеева / Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. Волгоград: Учитель, 2012.