СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПВ.02 Физика

общеобразовательный цикл программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих по профессии

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей



Уровень изучения – базовый


Профиль – технологический


Форма обучения – очная





















Тейково 2022г.








Рассмотрено

на заседании цикловой методической комиссии

«___» августа 2022г.

протокол № 1

председатель методической комиссии

________________/Столярова Э.В./



Утверждаю

Директор ОГБПОУ ТИК

имени Героя Советского Союза

А.П. Буланова

______________ А.Н.Соловьева

Приказ от «___»_______20__г.




Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол от «___» _________ 20__ г.

№ ____







Разработчик:

Столярова Э.В., преподаватель физики






























СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка......................................................................3

  2. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»...............5

  3. Место учебной дисциплины в учебном плане................................6

  4. Результаты освоения учебной дисциплины...................................7

  5. Тематическое планирование..............................................................10

  6. Содержание учебной дисциплины..................................................13

  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов............................................................................................22

  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика»........................................................................................... 31

  9. Рекомендуемая литература.........................................................32







































  1. Пояснительная записка


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в ОГБПОУ Тейковском индустриальном колледже имени Героя Советского Союза А.П. Буланова, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание рабочей программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях области физики, оказавших определяющее влияние на развитее техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих процессов способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использования приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможности применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».


  1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»


В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всёвозрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемой профессии: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке студентов по профессиям технического профиля профессионального образования, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».


  1. Место учебной дисциплины ОУД. 08 «Физика» в учебном плане


Учебная дисциплина ОУД.08 «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ОГБПОУ Тейковском индустриальном колледже имени Героя Советского Союза А.П. Буланова, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

В учебных планах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» место учебной дисциплины «Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.


  1. Результаты освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:


  • личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продвижению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития


  • метапредметных:


  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей деятельности;

  • использование основных интеллектуальных операций: постановка задач, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей. Поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение использовать различные источники для получения физической информации, умение оценивать ее достоверность;

  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и грамотно сочетая содержание и формы представляемой информации.


  • предметных:


− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:


Выпускник на углубленном уровне научится:


– объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

– характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

– самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;

– объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:


– проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

– понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;

– анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

– формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;

– использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.

  1. Тематическое планирование


При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: 23.01.17. «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 180 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы — 180 часов.


3. Тематическое планирование с учетом Рабочей программы воспитания


Содержание обучения

Количество часов


1 курс

2 курс

Кол-во часов

В том числе пр.з.

В том числе лаб.з.

В том числе пр.з.

В том числе лаб.з.

Введение

3

-

-



  1. Механика

36

15

2



1.1. Кинематика

11

5

-



1.2. Законы механики Ньютона

13

5

1



1.3.Законы сохранения в механике

12

5

1



  1. Основы молекулярной физики и термодинамики

27

9


1



2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ

12

4

-



2.2.Основы термодинамики

11

5

-



2.3.Свойства паров, жидкостей и твердых тел

4

-

1



  1. Электродинамика

49

14

4



3.1. Электрическое поле

13

6

-



3.2. Законы постоянного тока

11

3

3



3.3 Электрический ток в различных средах

7



1

-

3.4. Магнитное поле

10



2

-

3.5. Электромагнитная индукция

8



2

1

  1. Колебания и волны

22



6

1

4.1. Механические колебания

6



1

1

4.2. Упругие волны

3



1

-

    1. Электромагнитные колебания

10



4

-

    1. Электромагнитные волны

3



-

-

  1. Оптика

13




2

2

    1. Природа света

5




-

    1. Волновые свойства света

8



-

2

  1. Основы специальной теории относительности

5



1

-

  1. Элементы квантовой физики

17



3

-

    1. Квантовая оптика

5



1

-

    1. Физика атома

2



-

-

    1. Физика атомного ядра

10



3

-

  1. Эволюция Вселенной

7



-

-

    1. Строение и развитие Вселенной

4



-

-

    1. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

3



-

-

Итоговая контрольная работа

1



-

-


180





4. Содержание учебного предмета «Физика»



Наименование разделов, тем

Содержание учебного материала, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся



Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала

3

1.



Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Роль и место физики в современной научной картине мира; физическая сущность наблюдаемых во Вселенной явлений. Роль физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.




2

2.




Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира.

3.

Значение физики при освоении специальностей СПО.

Роль физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач.

1

Раздел 1.

Механика


38

Тема 1.1.

Кинематика

Содержание учебного материала

11

1.

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

5

2.

Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

3.


Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности

Практическое занятие «Расчёт скорости и перемещения при равномерном прямолинейном движении»

1

Практическое занятие «Расчёт ускорения, скорости и перемещения при равноускоренном прямолинейном движении»

1

Практическое занятие «Изучение движения под углом к горизонту»

1

Практическое занятие «Расчет веса тела при свободном падении»

1

Практическое занятие «Расчет скорости движения тела при равномерном движении по окружности»

1

Контрольная работа по теме: «Кинематика»

1

Демонстрации. Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения.


Тема 1.2. Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала

13

1.


Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой

6

2.


Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес.

Система знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях.

3.

Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Практическое занятие «Решение задач на применение законов Ньютона»

2

Практическое занятие «Нахождение расстояния между взаимодействующими телами»

1

Практическое занятие «Расчет коэффициента жесткости пружины»

1

Практическое занятие «Расчет коэффициента трения»

1

Лабораторное занятие «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

Основные методы научного познания, используемые в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; обработка результатов измерений, обнаружение зависимости между физическими величинами, объяснение полученных результатов и формулировка выводов.

1

Контрольная работа по теме «Законы механики Ньютона»

1

Демонстрации. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Невесомость.


Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

12

1.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

5

2.

Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

3.

Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Практическое занятие «Решение задач на применение закона сохранения импульса»

1

Практическое занятие «Определение работы и мощности»

1

Практическое занятие «Нахождение значений кинетической энергии и работы силы тяжести»

1

Практическое занятие «Нахождение значений потенциальной энергии и работы силы упругости»

1

Практическое занятие «Расчет энергии, применение законов сохранения энергии»

Решение физических задач.

1

Лабораторное занятие «Сохранение механической энергии под действием силы тяжести и упругости»

Выдвижение гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверка их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования.

1

Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

1

Демонстрации. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.


Раздел 2.

Молекулярная физика


27

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ

Содержание учебного материала

12

1.


Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение.

7

2.


Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строении газообразных, жидких и твердых тел.

Собственная позиция по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

3.


Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение.

4.



Газовые законы. Абсолютный нуль температуры.

Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Практическое занятие «Вычисление массы вещества и молярной массы»

1

Практическое занятие «Вычисление основных параметров МКТ»

1

Практическое занятие «Нахождение значений макроскопических параметров»

1

Практическое занятие «Решение графических задач на применение изопроцессов»

1

Контрольная работа по теме «Основы МКТ. Идеальный газ»

1

Демонстрации: Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изотермический и изобарный процессы.


Тема 2.2.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

11

1.



Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.

5

2.


Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.

3.


Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Прогнозирование, анализ и оценка последствий бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

Практическое занятие «Нахождение значения внутренней энергии системы»

1

Практическое занятие «Расчет работы и теплоты системы»

1

Практическое занятие «Решение задач на применение первого закона ТД»

1

Практическое занятие «Вычисление КПД теплового двигателя»

2

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»

1

Демонстрации: Изотермический и изобарный процессы. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Кипение воды при пониженном давлении


Тема 2.3.

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Содержание учебного материала

4

1.



Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

3

2.




Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Лабораторное занятие «Измерение влажности воздуха»

1

Демонстрации: Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.


Раздел 3.

Электродинамика


49

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала

13

1.


Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле.

6

2.



Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.

3.



Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля

Практическое занятие «Решение задач на применение закона Кулона»

1

Практическое занятие «Расчет напряженности электрического поля»

1

Практическое занятие «Вычисление разности потенциалов поля»

1

Практическое занятие «Нахождение связи между напряженностью и разностью потенциалов поля»

1

Практическое занятие «Расчет электроемкости и энергии электрического поля»

2

Контрольная работа по теме «Электрическое поле»

1

Демонстрации: Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.


Тема 3.2.

Законы постоянного тока.

Содержание учебного материала

11

1.



Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника.


4


2.


Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Практическое занятие «Вычисление значения силы тока в цепи»

1

Практическое занятие «Расчет основных характеристик тока при параллельном и последовательном соединении»

1

Практическое занятие «Нахождение внутреннего сопротивления в цепи»

1

Лабораторное занятие «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников»

Исследование и анализ разнообразных физических явлений и свойств объектов, объяснение принципов работы и характеристики приборов и устройств.

2

Лабораторное занятие «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения»

1

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока»

1

Демонстрации: Тепловое действие электрического тока.


2 курс

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах



Содержание учебного материала

7

1.

Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике.

6

2.

Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Практическое занятие «Вычисление параметров закона Фарадея»

1

Демонстрации: Полупроводниковый диод. Транзистор. Собственная и примесная проводимость полупроводников.


Тема 3.4.

Магнитное поле

Содержание учебного материала

10

1.


Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов.

7


2.

Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

3.


Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц

Практическое занятие «Расчет параметров силы Лоренца и силы Ампера»

2

Контрольная работа по теме «Магнитное поле»

1

Демонстрации: Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы.



Тема 3.5.

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

8

1.


Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.

4

2.

Самоиндукция и индуктивность. Энергия магнитного поля

Практическое занятие «Расчет параметров индукционного тока»

1

Практическое занятие «Нахождение индуктивности катушки»

1

Лабораторное занятие «Изучение явления электромагнитной индукции»

Проведение физических экспериментов, описание и анализ полученной измерительной информации, определение достоверности полученного результата.

1

Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция»

1

Демонстрации: Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника. Работа электрогенератора. Трансформатор.


Раздел 4.

Колебания и волны


22

Тема 4.1.

Механические колебания

Содержание учебного материала

6

1.


Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы.

3

2.


Превращение энергии при колебательном движении.

3.


Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Практическое занятие «Расчет параметров механических колебаний »

1

Лабораторное занятие «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)»

1

Контрольная работа по теме: «Механические колебания»

1

Демонстрации: Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс.


Тема 4.2.

Упругие волны

Содержание учебного материала

3

1.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны.

2

2.

Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение

Практическое занятие «Вычисление значений длины волны»


1

Демонстрации: Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний и высота тона звука


Тема 4.3.

Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

10

1.



Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока.

5

2.


Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.

3.


Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии

Практическое занятие «Нахождение параметров переменного тока»

2

Практическое занятие «Нахождение коэффициента трансформации»

2

Контрольная работа по теме «Электромагнитные колебания»

1

Демонстрации: Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в последовательной цепи переменного тока.


Тема 4.4.

Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

3

1.


Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.

3

2.

Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн

Демонстрации: Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь


Раздел 5.

Оптика


13

Тема 5.1.

Природа света

Содержание учебного материала

5

1.

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

2

Практическое занятие «Нахождение угла падения и угла преломления»

1

Практическое занятие «Построение изображения в линзе»

2

Демонстрации: Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение


Тема 5.2.

Волновые свойства света

Содержание учебного материала

8

1.


Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии.

5


2.



Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Лабораторное занятие «Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий»

1

Лабораторное занятие «Изучение интерференции и дифракции света»

1

Контрольная работа по теме «Волновые свойства света»

1

Демонстрации: Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Спектроскоп.


Раздел 6. Основы специальной теории относительности

Содержание учебного материала

5

1.

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности.

4

2.

Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

Практическое занятие «Нахождение параметров теории относительности»

1

Раздел 7.

Элементы квантовой физики


17

Тема 7.1.

Квантовая оптика.

Содержание учебного материала

5

1.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны.

3

2.

Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света.

Практическое занятие «Расчет импульса фотона»

1

Контрольная работа по теме «Квантовая оптика»

1

Демонстрации: Фотоэффект.


Тема 7.2.

Физика атома

Содержание учебного материала

2

1.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Квантовые генераторы

2

Демонстрации: Линейчатые спектры различных веществ. Излучение лазера (квантового генератора)


Тема 7.3.

Физика атомного ядра


Содержание учебного материала

10


1.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова.

6

2.

Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Изотопы. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.

3.



Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы

Практическое занятие «Вычисление энергии связи элемента»

2

Практическое занятие «Написание ядерных реакций»

1

Контрольная работа по теме «Ядерная физика»

1

Демонстрации: Счетчик ионизирующих излучений


Раздел 8.

Эволюция Вселенной


7

Тема 8.1.

Строение и развитие Вселенной

Содержание материала

4

1.


Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная.

Связь основных космических объектов с геофизическими явлениями.

4

2.

Модель горячей Вселенной. Темная материя и темная энергия. Строение и происхождение Галактик.

Демонстрации: Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов. Карта Луны и планет


Тема 8.2.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Содержание материала

3

1.

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд.

3

2.

Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы

Демонстрации: Строение и эволюция Вселенной


Итоговая контрольная работа

1

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


• Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

• Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

• Альтернативная энергетика.

• Акустические свойства полупроводников.

• Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

• Асинхронный двигатель.

• Астероиды.

• Астрономия наших дней.

• Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

• Бесконтактные методы контроля температуры.

• Биполярные транзисторы.

• Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

• Величайшие открытия физики.

• Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

• Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

• Вселенная и темная материя.

• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

• Голография и ее применение.

• Движение тела переменной массы.

• Дифракция в нашей жизни.

• Жидкие кристаллы.

• Законы Кирхгофа для электрической цепи.

• Законы сохранения в механике.

• Значение открытий Галилея.

• Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

• Исаак Ньютон — создатель классической физики.

• Использование электроэнергии в транспорте.

• Классификация и характеристики элементарных частиц.

• Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

• Конструкция и виды лазеров.

• Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

• Лазерные технологии и их использование.

• Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

• Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

• Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

• Макс Планк.

• Метод меченых атомов.

• Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

• Методы определения плотности.

• Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.

• Модели атома. Опыт Резерфорда.

• Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

• Молния — газовый разряд в природных условиях.

• Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад- ной науки и техники.

• Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

• Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.

• Нильс Бор — один из создателей современной физики.

• Нуклеосинтез во Вселенной.

• Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

• Оптические явления в природе.

• Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

• Переменный электрический ток и его применение.

• Плазма — четвертое состояние вещества.

• Планеты Солнечной системы.

• Полупроводниковые датчики температуры.

• Применение жидких кристаллов в промышленности.

• Применение ядерных реакторов.

• Природа ферромагнетизма.

• Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

• Производство, передача и использование электроэнергии.

• Происхождение Солнечной системы.

• Пьезоэлектрический эффект его применение.

• Развитие средств связи и радио.

• Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

• Реликтовое излучение.

• Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

• Рождение и эволюция звезд.

• Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

• Свет — электромагнитная волна.

• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно- космической техники.

• Силы трения.

• Современная спутниковая связь.

• Современная физическая картина мира.

• Современные средства связи.

• Солнце — источник жизни на Земле.

• Трансформаторы

• Ультразвук (получение, свойства, применение).

• Управляемый термоядерный синтез.

• Ускорители заряженных частиц.

• Физика и музыка.

• Физические свойства атмосферы.

• Фотоэлементы.

• Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

• Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.

• Черные дыры.

• Шкала электромагнитных волн.

• Экологические проблемы и возможные пути их решения.

• Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

• Эмилий Христианович Ленц — русский физик.

  1. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов



Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Ведение



  • Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

  • Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  • Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

  • Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

  • Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Умение предлагать модели явлений.

  • Указание границ применимости физических законов.

  • Изложение основных положения современной научной картины мира.

  • Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

  • Использование Интернета для поиска информации

  1. Механика

Кинематика

  • Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Законы механики Ньютона

  • Объяснение демонстрационных экспериментов, подтверждающих закон инерции

  • Измерение массы тела

  • Измерение силы взаимодействия тел

  • Вычисление значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений

  • Вычисление значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел

  • Сравнение силы действия и противодействия

  • Применение закона всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел

  • Сравнение ускорения свободного падения на планетах Солнечной системы

  • Выделение в тексте учебника основных категорий научной информации

  • Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

  1. Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

  • Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно - кинетической теории (МКТ).

  • Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.

  • Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа.

  • Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), V(Т), р(V)

  • Экспериментальное исследование зависимости р(Т), V(Т), р(V))

  • Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.

  • Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.

  • Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

  • Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

  • Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

  • Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики.

  • Расчет работы, совершённой газом, по графику зависимости р (V).

  • Вычисление работы газа, совершённой при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.

  • Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения.

  • Указание границ применимости законов термодинамики.

  • Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

  • Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики».

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

  • Измерение влажности воздуха.

  • Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

  • Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

  • Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.

  • Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

  • Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах.

  1. Электродинамика

Электрическое поле

  • Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.

  • Вычисление напряжённости электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.

  • Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.

  • Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.

  • Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора

  • Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.

  • Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей.

Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах

  • Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  • Выполнение расчётов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя.

  • Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.

  • Снятие вольтамперной характеристики диода.

  • Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

  • Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

  • Установка причинно-следственных связи.

  • Объяснение природы электрического тока в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках

  • Применение электролиза в технике

  • Проведение сравнительного анализа несамостоятельного и самостоятельного газовых разрядов

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

  • Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.

  • Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

  • Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции.

  • Вычисление энергии магнитного поля.

  • Объяснение принципа действия электродвигателя.

  • Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

  • Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

  • Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.

  • Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.

  • Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину.

  1. Колебания и волны

Механические колебания

  • Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

  • Исследование зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины.

  • Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.

  • Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

  • Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн.

  • Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.

  • Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, медицине.

  • Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

  • Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.

  • Измерение электроёмкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки.

  • Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.

  • Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.

  • Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока.

  • Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.

  • Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии.

Электромагнитные волны

  • Осуществление радиопередачи и радиоприёма. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

  • Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.

  • Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной.

  1. Оптика

Природа света

  • Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.

  • Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.

  • Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

  • Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

  • Расчет оптической силы линзы.

  • Измерение фокусного расстояния линзы.

  • Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

  • Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

  • Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

  • Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

  • Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

  • Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

  1. Основы специальной теории относительности

Основы специальной теории относительности

  • Объяснение значимости опыта Майкельсона-Морли

  • Формулирование постулатов

  • Объяснение эффекта замедления времени

  • Расчет энергии покоя, импульса, энергии свободной частицы

  • Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлятьинформацию в соответствии с поставленными задачами

  1. Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

  • Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений.

  • Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.

  • Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.

  • Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта.

  • Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.

  • Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики.

Физика атома

  • Наблюдение линейчатых спектров.

  • Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

  • Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.

  • Исследование линейчатого спектра.

  • Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

  • Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

  • Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.

  • Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера.

  • Вычисление длины волны де Бройля частицы с известным значением импульса

Физика атомного ядра

  • Представление о характере четырёх типов фундаментальных взаимодействий элементарных частиц в виде таблицы

  • Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

  • Регистрирование ядерных излучения с помощью счетчика Гейгера.

  • Расчет энергии связи атомных ядер.

  • Определение заряда и массового число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.

  • Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.

  • Определение продуктов ядерной реакции.

  • Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимущества и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.

  • Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.

  • Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.)

  • Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

  1. Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной

  • Наблюдение за звёздами, Луной и планетами в телескоп.

  • Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.

  • Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях

  • Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д.

Эволюция звезд, Гипотеза происхождения Солнечной системы

  • Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

  • Формулировка проблем термоядерной энергетики.

  • Объяснение влияния Солнечной активности на Землю.

  • Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения

  • Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы.

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика»


При освоении программы учебной дисциплины «Физика» ОГБПОУ Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П. Буланова, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования имеется учебный кабинет со свободным доступом в Интернет.

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178- 02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»).

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:

 многофункциональный комплекс преподавателя;  наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);  информационно-коммуникативные средства;  экранно-звуковые пособия;  комплект электроснабжения кабинета физики;  технические средства обучения;  демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);  лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);  статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;  вспомогательное оборудование;  комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;  библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.)


  1. Рекомендуемая литература


Для студентов

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб.пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.

Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.

Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.

Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.

Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.

Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред.проф. образования / под ред. Т. И. Трофимовой. — М., 2014.


Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод.пособие. — М., 2010.


Интернет- ресурсы


www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (ВоокsGid.Электронная библиотека).

www.globalteka.ru (Глобалтека.Глобальная библиотека научных ресурсов).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books.ru (Лучшая учебная литература).

www. school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-тивность).

www.ru/book (Электронная библиотечная система).

www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

www.nuclphys. sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).

www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

www.yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!