МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/____________/ Протокол № ___ от «____» __________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Бельская Е.А. / «____» ___________20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №31 им. П.Т.Харитонова __________/Обросова О.Е./ Приказ №_____ от «___»______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
_________________Физика________________________
Уровень образования (класс)
______________________________Базовый___10 класс_____________________________
Количество часов _________68___________
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
_________________________ Хамаганов Юрий Юрьевич_______________________
г. Улан-Удэ
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 10 классов составлена в соответствии с ФГОС
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Учебный план общеобразовательного учреждения (МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова)
Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова
Физика 10 /Автор Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б. - М.: Просвещение, 2018.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Физика 10 /Автор Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б. - М.: Просвещение, 2018.
Примерная программа по физике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 недели по 2 часа физики в неделю (68 часов в год).
Рабочая программа предусматривает выполнение 5 лабораторных работ в течение учебного года.
На уроках по физике основными технологиями обучения учащихся является:
1. технология проблемного обучения.
2. технология проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении темы: электродинамика, основывается на использовании на уроках физики робототехнической платформы Arduino.
Планируемые результаты.
Личностными результатами обучения физике в десятом классе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в десятом классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в десятом классе являются формирование следующих умений.
В результате освоения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен знать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, звезда, Вселенная;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
Смысл физических законов: Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки.
В результате освоения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен уметь:
Проводить наблюдения;
Планировать и выполнять эксперимент;
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Отличать гипотезы от научных теорий;
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления;
Оценивать достоверность естественно–научной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях.;
Использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание
Раздел 1. Введение (1 ч).
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов.
Раздел 2. Кинематика (8 ч).
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы её применимости.
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отчёта. Координаты. Радиус – вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
Раздел 3. Динамика (15 ч).
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон термодинамики. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
Лабораторная работа №2 «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии»
Раздел 4. Молекулярная физика (9 ч).
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура - мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Газовые законы.
Раздел 5. Термодинамика (7 ч).
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоёмкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.
Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №3 «Изучение закона Гей-Люссака».
Раздел 6. Электродинамика (26 ч).
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсаторов.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Ллабораторные работы:
Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
Лабораторная работа №5 « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Раздел 7. Повторение (1 ч).
Итоговое повторение курса физики за 10 класс.
Учебно-методические материалы.
Физика 10 /Автор Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б. - М.: Просвещение, 2019.
ЕГЭ: 2019: Физика. ФИПИ /. – М.: АСТ: Астрель
Гольдфар Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Задачи по физике 10 – 11 класс. – М.: Илекса, 2019.
Рымкевич П.А. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 2019.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Введение (1 ч). |
1 | Инструктаж по ОТ. Классическая механика Ньютона. | 1 | | |
Раздел 2. Кинематика (8 ч). |
2 | Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. | 1 | | |
3 | Действия над векторными величинами. | 1 | | |
4 | Равномерное прямолинейное движение и его описание. | 1 | | |
5 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Решение задач. | 1 | | |
6 | Свободное падение и его описание. | 1 | | |
7 | Равномерное движение точки по окружности. | 1 | | |
8 | Подготовка к контрольной работе. Решение задач по теме: «Кинематика». | 1 | | |
9 | Контрольная работа по теме: «Кинематика». | 1 | | |
Раздел 3. Динамика (15 ч). |
10 | Основное утверждение механики. Материальная точка. | 1 | | |
11 | Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 1 | | |
12 | Сила. Связь между ускорением и силой. | 1 | | |
13 | Второй закон Ньютона. Масса. | 1 | | |
14 | Третий закон Ньютона. | 1 | | |
15 | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике | 1 | | |
16 | Закон всемирного тяготения. | 1 | | |
17 | Решение задач по теме: «Всемирное тяготение». | 1 | | |
18 | Подведение итогов четверти. Обобщение по теме: «Динамика». | 1 | | |
19 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | | |
20 | Сила трения. | 1 | | |
21 | Лабораторная работа по теме: «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». | 1 | | |
22 | Закон сохранения импульса. Решение задач. | 1 | | |
23 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | | |
24 | Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | | |
25 | Равновесие тела. Виды и законы равновесия. | 1 | | |
Раздел 4. Молекулярная физика (9 ч). |
26 | Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. | 1 | | |
27 | Решение задач на характеристики молекул и их систем. | 1 | | |
28 | Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. | 1 | | |
29 | Температура. | 1 | | |
30 | Уравнение Менделеева-Клапейрона. | 1 | | |
31 | Решение задач по теме: «Основы МКТ». | 1 | | |
32 | Газовые законы. | 1 | | |
33 | Решение задач по теме: «Газовые законы». | 1 | | |
34 | Подготовка к контрольной работе: «Основы МКТ». Контрольная работа: «Основы МКТ». | 1 | | |
Раздел 5. Термодинамика (7 ч). |
35 | Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Решение задач. | 1 | | |
36 | Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | | |
37 | Кристаллические и аморфные тела. | 1 | | |
38 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | | |
39 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Решение задач. | 1 | | |
40 | Решение задач. | 1 | | |
41 | Основы термодинамики. | 1 | | |
Раздел 6.Электродинамика (26 ч). |
42 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. | 1 | | |
43 | Закон Кулона . | 1 | | |
44 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | | |
45 | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | 1 | | |
46 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | 1 | | |
47 | Основы электростатики. | 1 | | |
48 | Электрический ток. Сила тока. | 1 | | |
49 | Условия, необходимые для существования электрического тока. | 1 | | |
50 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | |
51 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | | |
52 | Лабораторная работа по теме: «Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников». | 1 | | |
53 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | | |
54 | Решение качественных и расчетных задач по основным законам постоянного электрического тока. | 1 | | |
55 | Электродвижущая сила. | 1 | | |
56 | Лабораторная работа по теме: «Измерение ЭДС». | 1 | | |
57 | Законы постоянного тока. | 1 | | |
58 | Решение задач на тему «Законы постоянного тока». | 1 | | |
59 | Электрическая проводимость различных веществ. | 1 | | |
60 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | 1 | | |
61 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | 1 | | |
62 | Электрический ток в жидкостях. | 1 | | |
63 | Транзисторы. | 1 | | |
64 | Электрический ток в газах. | 1 | | |
65 | Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | 1 | | |
66 | Плазма. | 1 | | |
67 | Электрический ток в различных средах. | 1 | | |
Раздел 7. Повторение (1 ч). |
68 | Итоговое тестирование по теме: «Электрический ток в различных средах». | 1 | | |