Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № ______ от 31.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019 – 2020 учебный год
по физической культуре
Уровень образования (класс) основное общее, 5 «а» класс__
Общее количество часов ___70
Количество часов в неделю 2 часа в неделю
Учитель физической культуры Шпак Алексей Викторович________________
Квалификационная категория первая.
Программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013.
2019год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 5 класс составлена на основе:
-требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2008 г.;
-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 112 от 26.06.2017г.);
-Учебного плана МБОУ Советской СОШ на 2017-2018 учебный год в рамках реализации БУП – 2008;
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2013.
- УМК: учебник: Физическая культура 5-6-7 классы, М.Я. Виленский «Просвещение» 2014г
Изучение физической культуры в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В направлении личностного развития:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре
2. В метапредметном направлении :
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья.
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления
3. В предметном направлении :
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.;
Для достижения поставленных целей в 5 классе необходимо решение следующих задач:
1) укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
2) формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
3) освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
4) обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
5) усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета.
1.Предметные результаты.
1 «Основы знаний».
учащиеся научатся:
Приёмам закаливания.
Приёмам самоконтроля.
Научатся приёмам оказания первой медицинской помощи при травмах и ушибах.
учащиеся получат возможность узнать:
Получат возможность узнать об истории возникновения и развития Олимпийского движения.
Об росто-вессовых показателей человека.
2. «Спортивная игра. Волейбол».
учащиеся научатся:
Передачам мяча двумя руками сверху.
Подавать нижнюю прямую подачу.
Приемам мяча с низу.
учащиеся получат возможность научиться:
Владению знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма,
Способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры,
Основным правилам игры в волейбол.
3. «Спортивная игра. Баскетбол».
учащиеся научатся:
Ведению мяча.
Бросать мяч двумя руками от груди.
Ловля и передача двумя руками от груди.
учащиеся получат возможность научиться:
играть по упрощённым правилам.
управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности
Технике безопасности игры в баскетбол.
4. «Гимнастика».
учащиеся научатся:
Выполнять комбинации из разученных элементов.
Лазать по канату в два приёма,
Прыгать через козла.
Выполнять «мост» из положения лежа.
учащиеся получат возможность научиться:
Составлять комплекс УГГ.
Страховке и самостраховке на снарядах.
5. «Легкая атлетика».
учащиеся научатся:
выполнять бег на короткие дистанции с максимальной скоростью;
метать мяч в цель и на дальность.
Выполнять прыжки в длину и высоту на заданный результат.
учащиеся получат возможность научиться:
активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
6. «Кроссовая подготовка»
учащиеся научатся:
1) преодолевать кроссовую дистанцию на 1 км на заданный результат
учащиеся получат возможность научиться:
Правилам поведения на уроках.
2.Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
1) навыки выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
2) навыки выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) умения максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
3 Метапредметные результаты:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) пониманию физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.;
2) бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявлению доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
3) уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
4) поддержанию оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления;
учащиеся получат возможность научиться:
1) пониманию культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
познавательные
учащиеся научатся:
1) основным направлениям развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
3) преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
4) организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
учащиеся получат возможность научиться:
1) организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
2) организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
3) осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи;
4.Коммуникативные результаты.
учащиеся научатся:
1) отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание программы по учебному предмету «физическая культура» 5 класс (ФГОС ООО) для 5-7 классов рассчитано на 2 ч. в неделю, программа рассчитана на 70 часов, но в связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 68 ч. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» 5 класс.
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Основы знаний Страницы истории. Познай себя. Здоровье и здоровый образ жизни. Самоконтроль. Первая помощь при травмах. | В процессе урока. | Опрос, наблюдение |
2 | Спортивные игры ( баскетбол ) Остановка двумя шагами Ведение (с изменением скорости, направления и высоты отскока). Передачи (одной от плеча, двумя от груди). Броски (бросок одной от плеча с места и после ведения). | 12ч. | Опрос, наблюдение, зачёт (по технике выполнения). |
3 | Спортивные игры (волейбол ) Передачи мяча (сверху и снизу, над собой и в парах ,после перемещения, через сетку ). Приём мяча (снизу, с подачи). Нижняя прямая подача (на силу, по зонам). | 13ч. | Опрос, наблюдение, зачёт (по технике выполнения). |
4 | Гимнастика Лазание по канату в два и три приёма. Опорный прыжок (ноги врозь, козёл в ширину, высота 100-110 см.) Мальчики: Акробатика (кувырок вперёд ноги скрестно, кувырок назад в стойку ноги врозь, стойка на лопатках). Перекладина (подъём переворотом, перемах правой (левой), соскок махом назад). Брусья (размахивание в упоре, соскок махом назад). Кольца (вис согнувшись, вис прогнувшись, выкрутом назад вис стоя). Девочки: Акробатика (кувырки назад, вперёд ноги скрестно, стойка на лопатках, «мост»). Равновесие (ходьба на носках, с хлопками под ногой, поворот в приседе, соскок прогнувшись). Брусья р/в. (подъём переворотом на н/ж., соскок махом назад с поворотом). | 14 ч. | Опрос, наблюдение, зачёт (по технике выполнения, по физической подготовленности), тест. |
5 | Лёгкая атлетика Бег (низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование, бег 30,60 м, челночный бег 3 по 10 м.). Прыжки (в длину способом «согнув ноги», высоту способом «перешагивание») Метание (мяч 150 метание в горизонтальную цель и на дальность). | 19ч. | Опрос, наблюдение, зачёт (по технике выполнения, по физической подготовленности), тест. |
6 | Кроссовая подготовка Бег по пересечённой местности 1000 и 1500 м., высокий старт, бег по дистанции, финиширование, равномерный бег до 10 мин., преодаление препятствий). | 12 ч. | |
Опрос, наблюдение, зачёт (по технике выполнения, по физической подготовленности), тест. |
Календарно-тематическое планирование
( 2 часа в неделю, всего – 68 часа)
№ урока | Раздел, тема. | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Лёгкая атлетика 6 ч. |
1 | Инструктаж по Т. Б. высокий старт и стартовый разгон. Встречные эстафеты. | 1 | 03.09 | |
2 | Высокий старт, финиширование. Бег 30м. Метание мяча в цель | 1 | 05.09 | |
3 | Высокий старт, финиширование. Челночный бег 30х10м. Метание мяча в цель . | 1 | 10.09 | |
4 | Бег 60 м. на результат. Метание мяча на дальность | 1 | 13.09 | |
5 | Прыжок в длину с разбега 7-9 шагов, приземление. Метание мяча на дальность. | 1 | 17.09 | |
6 | Прыжок в длину с разбега 7-9 шагов. Метание мяча на дальность (у) | 1 | 20.09 | |
Кроссовая подготовка 6 ч. |
7 | Бег в равномерном темпе до 1000 м. Игры «Невод», «Красное знамя» | 1 | 24.09 | |
8 | Бег 1000 м. на результат. Игры «Быстрый прорыв», «Класс смирно» | 1 | 27.09 | |
9 | Бег в равномерном темпе до 1200 м. Подвижные игры и эстафеты | 1 | 01.10 | |
10 | Бег в равномерном темпе до 1400 м. Подвижные игры и эстафеты. | 1 | 04.10 | |
11 | Бег в равномерном темпе до 1500 м. Преодоление препятствий. Подвижные игры. | 1 | 08.10 | |
12 | Бег1500 м на результат. Преодоление препятствий. Подвижные игры. | 1 | 11.10 | |
Баскетбол 10 ч. |
13 | Инструктаж по ТБ. Стойки и передвижение игрока. Ведение мяча на месте. Передача двумя от груди. Эстафеты. | 1 | 15.10 | |
14 | Остановка двумя шагами. Передача двумя от груди. Ведение мяча на месте. Эстафета. | 1 | 18.10 | |
15 | Ведение шагом и бегом. Остановка двумя шагами. Передача одной от плеча Игра «10 передач» | 1 | 22.10 | |
16 | Ведение с изменением направления Передача одной от плеча в движении. Учебная игра | 1 | 25.10 | |
17 | Ведение мяча. Передача одной от плеча. Бросок одной от плеча. Эстафеты с элементами б/б. | 1 | 05.11 | |
18 | Ведение мяча. Бросок одной от плеча. Передача двумя от груди с сопротивлением. Учебная игра | 1 | 08.11 | |
19 | Ведение мяча Бросок одной от плеча. Передачи одной от плеча в движении. Учебная игра. | 1 | 12.11 | |
20 | Ведение мяча. Бросок одной от плеча . Передачи двумя руками от головы. Учебные игры. | 1 | 15.11 | |
21 | Сочетание элементов передачи, ведение, бросок. Передачи двумя от головы. Учебные игры. | 1 | 19.11 | |
22 | Сочетание элементов передачи, ведение, бросок. Передачи двумя от головы. Учебные игры. | 1 | 22.11 | |
Волейбол 10 ч |
23 | Стойки и передвижение игрока. Передача мяча сверху над собой и в парах. Прием мяча снизу. | 1 | 26.11 | |
24 | Приемы передачи мяча в парах сверху и снизу. Прямая нижняя подача. Игра «Пионербол» | 1 | 29.11 | |
25 | Приемы передачи мяча сверху и снизу над собой и в парах. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 | 03.12 | |
26 | Приемы передача мяча сверху и снизу над собой и в парах. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 | 06.12 | |
27 | Приемы передача мяча сверху и снизу в парах с перемещением. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 | 10.12 | |
28 | Приемы передача мяча сверху и снизу в парах с перемещением. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 | 13.12 | |
29 | Прием и передача мяча через сетку. Нижняя прямая подача .Учебная игра. | 1 | 17.12 | |
30 | Прием и передача мяча через сетку. Нижняя прямая подача .Учебная игра. | 1 | 20.12 | |
31 | Приемы передача мяча через сетку. Подача мяча по зонам. Учебная игра. | 1 | 24.12 | |
32 | Приемы передача мяча через сетку. Подача мяча по зонам. Учебная игра. | 1 | 27.12 | |
Гимнастика 14 ч |
33 | Лазание по канату в два приема. Кувырки вперед и назад группировки. Инструктаж по ТБ. | 1 | 10.01 | |
34 | Лазание по канату в три приема. Акробатическая комбинация. | 1 | 14.01 | |
35 | Лазание по канату в три приема. Акробатическая комбинация. | 1 | 17.01 | |
36 | Лазание по канату на расстояние Акробатическая комбинация. | 1 | 21.01 | |
37 | Акробатическая комбинация из разученных элементов . Наклоны вперед из положения сидя. | 1 | 24.01 | |
38 | Опорный прыжок через козла в ширину способом ноги врозь. Упражнение в равновесии. Упражнения на кольцах | 1 | 28.01 | |
39 | Опорный прыжок через козла в ширину способом ноги врозь. Упражнение в равновесии. Упражнения на кольцах | 1 | 31.01 | |
40 | Опорный прыжок через козла в ширину способом ноги врозь. Упражнение в равновесии. Упражнения на кольцах | 1 | 04.02 | |
41 | Упражнение в равновесии. Упражнение на брусьях. | 1 | 07.02 | |
42 | Упражнение на брусьях. Упражнение на перекладине. | 1 | 11.02 | |
43 | Упражнение на брусьях. Упражнение на перекладине. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 | 14.02 | |
44 | Упражнение на брусьях. Упражнение на перекладине. Подтягивание в висе- М, в висе лежа- Д | 1 | 18.02 | |
45 | Упражнение на брусьях. Упражнение на перекладине. | 1 | 21.02 | |
46 | Упражнение на брусьях Поднимание туловища из положение, лежа на спине. | 1 | 25.03 | |
Лёгкая атлетика 5ч. |
47 | Прыжковая подготовка. Прыжок в высоту способом «Перешагивание» с 1-3 шагов. Инструктаж по ТБ. | 1 | 28.02 | |
48 | Прыжковая подготовка. Прыжок в высоту способом «Перешагивание» с 1-3 шагов. | 1 | 03.03 | |
49 | Прыжковая подготовка. Прыжок в высоту способом «Перешагивания» с 3-5 шагов. | 1 | 06.03 | |
50 | Прыжковая подготовка. Прыжок в высоту способом «Перешагивания» с 3-5 шагов. | 1 | 10.03 | |
51 | Прыжковая подготовка. Прыжок в высоту способом «Перешагивания» с 3-5 шагов. | 1 | 13.03 | |
Волейбол 3 ч. |
52 | Прием и передача мяча сверху и снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра. | 1 | 17.03 | |
53 | Нижняя прямая подача Прием мяча с подачи. Учебная игра. | 1 | 31.03 | |
54 | Нижняя прямая подача Прием мяча с подачи. Учебная игра. | 1 | 03.04 | |
Баскетбол 2 ч. |
55 | Ведение с изменением направления. Бросок одной от плеча. Передача двумя от головы. Учебная игра. | 1 | 07.04 | |
56 | Ведение с изменением направления Бросок одной от плеча. Перехват. Учебная игра. | 1 | 10.04 | |
Кроссовая подготовка 6 ч. |
57 | Инструктаж по ТБ. Равномерный бег до 1000 м. Преодоление препятствий. Подвижные игры. | 1 | 14.04 | |
58 | Равномерный бег до 1200 м. Преодоление препятствий. Подвижные игры. | 1 | 17.04 | |
59 | Равномерный бег до 1300 м. Подвижные игры и эстафеты. | 1 | 21.04 | |
60 | Равномерный бег до 1400 м. Подвижные игры и эстафеты. | 1 | 24.04 | |
61 | Равномерный бег до 1500 м. Подвижные игры. Метание мяча в цель | 1 | 28.04 | |
62 | Бег 1500 м. на результат. Подвижные игры. Метание мяча в цель. | 1 | 08.05 | |
Лёгкая атлетика 6 ч. |
63 | Инструктаж по ТБ. Высокий старт и стартовый разгон. Бег 30 м. Метание мяча в цель. | 1 | 12.05 | |
64 | Высокий старт и стартовый разгон. Челночный бег 3х10 м. Метание мяча в цель. | 1 | 15.05 | |
65 | Высокий старт, бег по дистанции. Метание мяча в цель на результат. | 1 | 19.05 | |
66 | Бег 60м. на результат. Метание мяча на дальность. | 1 | 22.05 | |
67 | Метание мяча на дальность. Прыжки в длину с места и разбега. | 1 | 26.05 | |
68 | Прыжок в длину с разбега. | 1 | 29.05 | |
Листа коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректировки) |
1. | Физическая культура | Шпак А.В. | 5 кл. | Праздничные дни и т.д. | Объединение тем уроков 67-68 | 26.05Метание мяча на дальность Прыжок в длину с разбега. | 70 | 68 |
| | | | | Объединение тем уроков69-70 | 29.05 Прыжок в длину с разбега. | | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 29.08.2018г. 30.08.2018г.___________ Старун Е.С.
_______________________________
13