СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10-11 класс 2021

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 10-11 класс по УМК Касьянова. Всего 68 часов в год, в неделю - 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10-11 класс 2021»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла

Протокол № ___

от «___» ___ 2021г.

__________ ________________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ Г.А.Семенова


«___» ____ 2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

_______ А.М. Алексеев


Приказ № ____

от «____»_____ 2021г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

10-11 класс

Срок реализации рабочей программы: 2021-2022г.г.


Программа разработана на основе авторской рабочей программы к линии УМК В.А.Касьянова. Физика. Базовый уровень

10-11 класс М., «Дрофа» 2017





Составитель учитель физики

Антипов Николай Давыдович











2021 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла

Протокол № ___

от «___» ___ 2021г.

__________ ________________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ Г.А.Семенова


«___» ____ 2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

_______А.М. Алексеев


Приказ № ____

от «____»_____ 2021г.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по физике

на 2021-2022 учебный год
для 10 класса

Количество часов: всего 68; в неделю 2 часа


Планирование составлено на основе рабочей программы

по физике 10-11 класс








Составитель учитель физики

Антипов Николай Давыдович





2021 год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла

Протокол № ___

от «___» ___ 2021г.

__________ ________________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ Г.А.Семенова


«___» ____ 2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

_______А.М. Алексеев


Приказ № ____

от «____»_____ 2021г.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по физике

на 2021-2022 учебный год
для 11 класса

Количество часов: всего 66; в неделю 2 час


Планирование составлено на основе рабочей программы

по физике 10-11 класс








Составитель учитель физики

Антипов Николай Давыдович





2021 год


Планируемые результаты освоения

учебного предмета физика

Личностные результаты:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее

решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Предметные результаты:

Выпускник на базовом уровне научится:

• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

• демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

• устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

• использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

• различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания

(факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

• проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины, и оценивать относи тельную погрешность по заданным формулам;

• проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

• использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

• использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

• решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

• решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

• учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

• использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

• использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.


10 класс

Обучающиеся научатся (базовый уровень):

Тема №1 Введение.

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени:

— давать определения понятий: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;

— называть: базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;

— делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;

— интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.

Тема №2 Механика.

Кинематика материальной точки:

— давать определения понятий: механическое движение, материальная точка, тело отсчета и система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения, равнопеременное движение, периодическое (вращательное и колебательное) движение, гармонические колебания;

— использовать для описания механического движения кинематические величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относительная скорость, ускорение, период и частота вращения и колебаний;

— называть основные положения кинематики;

— описывать демонстрационные опыты Бойля, воспроизводить опыты Галилея для изучения явления свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;

— делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе;

— применять полученные знания для решения задач.

Динамика материальной точки:

— давать определения понятий: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения;

— формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука;

— описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции); эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;

— делать выводы о механизме возникновения силы упругости с помощью механической модели кристалла;

— прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;

— применять полученные знания для решения задач.

Законы сохранения:

— давать определения понятий: замкнутая система, реактивное движение; устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие; потенциальные силы, консервативная система, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физических величин: импульс тела, работа силы, мощность, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия;

— формулировать законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости;

— делать выводы и умозаключения о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики.

Динамика периодического движения:

— давать определения понятий: вынужденные, свободные (собственные) и затухающие колебания, резонанс; физических величин: первая и вторая космические скорости, амплитуда колебаний;

— применять приобретенные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни;

— делать выводы и умозаключения о деталях международных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.

Релятивистская механика:

— давать определения понятий: радиус Шварцшильда, горизонт событий, энергия покоя тела;

— формулировать постулаты специальной теории относительности и следствия из них;

— описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Морли;

— делать вывод, что скорость света — максимально возможная скорость распространения любого взаимодействия;

— оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;

— объяснять условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц.


Тема №3 Молекулярная физика.

Молекулярная структура вещества:

— давать определения понятий: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная Авогадро, ионизация, плазма;

— называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;

— классифицировать агрегатные состояния вещества;

— характеризовать изменения структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах.

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа:

— давать определения понятий: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное

равновесное состояние газа, температура идеального газа, абсолютный нуль температуры, изопроцесс;

изотермический, изобарный и изохорный процессы;

— воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;

— формулировать условия идеальности газа, а также описывать явление ионизации;

— использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров;

— описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой;

— объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории;

— применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

Термодинамика:

— давать определения понятий: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя;

— формулировать первый и второй законы термодинамики;

— объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;

— описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы;

— делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

— применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природо-пользования и охраны окружающей среды.

Механические волны. Акустика:

— давать определения понятий: волновой процесс, механическая волна, продольная механическая волна, поперечная механическая волна, гармоническая волна, длина волны, звуковая волна, высота звука;

— описывать и воспроизводить демонстрационные опыты по распространению продольных механических волн в пружине и в газе, поперечных механических волн — в пружине и шнуре; описывать эксперимент по измерению с помощью эффекта Доплера скорости движущихся объектов: машин, астрономических объектов.


Тема №4 Электростатика.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов:

— давать определения понятий: точечный заряд, электризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатического поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды, поверхностная плотность заряда;

— формулировать закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости;

— описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;

— применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств — светокопировальной машины.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов:

— давать определения понятий: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, проводники, диэлектрики, полупроводники; физических величин: потенциал электростатического поля, разность потенциалов, относительная диэлектрическая проницаемость среды, электроемкость уединенного проводника, электроемкость конденсатора;

— описывать явление электростатической индукции;

— объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними.


11 класс

Обучающиеся научатся (базовый уровень):

Тема №1 Электродинамика

Постоянный электрический ток:

— давать определения понятий: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников; физических величин: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;

— объяснять условия существования электрического тока;

— описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра

и вольтметра;

— использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей.

Магнитное поле:

— давать определения понятий: магнитное взаимодействие, линии магнитной индукции, однородное магнитное поле, собственная индукция; физических величин: вектор магнитной индукции, вращающий момент, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура;

— формулировать правило буравчика, принцип суперпозиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера;

— описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера;

— изучать движение заряженных частиц в магнитном поле.

Электромагнетизм:

— давать определения понятий: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкания и размыкания, трансформатор; физической величины: коэффициент трансформации;

— формулировать закон Фарадея (электромагнитной индукции), правило Ленца;

— описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, явление электромагнитной индукции;

— приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту, в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ-печах, записи и воспроизведении информации, а также в генераторах переменного тока.


Тема №2 Электромагнитное излучение

Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона:

— давать определения понятий: электромагнитная волна, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоскополяризованная (или линейно поляризованная) электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнитной волны, фронт волны, луч, радиосвязь, модуляция и демодуляция сигнала; физических величин: длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромагнитной волны, интенсивность электромагнитной волны;

— объяснять зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его частоты;

— описывать механизм давления электромагнитной волны;

— классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн.

Волновые свойства света:

— давать определения понятий: вторичные электромагнитные волны, монохроматическая волна, когерентные волны и источники, время и длина

когерентности, просветление оптики;

— формулировать принцип Гюйгенса, закон отражения волн, закон преломления;

— объяснять качественно явления отражения и преломления световых волн, явление полного внутреннего отражения;

— описывать демонстрационные эксперименты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;

— делать выводы о расположении дифракционных минимумов на экране за освещенной щелью.

Квантовая теория электромагнитного излучения

и вещества:

— давать определения понятий: фотоэффект, работа выхода, фотоэлектроны, фототок, корпускулярно-волновой дуализм, энергетический уровень,

энергия ионизации, линейчатый спектр, спонтанное и индуцированное излучение, лазер, инверсная населенность энергетических уровней, метастабильное

состояние;

— называть основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка;

— формулировать законы фотоэффекта, постулаты Бора;

— оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину волны света,

испускаемого атомом водорода;

— описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;

— сравнивать излучение лазера с излучением других источников света.


Тема №3 Физика высоких энергий

Физика атомного ядра:

— давать определения понятий: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, альфа-распад, бета-распад, гамма-излучение, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез; физических величин: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения;

— объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;

— прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении УТС.

Элементарные частицы:

— давать определения понятий: элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, переносчик взаимодействия, барионный заряд;

— классифицировать элементарные частицы;

— формулировать закон сохранения барионного заряда.


Тема №4 Элементы астрофизики

Эволюция Вселенной:

— давать определения понятий: астрономические структуры, планетная система, звезда, звездное скопление, галактики, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной;

— объяснять процесс эволюции звезд, образования и эволюции Солнечной системы;

— с помощью модели Фридмана представлять возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.



Содержание учебного предмета

10 класс

1. Введение (2 ч.)

Физика — фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.


2. Механика (37 ч.)

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики — перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Кинематика периодического движения. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Принцип относительности Галилея. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Сила трения. Законы механики и движение небесных тел. Первая и вторая космические скорости. Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.

Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного движения. Плечо и момент силы. Динамика свободных колебаний. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебаниях.

Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Энергия волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Постулаты специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии. Энергия покоя.

Лабораторная работа №1 «Исследование скольжения шайбы по наклонной плоскости»

Лабораторная работа №2 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Лабораторная работа №3 «Исследование динамики движения бруска по наклонной плоскости»

Лабораторная работа №4 «Исследование закона сохранения энергии при действии силы упругости и силы тяжести»


3. Молекулярная физика (18 ч.)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) и ее экспериментальные доказательства. Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Шкалы температур. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изопроцессы. Агрегатные состояния вещества. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин.

Лабораторная работа №5 «Изучение процесса установления теплового равновесия между горячей и холодной водой при теплообмене»


4. Электростатика (11 ч.)

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Линии напряженности электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле.

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Энергия электростатического поля.

Лабораторная работа №6 «Энергия заряженного конденсатора»


  1. класс

  1. Электродинамика (26 ч.)

Постоянный электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Соединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрический ток в металлах, растворах и расплавах электролитов, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Сверхпроводимость. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Взаимодействие электрических токов. Магнитные свойства вещества. Магнитный поток. ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Использование электромагнитной индукции. Передача электроэнергии на расстояние. Магнитоэлектрическая индукция. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.

Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости силы тока через спираль лампы накаливания от напряжения на ней»

Лабораторная работа №2 «Изучение закона Ома для полной цепи»

Лабораторная работа №3 «Изучение явления магнитной индукции»


2. Электромагнитное излучение (24 ч.)

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание. Геометрическая оптика. Принцип Гюйгенса. Преломления волн. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Когерентные источники света. Дифракция света. Дифракция света на щели. Дифракционная решетка. Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Планетарная модель атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомом. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Лазер.

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

Лабораторная работа №6 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания»


  1. Физика высоких энергий (10 ч.)

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления урана. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Биологическое действие радиоактивных излучений. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия.

4. Элементы астрофизики (6 ч.)

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии. Образование астрономических структур. Эволюция звезд. Образование Солнечной системы. Эволюция планет земной группы. Эволюция планет-гигантов. Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной. Структура Вселенной. Возможные сценарии эволюции Вселенной.



Учебно-тематический план


п/

Разделы, темы

Количество часов

10 класс

11 класс

1.

Введение

2

-

2.

Механика

37

-

3.

Молекулярная физика

18

-

4.

Электростатика

11

-

5.

Электродинамика

-

26

6.

Электромагнитное излучение

-

24

7.

Физика высоких энергий

-

10

8.

Элементы астрофизики

-

6


Итого

68

66















Календарно-тематическое планирование по физике 10 класс

В.А.Касьянов. Физика 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. М. Дрофа, 2020


ур

Название темы

Дата план

Дата

факт

Прим

Введение (2 ч)

1.

Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Эксперимент. Закон. Теория. Физические модели.




2.

Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия




Механика (37 ч)

3.

Траектория. Закон движения.




4.

Перемещение.




5.

Скорость.




6.

Равномерное прямолинейное движение.




7.

Ускорение.




8.

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.




9.

Свободное падение тел.




10.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование скольжения шайбы по наклонной плоскости»




11.

Кинематика периодического движения.




12.

Решение задач по теме «Кинематика материальной точки»




13.

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки»




14.

Принцип относительности Галилея.




15.

Первый закон Ньютона.




16.

Второй закон Ньютона.




17.

Третий закон Ньютона.




18.

Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.




19.

Сила упругости. Вес тела.




20.

Сила трения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение коэффициента трения скольжения»




21.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование динамики движения бруска по наклонной плоскости»




22.

Применение законов Ньютона. Решение задач по теме «Динамика материальной точки»




23.

Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки»




24.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.




25.

Работа силы.




26.

Мощность.




27.

Потенциальная энергия.




28.

Кинетическая энергия.




29.

Закон сохранения механической энергии.




30.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование закона сохранения энергии при действии силы упругости и силы тяжести»




31.

Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение




32.

Решение задач на законы сохранения




33.

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения»




34.

Законы механики и движение небесных тел




35.

Динамика свободных колебаний.




36.

Условия равновесия для поступательного движения




37.

Условия равновесия для вращательного движения




38.

Постулаты СТО. Относительность времени.




39.

Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии




Молекулярная физика. Термодинамика. (18 ч)

40.

Масса атомов. Молярная масса.




41.

Агрегатные состояния вещества.




42.

Статистическое описание идеального газа. Температура.




43.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение процесса установления теплового равновесия между горячей и холодной водой при теплообмене»




44.

Основное уравнение МКТ.




45.

Уравнение Клапейрона-Менделеева




46.

Изопроцессы.




47.

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах.




48.

Первый закон термодинамики.




49.

Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.




50.

Решение задач «Молекулярная физика».




51.

Распространение волн в упругой среде




52.

Периодическое волны




53.

Звуковые волны




54.

Эффект Доплера.




55.

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»




56.

Контрольная работа №4 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»




57.

Механические волны. Звуковые волны.




Электростатика (11 ч)

58.

Электрический заряд. Квантование заряда.




59.

Электризация тел. Закон Кулона.




60.

Напряженность электростатического поля.




61.

Линии напряженности электростатического поля.




62.

Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле.




63.

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.




64.

Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.




65.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Энергия заряженного конденсатора»




66.

Энергия электростатического поля.

Решение задач по теме «Электродинамика»




67.

Контрольная работа №5 по теме «Электродинамика»




68.

Обобщающий урок





Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс

В.А.Касьянов. Физика 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение, 2021


п/п

Название темы

Дата

план

Дата факт

Прим


Электродинамика – 26 часов

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Электрический ток. Сила тока




2/2

Источник тока в электрической цепи. ЭДС




3/3

Закон Ома для однородного проводника. Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры




4/4

Соединения проводников




5/5

Расчет сопротивления электрических цепей




6/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование зависимости силы тока через спираль лампы накаливания от напряжения на ней»




7/7

Закон Ома для замкнутой цепи




8/8

Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях




9/9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Изучение закона Ома для полной цепи»




10/10

Измерение силы тока и напряжения.




11/11

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца




12/12

Решение задач «Постоянный электрический ток»




13/13

Контрольная работа №1 «Постоянный электрический ток»




14/14

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитной индукции.




15/15

Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в однородном магнитном поле.




16/16

Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Взаимодействие электрических токов.




17/17

Магнитный поток. Энергия магнитного потока.




18/18

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле.




19/19

Электромагнитная индукция.




20/20

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение явления магнитной индукции»




21/21

Самоиндукция.




22/22

Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.




23/23

Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре.




24/24

Примесный полупроводник – составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор.




25/25

Решение задач «Магнетизм и электромагнитная индукция».




26/26

Контрольная работа №2 «Магнетизм и электромагнитная индукция».





Электромагнитное излучение - 24 часа

27/1

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн




28/2

Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн




29/3

Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ-волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание




30/4

Принцип Гюйгенса. Отражение волн




31/5

Преломление волн.




32/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»




33/7

Полное внутренне отражение. Дисперсия света




34/8

Построение изображений и хода лучей при преломлении света




35/9

Линзы




36/10

Интерференция волн




37/11

Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве




38/12

Интерференция света




39/13

Дифракция света




40/14

Дифракционная решетка




41/15

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»




42/16

Решение задач на тему «Законы отражения и преломления».




43/17

Решение задач на тему «Дифракция и интерференция».




44/18

Контрольная работа №3 «Геометрическая и волновая оптика»




45/19

Фотоэффект




46/20

Корпускулярно-волновой дуализм света. Волновые свойства частиц




47/21

Строение атома. Теория атома водорода




48/22

Поглощение и излучение света атомом. Лазер




49/23

Электрический разряд в газах




50/24

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания»





Физика высоких энергий – 10 часов

51/1

Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре




52/2

Естественная радиоактивность




53/3

Решение задач «Энергия связи»




54/4

Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность




55/5

Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика




56/6

Термоядерный синтез. Ядерное оружие




57/7

Биологическое действие радиоактивных излучений




58/8

Классификация элементарных частиц. Лептоны и адроны




59/9

Кварки. Взаимодействие кварков




60/10

Контрольная работа №4 «Физика атомного ядра»





Элементы астрофизики – 6 часов

61/1

Структура Вселенной. Расширение Вселенной. Закон Хаббла




62/2

Эволюция ранней Вселенной. Образование астрономических структур




63/3

Эволюция звёзд. Образование Солнечной системы




64/4

Эволюция планет земной группы




65/5

Эволюция планет-гигантов




66/6

Возможные сценарии эволюции Вселенной










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!