Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верховская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРИНЯТА педагогическим советом Протокол от « 28 » августа 2020г. № 11 | УТВЕРЖДЕНА Директор школы _________________ /Е.А.Токарева/ Приказ от « 28 » августа 2020г. № 138 |
| |
Рабочая программа
по физической культуре
к основной образовательной программе
начального общего образования (ФГОС)
Нормативный срок освоения 4 года
Составитель: Шахов С.И.
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей
Протокол от __________________ 20___г. №___
Руководитель ШМО ____________ /_______/
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:
1.«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2012г.
2.Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2012;
Программа рассчитана на 96 часов в 1 классе и 102 часов во 2 - 4 классах из расчета 3 часа в неделю.
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
- социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции
- способы самоконтроля
Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
Спортивные игры:
Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
Лыжная подготовка
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1–2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
1–2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1–2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
1–4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1–4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения
1–2 классы. П о н я т и я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3–4 классы. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкоатлетические упражнения | 20 | 23 | 23 | 23 |
1.3 | Спортивные игры | 20 | 27 | 27 | 27 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 16 | 18 | 18 | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 16 | 21 | 21 | 21 |
1.6 | Подвижные игры | 24 | 13 | 13 | 13 |
| ИТОГО: | 96 | 102 | 102 | 102 |
Годовой план-график
распределения учебных часов по физической культуре
в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю для 1 класса
| Раздел программы | К-во часов | I четверть - 27 | II четверть-21 | III четверть-27 | IV четверть - 21 |
Сент. | Окт. | | | |
Нояб. | Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | май |
1. | Теоретич.сведения | | В процессе уроков | Весь год |
2. | Л/атлетика | 20ч. | 10(1-10) | | | | | | | 5(76-80) | 5(85-89) |
3. | Сп/игры | 20ч. | | 8(11-18) | | | | 5(65-69) | | | 7(90-96) |
4. | Гимнастика | 16ч. | | | 16(28-43) | | | | | | |
5. | Лыжи | 16ч. | | | | | 16(49-64) | | | | |
6. | Подвижные игры | 24ч. | | 9(19-27) | | 5(44-48) | | | 6(70-75) | 4(81-84) | |
| Итого | 96ч. | | | | | | | | | |
Годовой план-график
распределения учебных часов по физической культуре в условиях 3х часовой нагрузки в неделю
для 2 – 4 классов
| Раздел программы | К-во часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1-27 уроки | 28-48 | 49-78 | 79-102 |
1. | Теоретич.сведения | | В процессе урока |
2. | Л/атлетика | 23 | 1-11 | | | 79-83 94-100 |
3. | Сп/игры | 27 | 12-21 | | 70-77 | 84-92 |
4. | Гимнастика | 18 | | 28-34 37-47 | | |
5. | Лыжная подготовка | 21 | | | 49-69 | |
6. | Подвижные игры | 13 | 22-27 | 35-36 48 | 78 | 93 101-102 |
| Итого | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс, учитель Шахов С.И.
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Лёгкая атлетика | Инструктаж по технике безопасности во время проведения подвижных игр. | 1 | | |
2 | | Игры, направленные на развитие быстроты. | 1 | | |
3 | | Игры, направленные на развитие быстроты. | 1 | | |
4 | | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1 | | |
5 | | Игры, направленные на развитие быстроты. | 1 | | |
6 | | Игры, направленные на развитие быстроты. | 1 | | |
7 | | Игры, направленные на развитие быстроты. | 1 | | |
8 | метание | Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
9 | | Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
10 | | Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
11 | | Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
12 | | Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
13 | прыжки | Игры, направленные на развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
14. | | Игры, направленные на развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
15 | | Игры, направленные на развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
16 | | Игры, направленные на развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
17 | Кроссовая подготовка | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
18 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
19 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
20 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
21 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
22 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
23 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
24 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
25 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
26 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
27 | | Игры, направленные на развитие выносливости. | 1 | | |
28 | Гимнастика | Основы знаний. Строевые упражнения. | 1 | | |
29 | | Акробатические упражнения. | 1 | | |
30 | | Акробатические упражнения. Силовая подготовка. | 1 | | |
31 | | Развитие гибкости. | 1 | | |
32 | | Упражнения в упорах. | 1 | | |
33 | | Развитие силовых способностей. | 1 | | |
34 | | Развитие силовых способностей. | 1 | | |
35 | | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
36 | | Развитие координационных способностей. Прыжковые упражнения. | 1 | | |
37 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
38 | | Развитие скоростно-силовых способностей. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
39 | | Упражнения на равновесие. | 1 | | |
40 | | Упражнения на равновесие. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
41 | | Лазание и перелезание. | 1 | | |
42 | | Лазание и перелезание. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
43 | Подвижные игры | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
44 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
45 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
46 | | Развитие ловкости. | 1 | | |
47 | | Игровые задания,развитие координационных способностей. | 1 | | |
48 | | Игровые задания с передачей мяча. Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
49 | Лыжная подготовка | Спуск в низкой стойке. | 1 | | |
50 | | Скользящий шаг. | 1 | | |
51 | | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | | |
52 | | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | | |
53 | | Спуски в основной стойке. | 1 | | |
54 | | Скользящий шаг. | 1 | | |
55 | | Согласованность движения рук и ног в скользящем шаге. | 1 | | |
56 | | Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
57 | | Попеременный двухшажный ход.Подъем «лесенкой» | 1 | | |
58 | | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе. | 1 | | |
59 | | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе. | 1 | | |
60 | | Развитие выносливости. | 1 | | |
61 | | Развитие выносливости. Подъем «лесенкой» | 1 | | |
62 | | Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
63 | | Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
64 | | Попеременный двухшажный ход. | 1 | | |
65 | | Поворот переступанием при спуске. | 1 | | |
66 | | Поворот переступанием при спуске,техника выполнения спуска восновной стойке. | 1 | | |
67 | Подвижные игры | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
68 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
69 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
70 | | Развитие ловкости. | 1 | | |
71 | | Игровые задания.Развитие координационных способностей. | 1 | | |
72 | | Ловля и передача мяча. Прыжковые упражнения. | 1 | | |
73 | | Развитие ловкости. | 1 | | |
74 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
75 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
76 | Легкая атлетика Спринтерский бег | Развитие скоростных способностей. | 1 | | |
77 | | Высокий старт. | 1 | | |
78 | | Высокий старт. Стартовый разгон. | 1 | | |
79 | | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1 | | |
80 | | Развитие скоростных способностей. | 1 | | |
81 | | Развитие скоростных способностей.Силовая подготовка. | 1 | | |
82 | | Развитие скоростной выносливости. | 1 | | |
83 | метание | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
84 | | Развитие скоростно-силовых способностей. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
85 | | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
86 | | Развитие координационных способностей. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
87 | | Метание мяча на дальность. | 1 | | |
88 | | Метание мяча на дальность. Прыжковые упражнения. | 1 | | |
89 | прыжки | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
90 | Кроссовая подготовка | Преодоление препятствий. | 1 | | |
91 | | Развитие выносливости. | 1 | | |
92 | | Переменный бег. | 1 | | |
93 | | Переменный бег, прыжки и многоскоки. | 1 | | |
94 | | Длительный бег. | 1 | | |
95 | | Развитие силовой выносливости. | 1 | | |
96 | | Развитие силовой выносливости. Преодоление полосы препятствий. | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 - 4 класс, учитель Шахов С.И.
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол – во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Легкая атлетика | Инструктаж по охране труда и техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | 1 | | |
2 | Спринтерский бег | Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон | 1 | | |
3 | | Высокий старт. | 1 | | |
4 | | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1 | | |
5 | | Развитие скоростных способностей. | 1 | | |
6 | | Развитие скоростных способностей Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
7 | | Развитие скоростной выносливости | 1 | | |
8 | метание | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
9 | | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
10 | | Метание мяча на дальность, из различных положений | 1 | | |
11 | | Метание мяча на дальность. Прыжковые упражнения | 1 | | |
12 | | Метание мяча на дальность. | 1 | | |
13 | прыжки | Развитие силовых способностей и прыгучести. | 1 | | |
14 | | Прыжок в длину с разбега. Специальные беговые упражнения | 1 | | |
15 | | Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
16 | | Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
17 | бег | Развитие выносливости. | 1 | | |
18 | | Развитие силовой выносливости | 1 | | |
19 | | Развитие силовой выносливости. Длительный бег. | 1 | | |
20 | | Преодоление препятствий | 1 | | |
21 | | Преодоление препятствий. Прыжковые упражнения | 1 | | |
22 | | Переменный бег | 1 | | |
23 | | Переменный бег. Прыжковые упражнения | 1 | | |
24 | | Гладкий бег | 1 | | |
25 | | Гладкий бег. Специальные беговые упражнения | 1 | | |
26 | | Длительный бег | 1 | | |
27 | | Длительный бег | 1 | | |
28 | Гимнастика | Инструктаж по охране труда на уроках гимнастики. СУ. Основы знаний. | 1 | | |
29 | | Акробатические упражнения | 1 | | |
30 | | Акробатические упражнения. Силовая подготовка. | 1 | | |
31 | | Развитие гибкости | 1 | | |
32 | | Упражнения в упорах. | 1 | | |
33 | | Развитие силовых способностей | 1 | | |
34 | | Развитие силовых способностей. | 1 | | |
35 | | Развитие координационных способностей | 1 | | |
36 | | Развитие координационных способностей. Прыжковые упражнения. | 1 | | |
37 | | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
38 | | Развитие скоростно-силовых способностей. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
39 | | Упражнения на равновесие | 1 | | |
40 | | Упражнения на равновесие Специальные беговые упражнения | 1 | | |
41 | | Лазание и перелезание. | 1 | | |
42 | | Лазание и перелезание. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
43 | | Упражнения на равновесие Специальные беговые упражнения | 1 | | |
44 | | Лазание и перелезание. | 1 | | |
45 | | Лазание и перелезание. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
46 | | Упражнения на равновесие Специальные беговые упражнения | 1 | | |
47 | | Лазание и перелезание. | 1 | | |
48 | | Лазание и перелезание. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
49 | Лыжная подготовка | Инструктаж по охране труда и техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Спуск в низкой стойке | 1 | | |
50 | | Скользящий шаг | 1 | | |
51 | | Развитие кондиционных и координационных способностей | 1 | | |
52 | | Развитие кондиционных и координационных способностей | 1 | | |
53 | | в Попеременный двухшажный ход | 1 | | |
54 | | Подъем «полуелочкой» | 1 | | |
55 | | Подъем «полуелочкой». Поворот переступанием. | 1 | | |
56 | | Попеременный Двухшажный ход | 1 | | |
57 | | Попеременный Двухшажный ход. Подъем «лесенкой» | 1 | | |
58 | | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе | 1 | | |
59 | | Постановка палок в одновременном бесшажном ходе | 1 | | |
60 | | Развитие выносливости | 1 | | |
61 | | Развитие выносливости. Подъем «лесенкой» | 1 | | |
62 | | Попеременный двухшажный ход | 1 | | |
63 | | Одновременный двухшажный. Ход. | 1 | | |
64 | | Попеременный двухшажный, Одновременный двухшажный ход | 1 | | |
65 | | Поворот переступанием при спуске | 1 | | |
66 | | Поворот переступанием при спуске. Техника выполнения спуска в основной стойке. | 1 | | |
67 | Подвижные игры с элементами баскетбола | Инструктаж по охране труда и техника безопасности на уроках подвижных игр. Стойки и передвижения | 1 | | |
68 | | Стойки и передвижения, остановки. | 1 | | |
69 | | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | | |
70 | | Ловля и передача мяча. | 1 | | |
71 | | Ловля и передача мяча. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
72 | | Ловля и передача мяча. Прыжковые упражнения | 1 | | |
73 | | Ведение мяча | 1 | | |
74 | | Ведение мяча Варианты ловли и передачи мяча | 1 | | |
75 | | Ведение мяча с изменением направления движения и скорости | 1 | | |
76 | | Бросок мяча | 1 | | |
77 | | Бросок мяча Варианты ловли и передачи мяча. | 1 | | |
78 | | Бросок мяча в движении | 1 | | |
79 | Легкая атлетика Спринтерский бег | Инструктаж по охране труда и техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Развитие скоростных способностей. | 1 | | |
80 | | Высокий старт | 1 | | |
81 | | Высокий старт Стартовый разгон | 1 | | |
82 | | Развитие координационных способностей. Эстафеты. | 1 | | |
83 | | Развитие скоростных способностей. | 1 | | |
84 | | Развитие скоростных способностей. Силовая подготовка | 1 | | |
85 | | Развитие скоростной выносливости | 1 | | |
86 | метание | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | |
87 | | Развитие скоростно-силовых способностей Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
88 | | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
89 | | Развитие координационных способностей Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
90 | | Метание мяча на дальность. | 1 | | |
91 | | Метание мяча на дальность. Прыжковые упражнения. | 1 | | |
92 | прыжки | Развитие силовых способностей и прыгучести | 1 | | |
93 | | Развитие силовых способностей и прыгучести Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
94 | | Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
95 | | Прыжок в длину с разбега. Специальные беговые упражнения | 1 | | |
96 | Подвижные игры с элементами баскетбола | Инструктаж по охране труда и техника безопасности на уроках подвижных игр. Стойки и передвижения | 1 | | |
97 | | Стойки и передвижения, остановки. | 1 | | |
98 | | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 | | |
99 | | Ловля и передача мяча. | 1 | | |
100 | | Ловля и передача мяча. Специальные беговые упражнения. | 1 | | |
101 | | Ловля и передача мяча. Прыжковые упражнения | 1 | | |
102 | | Ведение мяча | 1 | | |