СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 клас ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 клас ФГОС»

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках А.В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика» для 9 класса системы «Вертикаль».

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие на основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов, в том числе в 7 классе 70 учебных часов, в 8 классе 72 учебных часа, в 9 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5 – 6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.







Содержание курса

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение (3 часа)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления мензурки и измерение объема воды.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы.

2.Измерение массы тела на рычажных весах.

3. Измерение объема тела.

4.Определение плотности твердого тела.

5.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснить физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;

  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, вес тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленной по одной прямой;

  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, с силой тяжести и весом тела;

  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавание тел. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

6.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли; способы уменьшения и увеличения давления;

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



Работа и мощность. Энергия (15 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение энергии.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Выяснение условия равновесия рычага.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

  • умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



8 класс (72 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая трубина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Определение удельной теплоемкости вещества.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

    • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

    • умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоемкость плавления вещества, влажность воздуха;

    • владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давление насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

    • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой трубины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

    • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

    • овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорании топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

    • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальные лабораторные работы

2.Сборка электрических цепей и измерение силы тока в ее различных участках.

3. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

4. Регулирование силы тока реостатом.

5. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

  • умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца;

  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Световые явления (13 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа.

6. Получение изображения при помощи линзы.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

    • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

    • знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения; первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

    • понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

    • умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

    • умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

    • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.


Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная периода света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;


Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д.Томсоном и Э.Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

  • умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

  • умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

  • знание формулировок, понимание смысла и умений применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

  • понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной (5ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

  • умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

  • знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии;

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта Х.Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э.Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А.А.Фридманом.


Этнокультурный компонент:

№ п/п

№ урока

Тема урока

Этнокультурный компонент

7 класс

1

Что изучает физика. Физические термины.

Явления в Республике Коми

6

Явление диффузии. Скорость молекул.

Сыктывкарский ЛПК

12

Расчет пути и времени движения.

Движение по Республике Коми

40

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Погодные условия на территории Республики Коми

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Атмосферное давление в Уральских горах

50

Плавание судов.

Судоходство в Республике Коми

57

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Механизмы в нашей республике

60

Блоки. «Золотое правило» механики.

Использование блоков на строительных объектах

8 класс

7

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

Виды топлива в Республике Коми

18

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Особенности погоды Республики Коми (изменение влажности воздуха в течение года)

19

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Влияние ДВС на экологию РК

26

Объяснение электрических явлений.

Электрические сети в РК

46

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

Расчет стоимости электроэнергии в нашем селе

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ТЭЦ СЛПК

57

Источники света. Распространение света.

Световые явления в РК

9 класс

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Ускоренное движение по дороге Усть-Нем – Сыктывкар

14

Свободное падение тел.

Ускорение свободного падения в Уральских горах

36

Распространение звука. Звуковые волны.

Спутники связи в нашем регионе

46

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Использование переменного электрического тока в наших домах. Особенности электросетей РК.

49

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

ТЭЦ, Печорская ГРЭС

63

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Радиофон в нашей местности







Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, материя, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие; центр тяжести тела;

- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

- рационального применения простых механизмов;

- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.



В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

  • решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

Тематическое планирование уроков для учащихся7 класса

Наименование разделов и тем программы

Сроки

УУД

Примечания


Введение (4 ч)

I триместр



Что изучает физика. Физические термины.




Наблюдения и опыт. Физические величины.




Точность и погрешность измерений.




Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления мензурки и измерение объема воды»





Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)




Строение вещества. Молекулы




Явление диффузии. Скорость молекул.




Взаимодействие молекул.




Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.




Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества».





Взаимодействие тел (23 ч)




Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.




Скорость. Единицы скорости.




Расчет пути и времени движения.




Инерция.




Взаимодействие тел.




Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.




Лабораторная работа №2 «Измерение массы тела на рычажных весах».




Плотность вещества.




Лабораторная работа №3 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №4 «Измерение плотности твердого тела».




Расчет массы и объема тела по его плотности




Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».




Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».




Сила.




Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.




Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.




Сила упругости. Закон Гука.

II триместр



Динамометр. Лабораторная работа №5 «Градуирование пружины».




Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.




Сила трения. Трение покоя.




Трение в природе и технике.




Повторение темы «Силы».Решение задач.




Зачет по теме «Взаимодействие тел».




Контрольная работа №3 по теме «Силы».





Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)




Давление. Единицы давления.




Способы уменьшения и увеличения давления.




Давление газа.




Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.




Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.




Решение задач на расчет давления.




Сообщающиеся сосуды.




Вес воздуха. Атмосферное давление.




Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.




Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.




Манометры.




Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.




Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.




Лабораторная работа №6 «Измерение выталкивающей силы».




Закон Архимеда.




Плавание тел.




Решение задач на закон Архимеда.

III триместр



Плавание судов.




Воздухоплавание.




Решение задач по темам «Плавание судов», «Воздухоплавание».




Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».





Работа, мощность, энергия (16 ч)




Механическая работа. Единицы работы.




Мощность. Единицы мощности.




Решение задач по темам «Работа, мощность»




Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.




Момент силы.




Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №7 «Выяснение условия равновесия рычага».




Блоки. «Золотое правило» механики.




Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».




Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.




Коэффициент полезного действия механизмов.




Решение задач на применение простых механизмов.




Промежуточная аттестация. Тест.




Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.




Превращение одного вида механической энергии в другой.




Повторение темы «Работа, мощность, энергия».




Контрольная работа№5 по теме «Работа и мощность».




Повторение пройденного материала.






































Учебный календарно-тематический план по физике. 8 класс

Наименование разделов и тем программы

Сроки

Примечания


Тепловые явления (22 ч)

I триместр


1.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.



2.

Способы изменения внутренней энергии.



3.

Теплопроводность, конвекция, излучение.



4.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость



5.

Расчет количества теплоты при теплопередаче.



6.

Лабораторная работа №1 «Определение удельной теплоемкости вещества».



7.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.



8.

Решение задач на нахождение количества теплоты.



9.

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»



10.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.



11.

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.



12.

Решение задач на плавление.



13.

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.



14.

Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.



15.

Кипение.



16.

Удельная теплота парообразования и конденсации.



17.

Решение задач на расчет количества теплоты.



18.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.



19.

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.



20.

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.



21.

Зачет по теме «Агрегатные состояния вещества».



22.

Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества».




Электрические явления (29 ч)



23.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.



24.

Электроскоп. Электрическое поле.



25.

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

II триместр


26.

Объяснение электрических явлений.



27.

Электрический ток. Источники электрического тока.



28.

Электрическая цепь и ее составные части.



29.

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.



30.

Сила тока. Единицы силы тока.



31.

Амперметр. Измерение силы тока.



32.

Лабораторная работа №2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных местах».



33.

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.



34.

Зависимость силы тока от напряжения.



35.

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №3 «Измерение напряжения на различных участках цепи».



36.

Закон Ома для участка цепи.



37.

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.



38.

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.



39.

Реостаты. Лабораторная работа №4 «Регулирование силы тока реостатом».



40.

Лабораторная работа №5 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».



41.

Последовательное сопротивление проводников.



42.

Параллельное соединение проводников.



43.

Решение задач на законы последовательного и параллельного соединения проводников.



44.

Контрольная работа №3 «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление».



45.

Работа и мощность электрического тока.



46.

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.



47.

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.



48.

Решение задач на закон Джоуля – Ленца.



49.

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители.

III триместр


50.

Зачет по теме «Электрические явления».



51.

Контрольная работа №4 «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца».




Электромагнитные явления (5 ч)



52.

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.



53.

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.



54.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.



55.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.



56.

Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления».




Световые явления (13 ч)



57.

Источники света. Распространение света.



58.

Отражение света. Закон отражения света.



59.

Плоское зеркало.



60.

Преломление света. Закон преломления света.



61.

Линзы. Оптическая сила линзы.



62.

Промежуточная аттестация.



63.

Изображения, даваемые линзой.



64.

Лабораторная работа №6 «Получение изображения при помощи линзы».



65.

Решение задач на законы отражения и преломления света. Построение изображений, полученных с помощью линз.



66.

Глаз и зрение.



67.

Формула тонкой линзы.



68.

Контрольная работа№6 «Законы отражения и преломления света».



69.

Обобщающий урок по теме «Световые явления».



70.

Повторение раздела «Тепловые явления»



71.

Повторение раздела «Электромагнитные явления».



72.

Повторение раздела «Электрические явления».





























Учебный календарно-тематический план по физике. 9 класс

Наименование разделов и тем программы

Сроки

Примечания


Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

I триместр


1.

Материальная точка. Система отсчета.



2.

Перемещение.



3.

Определение координаты движущегося тела.



4.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.



5.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.



6.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.



7.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.



8.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.



9.

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».



10.

Относительность движения.



11.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.



12.

Второй закон Ньютона.



13.

Третий закон Ньютона.



14.

Свободное падение тел.



15.

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.



16.

Закон всемирного тяготения.



17.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.



18.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.



19.

Решение задач по кинематике.



20.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.



21.

Реактивное движение. Ракеты.



22.

Вывод закона сохранения механической энергии.



23.

Контрольная работа № 1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел».




Механические колебания и волны. Звук (12 ч)



24.

Колебательное движение. Свободные колебания.



25.

Величины, характеризующие колебательное движение.

II триместр


26.

Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити».



27.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.



28.

Резонанс.



29.

Распространение колебаний в среде. Волны.



30.

Длина волны. Скорость распространения волн.



31.

Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».



32.

Высота, тембр и громкость звука. Источники звука. Звуковые колебания.



33.

Распространение звука. Звуковые волны.



34.

Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук».



35.

Отражение звука. Звуковой резонанс.




Электромагнитное поле (16 ч)



36.

Магнитное поле.



37.

Направление тока и направление линий его магнитного поля.



38.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.



39.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.



40.

Явление электромагнитной индукции.



41.

Направление индукционного тока. Правило Ленца.



42.

Явление самоиндукции.



43.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.



44.

Электромагнитное поле.



45.

Электромагнитные волны.



46.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.



47.

Принципы радиосвязи и телевидения.



48.

Электромагнитная природа света.



49.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

III триместр


50.

Типы оптических спектров.



51.

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.




Строение атома и атомного ядра (11 ч)



52.

Радиоактивность. Модели атомов.



53.

Радиоактивные превращения атомных ядер.



54.

Экспериментальные методы исследования частиц.



55.

Открытие протона и нейтрона.



56.

Состав атомного ядра. Ядерные силы.



57.

Энергия связи. Дефект масс.



58.

Деление ядер урана. Цепная реакция.



59.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.



60.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.



61.

Термоядерная реакция. Решение задач на закон радиоактивного распада.



62.

Контрольная работа № 3 по теме «Строение атома и атомного ядра».




Строение и эволюция вселенной (5 ч)



63.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.



64.

Большие планеты Солнечной системы.



65.

Малые тела Солнечной системы.



66.

Промежуточная аттестация. Тест.



67.

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.



68.

Строение и эволюция Вселенной.
































Перечень практических работ в 7 классе:

1. Лабораторная работа «Определение цены деления мензурки и измерение объема воды».

2. Контрольная работа «Первоначальные сведения о строении вещества».

3. Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».

  1. Лабораторная работа «Измерение объема тела».

  2. Лабораторная работа №4 «Измерение плотности твердого тела».

6. Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

7. Лабораторная работа «Градуирование пружины».

8. Контрольная работа по теме «Силы».

9. Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы».

10. Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

11. Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага».

12. Контрольная работа по теме «Работа и мощность».



Перечень практических работ в 8 классе:

  1. Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости вещества».

  2. Контрольная работа «Тепловые явления».

  3. Зачет по теме «Агрегатные состояния вещества».

  4. Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества».

  5. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных местах».

  6. Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках цепи».

  7. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом».

  8. Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

  9. Контрольная работа «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление».

  10. Зачет по теме «Электрические явления».

  11. Контрольная работа «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца».

  12. Контрольная работа «Электромагнитные явления».

  13. Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы».

  14. Контрольная работа «Законы отражения и преломления света».



Перечень практических работ в 9 классе:

  1. Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

  2. Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

  3. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити».

  4. Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».

  5. Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике

Оценка устных ответов

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не менее двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка контрольных, проверочных и лабораторных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок учеников

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименования единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.











Литература для учащихся:

      1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

      2. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

      3. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!