СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»



Рассмотрено

на заседании МО

естественно-

математического цикла

______ Яновская Г.В.

Протокол №__

от «___»________20____ г.



Согласовано

Зам.директора

по УВР ______

Яковлева С.Б.


Утверждено

Директор _______

Шулунова Л.В.

Приказ ____

от «____»______ 20___ г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____________________________физике___________________________________

учебный предмет

__________________________2019 – 2020 учебный год______________________________

учебный год

10,12 классы (2 часа в неделю), 10 - 11 классы (1 час в неделю)

класс, количество часов в неделю



Составил:

учитель физики

высшей квалификационной категории

Митыпов Леонид Сергеевич









г. Улан-Удэ

2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка

МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3» согласно Федеральному закону « Об образовании в РФ» № 273 гл.11 ст.80 п.4, приказа Минюста РФ № 61, Минобрнауки РФ №70 от 27.03.2006 г. « Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», ст. 112 УИКРФ «Общее образование осужденных к лишению свободы», Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14. 10 2010 г. № 1772-р, осуществляет обучение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, реализует программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Особенность школы при пенитенциарном учреждении состоит в том, что её ученики существуют как бы в двух ипостасях - с одной стороны, осужденные, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой - это ученики. В школе обучаются совершеннолетние граждане, нарушившие закон, люди с девиантным поведением. Обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего и среднего (полного) общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Школа реализует образовательные программы с учетом возрастных особенностей, жизненного и производственного опыта, требований режима содержания осужденных, а также специфических особенностей делинквентной личности. К специфическим особенностям обучающихся осужденных можно отнести следующие черты:

  • возраст старше 18 лет;

  • низкий уровень сформированности у обучающихся базовых системных знаний и навыков, познавательных способностей;

  • педагогическую запущенность обучающихся (отсутствие устойчивой мотивации к обучению, наличие длительных перерывов в обучении);

  • различные формы протеста в виде агрессии и нигилизма; 

  • психические отклонения; 

  • наличие социально опасных инфекционных заболеваний (таких как ВИЧ, гепатит, туберкулез, сифилис и др.);

  • низкий уровень общего развития; 

  • возрастные различия обучающихся; 

  • ограничение времени на обучение осужденных сроком исполнения наказания; 

  • педагогически неблагоприятное окружение, состояние физической и психической усталости обучающихся.

Тем не менее, среди осужденных всё чаще встречаются лица, которые осознанно пришли учиться в школу. У таких обучающихся, несмотря на низкий уровень сформированности базовых системных знаний и навыков, познавательных способностей имеется положительная мотивация к обучению.
Основная образовательная программа школы предусматривает достижение следующих результатов образования у обучающихся осужденных:
- личностные результаты: коррекция (переосмысление) осужденными моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к учению, сформированность умения учиться;
метапредметные результаты: освоение обучающимися осужденными в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
предметные результаты: освоение обучающимися осужденными в ходе изучения предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход в сочетании с основными принципами пенитенциарной педагогики -  индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, его доступность, систематичность, наглядность, активность обучения осужденных.

Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы обучения являются: 

  • Принцип целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание обучающимся разнообразных связей между его объектами и явлениями. 

  • Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий  средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно.

  • Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей обучающихся осужденных. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию осужденного

  • Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал взрослому школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД (универсальных учебных действий).


Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания"

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;

- наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

- практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

- использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;

- готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в X - XII классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета. Увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов) и расширения спектра образования интересов учащихся.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.


Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: Основные особенности физического метода исследования, классическая механика Ньютона и границы ее применимости. Повторение основ механики. Основы МКТ и термодинамики. Электростатика.

- в 11 классе изучаются: законы постоянного тока, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны.

- в 12 классе рассматриваются: атом и атомное ядро, световые кванты, Распределение учебного времени по темам является примерным. Учителю дано право изменять порядок изучения отдельных вопросов внутри темы, а так же использовать по своему усмотрению резервное время.

В качестве основных учебников взят комплект учебников Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика 10, 11 классы, М.: Просвещение, 2018 г.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:


Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса "Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


Основное содержание 10 класс

72 часа, 2 часа в неделю (36 часов, 1 час в неделю)

Основные особенности физического метода исследования (2 часа / 1 ч)

Возникновение физики как науки. Органы чувств и процесс познания. Особенности научного эксперимента. Физические теории. Физическая модель.

Механика Ньютона. Пределы ее применимости. Механическая картина мира.

Повторение основ механики (16 часов / 8 часов)

Механическое движение. Материальная точка. Тело отсчета. Траектория. Система отсчета. Векторы. Закон движения в координатной и векторной форме. Перемещение и путь. Единица перемещения. Сложение перемещений. Скорость. Единицы скорости. Равномерное прямолинейное движение. График скорости. Графический способ нахождения перемещения при равномерном прямолинейном движении. Ускорение. Единицы ускорения. Направление ускорения. Равноускоренное прямолинейное движение. Графический способ нахождения перемещения при равноускоренном прямолинейном движении. Равнозамедленное прямолинейное движение. Падение тел в отсутствии сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе. Равномерное движение по окружности. Ускорение при движении по окружности. Ее направление. Принцип инерции. Относительность движения и покоя. ИСО. Закон сложения скоростей. Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона – закон инерции. Экспериментальное подтверждение закона инерции. Сила – причина изменения скорости, мера взаимодействия тел. Сила – причина изменения скорости, мера взаимодействия тел.Принцип суперпозиции сил. Инертность тела. Масса тела – количественная мера инертности. Второй закон Ньютона. Сила действия и противодействия. Третий закон Ньютона. Примеры действия и противодействия. Гравитационное притяжение. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Вес тела. Сила трения. Виды трения: трения покоя, скольжения, качения. Коэффициент трения. Сила упругости. Объяснение упругих свойств тел с помощью механической модели кристалла. Сила реакции опоры и сила натяжения. Закон Гука. Импульс силы – временная (ударение на «а») характеристика силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса тела. Закон сохранения импульса. Потенциальная энергия. Нуль отсчета потенциальной энергии. Потенциальная энергия тела в поле тяжести Земли и упругодеформированной пружины. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Основы МКТ и термодинамики (29 часов / 15 часов)

Строение атома. Формулировка основных положений МКТ. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Молярная масса. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса молекул.

Открытие броуновского движения. Броуновское движение. Его причины. Свойства теплового движения.

Виды агрегатных состояний. Упорядоченная молекулярная структура – твердое тело. Объяснение особенностей строения и свойств различных агрегатных состояний на основе МКТ.

Понятие идеального газа с точки зрения МКТ

На основании МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения.

Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Термодинамическая (абсолютная) шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Связь между температурными шкалами. Скорость теплового движения молекул.

Опыт Штерна. Концентрация молекул идеального газа при нормальных условиях. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Изотермический, изохорный, изотермический процессы. Математическое выражение газовых законов. Графики этих процессов.

Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры. Особенности процесса испарения. Удельная теплота испарения. Конденсация. Объяснение процесса кипения на основе МКТ. Зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления. Перегретая жидкость.

Относительная влажность воздуха и ее измерение.

Кристаллические тела. Внутреннее строение кристаллических тел. Кристаллическая решетка. Монокристаллы и поликристаллы. Аморфные тела. Композиты. Зависимость свойств кристаллов от их внутреннего строения. Полиморфизм, анизотропия, изотропия.

Упругая и пластическая деформации. Характеристики упругих свойств тела: напряжение и относительное удлинение. Модуль Юнга и его физический смысл. Применение и учет деформации в производстве, технике, быту.

Способы изменения внутренней энергии системы: теплообмен и совершение работы.

Работа газа при изохорном, изобарном, изотермическом процессах. Вывод формулы работы газа при изобарном расширении. Знак работы газа. Геометрический смысл работы на диаграмме p, V.

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Расчет количества теплоты при нагревании (охлаждении), парообразовании (конденсации), плавлении (кристаллизации).Удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования и удельная теплота плавления. Их физический смысл.

Формулировка и уравнение первого закона термодинамики.

Запись уравнений первого закона термодинамики и их физический смысл.

Обратимый и необратимый процессы. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

Диффузия. Статистическое истолкование второго закона термодинамики.

Принцип действия теплового двигателя. Основные элементы теплового двигателя: рабочее тело, нагреватель, холодильник. Замкнутый цикл. КПД теплового двигателя. Цикл Карно. Воздействие тепловых двигателей на окружающую среду.


Электростатика (18 часов / 9 часов)

Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Принцип квантования заряда. Кварки. Электризация. Закон сохранения электрического заряда.

Взаимодействие точечных зарядов. Единица заряда – кулон. Закон Кулона. Сравнение электростатических и гравитационных сил.

Источник электростатического поля. Силовая характеристика – напряженность. Формула для расчета напряженности. Направление вектора напряженности.

Напряженность поля системы зарядов. Принцип суперпозиции электрических полей. Графическое изображение электрического поля. Линии напряженности. Однородное электрическое поле.

Распределение зарядов в металлическом проводнике. Электростатическая индукция. Идеальный проводник. Электростатическая защита. Распределение зарядов по поверхности проводника.

Виды диэлектриков: полярные и неполярные. Пространственное перераспределение зарядов в диэлектрике под действием электростатического поля. Поляризация диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость среды.

Энергетическая характеристика поля – потенциал. Единица потенциала. Формула расчета потенциала электростатического поля, создаваемого точечным зарядом. Работа, совершаемая силами электростатического поля при перемещении заряда. Разность потенциалов.

Формула, связывающая напряжение и напряженность. Эквипотенциальная поверхность.

Гидростатическая аналогия. Электрическая емкость. Единица электроемкости. Электроемкость сферы и ее характеристики. Способ увеличения электроемкости проводника. Конденсатор. Электроемкость плоского воздушного конденсатора.

Потенциальная энергия пластины конденсатора. Вывод формулы потенциальной энергии электростатического поля плоского конденсатора. Применение конденсаторов.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Технологическая карта по курсу физики. 10 класс. 72 часа (2 часа в неделю)

Учебник 10 класса: авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. М.: Просвещение, 2018

Название раздела

№ урока

Тема урока

Элементы обязательного минимума содержания

Уровень В

Требования к уровню выпускников


Уровень В

Знания и умения

Методы

Средства

Формы контроля

Межпредметные связи

Дата проведения

Основные особенности физического метода исследования

1

Физика и познание мира.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и границы их применимости. Принцип причинности

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

2. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения.

3. Учитывать границы применимости механики Ньютона (Классической механики)

Предмет физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы

Словесный:

Лекция «Метод научного познания окружающего мира»

Наглядный: таблица

Таблица «Метод научного метода познания»

Физический диктант

Роль математики, биологии, химии в физике


2

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Фронтальный опрос


Повторение основ механики

3

Движение точки и тела. Положение в пространстве. Векторные величины. Действие над векторами.

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

1. Приводить примеры ответов, обосновывающих относительность механического движения.

2. Указывать границы применимости представления тела материальной точкой.

3. Измерять ускорение свободного падения.

4. Владеть основными понятиями и законами физики.

5. Вычислять скорость и путь при ускоренном прямолинейном движении; центростремительное ускорение; дальность полета тела, брошенного горизонтально и высоту подъема тела, брошенного вертикально.

6. Определять характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени.

Механическое положение. Относительность движения. Траектория. Материальная точка. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения.

Словесный: беседа

Наглядный: таблица

Плакат «Действия над векторами»

Фронтальный опрос

Векторная геометрия


4

Равномерное прямолинейное движение. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

Знать, физическую величину скорость, физический смысл скорости, единицы ее измерения. Уметь решать задачи

Словесный: беседа

Наглядный: фрагмент фильма

Фрагмент фильма «Механическое движение»

Физический диктант



5

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

Знать, физическую величину ускорение, физический смысл ускорения, единицы ее измерения. Уметь решать задачи

Словесный: беседа

Наглядный: фрагмент фильма, таблица

Фрагмент фильма «Механическое движение», таблица «Движение с ускорением»

Фронтальный опрос



6

Движение тела в поле силы тяжести.

Свободное падение тел. Знать об ускорении свободного падения, о движение тела.

Словесный: беседа

Практический: решение задач


Фронтальный опрос



7

Равномерное движение по окружности.

Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение Угловая скорость. Уметь решать задачи

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач


Физический диктант



8

Первый закон Ньютона. Сила.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения. Закон трения скольжения. Закон Гука.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения.

2. Используя теоретические модели, объяснять независимость ускорения от массы тел при их свободном падении.

3. Указывать границы применимости закона Гука.

4. Измерять:

Коэффициент трения скольжения, жесткость пружины.

5. Раскрывать смысл закона всемирного тяготения, закона Гука.

6. Знать зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.

Знать первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Инерция. Знать физическую величину - сила. Ее физический смысл, единицы измерения.

Уметь отличать инерциальные СО от неинерциальных.

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Наглядный: демонстрация

Лист бумаги из-под груза

Фронтальный опрос

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач

История: пример с лошадьми с магдербургским шаром


9

Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса тела.

Связь между силой и ускорением. Масса. Уметь решать задачи

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Сборник задач

Фронтальный опрос


10

Третий закон Ньютона. Понятие о системе единиц. Принцип относи­тельности в механике

Третий закон Ньютона

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Наглядный: таблица

Сборник задач, таблица «Законы Ньютона»

Физический диктант


11

Практикум по решению задач.

Уметь решать задачи

Практический: решение задач

Сборник задач



12

Силы в природе.

Силы в природе: сила тяготения, сила трения, сила упругости

Словесный: лекция

Практический: тестирование


Тест



13

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес. Не­весомость.

Словесный: лекция

Практический: тестирование


Тест



14

Силы упругости и трения

Сила упругости. Сила трения.

Практический: решение задач

Наглядный: демонстрация модели

Сборник задач, таблица «Силы электромагнитной природы», механическая модель кристалла

самостоятельная работа



15

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяже­сти»

Отработка практических умений по данной теме. Умение планирования при проведении опыта, пользоваться измерительными приборами.

Практический: лабораторная работа

Штатив, нитка, грузик, секундомер

Проверка лабораторной работы




16

Законы сохранения в механике. Импульс тела.

Законы сохранения импульса и энергии в механике.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверит закон сохранения импульса.

2. Указывать границы применимости закона сохранения импульса, закона сохранения энергии.

3. Раскрывать смысл законов сохранения импульса и энергии.

4. Вычислять:

Скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии.

Импульс. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая, потенциальная энергии Импульс тела, импульс силы, ЗСИ, ЗСМЭ

Практический: тестирование

Словесный: лекция

Две тележки, грузики

Фронтальный опрос, тестирование



17

Механические колебания и волны. Практикум по решению задач.

Практический решение задач

Сборник задач

Кратковременная самостоятельная работа

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



18

Контрольная работа по теме «Ме­ханика».




Практический: контрольная работа

Контрольные задания

контрольная работа



Основы МКТ и термодинамики

19

Основы молекулярно-кинетической теории газа

Опыты Перрена. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа.

1. Приводить примеры опытов, обосновывающих непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества.

2. Указывать границы применимости модели идеального газа.

Знать основные положе­ния МКТ, основные фи­зические характеристики газов и основные фор­мулы. Уметь использо­вать полученные знания при решении типичных и нестандартных задач (межпредметного со­держания)

Словесный: рассказ об этапах развития молекулярной физики; напоминание ранее пройденного материала по химии посредством беседы

микрофотографии молекул

Вводный тест,

Химия: атомно-молекулярное учение, периодическая система Менделеева, молекулярная и относительная атомные массы химических элементов.

История: рассказ о роли Ломоносова в создании учения о строении вещества.

Математика: степень числа

Биология: молекулы ДНК и РНК как носители биологической информации


20

Масса молекул. Количество веще­ства.




21

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Знать понятия диффузия, броуновское движение; о строении вещества, о зависимости молекулярных сил от расстояния между молекулами

Словесный: рассказ об открытии броуновского движения.

Таблица: «Диффузия в живой природе» и «Химические связи»

индивидуальный письменный опрос

Биология: проявление диффузии в процессах питания и дыхания организмов.

Химия: химические связи

История: историческая справка об истории открытия броуновского движения


22

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Знание особенностей строения тел в различных состояниях, основных свойств жидкостей, газов и твердых тел. Уметь объяснять особенности строения тел в различных агрегатных состояниях на основе МКТ

Словесный: беседа о свойствах жидких, газообразных и твердых тел

Проблемный: выяснить почему одно и то же тело может находиться в трех различных состояниях

Репродуктивный: работа с учебником

Наглядный: использование таблиц, схем

Модели кристаллических решеток, видеофильм «кристаллы»

Физический диктант

Химия: формула воды, химические связи, основные элементы содержащиеся в воздухе

Биология: вода – самое распространенное неорганическое соединение в живом организме


23

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

Знать определение идеального газа, механизма возникновения давления газа с точки зрения МКТ, определение среднего значения проекции скорости молекулы, изменение импульса молекулы при ее соударении со стенками. Уметь математически преобразовывать векторные величины

Словесный: лекция об идеальном газе и его свойствах, демонстрация давления газа на стенки сосуда, Практический: тестирование

Плакаты математических преобразований над векторами. Механическая модель для демонстрации давления газа на стенки сосуда.

тестирование при актуализации знаний. Фронтальный опрос

Геометрия: понятие о векторах и действиях с ними


24

Основное уравнение МКТ.

Знать основные положения МКТ, формулировку и математическое выражение основного уравнения. Уметь выводить основное уравнение МКТ и формулу, связывающую давление со средней квадратичной энергией молекул. Применять данные формулы при решении задач

Словесный: вывод основного уравнения МКТ, формулы, связывающую давление со средней квадратичной энергией молекул.

Практический: решение задач, работа с учебником

Плакаты с математическими преобразованиями, учебник

индивидуальный устный опрос

Математика: использование математического аппарата при работе с формулами, решении задач.

Природоведение: температура, термометр.

История: историческая справка об изобретении термометра

Биология: температура в жизни растений и организмов

География: суточный и годовой ход температур


25

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Абсолютная температура. температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Опыт Штерна. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества.

1. Приводить примеры опытов позволяющих проверить связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой.

2. Указывать границы применимости научной теории прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры.

3. раскрывать смысл физического закона связи давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц.

4. Знать значение температуры тела здорового человека, физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека.

Знать макроскопические параметры, определяющие тепловое равновесие, температуру; принципы действия различных термометров. Уметь определять температуру. Знать какую роль играет температура в жизни организмов и растений.

Словесный: повторение и обобщение первоначальных сведений о температуре, формирование понятия о температуре в процессе беседы

Наглядный: демонстрация работы с термометром

термометр

фронтальный устный опрос


26

Измерение скоростей молекул газа. Практикум по решению задач.

Опыт Штерна. Решение задач

Практический: работа с учебником

Тесты, учебник

Письменный тест

Математика: использование математического аппарата при решении задач


27

Уравнение состояния идеального газа.

Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы.

1. Используя теоретические модели, объяснять повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде.

2. Раскрывать смысл уравнения Клапейрона-Менделеева.

3. Вычислять неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Менделеева-Клапейрона или основного уравнения МКТ газов.

4. Определять характер изопроцесса по графикам в координатах (Р,V), (Р,Т) и (V,Т).

5. Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении.

Знать значение универсальной газовой постоянной, формулировку и математическую запись уравнения Менделеева-Клапейрона. Уметь определять макроскопические параметры тел, наблюдать и делать выводы

Проблемный: найти общую зависимость, связывающую между собой все три макроскопические величины, характеризующие состояние идеального газа

Наглядный: экспериментальная проверка уравнения состояния

Технические: Герметический гофрированный сосуд, манометр, линейка, термометр. Сосуд с горячей водой.


Алгебра: решение линейных уравнений, приближенные вычисления, запись числа в стандартном виде.


28

Газовые законы.

Газовые законы. Знать определения и основные характеристики изопроцессов, знать их графическое изображение. Уметь применять уравнение состояния идеального газа к различным изопроцессам, объяснять газовые законы на основе МКТ

Словесный: объяснение,

Практический: работа с учебником

Учебник

Письменная проверочная работа

Алгебра: функция и их графики

История: краткие рассказы о жизни Гей-Люссака, Бойля, Мариотта, Шарля


29

Практикум по решению задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов.

Знать уравнения состояния газов, основные характеристики изопроцессов

Словесный: объяснение

Плакат обобщающего характера, тесты

тестирование

Алгебра: применение математического аппарата при решении задач.

Химия: задачи межпредметного содержания


30

Решение задач по теме «Основы МКТ»


31

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Умение планирования при проведении опыта, пользоваться измерительными приборами, определять цену деления, оценивать погрешности

Словесный: инструктаж

Практический: выполнение работы

Барометр, укороченный манометр, стакан с горячей водой, термометр

Оценка выполнения работы

Математика: измерение величин, работа с дробями и степенями


32

Контрольная работа по теме «Основы МКТ»


Знание основных положений и законов МКТ, уметь применять полученные знания

практический

Контрольные задания

Оценка выполнения работы



33

Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Знание определении насыщенного и ненасыщенного паров, знание их свойств, уметь объяснять влияние свойств насыщенных паров на климат, решать качественные задачи. Знать процесс испарение

Словесный: беседа практический: работа с учебником, решение качественных задач



Биология: транспирация: испарение воды листьями, круговорот воды в природе

География: влияние свойств насыщенных паров на климат территорий

Анатомия: роль кожи в терморегуляции организма


34

Кипение жидкости. Критическая температура.

Кипение. Знать условия кипения жидкости, температуры кипения, определение критической температуры. Знать о зависимости кипения от температуры

Проблемное изложение нового материала,

Наглядный: наблюдение процесса кипения

Колба с водой, электроплитка

Тестирование, фронтальный опрос

История: предсказание Менделеева о существовании критической температуры


35

Влажность воздуха и ее измерение.

Относительная влажность –знать определение, знать способы определения относительной влажности воздуха, принцип действия волосного и конденсационного гигрометра, психрометра. Знать о влиянии влажности воздуха на растительный и животный мир. Уметь решать качественные задачи

Беседа, объяснение

Практические: работа с приборами для определения влажности воздуха

Приборы для определения влажности


Биология: влияние влажности на рост и развитие растений, на самочувствие человека.

Медицина: использование низкой влажности воздуха при высоких температурах для лечения почек.


36

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.Деформация. Их виды.

Кристаллические и аморфные тела.


Определение деформации, упругой и пластичной, знание различных ее видовуметь приводить примеры деформации в жизни и технике

Беседа, показ деформированных тел

Резиновый шнур, пластилин, металлическая линейка, модель деформации сдвига, таблица: «Виды деформации» кинофрагмент

фронтальный опрос

Биология: деформация в природе значение деформации для жизни живых организмов

Трудовое обучение: Применение и учет деформации в технике


37

Применение и учет деформации в производстве, технике, быту.




38

Внутренняя энергия.



Внутренняя энергия.

Словесный: беседа

Практический: тест

Наглядный: таблица

Таблицы «Внутренняя энергия тела», «Способы изменения внутренней энергии тела»

Тест



39

Работа в термодинамике.



Работа в термодинамике.

Практический: работа с учебником

Таблицы «Виды теплопередачи» и «Расчет количества теплоты», учебник

Фронтальный опрос



40

Количество теплоты.



Количество теплоты, теплоемкость

Практический: работа с учебником

учебник




41

Первый закон термодинамики.

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить первый закон термодинамики.

2. Используя теоретические модели, объяснять физические явления: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении.

3. Измерять идеальную теплоемкость вещества.

4. Раскрывать смысл закона термодинамики.

5. Вычислять установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы; КПД теплового двигателя.

6. Описывать преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества; работе тепловых двигателей.

7. Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей.

8. Знать экономические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей.

Первый закон термодинамики для различных изопроцессов.

Словесный: беседа



Фронтальный опрос



42

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Практический: решение задач

Сборник задач

Физический диктант



43

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.


Словесный: лекция


Фронтальный опрос



44

Статистическое истолкование необратимости процессов.


Практический: работа с учебником

учебник




45

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

Тепловые двигатели. Преобразования энергии в тепловых двигателях

Словесный: беседа



Фронтальный опрос

Математика: проценты


46

Практикум по решению задач

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач



Алгебра: использование математического аппарата при решении задач




47

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»



Знание основных законов и понятий по теме.

Практический: контрольная работа

Контрольные задания

Оценка выполнения контрольной работы

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



электрстатика


48

Электрический заряд и элементарные частицы.

Электрические взаимодействия. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля конденсатора.

1. приводить примеры опытов, обосновывающих существование двух видов электрического заряда, закона Кулона.

2. используя теоретические модели, объяснять электризацию тел при их контакте

3. раскрывать смысл принципа суперпозиции, законов сохранения электрического заряда, Кулона

4. вычислять: силу взаимодействия между двумя точечными зарядами в вакууме; силу, действующую на эл/заряд в эл/поле; напряженность э/поля, созданного несколькими точечными зарядами, используя принцип суперпозиции; работу по перемещению эл/заряда между двумя точками в эле/поле; напряженность однородного Эл/поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии; заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках

5. определять вид движения эл/заряда в однородном эл/поле.


Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда

Наглядный: демонстрация

Словесные: лекция, объяснение





49

Основной закон электростатики –закон Кулона.

Словесный: рассказ, беседа

Наглядный: таблица

Таблица «Спектр»: «Закон Кулона»




50

Практикум по решению задач.

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


51

Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Словесный: лекция

Наглядный: таблица

Таблица «Спектр»: «напряженность Электростатического поля»

Фронтальный опрос

Биология: Влияние постоянного электрического поля на живые организмы, на жизнь и рост растений.


52

Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Словесный: лекция



Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


53

Практикум по решению задач.

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ


54

Проводники в электростатическом поле.

Проводники в электрическом поле

Словесный: рассказ, беседа

тест

тестирование



55

Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

Диэлектрики в электрическом поле

Поляризация диэлектриков

Словесный: рассказ, беседа


Фронтальный опрос



56

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Потенциальная энергия

Словесный: лекция


Фронтальный опрос



57

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

потенциал Разность потенциалов.

Словесный: лекция


Фронтальный опрос



58

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. эквипотенциальные поверхности.

потенциал

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Словесный: лекция,

Практический: работа с учебником

учебник

Фронтальный опрос

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


59

Практикум по решению задач.

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ


60

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.

Электрическая емкость, конденсаторы

Практический: работа с учебником

Словесный: объяснение

Тест, учебник

тестирование



61

Энергия электрического поля конденсатора. Конденсаторы и их применение.

Энергия электрического поля конденсатора

Практический: работа с учебником

Словесный: объяснение

Тест, учебник

тестирование



62

Практикум по решению задач.

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


63

Контрольная работа по теме «Электростатика»



Знание основных законов и понятий по теме.

Практический: контрольная работа

Контрольные задания

Оценка выполнения контрольной работы

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



64

Итоговое обобщение.










65-72

Резерв.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!