СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 - 11 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 10 - 11 класс, УМК: Мякишев Г.Я.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 - 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. ПОКРОВКА

ДОЛИНСКОГО РАЙОНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

_________ /Замалдинова Р.Ф/


Протокол № ___ от

«____»_____________2019г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с. Покровка

____________/Сафиуллина Н.В./


«____»________________2019г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ с.Покровка

______________/Понкратова Л.В./


Приказ № ______ от «____»______________2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Физика»

на уровне среднего общего образования

для 10-11 классов

на 2019-2020 учебный год



Количество часов: 136 часов ( 10 кл. – 68 ч.; 11 кл. – 68 ч; 2 ч. в неделю)

Срок реализации программы – 2 года

Используемые УМК -

  1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2016

  2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2016


Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования с использованием авторской программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова - М.: «Просвещение», 2010. Предметная линия учебников по физике 10 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2016




Составитель рабочей программы: учитель физики высшей квалификационной категории

Федорцов Андрей Евгеньевич.









с.Покровка

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:

1.1 Нормативная основа реализации программы:

1. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования от 5.03.2004 № 1089);

  1. Примерной программой среднего общего образования по физике. 10-11 класс. (Базовый уровень).

  2. Программой для общеобразовательных учреждений. «Физика 10 - 11 классы». Авторы программы: В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова - М.: «Просвещение», 2010.

1.2 Используемый УМК:

1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2016

2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2016


Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине «Физика» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Покровка Сахалинской области.

Задачи программы:

- сформировать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета «Физика»;

- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная, подразумевающая обязательность выполнения документа в полном объёме;

- целеполагающая, подразумевающая определение ценностей и целей, на реализацию которых направлена рабочая программа;

- содержательная, подразумевающая фиксацию состава элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и определение степени их трудности;

- процессуальная, подразумевающая определение логической последовательности усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, подразумевающая выявление уровней усвоения элементов содержания, объектов контроля и критериев оценки уровня обученности учащихся.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

2.1 Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;

  • на предметном уровне:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


2.2 Перечень методов и форм организации учебной деятельности

Настоящая программа предназначена для реализации в условиях классно-урочной системы обучения. Учебно-воспитательная деятельность школьников осуществляется с использованием преимущественно активных (учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик) и интерактивных (ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом; вектор: учитель = ученик = ученик) методов обучения и воспитания, среди которых можно выделить следующие:

-- метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы.

- проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

метод развития критического мышления — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления

эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от цели обучения, уровня подготовленности учащихся, возраста учащихся, времени, отведенного на изучение материала, доступных средств обучения, теоретической и практической подготовленности учителя.



Деятельность школьников организуется педагогом с использованием следующих форм обучения и воспитания:

- индивидуальной (домашнее задание / самостоятельная работа / контрольная работа / консультация / дополнительное занятие / проектная работа / исследование / самообучение)

- парной (диалог / взаимоконтроль / взаимообучение)

- групповой (проект / исследование / олимпиада / конкурс / экскурсия / игра / учебная дискуссия)

- фронтальной (лекционно-практическое занятие / практикум / семинар / учебная конференция / учебная дискуссия / конкурс / предметная неделя)


3. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный Базисный учебный план на этапе полного среднего образования предполагает функционально полный, но минимальный набор базисных учебных предметов. Физика не является обязательным базисным учебным предметом. Вариативная часть БУПа на III cтупени обучения направлена на реализацию запросов социума, сохранений линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору профессий с последующим профессиональным образованием.

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часа:

10 класс – 68 ч. (34 уч.недели / 2 ч. в неделю)

11 класс – 68 ч. (34 уч.недели / 2 ч. в неделю)

Количество часов тематического контроля:

10 класс – 7 часов

11 класс – 6 часов

4. содержание учебного предмета


4.1 10 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение – 1 ч.

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Классическая механика Ньютона. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

устный опрос; письменные задания; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; домашнее задание.



2


Механика – 27 ч.


Кинематика

Механическое движение и его виды. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единицы ускорения. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение м постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Движение тел. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Динамика.

Основное утверждение механики. Материальная точка. 1 закон Ньютона. Сила. Связь между ускорением и силой. 2 закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Принцип относительности Галилея. Инерциальные системы отсчета. Силы в природе. Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Силы тяжести. Вес. Невесомость. Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения между соприкасающимися поверхностями. Роль силы трения. Силы сопротивления при

движении твердых тел в жидкостях и газах.

Законы сохранения в механике.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

Статика.

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела. Второе условие равновесия твердого тела.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Молекулярная физика. Тепловые явления. – 10 ч.

Тепловые явления. Молекулярно-кинетическая теория. Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ газов. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Кристаллические тела. Аморфные тела.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание.

4

Термодинамика – 7 ч.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Необратимость процессов в природе. Статистический характер процессов в термодинамике. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.


устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

5

Электродинамика – 9 ч.

Элементарный электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Основной закон электростатики – закон Кулона. Единица электрического заряда. Взаимодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

6

Законы постоянного тока – 7 ч.

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

7

Электрический ток в различных средах –

5 ч.

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Электрический ток через р-п переход. Транзистор. Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.


4.1 11 класс.

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Основы электродинамики – 10 ч.

Магнитное поле.

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция.

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.





2





Колебания и волны – 17 ч.

Механические колебания.

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колеба­ния. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.

Электромагнитные колебания.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре. Период свободных электри­ческих колебаний. Пере­менный электрический ток. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. Емкость и индуктив­ность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания.

Производство, передача и потребление электри­ческой энергии.

Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Производство, передача и потребление электри­ческой энергии.

Механические волны.

Волновые явления. Распространение механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения вол­ны. Уравнение гармонической бегущей волны. Звуковые волны.

Электромагнитные волны.

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Опыты Герца. Плотность потока ЭМИ. Излучение электромаг­нитных волн.

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Модуляция и демодуляция. Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

3

Оптика – 12 ч.

Световые волны.

Световое излучение. Скорость света и методы ее определения. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Закон преломления света. Полное отражение. Призма. Линзы. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света. Применение интерференции. Дифракция механических и световых волн. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Излучение и спектры.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

4.

Элементы специальной теории относительности – 5 ч.

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

устный опрос; письменные задания; собеседование; составление структурно-семантических схем учебного текста; самостоятельная работа; домашнее задание.

5.

Квантовая физика. Физика атомного ядра – 17 ч.

Квантовая физика.

Постоян­ная Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света. Фотография.

Атомная физика.

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа, бета и гамма излучения. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Элементарные частицы.

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.

6.

Элементы астрофизики - 3 ч.

Видимые движения небесных тел. Законы движения небесных тел. Система Земля-Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

Солнце. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд.

Млечный Путь – наша Галактика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Единая физическая картина мира.

устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление

структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.






5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс.


Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Кол-во часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1


Основные особенности физического метода исследования.

Механика

Молекулярная физика. Тепловые явления.

1


27

2

-


6

-

-


3

-

2


Молекулярная физика. Тепловые явления.

Основы термодинамики.

Основы электродинамики.

Законы постоянного тока.

Электрический ток в различных средах.

Резерв часов учителя.

8


7

9

7

5


2

1

-

-

2

-

-

1

1

1

-

1

-

Итого

02.09. 19 – 30.05.20


68

9

7








11 класс.


Содержание программы

Кол-во часов

Кол-во лабораторных работ

Кол-во

контрольных работ

Основы электродинамики.

11

2

1

Колебания и волны.

16

1

2

Оптика.

12

4

1

Элементы СТО.

5

1

-

Квантовая физика. Физика атомного ядра.

17

1

2

Элементы астрофизики.

3



Резерв часов учителя.

4




68

9

6



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский Н.Н. Физика. 10 класс, — М.: Просвещение, 2016 год.

  2. Мякишев ГЕ, Буховцев ББ, Сотский Н.Н. Физика. 11 класс, — М.: Просвещение, 2016 год.

  3. Рымкеевич А.П. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Дрофа, 2006

  4. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10- 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.

4. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Автор Н.А. Парфентьева. М.: Просвещение, 2010

5. Сборник контрольных работ по физике, 10 и 11  классы. Автор А.Е.Марон, издательство «Просвещение», Москва, 2007 год.

6. Сборник тестовых заданий по физике, 10 класс. Автор О.И.Громцева, Издательство «Экзамен», Москва, 2010 год.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.



8. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оценка устных ответов

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает:

  • верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий;

  • правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики;

  • строит ответ, по своему плану сопровождая новыми примерами;

  • умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

  • может установить связь между новым материалом и пройденным по курсу физике, а также с материалом, изученных на других предметах.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но

  • без использования собственного плана, новых примеров, без применений знаний в новой ситуации;

  • без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенных при изучении других предметов;

  • если учащийся допустил одну ошибку и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

  • если учащийся допустил не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но

  • в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов по курсу физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул;

  • но затрудняется при решении задач, требующие преобразования некоторых формул;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов;

  • допустил не более одной грубой и одной не грубой ошибки;

  • допустил не более двух – трех негрубых ошибок;

  • допустил одной не грубой ошибки и трёх недочётов;

  • допустил четыре или пять недочётов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.


Оценка письменных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполнил работу:

  • полностью без ошибок и недочётов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но

  • при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

  • не более трёх недочётов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов;

  • не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки;

  • не более трёх негрубых ошибок;

  • одной негрубой ошибки трёх недочётов;

  • при наличии 4 – 5 недочётов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено 2/3 всей работы.



Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу

  • в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование;

  • все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает требования правил безопасного труда;

  • в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было

  • допущено 2 – 3 недочёта;

  • допущено не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;

  • не соблюдены требования правил безопасного труда.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена

  • не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки;

  • не соблюдены требования правил безопасного труда.


Оценка 2 ставится, если работа выполнена

  • не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • опыты, измерение, вычисления, наблюдение производилось неправильно;

  • не соблюдены требования правил безопасного труда.


Перечень ошибок

Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теорий, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёмов решение задач, аналогичных ранее решёнными задачами в классе; ошибки, показывающие неправильные понимания условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц измерения физических величин.

  4. Нерациональный выбор ходов решения.


Недочёты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажает реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.




Перечень обязательных лабораторных работ

10 класс.

ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Изучение движения тела по окружности

1

2

3

Измерение жесткости пружины

1

3

3

Измерение коэффициента трения скольжения

1

4

4

Изучение движения тела, брошенного горизонтально

1

5

5

Изучение закона сохранения механической энергии

1

6

7

Изучение равновесия тела под действием нескольких сил

1

7

10

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

1

8

15

Последовательное и параллельное соединения проводников

1

9

15

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

1


11 класс.



ЛР

раздела

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Наблюдение действия магнитного поля на ток

1

2

2

Изучение явления электромагнитной индукции

1

3

3

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

1

4

7

Измерение показателя преломления стекла

1

5

7

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

1

6

7

Измерение длины световой волны

1

7

7

Оценка информационной ёмкости

1

8

9

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

1

Календарно-тематическое планирование учебного материала.

10 класс.


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

План

Факт


ТЕМА 1: Основные особенности физического метода исследования.

1




1

Физика и познание мира

1

5.09


Введение.


ТЕМА 2: Механика

27





Кинематика

8




2

Виды механического движения и способы его описания.

1

8.09


§ 1-3, Упр. ЕГЭ с.14, с.19

3

Равномерное прямолинейное движение и его описание.

1

12.09


§ 4 упр. на с.23, упр. ЕГЭ с.26

4

Мгновенная скорость. Ускорение.

1

16.09


§ 8-9 упр. ЕГЭ с.33

5

Движение с постоянным ускорением.

1

19.09


§ 10 упр. на с.41

6

Равномерное движение точки по окружности. Решение задач.

1

23.09


§ 15, П. № 105

7

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности»

1

26.09


§ 15, задачи с.63(1,2)

8

Поступательное и вращательное движение твердого тела.

1

30.09


§ 16 упр. на с.61

9

Контрольная работа № 1 «Основы кинематики»

1

3.10




Динамика

11




10

Основное утверждение механики. Сила. Масса.

1

7.10


§ 18,19; П. № 99, 115

11

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

1

10.10


§ 20,21,22; П. № 115,121,123, упр. на с.73

12

Третий закон Ньютона. Геоцентрическая система отчета. Сам. работа.

1

14.10


§ 24, 25; упр. на с.82(2)

13

Силы в природе. Сила упругости. Закон Гука.

1

17.10


§ 27, 34, П. № 158

14

Лабораторная работа № 2 «Измерение жесткости пружины»

1

21.10


§ 34,35; П. № 157

15

Сила тяжести и сила всемирного тяготения.

1

24.10


§ 28, 29; упр. на с.95

16

Вес. Невесомость.

1

28.10


§ 33, 31; П. 140, 141

17

Силы трения

1

31.10


§ 36

18

Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

4.11


§ 36, П. 163, 165

19

Лабораторная работа № 4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

1



П. 174, 175

20

Контрольная работа № 2 «Законы Ньютона. Силы в механике»

1





Законы сохранения.

8




21

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1



§ 38, 39; П. № 186, 187; упр. на с.129

22

Механическая работа и мощность силы.

1



§ 40, П. № 204, 205

23

Энергия. Кинетическая энергия.

1



§ 41, 42 упр. на с.139(1)

24

Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия.

1



§ 43,44; упр. на с.145(ЕГЭ)

25

Закон сохранения энергии в механике.

1



§ 45,47; Упр. ЕГЭ 148

26

Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1



§ 45, П. № 244

27

Условия равновесия тел. «Изучение равновесие тела под действием нескольких сил» Лабораторная работа № 6

1



§ 51, упр. на с.172(2)

28

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»


1





ТЕМА 3: Молекулярная физика. Тепловые явления.

10




29

Основные положения МКТ. Размеры молекул.

1



§ 53,54, с. 173-175; упр. на с.181(1,2,4,5)

30

Броуновское движение. Свойство вещества на основе МКТ.

1



§ 55,56; упр. на с.181(6,7)

31

Основное уравнение МКТ газа.

1



§ 57,58; упр. ЕГЭ с.192

32

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1



§ 59.60; П. № 306

33

Уравнение состояния идеального газа. Решение задач.

1



§ 63, упр.ЕГЭ с.211

34

Газовые законы. Решение задач.

1



§ 65,66; упр. на с.220

35

Лабораторная работа № 7 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

1



§ 65, П. № 349, проект определение массы воздуха в комнате

36

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.

1



§ 68-71; П. № 377, 378

37

Кристаллические и аморфные тела. Решение задач.

1



§ 72

38

Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика»

1





Тема 4: Основы термодинамики.

7




39

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1



§ 73,74; упр. ЕГЭ с.248

40

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

1



§ 76,77; упр. на с.255(1,2)

41

Первый закон термодинамики. Применение 1 закона термодинамики.

1



§ 78,79 упр.ЕГЭ с.256

42

Второй закон термодинамики.

1



§ 81упр. на с.264(8)

43

Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия (КПД).

1



§ 82,83; П. № 442

44

Обобщающий урок по теме «Основы термодинамики»

1



§ 73-83

45

Контрольная работа № 5 по теме «Основы термодинамики»

1





Тема 5: Основы электродинамики.

Электростатика.

9




46

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

1



§ 84; упр. ЕГЭ с.281

47

Закон Кулона. Решение задач.

1



§ 85,86; упр. с.288(1)

48

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1



§ 88-90; задачи с.302

49

Энергетические характеристики электрического поля.

1



§ 93,94; задачи с.319(1,2)

50

Связь между напряженностью ЭП и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

1



§ 95,96; задача с.320(4)

51

Электроемкость. Конденсаторы.

1



§ 97; упр. с.329(1)

52

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1



§ 98,99; упр. с.329(3)

53

Обобщающий урок по теме «Электростатика»

1



§ 84-99

54

Контрольная работа № 6 по теме «Электростатика»

1





Тема 6: Законы постоянного тока.

7




55

Электрический ток. Сила тока. Условия существования тока.

1



§ 100, упр. ЕГЭ с.334

56

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1



§ 101, упр. ЕГЭ с.337

57

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1



§ 102, 103; П. № 526,527

58

«Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Лабораторная работа № 8

1



§ 102, упр.на с.342(1)

59

Работа и мощность постоянного тока.

1



§ 104, упр.на с.352(1)

60

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1



§ 105-107, упр.на с.352(2,3)

61

«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Лабораторная работа № 9

1



§ 105-107, упр.на с.352(4)


Тема 7: Электрический ток в различных средах.

5




62

Электрическая приводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1



§ 108-109, П. № 559,561

63

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости

1



§ 110, 111; П. № 565,568

64

Электрический ток в вакууме и в жидкостях. Закон электролиза.

1



§ 112, 113 упр. на с.388(8,9)

65

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.

1



§ 114, 115; упр. на с.389(12)

66

Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах»

1




67-68

Резерв часов учителя.

2





Календарно-тематическое планирование учебного материала.

11 класс.


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

План

Факт


Основы электродинамики

11





Тема 1: Магнитное поле

5




1

Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

1

5.09


§1, Упр. ЕГЭ с.10

2

Сила Ампера.

1

8.09


§ 2-3, Упр. ЕГЭ с.16

3

«Наблюдение действия магнитного поля на ток» Лабораторная работа № 1

1

12.09


§ 2-3, Упр. с.18(2)

4

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца.

1

16.09


§ 4-5, Упр. ЕГЭ с.23

5

Магнитные свойства вещества.

1

19.09


§ 6, Упр. ЕГЭ с.26


Тема 2: Электромагнитная индукция

6




6

Электромагнитная индукция. Магнитный поток.

1

23.09


§ 7, Упр. ЕГЭ с.34

7

Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции.

1

26.09


§ 8, Упр. ЕГЭ с.39

8

Стартовый контроль знаний

1

30.09



9

«Изучение явления электромагнитной индукции» Лабораторная работа № 2

1

03.10


§ 8-10, Упр. с.45(3,4)

10

Явление самоиндукции. Индуктивность.

1

07.10


§ 11,12; Упр. с.52(1,2)

11

Контрольная работа №1 «Основы электродинамики»

1

10.10




Колебания и волны

16





Тема 3: Механические колебания

3




12

Свободные и гармонические колебания.

1

14.10


§ 13,14,15; Упр. ЕГЭ с.58 и 65

13

«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» Лабораторная работа № 3

1

17.10


§ 14,15; Упр. с.68(1,2)

14

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

1

21.10


§ 16, Упр. с.68(4)


Тема 4: Электромагнитные колебания

6




15

Свободные электромагнитные колебания.

1

24.10


§ 17, Упр. ЕГЭ с.76

16

Теоретическое описание электромагнитных колебаний.

1

28.10


§18,19,20; Задача №1 на с.85

17

Переменный электрический ток.

1

31.10


§ 21,22; Упр. ЕГЭ с. 90

18

Резонанс в электрической цепи.

1

10.11


§ 23; Упр. ЕГЭ с. 100

19

Генератор переменного тока. Трансформатор.

1

14.11


§ 26,27; Задача № 1,2 с. 115

20

Обобщающий урок «Колебания»

1

17.11




Тема 5: Механические волны

3




21

Волновые явления. Характеристики волн.

1

21.11


§ 29;

22

Звуковые волны.

1

24.11


§ 31,32(1-3); Упр. ЕГЭ с. 130

23

Интерференция, дифракция и поляризация механических волн.

1

28.11


§ 33,34; Задача № 1-3 с. 139


Тема 6: Электромагнитные волны

4




24

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна.

1



§ 35, 39; Упр. ЕГЭ с.145, с.159

25

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.

1



§ 37; Упр. ЕГЭ с.154

26

Понятие о телевидении.

1



§ 41, 42; Задача № 1-3 с.169

27

Контрольная работа № 2 «Колебания и волны»

1





Оптика






Тема 7: Световые волны

12




28

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

1



с.170-171; § 44, 45;

Упр. ЕГЭ с.175

29

Закон преломления света. Полное отражение.

1



§ 47,48; Упр. ЕГЭ с.186

30

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

1



§ 49(1); Задача № 1 с.189

31

Линза. Построение изображений в линзе.

1



§ 50; Задача № 3 с.202

32

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

1



§ 51,52; Упр. ЕГЭ с.196

33

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1



§ 50,51;

34

Дисперсия света. Интерференция света.

1



§ 53,54; Упр. ЕГЭ с.210

35

Дифракция света. Дифракционная решетка.

1



§ 56,58; Упр. ЕГЭ с.220

36

Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

1



§ 56,58; Упр. ЕГЭ с.224

37

Поперечность световых волн. Поляризация света.Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной ёмкости компакт-диска»

1



§ 60; Упр. ЕГЭ с.227

38

Обобщающий урок «Оптика»

1



§ 44-60

39

Контрольная работа № 3 «Оптика»

1





Тема 8: Элементы теории относительности

3




40

Принцип относительности. Постулаты теории относительности.

1



§ 61,62; Упр. ЕГЭ с.235

41

Основные следствия из постулатов теории относительности.

1



§ 63; Упр. ЕГЭ с.238

42

Элементы релятивистской динамики.

1



§ 64, 65; Задача № 2,3 с.245


Тема 9: Излучение и спектры

2




43

Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.

1



§ 66,68; Заполнение таблицы

44

Спектры и спектральный анализ.Лабораторная работа № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1



§ 67;


Квантовая физика






Тема 10: Световые кванты

5




45

Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

1



§ 69, 70; Вопросы

46

Фотоны. Гипотеза де Бройля.

1



§ 71; Упр. ЕГЭ с.271

47

Давление света. Химическое действие света.

1



§ 72; Вопросы

48

Обобщающий урок «Элементы теории относительности. Световые кванты»

1



§ 61 - 73

49

Контрольная работа № 4. «Элементы теории относительности и квантовой физики»

1





Тема 11: Атомная физика

2




50

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1



§ 74; Вопросы

51

Теория Бора.

1



§ 75, 77; Упр. ЕГЭ с.288


Тема 12: Физика атомного ядра

10




52

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

1



§ 78; Упр. ЕГЭ с.302

53

Энергия связи атомных ядер.

1



§ 80, 81; Упр. ЕГЭ с. 309

54

Радиоактивность.

1



§ 82-84; Упр. ЕГЭ с.320

55

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1



§ 84-86

56

Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции.

1



§ 87; Упр. ЕГЭ с.331

57

Деление ядер урана. Цепная реакция деления.

1



§ 88; Упр. ЕГЭ с.336

58

Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

1



§ 89, 90; Упр. ЕГЭ с.339

59

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1



§ 92, 94;

60

Элементарные частицы.

1



§ 95,96;

61

Контрольная работа № 5. «Ядерная физика»

1





Элементы астрофизики






Тема 13: Солнечная система

3




62

Система Земля – Луна. Физическая природа планет и малых планет солнечной системы. Солнце.

1



§ 100,101; 102

63

Основные характеристики звёзд. Эволюция звёзд.

1



§ 103,105;

64

Млечный Путь – наша Галактика. Галактики.

1



§ 106, 107;

65-68

Резерв часов учителя.

4










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!