СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс углубленный уровень 5 час 2024-25 уч.г.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 10 класса, углубленный уровень, 5 часов в неделю. Физический практикум сформирован на основе типовых лабораторных работ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс углубленный уровень 5 час 2024-25 уч.г.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Зернограда



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике

Уровень общего образования (класс): среднее общее образование 10 класс

Количество часов: 170

Учитель: Сидорцов И.Г.

Программа разработана на основе программы ID 4725765 учебного предмета «Физика. Углублённый уровень» для обучающихся 10-11 классов 2024 г. https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm






























2024-2025 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

10 КЛАСС


Раздел 1. Научный метод познания природы.

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания и методы исследования физических явлений.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Наблюдение и эксперимент в физике.

Способы измерения физических величин (аналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные датчиковые системы).

Погрешности измерений физических величин (абсолютная и относительная).

Моделирование физических явлений и процессов (материальная точка, абсолютно твёрдое тело, идеальная жидкость, идеальный газ, точечный заряд). Гипотеза. Физический закон, границы его применимости. Физическая теория.

Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Измерение силы тока и напряжения в цепи постоянного тока при помощи аналоговых и цифровых измерительных приборов.

Знакомство с цифровой лабораторией по физике. Примеры измерения физических величин при помощи компьютерных датчиков.

Раздел 2. Механика.

Тема 1. Кинематика.

Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчёта.

Прямая и обратная задачи механики.

Радиус-вектор материальной точки, его проекции на оси системы координат. Траектория.

Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение скоростей.

Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Зависимость координат, скорости, ускорения и пути материальной точки от времени и их графики.

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Зависимость координат, скорости и ускорения материальной точки от времени и их графики.

Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности. Угловая и линейная скорость. Период и частота обращения. Центростремительное (нормальное), касательное (тангенциальное) и полное ускорение материальной точки.

Технические устройства и технологические процессы: спидометр, движение снарядов, цепные, шестерёнчатые и ремённые передачи, скоростные лифты.

Демонстрации.

Модель системы отсчёта, иллюстрация кинематических характеристик движения.

Способы исследования движений.

Иллюстрация предельного перехода и измерение мгновенной скорости.

Преобразование движений с использованием механизмов.

Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве.

Наблюдение движения тела, брошенного под углом к горизонту и горизонтально.

Направление скорости при движении по окружности.

Преобразование угловой скорости в редукторе.

Сравнение путей, траекторий, скоростей движения одного и того же тела в разных системах отсчёта.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Изучение неравномерного движения с целью определения мгновенной скорости.

Измерение ускорения при прямолинейном равноускоренном движении по наклонной плоскости.

Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении.

Измерение ускорения свободного падения (рекомендовано использование цифровой лаборатории).

Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Проверка гипотезы о прямой пропорциональной зависимости между дальностью полёта и начальной скоростью тела.

Изучение движения тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Исследование зависимости периода обращения конического маятника от его параметров.

Тема 2. Динамика.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Принцип относительности Галилея. Неинерциальные системы отсчёта (определение, примеры).

Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил.

Второй закон Ньютона для материальной точки.

Третий закон Ньютона для материальных точек.

Закон всемирного тяготения. Эквивалентность гравитационной и инертной массы.

Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью планеты и от географической широты. Движение небесных тел и их спутников. Законы Кеплера. Первая космическая скорость.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением.

Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе, её зависимость от скорости относительного движения.

Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда.

Технические устройства и технологические процессы: подшипники, движение искусственных спутников.

Демонстрации.

Наблюдение движения тел в инерциальных и неинерциальных системах отсчёта.

Принцип относительности.

Качение двух цилиндров или шаров разной массы с одинаковым ускорением относительно неинерциальной системы отсчёта.

Сравнение равнодействующей приложенных к телу сил с произведением массы тела на его ускорение в инерциальной системе отсчёта.

Равенство сил, возникающих в результате взаимодействия тел.

Измерение масс по взаимодействию.

Невесомость. Вес тела при ускоренном подъёме и падении.

Центробежные механизмы.

Сравнение сил трения покоя, качения и скольжения.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Измерение равнодействующей сил при движении бруска по наклонной плоскости.

Проверка гипотезы о независимости времени движения бруска по наклонной плоскости на заданное расстояние от его массы.

Исследование зависимости сил упругости, возникающих в пружине и резиновом образце, от их деформации.

Изучение движения системы тел, связанных нитью, перекинутой через лёгкий блок.

Измерение коэффициента трения по величине углового коэффициента зависимости Fтр(N).

Исследование движения бруска по наклонной плоскости с переменным коэффициентом трения.

Изучение движения груза на валу с трением.

Тема 3. Статика твёрдого тела.

Абсолютно твёрдое тело. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела. Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Сложение сил, приложенных к твёрдому телу. Центр тяжести тела.

Условия равновесия твёрдого тела. Устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесие.

Технические устройства и технологические процессы: кронштейн, строительный кран, решётчатые конструкции.

Демонстрации.

Условия равновесия. Виды равновесия.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Исследование условий равновесия твёрдого тела, имеющего ось вращения.

Конструирование кронштейнов и расчёт сил упругости.

Изучение устойчивости твёрдого тела, имеющего площадь опоры.

Тема 4. Законы сохранения в механике.

Импульс материальной точки, системы материальных точек. Центр масс системы материальных точек. Теорема о движении центра масс.

Импульс силы и изменение импульса тела.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Момент импульса материальной точки. Представление о сохранении момента импульса в центральных полях.

Работа силы на малом и на конечном перемещении. Графическое представление работы силы.

Мощность силы.

Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки.

Потенциальные и непотенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела в однородном гравитационном поле. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле однородного шара (внутри и вне шара). Вторая космическая скорость. Третья космическая скорость.

Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии.

Упругие и неупругие столкновения.

Уравнение Бернулли для идеальной жидкости как следствие закона сохранения механической энергии.

Технические устройства и технологические процессы: движение ракет, водомёт, копёр, пружинный пистолет, гироскоп, фигурное катание на коньках.

Демонстрации.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Измерение мощности силы.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Взаимные превращения кинетической и потенциальной энергий при действии на тело силы тяжести и силы упругости.

Сохранение энергии при свободном падении.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Измерение импульса тела по тормозному пути.

Измерение силы тяги, скорости модели электромобиля и мощности силы тяги.

Сравнение изменения импульса тела с импульсом силы.

Исследование сохранения импульса при упругом взаимодействии.

Измерение кинетической энергии тела по тормозному пути.

Сравнение изменения потенциальной энергии пружины с работой силы трения.

Определение работы силы трения при движении тела по наклонной плоскости.

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика.

Тема 1. Основы молекулярно-кинетической теории.

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ), их опытное обоснование. Диффузия. Броуновское движение. Характер движения и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул (атомов). Количество вещества. Постоянная Авогадро.

Тепловое равновесие. Температура и способы её измерения. Шкала температур Цельсия.

Модель идеального газа в молекулярно-кинетической теории: частицы газа движутся хаотически и не взаимодействуют друг с другом.

Газовые законы. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Абсолютная температура (шкала температур Кельвина). Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара.

Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа (основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа).

Связь абсолютной температуры термодинамической системы со средней кинетической энергией поступательного теплового движения её частиц.

Технические устройства и технологические процессы: термометр, барометр, получение наноматериалов.

Демонстрации.

Модели движения частиц вещества.

Модель броуновского движения.

Видеоролик с записью реального броуновского движения.

Диффузия жидкостей.

Модель опыта Штерна.

Притяжение молекул.

Модели кристаллических решёток.

Наблюдение и исследование изопроцессов.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Исследование процесса установления теплового равновесия при теплообмене между горячей и холодной водой.

Изучение изотермического процесса (рекомендовано использование цифровой лаборатории).

Изучение изохорного процесса.

Изучение изобарного процесса.

Проверка уравнения состояния.

Тема 2. Термодинамика. Тепловые машины.

Термодинамическая (ТД) система. Задание внешних условий для термодинамической системы. Внешние и внутренние параметры. Параметры термодинамической системы как средние значения величин, описывающих её состояние на микроскопическом уровне.

Нулевое начало термодинамики. Самопроизвольная релаксация термодинамической системы к тепловому равновесию.

Модель идеального газа в термодинамике – система уравнений: уравнение Менделеева–Клапейрона и выражение для внутренней энергии. Условия применимости этой модели: низкая концентрация частиц, высокие температуры. Выражение для внутренней энергии одноатомного идеального газа.

Квазистатические и нестатические процессы.

Элементарная работа в термодинамике. Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме.

Теплопередача как способ изменения внутренней энергии термодинамической системы без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение.

Количество теплоты. Теплоёмкость тела. Удельная и молярная теплоёмкости вещества. Уравнение Майера. Удельная теплота сгорания топлива. Расчёт количества теплоты при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе.

Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Количество теплоты и работа как меры изменения внутренней энергии термодинамической системы.

Второй закон термодинамики для равновесных процессов: через заданное равновесное состояние термодинамической системы проходит единственная адиабата. Абсолютная температура.

Второй закон термодинамики для неравновесных процессов: невозможно передать теплоту от более холодного тела к более нагретому без компенсации (Клаузиус). Необратимость природных процессов.

Принципы действия тепловых машин. КПД. Максимальное значение КПД. Цикл Карно.

Экологические аспекты использования тепловых двигателей. Тепловое загрязнение окружающей среды.

Технические устройства и технологические процессы: холодильник, кондиционер, дизельный и карбюраторный двигатели, паровая турбина, получение сверхнизких температур, утилизация «тепловых» отходов с использованием теплового насоса, утилизация биоорганического топлива для выработки «тепловой» и электроэнергии.

Демонстрации.

Изменение температуры при адиабатическом расширении.

Воздушное огниво.

Сравнение удельных теплоёмкостей веществ.

Способы изменения внутренней энергии.

Исследование адиабатного процесса.

Компьютерные модели тепловых двигателей.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Измерение удельной теплоёмкости.

Исследование процесса остывания вещества.

Исследование адиабатного процесса.

Изучение взаимосвязи энергии межмолекулярного взаимодействия и температуры кипения жидкостей.

Тема 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.

Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Удельная теплота парообразования.

Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объёма насыщенного пара. Зависимость температуры кипения от давления в жидкости.

Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность.

Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация.

Деформации твёрдого тела. Растяжение и сжатие. Сдвиг. Модуль Юнга. Предел упругих деформаций.

Тепловое расширение жидкостей и твёрдых тел, объёмное и линейное расширение. Ангармонизм тепловых колебаний частиц вещества как причина теплового расширения тел (на качественном уровне).

Преобразование энергии в фазовых переходах.

Уравнение теплового баланса.

Поверхностное натяжение. Коэффициент поверхностного натяжения. Капиллярные явления. Давление под искривлённой поверхностью жидкости. Формула Лапласа.

Технические устройства и технологические процессы: жидкие кристаллы, современные материалы.

Демонстрации.

Тепловое расширение.

Свойства насыщенных паров.

Кипение. Кипение при пониженном давлении.

Измерение силы поверхностного натяжения.

Опыты с мыльными плёнками.

Смачивание. Капиллярные явления.

Модели неньютоновской жидкости.

Способы измерения влажности.

Исследование нагревания и плавления кристаллического вещества.

Виды деформаций. Наблюдение малых деформаций.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Изучение закономерностей испарения жидкостей.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Изучение свойств насыщенных паров.

Измерение абсолютной влажности воздуха и оценка массы паров в помещении.

Измерение коэффициента поверхностного натяжения.

Измерение модуля Юнга.

Исследование зависимости деформации резинового образца от приложенной к нему силы.

Раздел 4. Электродинамика.

Тема 1. Электрическое поле.

Электризация тел и её проявления. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона.

Электрическое поле. Его действие на электрические заряды.

Напряжённость электрического поля. Пробный заряд. Линии напряжённости электрического поля. Однородное электрическое поле.

Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов и напряжение. Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Связь напряжённости поля и разности потенциалов для электростатического поля (как однородного, так и неоднородного).

Принцип суперпозиции электрических полей.

Поле точечного заряда. Поле равномерно заряженной сферы. Поле равномерно заряженного по объёму шара. Поле равномерно заряженной бесконечной плоскости. Картины линий напряжённости этих полей и эквипотенциальных поверхностей.

Проводники в электростатическом поле. Условие равновесия зарядов.

Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества.

Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Электроёмкость плоского конденсатора.

Параллельное соединение конденсаторов. Последовательное соединение конденсаторов.

Энергия заряженного конденсатора.

Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле.

Технические устройства и технологические процессы: электроскоп, электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсаторы, генератор Ван де Граафа.

Демонстрации.

Устройство и принцип действия электрометра.

Электрическое поле заряженных шариков.

Электрическое поле двух заряженных пластин.

Модель электростатического генератора (Ван де Граафа).

Проводники в электрическом поле. Электростатическая защита.

Устройство и действие конденсатора постоянной и переменной ёмкости.

Зависимость электроёмкости плоского конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости.

Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

Зарядка и разрядка конденсатора через резистор.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Оценка сил взаимодействия заряженных тел.

Наблюдение превращения энергии заряженного конденсатора в энергию излучения светодиода.

Изучение протекания тока в цепи, содержащей конденсатор.

Распределение разности потенциалов (напряжения) при последовательном соединении конденсаторов.

Исследование разряда конденсатора через резистор.

Тема 2. Постоянный электрический ток.

Сила тока. Постоянный ток.

Условия существования постоянного электрического тока. Источники тока. Напряжение U и ЭДС ℰ.

Закон Ома для участка цепи.

Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и площади поперечного сечения. Удельное сопротивление вещества.

Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа.

Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.

Мощность электрического тока. Тепловая мощность, выделяемая на резисторе.

ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Мощность источника тока. Короткое замыкание.

Конденсатор в цепи постоянного тока.

Технические устройства и технологические процессы: амперметр, вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии.

Демонстрации.

Измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока от напряжения для резистора, лампы накаливания и светодиода.

Зависимость сопротивления цилиндрических проводников от длины, площади поперечного сечения и материала.

Исследование зависимости силы тока от сопротивления при постоянном напряжении.

Прямое измерение ЭДС. Короткое замыкание гальванического элемента и оценка внутреннего сопротивления.

Способы соединения источников тока, ЭДС батарей.

Исследование разности потенциалов между полюсами источника тока от силы тока в цепи.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Исследование смешанного соединения резисторов.

Измерение удельного сопротивления проводников.

Исследование зависимости силы тока от напряжения для лампы накаливания.

Увеличение предела измерения амперметра (вольтметра).

Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Исследование зависимости ЭДС гальванического элемента от времени при коротком замыкании.

Исследование разности потенциалов между полюсами источника тока от силы тока в цепи.

Исследование зависимости полезной мощности источника тока от силы тока.

Тема 3. Токи в различных средах.

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p–n-перехода. Полупроводниковые приборы.

Электрический ток в электролитах. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Законы Фарадея для электролиза.

Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Различные типы самостоятельного разряда. Молния. Плазма.

Технические устройства и практическое применение: газоразрядные лампы, электронно-лучевая трубка, полупроводниковые приборы: диод, транзистор, фотодиод, светодиод, гальваника, рафинирование меди, выплавка алюминия, электронная микроскопия.

Демонстрации.

Зависимость сопротивления металлов от температуры.

Проводимость электролитов.

Законы электролиза Фарадея.

Искровой разряд и проводимость воздуха.

Сравнение проводимости металлов и полупроводников.

Односторонняя проводимость диода.

Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум.

Наблюдение электролиза.

Измерение заряда одновалентного иона.

Исследование зависимости сопротивления терморезистора от температуры.

Снятие вольт-амперной характеристики диода.

Физический практикум.

Способы измерения физических величин с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов и компьютерных датчиковых систем. Абсолютные и относительные погрешности измерений физических величин. Оценка границ погрешностей.

Проведение косвенных измерений, исследований зависимостей физических величин, проверка предложенных гипотез (выбор из работ, описанных в тематических разделах «Ученический эксперимент, лабораторные работы, практикум»).

Межпредметные связи.

Изучение курса физики углублённого уровня в 10 классе осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики, биологии, химии, географии и технологии.

Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение, погрешности измерений, измерительные приборы, цифровая лаборатория.

Математика: решение системы уравнений. Линейная функция, парабола, гипербола, их графики и свойства. Тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс, основное тригонометрическое тождество. Векторы и их проекции на оси координат, сложение векторов.

Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен живых организмов, тепловое загрязнение окружающей среды, утилизация биоорганического топлива для выработки «тепловой» и электроэнергии, поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, электрические явления в живой природе.

Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул, моль вещества, молярная масса, получение наноматериалов, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и газов, жидкие кристаллы, электрические свойства металлов, электролитическая диссоциация, гальваника, электронная микроскопия.

География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр.

Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт сухого и жидкого трения в технике, статические конструкции (кронштейн, решётчатые конструкции), использование законов сохранения механики в технике (гироскоп, водомёт и другие), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник, кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии, электростатическая защита, заземление электроприборов, газоразрядные лампы, полупроводниковые приборы, гальваника.




ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

  • принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;

  • ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и технике.

духовно-нравственного воспитания:

  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;

  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;

  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.

эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке.

трудового воспитания:

  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни.

экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;

  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

  • расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике.

ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;

  • осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;

  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Базовые исследовательские действия:

  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;

  • владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;

  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;

  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

  • уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией:

  • владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • оценивать достоверность информации;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;

  • распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;

  • самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

  • давать оценку новым ситуациям;

  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;

  • оценивать приобретённый опыт;

  • способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

  • использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

  • признавать своё право и право других на ошибки.

В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию;

  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.






ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 10 классе предметные результаты на углублённом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

  • понимать роль физики в экономической, технологической, экологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики в современной научной картине мира, значение описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории – механики, молекулярной физики и термодинамики, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира;

  • различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений): инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, материальная точка, равноускоренное движение, свободное падение, абсолютно упругая деформация, абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения, модели газа, жидкости и твёрдого (кристаллического) тела, идеальный газ, точечный заряд, однородное электрическое поле;

  • различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

  • анализировать и объяснять механические процессы и явления, используя основные положения и законы механики (относительность механического движения, формулы кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости и перемещения, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с изменением механической энергии, условия равновесия твёрдого тела), при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости физических законов: преобразований Галилея, второго и третьего законов Ньютона, законов сохранения импульса и механической энергии, закона всемирного тяготения;

  • анализировать и объяснять тепловые процессы и явления, используя основные положения МКТ и законы молекулярной физики и термодинамики (связь давления идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и концентрацией его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической энергией теплового движения его частиц, связь давления идеального газа с концентрацией молекул и его температурой, уравнение Менделеева–Клапейрона, первый закон термодинамики, закон сохранения энергии в тепловых процессах), при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости уравнения Менделеева–Клапейрона;

  • анализировать и объяснять электрические явления, используя основные положения и законы электродинамики (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, потенциальность электростатического поля, принцип суперпозиции электрических полей, при этом указывая условия применимости закона Кулона, а также практически важные соотношения: законы Ома для участка цепи и для замкнутой электрической цепи, закон Джоуля–Ленца, правила Кирхгофа, законы Фарадея для электролиза);

  • описывать физические процессы и явления, используя величины: перемещение, скорость, ускорение, импульс тела и системы тел, сила, момент силы, давление, потенциальная энергия, кинетическая энергия, механическая энергия, работа силы, центростремительное ускорение, сила тяжести, сила упругости, сила трения, мощность, энергия взаимодействия тела с Землёй вблизи её поверхности, энергия упругой деформации пружины, количество теплоты, абсолютная температура тела, работа в термодинамике, внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа идеального газа, относительная влажность воздуха, КПД идеального теплового двигателя; электрическое поле, напряжённость электрического поля, напряжённость поля точечного заряда или заряженного шара в вакууме и в диэлектрике, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, электродвижущая сила, сила тока, напряжение, мощность тока, электрическая ёмкость плоского конденсатора, сопротивление участка цепи с последовательным и параллельным соединением резисторов, энергия электрического поля конденсатора;

  • объяснять особенности протекания физических явлений: механическое движение, тепловое движение частиц вещества, тепловое равновесие, броуновское движение, диффузия, испарение, кипение и конденсация, плавление и кристаллизация, направленность теплопередачи, электризация тел, эквипотенциальность поверхности заряженного проводника;

  • проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учётом абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности прямых и косвенных измерений;

  • проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы;

  • соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;

  • решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия обосновывать выбор физической модели, отвечающей требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учётом полученных результатов;

  • решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественно-научного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

  • использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;

  • приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

  • анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

  • применять различные способы работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, при этом использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию и оценивать её достоверность как на основе имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;

  • проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебно-исследовательских работ;

  • работать в группе с исполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;

  • проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Реализация воспитательного потенциала темы

Раздел 1. НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ


1.1

Научный метод познания природы

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Итого по разделу

6


Раздел 2. МЕХАНИКА


2.1

Кинематика

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Использовать знания о механических явлениях, законах механики и природе сил для понимания работы механических устройств и обеспечения безопасности при работе с ними. Самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты.

2.2

Динамика

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

2.3

Статика твёрдого тела

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

2.4

Законы сохранения в механике

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Итого по разделу

35


Раздел 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА


3.1

Основы молекулярнокинетической теории

15

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

На основе понимания основ МКТ термодинамики уметь объяснить различные явления и процессы в технических устройствах и природе и для обеспечения безопасности при обращении с приборами, техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

3.2

Термодинамика.Тепловые машины

20

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

3.3

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы

14

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Итого по разделу

49


Раздел 4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА


4.1

Электрическое поле

24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Использовать знания об электромагнитных явлениях для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде. Научиться применять знания о законах электрических цепей для анализа работы электроприборов и выбора безопасных режимов их эксплуатации.

4.2

Постоянный электрический ток

24

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

4.3

Токи в различных средах

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Итого по разделу

54


Раздел 5. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


5.1

Физический практикум

16

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Освоить методы и приемы применения теоретических сведений, приобретаемых на уроках, к реализации некоторых конкретных физических заданий.

Освоить методы и технику проведения самостоятельных физических исследований и приобрести практические навыки.

Экспериментально изучить и проверить основные физические законы.

Освоить практический анализ получаемых экспериментальных результатов: оценку порядков изучаемых величин, их точности и достоверности.

Изучить технику применения измерительных приборов и лабораторного оборудования в процессе выполнения самостоятельных исследований.

Изучить приемы и методы обработки и оформление экспериментальных результатов: ведение записей в тетрадях, представление результатов в виде таблиц, графиков.

Итого по разделу

16



Резервное время

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f16b68d7

Понимать необходимость систематического повторения и анализа изученного материала.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата изучения

По плану

Фактически

1

Физика – фундаментальная наука о природе

1

02.09.2024


2

Научный метод познания и методы исследования физических явлений

1

02.09.2024


3

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Наблюдение и эксперимент в физике

1

02.09.2024


4

Способы измерения физических величин

1

03.09.2024


5

Абсолютная и относительная погрешности измерений физических величин

1

03.09.2024


6

Моделирование в физике. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей

1

09.09.2024


7

Механическое движение. Система отсчета. Относительность механического движения. Прямая и обратная задачи механики

1

09.09.2024


8

Радиус-вектор материальной точки, его проекции на оси координат. Траектория. Перемещение. Скорость. Их проекции на оси координат

1

09.09.2024


9

Равномерное прямолинейное движение. Графическое описание равномерного прямолинейного движения

1

10.09.2024


10

Сложение перемещений и скоростей. Решение задач

1

10.09.2024


11

Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением

1

16.09.2024


12

Графическое описание прямолинейного движения с постоянным ускорением

1

16.09.2024


13

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Зависимость координат, скорости, ускорения от времени и их графики

1

16.09.2024


14

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

1

17.09.2024


15

Контрольная работа №1 по теме "Кинематика"

1

17.09.2024


16

Криволинейное движение. Движение по окружности. Угловая и линейная скорость. Период и частота. Центростремительное и полное ускорение

1

23.09.2024


17

Первый̆ закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Принцип относительности Галилея. Неинерциальные системы отсчёта

1

23.09.2024


18

Сила. Равнодействующая сила. Второй закон Ньютона. Масса

1

23.09.2024


19

Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона

1

24.09.2024


20

Принцип суперпозиции сил. Решение задач на применение законов Ньютона

1

24.09.2024


21

Закон всемирного тяготения. Эквивалентность гравитационной и инертной массы

1

30.09.2024


22

Сила тяжести и ускорение свободного падения

1

30.09.2024


23

Движение небесных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость. Законы Кеплера

1

30.09.2024


24

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела

1

01.10.2024


25

Сила трения. Природа и виды сил трения. Движение в жидкости и газе с учётом силы сопротивления среды

1

01.10.2024


26

Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда

1

07.10.2024


27

Абсолютно твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела

1

07.10.2024


28

Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы

1

07.10.2024


29

Сложение сил, приложенных к твердому телу. Центр тяжести тела. Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия

1

08.10.2024


30

Решение задач

1

08.10.2024


31

Контрольная работа №2 по теме "Динамика. Статика твердого тела"

1

14.10.2024


32

Импульс материальной точки, системы материальных точек. Центр масс системы материальных точек. Теорема о движении центра масс

1

14.10.2024


33

Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1

14.10.2024


34

Момент импульса материальной точки. Представление о сохранении момента импульса в центральных полях

1

15.10.2024


35

Решение задач

1

15.10.2024


36

Работа силы на малом и на конечном перемещении. Графическое представление работы силы. Мощность силы

1

21.10.2024


37

Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки

1

21.10.2024


38

Потенциальные и непотенциальные силы. Потенциальная энергия. Вторая космическая скорость

1

21.10.2024


39

Третья космическая скорость. Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии

1

22.10.2024


40

Упругие и неупругие столкновения. Уравнение Бернулли для идеальной жидкости

1

22.10.2024


41

Подготовка к контрольной работе №3 по теме "Законы сохранения в механике"

1

11.11.2024


42

Контрольная работа №3 по теме "Законы сохранения в механике"

1

11.11.2024


43

Развитие представлений о природе теплоты. Основные положения МКТ. Диффузия. Броуновское движение

1

11.11.2024


44

Масса и размеры молекул (атомов). Количество вещества. Постоянная Авогадро

1

12.11.2024


45

Решение задач

1

12.11.2024


46

Строение газообразных, жидких и твердых тел. Характер движения и взаимодействия частиц вещества

1

18.11.2024


47

Идеальный газ. Основное уравнение МКТ газов.

1

18.11.2024


48

Решение задач.

1

18.11.2024


49

Температура. Тепловое равновесие. Шкала Цельсия. Абсолютная температура.

1

19.11.2024


50

Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. Решение задач.

1

19.11.2024


51

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Решение задач

1

25.11.2024


52

Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества

1

25.11.2024


53

Решение задач

1

25.11.2024


54

Графическое представление изопроцессов. Решение задач.

1

26.11.2024


55

Контрольная работа №4 по теме "Основы МКТ"

1

26.11.2024


56

Обобщение и систематизация знаний по теме "Основы МКТ"

1

02.12.2024


57

Парообразование и конденсация. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

1

02.12.2024


58

Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность.

1

02.12.2024


59

Решение задач.

1

03.12.2024


60

Свойства жидкости. Поверхностное натяжение.

1

03.12.2024


61

Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления. Формула Лапласа

1

09.12.2024


62

Решение задач.

1

09.12.2024


63

Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств кристаллов. Фазовые переходы

1

09.12.2024


64

Обобщение и систематизация знаний по теме "Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы"

1

10.12.2024


65

Подготовка к контрольной работе №6 по теме "Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы"

1

10.12.2024


66

Контрольная работа №5 по теме "Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы"

1

16.12.2024


67

Термодинамическая система. Параметры ТД системы как средние значения величин, описывающих её на микроскопическом уровне.

1

16.12.2024


68

Внутренняя энергия.

1

16.12.2024


69

Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Решение задач.

1

17.12.2024


70

Работа в термодинамике. Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме

1

17.12.2024


71

Решение задач.

1

23.12.2024


72

Количество теплоты. Конвекция, теплопроводность, излучение. Теплоёмкость тела. Удельная и молярная теплоёмкости вещества.

1

23.12.2024


73

Удельная теплота сгорания топлива. Расчёт количества теплоты при теплопередаче.

1

23.12.2024


74

Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса.

1

24.12.2024


75

Решение задач.

1

24.12.2024


76

Первый закон термодинамики. Понятие об адиабатном процессе.

1

30.12.2024


77

Применение первого закона ТД к изопроцессам.

1

30.12.2024


78

Решение задач.

1

30.12.2024


79

Обратимые и необратимые процессы. Необратимость природных процессов

1

13.01.2025


80

Второй закон термодинамики и его статистический смысл.

1

13.01.2025


81

Принципы действия тепловых двигателей и их КПД

1

13.01.2025


82

Максимальное значение КПД. Цикл Карно

1

14.01.2025


83

Решение задач

1

14.01.2025


84

Экологические аспекты использования тепловых двигателей. Тепловое загрязнение окружающей среды

1

20.01.2025


85

Решение задач

1

20.01.2025


86

Подготовка к контрольной работе №5 по теме "Термодинамика. Тепловые машины"

1

20.01.2025


87

Контрольная работа №6 по теме "Термодинамика. Тепловые машины"

1

21.01.2025


88

Обобщение и систематизация знаний по теме "Термодинамика. Тепловые машины"

1

21.01.2025


89

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов.

1

27.01.2025


90

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

1

27.01.2025


91

Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона

1

27.01.2025


92

Решение задач

1

28.01.2025


93

Близкодействие и дальнодействие. Электрическое поле и его свойства.

1

28.01.2025


94

Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости (силовые линии).

1

03.02.2025


95

Поле точечного заряда и равномерно заряженного шара. Принцип суперпозиции полей

1

03.02.2025


96

Решение задач

1

03.02.2025


97

Проводники в электростатическом поле. Условие равновесия зарядов

1

04.02.2025


98

Диэлектрики в электростатическом поле

1

04.02.2025


99

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1

10.02.2025


100

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов и напряжение

1

10.02.2025


101

Связь напряжённости поля электростатического поля и разностью потенциалов.

1

10.02.2025


102

Поле равномерно заряженной бесконечной плоскости

1

11.02.2025


103

Решение задач.

1

11.02.2025


104

Электроёмкость. Конденсатор. Электроёмкость плоского конденсатора

1

17.02.2025


105

Параллельное соединение конденсаторов. Решение задач.

1

17.02.2025


106

Последовательное соединение конденсаторов. Решение задач.

1

17.02.2025


107

Смешанное соединение конденсаторов. Решение задач.

1

18.02.2025


108

Энергия заряженного конденсатора

1

18.02.2025


109

Решение задач

1

24.02.2025


110

Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле

1

24.02.2025


111

Решение задач

1

24.02.2025


112

Подготовка к контрольной работе №7 по теме "Электрическое поле"

1

25.02.2025


113

Контрольная работа№7 по теме "Электрическое поле"

1

25.02.2025


114

Обобщение и систематизация знаний по теме "Электрическое поле"

1

03.03.2025


115

Электрический ток. Сила тока. Условия существования электрического тока

1

03.03.2025


116

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

1

03.03.2025


117

Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников

1

04.03.2025


118

Решение задач

1

04.03.2025


119

Работа и мощность электрического тока. Закон ДжоуляЛенца

1

10.03.2025


120

Источники тока. Напряжение и ЭДС

1

10.03.2025


121

ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока

1

10.03.2025


122

Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи.

1

11.03.2025


123

Решение задач

1

11.03.2025


124

Мощность источника тока. Тепловая мощность, выделяемая на резисторе.

1

17.03.2025


125

Короткое замыкание

1

17.03.2025


126

КПД источника тока

1

17.03.2025


127

Решение задач

1

18.03.2025


128

Решение задач

1

18.03.2025


129

Расчёт разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа

1

07.04.2025


130

Решение задач

1

07.04.2025


131

Конденсатор в цепи постоянного тока

1

07.04.2025


132

Решение задач

1

08.04.2025


133

Решение задач по теме "Постоянный электрический ток"

1

08.04.2025


134

Обобщение и систематизация знаний по теме "Постоянный электрический ток"

1

14.04.2025


135

Подготовка к контрольной работе №8 по теме "Постоянный электрический ток"

1

14.04.2025


136

Контрольная работа №8 по теме "Постоянный электрический ток"

1

14.04.2025


137

Работа над ошибками

1

15.04.2025


138

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

15.04.2025


139

ВПР

1

16.04.2025


140

ВПР

1

16.04.2025


141

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость

1

21.04.2025


142

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость.

1

21.04.2025


143

Электрический ток через р-n переход. Транзисторы.

1

21.04.2025


144

Электрический ток в вакууме. Вакуумные приборы

1

22.04.2025


145

Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза

1

22.04.2025


146

Электрический ток в газах. Плазма

1

28.04.2025


147

Решение задач

1

28.04.2025


148

Обобщение и систематизация знаний по теме "Электрический ток в различных средах"

1

28.04.2025


149

Физический практикум по теме " Измерение силы тока и напряжения в цепи постоянного тока при помощи аналоговых и цифровых измерительных приборов"

1

29.04.2025


150

Физический практикум по теме " Измерение силы тока и напряжения в цепи постоянного тока при помощи аналоговых и цифровых измерительных приборов"

1

29.04.2025


151

Физический практикум по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников"

1

05.05.2025


152

Физический практикум по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников"

1

05.05.2025


153

Физический практикум по теме "Измерение удельной теплоёмкости"

1

05.05.2025


154

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

06.05.2025


155

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

06.05.2025


156

Итоговая контрольная работа.

1

12.05.2025


157

Работа над ошибками

1

12.05.2025


158

Физический практикум по теме "Исследование смешанного соединения резисторов"

1

12.05.2025


159

Физический практикум по теме "Исследование смешанного соединения резисторов".

1

13.05.2025


160

Физический практикум по теме "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока"

1

13.05.2025


161

Физический практикум по теме "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока"

1

19.05.2025


162

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Кинематика"

1

19.05.2025


163

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Динамика"

1

19.05.2025


164

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Статика твердого тела"

1

20.05.2025


165

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Законы сохранения в механике"

1

20.05.2025


166

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Основы молекулярнокинетической теории"

1

26.05.2025


167

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Термодинамика. Тепловые машины"

1

26.05.2025


168

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний по теме "Электрическое поле"

1

26.05.2025


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

166



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочие программы к линии УМК Г. Я. Мякишева : учебно-методическое пособие / О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. – М. : Дрофа, 2020

Библиотека ЦОК . Инфоурок. Мультиурок. Решу ЕГЭ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Мякишев, Г.Я. Физика, 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленное уровни / Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией Н.А. Парфентьевой. – 7-е изд. – М.; Просвещение, - 2020. – 432 с. (Классический курс), - ISBN 978-5-09-074278-8.


График контрольных работ 10Б класс

№ п/п

Вид работы, тема

Дата

1

К\р №1 по теме «Кинематика.»

17.09.2024г.

2

К\р №2 по теме «Динамика. Статика твердого тела.»

14.10.2024г.

3

К\р №3 по теме «Законы сохранения в механике.»

11.11.2024г.

4

К\р №4 по теме «Основы МКТ»

26.11.2024г.

5

К\р №5 по теме «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.»

21.01.2025г

6

К\р №6 по теме «Термодинамика. Тепловые машины.»

27.01.2025г.

7

К\р №7 по теме «Электрическое поле.»

25.02.2025г.

8

К\р №8 по теме «Электростатика. Постоянный электрический ток. Токи в различных средах»

14.04.2025г.

9

Итоговая контрольная работа

12.05.2025г.




Аннотация к рабочей программе по физике

углублённый уровень 10 класс

Название курса: физика

Класс: 10Б

Количество часов: 5 ч. в неделю

Программы разработана на основе: Рабочие программы к линии УМК Г. Я. Мякишева : учебно-методическое пособие / О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. – М. : Дрофа, 2020.

Учебник:

• Мякишев, Г.Я. Физика, 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленное уровни / Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под редакцией Н.А. Парфентьевой. – 7-е изд. – М.; Просвещение, - 2020. – 432 с. (Классический курс), - ISBN 978-5-09-074278-8.


Планируемые результаты

  1. .Личностные

гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;

ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и техники;

духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;

трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни;

экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике;

ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;

осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

  1. Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;

разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;

владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

Работа с информацией: владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

оценивать достоверность информации;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;

самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

признавать своё право и право других на ошибки.

В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию;

  1. Предметные

К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических задач;

распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе соответствующих законов физики;

описывать механическое движение, тепловые свойства тел и тепловые явления, электрические свойства вещества и электрические явления (процессы), используя физические величины и формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы: при этом различать словесную формулировку закона, его математическое выражение и границы применимости;

объяснять основные принципы действия машин, приборов и технических устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни;

выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы;

осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости между физическими величинами, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков;

соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;

решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью или на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;

использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию;

приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

Составитель: Сидорцов Иван Георгиевич, учитель физики.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!