МБОУ «Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва»
Принято: Педагогический совет МБОУ «Слободская школа им. Г.Н.Пономарёва» Протокол № 2 от 28. 08. 2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР__________/И.А.Грузинцева/ 28.08. 2019г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва» ____________/ З.С. Марагаева/ Приказ № 258 от 30.08.2019г. |
Рабочая программа по физике
для 10 класса на 2019-2020 год
Рабочая программа учебного предмета по физике разработана в соответствии с авторской рабочей программой М.А.Петрова, И.Г. Куликова «Рабочая программа к линии УМК Г.Я.Мякишева, М.А.Петровой. Физика. Базовый уровень. 10-11 класс».
В неделю – 2 часа
Всего – 68 часов
Учитель - Грязнова Екатерина Валентиновна
Слобода, 2019
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.
Сформированность целостного мировоззрения.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, разовьют способность к поиску нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности людей;
показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
решать качественные задачи (в том числе межпредметного характера), используя модели, физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью; на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Физика и естественно-научный метод познания природы
Выпускник научится:
давать определения понятий: физическая величина, физический закон, научная гипотеза, модель в физике, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
приводить примеры объектов изучения физики;
приводить базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий, их характеристики, радиус действия;
описывать и применять методы научного исследования в физике;
делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими величинами;
различать прямые и косвенные измерения физических величин; понимать смысл абсолютной и относительной погрешностей измерения;
интерпретировать физическую информацию, полученную из разных источников.
Механические явления
Выпускник научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Молекулярная физика и термодинамика
Выпускник научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
понимать смысл: уравнения Клапейрона, уравнения состояния идеального газа (уравнения Менделеева—Клапейрона), основного уравнения МКТ, уравнения теплового баланса;
выделять основные признаки физических моделей, используемых в молекулярной физике: термодинамическая система, равновесное состояние системы, равновесный процесс, теплоизолированная система, идеальный газ, идеальный тепловой двигатель, цикл Карно;
использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических параметров; термодинамический метод при рассмотрении свойств макроскопических тел без представлений об их внутреннем строении; уравнение теплового баланса при решении задач;
описывать эксперименты: по наблюдению и изучению изопроцессов, по измерению удельной теплоемкости вещества; опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы; фундаментальные опыты Штерна, Джоуля и др.;
объяснять газовые законы на основе молекулярно- кинетической теории строения вещества, зависимость давления газа от концентрации его молекул и температуры, связь температуры и средней кинетической энергии хаотического движения молекул, строение и свойства твердых и аморфных тел, графический смысл работы, невозможность создания вечного двигателя, необратимость тепловых явлений, цикл Карно, процессы, происходящие в идеальной холодильной машине, работающей по циклу Карно, зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления;
применять первый закон термодинамики к изопроцессам;
обсуждать применение адиабатических процессов в технике (принцип действия дизельного двигателя), экологические проблемы использования тепловых машин, значение влажности воздуха в жизни человека;
приводить значения: постоянной Авогадро, универсальной газовой постоянной, постоянной Больцмана;
применять полученные знания при описании устройства и принципа действия приборов (например, термометра, калориметра, конденсационного гигрометра, волосного гигрометра, психрометра), тепловых машин, при объяснении явлений, наблюдаемых в природе и быту, при решении задач.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание тем учебного предмета
Физическое образование в школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Освоение учебного предмета направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: математика, информатика, химия, биология, география, экология, основы безопасности жизнедеятельности.
Физика и естественно-научный метод познания природы
Физика – фундаментальная наука о природе. Объекты изучения физики. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Физические законы. Границы применимости физических законов. Физические теории и принцип соответствия. Измерение физических величин. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей.
Механика
Кинематика
Система отсчета. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость и ускорение. Траектория, путь. Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Кинематические уравнения. Различные способы описания механического движения. Основная (прямая) и обратная задача механики. Основные модели тел и движений. Сложение скоростей. Поступательное и вращательное движение тела. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Криволинейное движение. Свободное падение тел. Относительность механического движения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
Динамика
Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости. Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона. Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость. Законы Кеплера.
Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Перегрузки. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.
Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Центр масс. Освоение космоса. Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения. Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Механическая энергия системы. Закон сохранения механической энергии.
Равновесие материальной точки. Условие равновесия твердых тел. Плечо и момент силы. Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия твердого тела. Давление. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Колебательные системы. Кинематика Колебательного движения. Гармонические колебания. Динамика колебательного движения. Уравнение движение груза на пружине. Уравнение движения математического маятника. Периоды колебаний пружинного и математического маятников. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Затухающие колебания. Резонанс.
Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны. Волны в среде. Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярная физика
Основные положения молекулярно-кинетической теории и ее экспериментальные обоснования. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Строение вещества. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа. Тепловое (термодинамическое) равновесие. Температура и ее измерение. Шкалы температур. Свойства газов. Абсолютная шкала температур. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева – Клапейрона. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул. Состояния вещества. Постоянная Больцмана. Давление газа. Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия идеального газа.
Сравнение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.
Термодинамика.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового баланса. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатический процесс. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели. Принцип действия теплового действия. Холодильники и кондиционеры. Второй закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Точка росы. Удельная теплота плавления.
Электростатика
Электрические взаимодействия.
Природа электричества. Электрический заряд. Роль электрических взаимодействий. Два рода зарядов. Электризация тел. Носители электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп. Электрометр. Закон сохранения электрического заряда. Точечные заряды. Закон Кулона. Электрическое поле.
Свойства электрического поля.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряженности. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряженностью электростатического поля. Диэлектрическая проницаемость. Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток. Действия электрического тока
Сила тока. Источники тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Реостат. Потенциометр. Измерение силы тока, напряжения. Электрический ток в металлах, растворах и расплавах электролитов. Электролиз. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках.
Тематическое планирование
10 класс
Триместр | Содержание программы | Количество часов | Количество лабораторных работ | Количество контроль-ных работ и зачетов |
1 | Введение Кинематика Динамика | 1 11 11 | - 2 3 | - 1+1 1+1 |
2 | Законы сохранения в механике Статика. Гидро- и аэростатика Основы МКТ | 8 4 10 | 1 - 2 | 1 1 1+1 |
3 | Основы термодинамики Изменение агрегатных состояний вещества Электростатика Повторение | 6 5 7 4 | - 2 1 - | 1+1 1+1 1 1 |
Итого | | 68 | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| 10 класс | |
Введение | 1 |
1 | Физика и естественно-научный метод познания. | 1 |
Механика | 34 |
| Кинематика | 11 |
2 | Различные способы описания механического движения. | 1 |
3 | Прямолинейное движение. Перемещение. Радиус-вектор. Равномерное прямолинейное движение. | 1 |
4 | Скорость, координата и пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Кинематическое уравнение равномерного движения. | 1 |
5 | Движение тела по плоскости. Средняя скорость при неравномерном прямолинейном движении. Мгновенная скорость. | 1 |
6 | Движение тела с постоянным ускорением. Кинематическое уравнение равноускоренного прямолинейного движения. | 1 |
7 | Лабораторная работа №1 "Исследование равноускоренного прямолинейного движения". | 1 |
8 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 1 |
9 | Лабораторная работа №2 "Исследование движения тела, брошенного горизонтально". | 1 |
10 | Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Кинематика движения по окружности. | 1 |
11 | Теоретический зачет по теме «Кинематика» | 1 |
12 | Контрольная работа №1 по теме "Кинематика" | 1 |
| Динамика | 11 |
13 | Модель материальной точки. Закон (принцип) инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. | 1 |
14 | Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 |
15 | Принцип относительности Галилея. Основная и обратная задачи механики. | 1 |
16 | Сила. Принцип суперпозиции сил. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. | 1 |
17 | Лабораторная работа №3 "Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести" | 1 |
18 | Движение искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости. Перегрузки. Невесомость. Вес тела. | 1 |
19 | Лабораторная работа №4 "Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением". | 1 |
20 | Сила трения. Сопротивления при движении тел в жидкостях и газах. | 1 |
21 | Лабораторная работа №5 "Измерение коэффициента трения скольжения". | 1 |
22 | Теоретический зачет по теме «Динамика» | 1 |
23 | Контрольная работа №2 по теме "Динамика" | 1 |
| Законы сохранения в механике | 8 |
24 | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона. | 1 |
25 | Импульс системы тел. Закон сохранения импульса. | 1 |
26 | Реактивное движение. Реактивные двигатели. Успехи в освоении космического пространства. | 1 |
27 | Центр масс. | 1 |
28 | Работа силы. Графический смысл работы. Мощность. КПД механизма. | 1 |
29 | Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии. | 1 |
30 | Изменение механической энергии под действием внешних сил. | 1 |
31 | Контрольная работа №3 по теме "Законы сохранения в механике" | 1 |
| Статика. Законы гидро- и аэростатики. | 4 |
32 | Равновесия материальной точки. Условия равновесия твёрдых тел. Виды равновесия твёрдых тел. Центр тяжести твёрдого тела. | 1 |
33 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. | 1 |
34 | Закон Архимеда. Условие плавания тел. Ламинарное и турбулентное течение жидкости. Уравнение Бернулли. Подъёмная сила крыла самолёта. | 1 |
35 | Теоретический зачет по теме «Закон сохранения в механике. Статика» | 1 |
| Молекулярная физика и термодинамика. | 21 |
| Основы молекулярно-кинетической теории. | 10 |
36 | Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Общие характеристики молекул. Температура. Измерение температуры. Абсолютная шкала температур. | 1 |
37 | Тепловое (термодинамическое) равновесие. Макроскопические параметры термодинамической системы. Свойства газов. Модель идеального газа. | 1 |
38 | Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. | 1 |
39 | Температура и средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул. Внутренняя энергия идеального газа. Измерение скоростей молекул газа. | 1 |
40 | Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления. Тепловое расширение жидкостей. | 1 |
41 | Строение и свойства твёрдых тел. Аморфные тела. | 1 |
42 | Лабораторная работа №6 "Изучение изотермического процесса" | 1 |
43 | Лабораторная работа №7 "Изучение уравнения состояния идеального газа" | 1 |
44 | Теоретический зачет по теме «Основы МКТ» | 1 |
45 | Контрольная работа №4 по теме "Основы молекулярно-кинетической теории" | 1 |
| Основы термодинамики | 6 |
46 | Работа газа в термодинамике. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | 1 |
47 | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатический процесс. | 1 |
48 | Тепловые машины. Необратимость тепловых машин. Принцип действия теплового двигателя. | 1 |
49 | Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Идеальная холодильная машина. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 |
50 | Теоретический зачет по теме «Основы термодинамики» | 1 |
51 | Контрольная работа №5 по теме "Основы термодинамики" | 1 |
| Изменения агрегатных состояний вещества. | 5 |
52 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. | 1 |
53 | Лабораторная работа №8 "Измерение относительной влажности воздуха" | 1 |
54 | Плавление и кристаллизация вещества. | 1 |
55 | Лабораторная работа №9 "Измерение температуры кристаллизации и удельной температуры плавления вещества" | 1 |
56 | Теоретический зачет по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | |
57 | Контрольная работа №6 по теме "Изменения агрегатных состояний вещества". | 1 |
| Электродинамика | 7 |
| Электростатика | 7 |
58 | Электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Электромер. Закон сохранения электрического заряда. Модель точечного заряда. | 1 |
59 | Закон Кулона. Электрическое поле. Теории близкодействия и дальнодействия. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость. | 1 |
60 | Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Напряжённость точечного заряда. Графическое изображение электрических полей. | 1 |
61 | Работа кулоновских сил. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. | 1 |
62 | Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля. | 1 |
63 | Лабораторная работа №10 "Измерение электрической емкости конденсатора". | 1 |
64 | Теоретический зачет по теме «Электростатика» | 1 |
| Повторение | 4 |
65 | Повторение за курс 10 класса по темам "Кинематика" | 1 |
66 | Повторение за курс 10 класса по темам "Молекулярно-кинетическая теория" | 1 |
67 | Повторение за курс 10 класса по темам "Электростатика" | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Приложение
В проверочной работе проверяются знания и умения из следующих тем курса физики раздела механики: кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике.
Работа проверяет понимание смысла физических величин и физических законов, владение основными понятиями, понимание смысла физических явлений и умение решать задачи различного типа и уровня сложности.
На выполнение работы отводится 80 минут
КОДЫ | Наименование раздела, темы, проверяемого учебного элемента |
раздела | темы | проверяемого учебного элемента |
1 | | | Механика |
| 1.1 | | Кинематика |
| | 1.1.1. | Механическое движение и его виды |
| | 1.1.2. | Относительность механического движения |
| | 1.1.3. | Скорость |
| | 1.1.4. | Ускорение |
| | 1.1.5. | Равномерное движение |
| | 1.1.6. | Прямолинейное равноускоренное движение |
| | 1.1.7. | Свободное падение |
| | 1.1.8. | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение |
| 1.2. | | Динамика |
| | 1.2.1. | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона |
| | 1.2.2. | Принцип относительности Галилея |
| | 1.2.3. | Масса тела |
| | 1.2.4. | Плотность вещества |
| | 1.2.5. | Сила |
| | 1.2.6. | Принцип суперпозиции сил |
| | 1.2.7. | Второй закон Ньютона |
| | 1.2.8. | Третий закон Ньютона |
| | 1.2.9. | Закон всемирного тяготения. ИСЗ |
| | 1.2.10. | Сила тяжести |
| | 1.2.11. | Вес и невесомость |
| | 1.2.12. | Сила упругости. Закон Гука |
| | 1.2.13. | Сила трения |
| 1.3. | | Статика |
| | 1.3.1. | Момент силы. |
| | 1.3.2. | Условия равновесия твердого тела |
| 1.4. | | Законы сохранения в механике |
| | 1.4.1. | Импульс тела |
| | 1.4.2. | Импульс системы тел |
| | 1.4.3. | Закон сохранения импульса |
| | 1.4.4. | Работа силы |
| | 1.4.5. | Мощность |
| | 1.4.6. | Кинетическая энергия |
| | 1.4.7. | Потенциальная энергия |
| | 1.4.8. | Закон сохранения механической энергии |
Спецификация контрольно- измерительных материалов
по физике (составлена в соответствии с кодификатором)
1. Назначение проверочной работы
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике учащихся 10 классов по теме «Механика».
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2. Структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из двух частей и включает 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1).
Часть А содержит 10 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; … А10. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, изкоторых верен только один.
Часть В содержит 5 заданий. Их обозначение в работе: В1; В2; … В5.
В первом и втором предложены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух и трех множествах. Третье, четвертое и пятое задания предполагают краткий ответ.
Таблица 1
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 50 | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 10 | 10 | 43 | Задания с выбором ответа |
2 | Часть 2 | 5 | 13 | 57 | Задания с кратким ответом |
Итого: 2 | 15 | 23 | 100 | |
3. Распределение заданий проверочной работы по содержанию
При разработке содержания контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе (см. Приложение 1). В работе проверяются знания и умения из следующих тем раздела «Механика»: кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике.
№ вар | А.1 | А.2. | А.3. | А.4. | А.5 | А.6 | А.7 | А.8 | А.9 | А.10. | В.1. | В.2. | В.3. | В.4. | В.5. |
1 | 1.2. | 1.4. | 1.5. | 1.7. | 1.8. | 2.1. | 2.7. | 2.9. | 4.6 | 4.5. | 4.2. 4.5. | 1.5. 4.6. | 2.7. | 4.3. | 4.8. |
2 | 1.2. | 1.3. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 2.1. | 2.6. | 2.10 | 4.7. | 4.4. | 3.1. 2.12 | 1.4. 4.7. | 2.7. | 4.3. | 4.8. |
3 | 1.2. | 1.3. | 1.5. | 1.7. | 1.8. | 2.1. | 2.7. | 2.9. | 4.6. | 4.5. | 2.7. 2.12 | 1.8. 4.7. | 2.7. | 4.3. | 4.8. |
4 | 1.2. | 1.4. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 2.1. | 2.6. | 2.10 | 4.7. | 4.5. | 1.5. 2.9. | 1.4. 1.6. | 2.7. | 4.3. | 4.8. |
3. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности
В работе представлены задания разного уровня сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в первую часть работы (заданий с выбором ответа). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов.
Задания повышенного уровня включены во вторую часть работы и направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умение решать задачи на применение одного - двух законов (формул) по данной теме.
4. Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий различной частей работы составляет:
1) для каждого задания части А – 2-3 минуты;
2) для части В – 1,2 задания – 3-4 минуты,
3, 4, 5 задания – 15 минут.
На выполнение всей работы отводится 80 минут.
1 вариант
ЧАСТЬ 1
К каждому из заданий 1 – 10 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. |
А.1. Может ли человек на эскалаторе находиться в покое относительно Земли, если эскалатор поднимается со скоростью 1 м/с?
1) не может ни при каких условиях
2) может, если стоит неподвижно на эскалаторе
3) может, если движется вниз по эскалатору со скоростью 1 м/с
4) может, если движется вверх по эскалатору со скоростью 1 м/с
А.2. На рисунке 1 представлен график зависимости скорости грузовика от времени. Ускорение грузовика в момент t = 3 с равно
1) 5 м/с2 2) 10 м/с2 3) 15 м/с2 4) 20 м/с2
Рис.1.
А.3. Чему равна средняя скорость движения автомобиля на всем пути (в км/ч) , если первую половину пути он двигался со скоростью 70 км/ч, а вторую половину пути –
со скоростью 30 км/ч?
1) 50 км/ч 2) 54 км/ч 3) 42 км/ч 4) 40 км/ч
А.4. Определите путь, пройденный телом от начала движения при свободном падении. Если в конце пути оно имело скорость 20 м/с.
1) 50 м 2) 10 м 3) 25 м 4) 20 м
А.5. Как изменится линейная скорость движения точки по окружности, если угловая скорость увеличится в 4 раза, а расстояние от вращающейся точки до оси вращения уменьшится в 2 раза?
1) не изменится 2) увеличится в 2 раза
3) уменьшится в 2 раза 4) не хватает данных
А.6. Почему при равномерном движении поезда шарик покоится относительно гладкого стола в купе вагона?
1) на него не действуют никакие силы
2) все силы скомпенсированы
3) отсутствует сила трения
4) на него действует равнодействующая сила, направленная в сторону движения вагона
А.7. Какую силу надо приложить к телу массой 200 г, чтобы оно двигалось
с ускорением 1,5 м/с2 ?
1) 0,1 Н 2) 0,2 Н 3) 0,3 Н 4) 0,4 Н
А.8. Чему равно отношение силы гравитационного взаимодействия, действующей со стороны Луны на Землю, к силе гравитационного взаимодействия, действующей со стороны Земли на Луну. Если масса Земли в 81 раз больше массы Луны?
1) 1/81 2) 1 3) 1/9 4) 81
А.9. Какова кинетическая энергия автомобиля массой 1000 кг, движущегося
со скоростью 36 км/ч?
1) 36·103 Дж 2) 648·103 Дж 3) 104 Дж 4) 5·104 Дж
А.10. Какую мощность развивает двигатель автомобиля при силе тяги 1000 Н, если автомобиль движется равномерно со скоростью 20 м/с?
1) 10 кВт 2) 20 кВт 3) 40 кВт 4) 30 кВт
ЧАСТЬ 2
В.1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами, в которых они измеряются.
Физические величины | Единицы измерения физических величин |
А) импульс тела В) мощность | 1) Дж 2) Вт 3) Н 4) Н · с |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В.2. Камень брошен вверх под углом к горизонту. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Как меняются с набором высоты модуль ускорения камня, его кинетическая энергия и горизонтальная составляющая его скорости ?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Модуль ускорения камня | Кинетическая энергия камня | Горизонтальная составляющая скорости камня |
| | |
В.3. На концах невесомой и нерастяжимой нити, перекинутой через блок, подвешены грузы, массы которых равны 600 г и 400 г. Определите ускорение грузов после того, как система будет предоставлена самой себе. Трением в блоке пренебречь.
В.4. Человек и тележка движутся навстречу друг другу, причем масса человека в 2 раза больше массы тележки. Скорость человека 2 м/с, а тележки – 1 м/с. Человек вскакивает на тележку и остается на ней. Какова скорость человека вместе с тележкой?
В.5. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. На какой высоте
кинетическая энергия тела равна его потенциальной энергии?
Сопротивлением воздуха пренебречь.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания первой части работы оцениваются в 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания В1 оцениваются в 2 балла, если верно указаны два элемента ответа, в 1 балл, если правильно указан один элемент, и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа. Задания В2 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все три элемента ответа, в 1 балл, если правильно указаны один или два элемента, и в 0 баллов, если в ответе отсутствуют элементы правильного ответа. Задания В3, В4 и В5 оцениваются в 3 балла.
Шкала пересчета первичного балла за выполнения работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-6 | 7- 12 | 13-18 | 19-23 |
Содержание верного ответа (ключи ответов)
вариант | А.1. | А.2. | А.3. | А.4. | А.5. | А.6. | А.7. | А.8. | А.9 | А.10. |
1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 |
вариант | В.1. | В.2. | В.3. | В.4. | В.5. |
1 | 4 2 | 3 2 3 | 2 м/с2 | 1 м/с | 10 м |