СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 класс (УМК "Сферы" В. В. Белага)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 7-9 классы. рабочая програма составлена для УМК "Сферы" В. В. Белага. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс (УМК "Сферы" В. В. Белага)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СГ№11

им. Кирилла и Мефодия

______________ Ватулин О.И.

__________________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

базовый уровень

основная школа

7 - 9 классы



Составитель рабочей программы:

Ференчук Е.А.

























2018

Пояснительная записка

Рабочая программа физике для 7-9 классов разработана на основе Примерной программы для образовательных учреждений (организаций) Луганской Народной Республики по физике VII-IX классы. Базовый уровень / Сост.: Безверхний А.Л., Горностаева Ю.А., Тур В.Н. - Луганск , 2016, утвержденной приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углублённого и профильного уровней преподавания».

Нормативная база

Организация образовательного процесса на уровне основного общего образования осуществляется на основании нормативных документов:

  1. Закон от 18.05.2014 № 1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II), ст. 36.

  2. Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)

  3. Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495-ОД «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики».

  4. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по физике для VII-IX классов (базовый уровень). Утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

  5. Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года № 505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.

  6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 139-ОД от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».

  7. Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).

Цели и задачи

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки:

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у учащихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление учащихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у учащихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение учащимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Учащиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у учащихся
умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить
естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.


Место предмета в учебном плане


7 класс

8 класс

9 класс

Кол-во часов в неделю

2

2

3

Кол-во часов в год

68

68

102


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Планируемыми результатами освоения физики на базовом уровне в VII-IX классах являются:

Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

В результате изучения физики ученик должен знать:

7 класс

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

8 класс

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжении, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока; фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома на участке цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

9 класс

  • смысл понятий: волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, импульс;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

Уметь:

7 класс

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояние, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических явлений о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

8 класс

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, конденсацию, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

9 класс

  • описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действия магнитного тока на проводник с током, электромагнитную индукцию;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

  • представлять результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно- популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей:

  • материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике сиспользованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электромагнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия

  • (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны;

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр);

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Световые явления

Выпускник научится:

  • распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;

  • описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;

  • анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

  • решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Строение и эволюция Вселенной

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Основное содержание программы

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

Всего

7

класс

8

класс

9

класс

1

Физика и мир, в котором мы живем

7

7



2

Строение вещества

6

6



3

Движение, взаимодействие, масса

10

10



4

Силы вокруг нас

9

9



5

Давление твердых тел, жидкостей и газов

10

10



6

Атмосфера и атмосферное давление

4

4



7

Закон Архимеда. Плавание тел

7

7



8

Работа, мощность, энергия

6

6



9

Простые механизмы. «Золотое правило механики»

6

6



10

Внутренняя энергия

9


9


11

Изменение агрегатного состояния вещества

7


7


12

Тепловые двигатели

2


2


13

Электрический заряд. Электрическое поле

5


5


14

Электрический ток

9


9


15

Расчет характеристик электрических цепей

10


10


16

Магнитное поле

6


6


17

Основы кинематики

9


9


18

Основы динамики

7


7


19

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация

15



15

20

Механические колебания и волны

15



15

21

Звук

8



8

22

Электромагнитные колебания

10



10

23

Геометрическая оптика

17



17

24

Электромагнитная природа света

9



9

25

Квантовые явления

13



13

26

Строение и эволюция Вселенной

9



9

27

Итоговое повторение

13

3

4

6








Календарно-тематическое планирование уроков

физики в 7 классе

№п/п

№ урока теме

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факту

По плану

По факту


ФИЗИКА И МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ (7 ч, 2 л/р 0 к/р, 0 т/а)

1

Первичный инструктаж по ТБ Что изучает физика.






2

Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт.






3

Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения.






4

Определение цены деления.






5

Инструктаж по ТБ «Определение цены деления шкалы измерительного прибора и объема жидкости» Лабораторная работа № 1, 2






6

Физические законы и закономерности. Физика и техника






7

Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности






СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (6 ч 2 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Строение вещества. Атомы и молекулы. Инструктаж по ТБ. Измерение размеров малых тел. Лабораторная работа № 3






2

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение






3

Инструктаж по ТБ. Исследование явления диффузии. Лабораторная работа № 4






4

Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул.






5

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов






6

Строение вещества. Контрольная работа № 1






Тема № 1 «Физика и мир, в котором мы живем. Строение вещества»

ДВИЖЕНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, МАССА (10 ч 2 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета






2

Физические величины, необходимы для описания движения, и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения)






3

Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение






4

Решение задач






5

Инерция






6

Масса тела. Инструктаж по ТБ. Измерение массы тела. Лабораторная работа № 5






7

Плотность вещества






8

Инструктаж по ТБ. Измерение плотности твердого тела. Лабораторная работа № 6






9

Решение задач






10

Движение, взаимодействие, масса. Контрольная работа № 2






Тема № 2 «Движение, взаимодействие, масса»

СИЛЫ ВОКРУГ НАС (9 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Сила. Единицы силы






2

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения






3

Равнодействующая сила






4

Сила упругости. Закон Гука. Динамометр






5

Решение задач






6

Инструктаж по ТБ. Измерение жесткости пружины. Лабораторная работа № 7






7

Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела






8

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике






9

Силы вокруг нас. Контрольная работа № 3






Тема № 3 «Силы вокруг нас»

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (10 ч 0 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Давление твердых тел. Единицы измерения давления






2

Способы изменения давления






3

Решение задач






4

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля






5

Давление жидкости на дно и стенки сосуда






6

Решение задач






7

Сообщающиеся сосуды






8

Гидравлические механизмы (пресс, насос)






9

Решение задач






10

Давление твердых тел, жидкостей и газов. Контрольная работа № 4






Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ (4 ч 0 л/р 0 к/р 0 т/а)

1

Вес воздуха. Атмосферное давление






2

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли






3

Барометр-анероид






4

Атмосферное давление на различных высотах






ЗАКОН АРХИМЕДА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ (7 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело






2

Архимедова сила






3







4

Инструктаж по ТБ. Изучение закона Архимеда. Лабораторная работа № 8






5

Плавание тел и судов. Воздухоплавание






6

Решение задач






7

Закон Архимеда. Плавание тел. Контрольная работа № 5






Тема № 5 «Атмосфера и атмосферное давление. Закон Архимеда. Плавание тел»

РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ (6 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Механическая работа






2

Мощность






3

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия






4

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.






5

Инструктаж по ТБ. Проверка закона сохранения механической энергии. Лабораторная работа № 9






6

Работа. Мощность. Энергия. Контрольная работа № 6






Тема № 6 «Работа, мощность, энергия»

Простые механизмы. «Золотое правило» механики (6 ч 2 л/р 1 к/р 0 т/а)

1

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Рычаг.






2

Инструктаж по ТБ. Проверка условия равновесия рычага. Лабораторная работа № 10






3

Подвижные и неподвижные блоки






4

Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило» механики). Коэффициент полезного действия механизма






5

Инструктаж по ТБ. Определение КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа № 11






6

Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Контрольная работа № 7






ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3ч 0 л/р 1к/р 1 т/а)

1

Повторение. Движение, взаимодействие, масса






2

Итоговое повторение. Контрольная работа № 8






3

Повторение. Силы вокруг нас. Давление твердых тел, жидкостей и газов






Тема № 7 «Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Итоговое повторение»

Всего часов – 68 Лаб/раб – 11 к/р - 8 т/а – 7




Календарно-тематическое планирование уроков

физики в 8 классе

№п/п

№ урока теме

Тема урока

Дата

Примечание

По плану

По факту

По плану

По факту

ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ (9 ч л/р-2 к/р-1 т/а-1)

1

Первичный инструктаж по ТБ.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц






2

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела






3

Теплопроводность, конвекция, излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике






4

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость






5

Решение задач






6

Удельная теплота сгорания топлива






7

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Инструктаж по ТБ. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Лабораторная работа № 1






8

Инструктаж по ТБ. Определение удельной теплоёмкости вещества. Лабораторная работа № 2






9

Внутренняя энергия. Контрольная работа № 1






Тема № 1 «Внутренняя энергия»

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

(7 ч 1 л/р 1 к/р 0 т/а)

1

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления






2

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара






3

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации






4

Влажность воздуха






5

Инструктаж по ТБ. Измерение влажности воздуха. Лабораторная работа № 3






6

Решение задач






7

Изменение агрегатных состояний вещества. Контрольная работа № 2






ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ (2 ч 0 л/р 0 к/р 1 т/а)

1

Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах.






2

КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин






Тема № 2 «Изменения агрегатных состояний вещества. Тепловые двигатели»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

(5 ч 1 л/р 0 к/р 0 т/а)

1

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов






2

Инструктаж по ТБ. Изучение явления электризации. Лабораторная работа № 4






3

Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда






4

Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп






5

Электрическое поле как особый вид материи. Действие электрического поля на электрические заряды






ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (9 ч 4 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Электрический ток. Источники электрического тока






2

Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока






3

Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Инструктаж по ТБ. Измерение силы электрического тока. Лабораторная работа № 5






4

Электрическое напряжение. Инструктаж по ТБ. Измерение электрического напряжения. Лабораторная работа № 6






5

Электрическое сопротивление проводников. Инструктаж по ТБ. Определение электрического сопротивления проводника. Лабораторная работа № 7






6

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.






7

Удельное сопротивление. Реостаты






8

Инструктаж по ТБ. Регулирование силы тока при помощи реостата. Лабораторная работа № 8






9

Электрический ток. Контрольная работа № 3






Тема № 3 «Электрический заряд. Электрическое поле. Электрический ток»

РАСЧЁТ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

(10 ч 3 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Последовательное соединение проводников






2

Инструктаж по ТБ. Изучение последовательного соединения проводников. Лабораторная работа № 9






3

Параллельное соединение проводников






4

Инструктаж по ТБ. Изучение параллельного соединения проводников. Лабораторная работа № 10






5

Решение задач






6

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока.






7

Инструктаж по ТБ. Измерение мощности электрического тока. Лабораторная работа № 11






8

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца






9

Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание






10

Расчёт характеристик электрических цепей. Контрольная работа № 4






Тема № 4 «Расчёт характеристик электрических цепей»

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (6 ч 2 л/р 0 к/р 1 т/а)

1

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов.






2

Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов






3

Инструктаж по ТБ. Сборка электромагнита и исследование его действия. Лабораторная работа № 12






4

Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца






5

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея






6

Инструктаж по ТБ. Изучение принципа действия электродвигателя. Лабораторная работа № 13






Тема № 5 «Магнитное поле»

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ (9 ч 2 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Система отсчёта. Перемещение и описание движения






2

Графическое представление равномерного прямолинейного движения






3

Инструктаж по ТБ. Измерение скорости равномерного движения. Лабораторная работа № 14






4

Скорость при неравномерном движении






5

Ускорение и скорость при равнопеременном движении






6

Перемещение при равнопеременном движении






7

Инструктаж по ТБ. Изучение равноускоренного движения. Лабораторная работа № 15






8

Решение задач






9

Основы кинематики. Контрольная работа № 5






Тема № 6 «Основы кинематики»

ОСНОВЫ ДИНАМИКИ (7 ч 0 л/р 1 к/р 0 т/а)

1

Инерция и первый закон Ньютона






2

Второй закон Ньютона






3

Третий закон Ньютона






4

Импульс силы. Импульс тела






5

Закон сохранения импульса. Реактивное движение






6

Решение задач






7

Основы динамики. Контрольная работа № 6






ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (4 ч 0 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Итоговое повторение. Внутренняя энергия






2

Итоговое повторение. Электрический ток






3

Итоговое повторение. Контрольная работа № 7






4

Итоговое повторение. Магнитное поле






Тема № 7 «Основы динамики. Итоговое повторение»

Часов: 68 К/р 7 Л/р 15 Т/а 7



Календарно-тематическое планирование уроков

физики в 9 классе


№п/п

№ урока теме

Тема урока

Дата

Примеч.

План

Факт

План

Факт


Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (15 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Первичный инструктаж по ТБ. Векторы в физике.






2

Движение тела, брошенного вертикально вверх.






3

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного вертикально вверх».






4

Движение тела, брошенного горизонтально.






5

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного горизонтально».






6

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.






7

Решение задач по теме: «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».






8

Движение тела по окружности. Период и частота.






9

Решение задач по теме: «Движение тела по окружности».






10

Инструктаж по ТБ. «Изучение движения тел по окружности» Лабораторная работа №1:






11

Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли.






12

Решение задач по теме: «Закон всемирного тяготения».






13

Решение задач по теме: «Движение искусственных спутников Земли».






14

Подготовка к контрольной работе.






15

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация Контрольная работа №1.






Тема № 1 «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»

Механические колебания и волны (15 ч 2 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Механические колебания






2

Маятник. Характеристики колебательного движения






3

Период, частота, амплитуда колебаний






4

Инструктаж по ТБ. Изучение колебаний маятника. Лабораторная работа № 2






5

Гармонические колебания. Затухающие колебания






6

Вынужденные колебания. Резонанс






7

Превращение энергии при колебательном движении.






8

Инструктаж по ТБ. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. Лабораторная работа № 3






9

Решение задач






10

Волновые явления. Распространение колебаний в упругих средах






11

Продольные и поперечные волны






12

Длина волны. Скорость распространения волны






13

Решение задач






14

Механические колебания и волны. Контрольная работа № 2






15

Анализ контрольной работы. Решение задач






Тема № 2 «Механические колебания и волны»

Звук (8 ч 0 л/р 0 к/р 1 т/а)

1

Звуковые колебания. Источники звука






2

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота и тембр звука






3

Отражение звука. Эхо






4

Решение задач






5

Резонанс в акустике






6

Решение задач






7

Ультразвук и инфразвук в природе и технике






8

Решение задач






Тема № 3 «Звук»

Электромагнитные колебания (10 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Индукция магнитного поля






2

Однородное магнитное поле. Магнитный поток






3

Электромагнитная индукция






4

Инструктаж по ТБ. Изучение явления электромагнитной индукции. Лабораторная работа № 4






5

Переменный электрический ток. Электрогенератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние






6

Электромагнитное поле






7

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства






8

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний






9

Электромагнитные колебания. Контрольная работа № 3






10

Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Анализ контрольной работы






Тема № 4 «Электромагнитные колебания»

Геометрическая оптика (17 ч = 9 ч + 8 ч 2 л/р 1 к/р 2 т/а)

1

Свет электромагнитная волна. Скорость света. Источники света






2

Закон прямолинейного распространения света






3

Законы отражения света






4

Плоское зеркало. Изображение предмета в зеркалах






5

Инструктаж по ТБ. Изучение законов отражения света. Лабораторная работа № 5






6

Построение изображений в плоском зеркале.






7

Законы преломление света






8

Решение задач






9

Решение задач






Тема № 5 «Геометрическая оптика. Часть 1»

9

Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы






10

Построение изображений предмета в линзах






11

Построение изображений предмета в линзах






12

Инструктаж по ТБ. Измерение оптической силы и фокусного расстояния линзы. Лабораторные работы № 6






13

Глаз как оптическая система






14

Оптические приборы






15

Геометрическая оптика. Часть 2. Контрольная работа № 4






16

Анализ контрольной работы. Решение задач






Тема № 6 «Геометрическая оптика. Часть 2»

Электромагнитная природа света (9 ч 1 л/р 0 к/р 1 т/а)

1

Скорость света. Методы определения скорости света






2

Разложение белого света на цвета. Дисперсия света






3

Инструктаж по ТБ. Изучение явления дисперсии света. Лабораторные работы № 7






4

Интерференция волн






5

Интерференция и волновые свойства света






6

Дифракция волн. Дифракция света






7

Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света






8

Решение задач






9

Решение задач






Тема № 7 «Электромагнитная природа света»

Квантовые явления (13 ч 1 л/р 1 к/р 1 т/а)

1

Строение атома. Планетарная модель атома






2

Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры






3

Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон.






4

Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии






5

Дефект масс и энергия связи атомных ядер






6

Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение






7

Решение задач






8

Инструктаж по ТБ. Изучение явления радиоактивности. Лабораторная работа № 8






9

Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд






10

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.






11

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы






12

Квантовые явления. Контрольная работа № 5






13

Анализ контрольной работы. Решение задач






Тема № 8 «Квантовые явления»

Строение и эволюция Вселенной (9 ч 0 л/р 0 к/р 1 т/а)

1

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира






2

Физическая природа небесных тел Солнечной системы






3

Физическая природа небесных тел Солнечной системы






4

Происхождение Солнечной системы






5

Физическая природа Солнца и звезд






6

Строение Вселенной






7

Эволюция Вселенной






8

Гипотеза большого взрыва






9

Строение и эволюция Вселенной.

Обобщающий урок






Тема № 9 «Строение и эволюция Вселенной»

9. Итоговое повторение (6 ч 1 к/р)

1

Итоговое повторение. Механические колебания и волны






2

Итоговое повторение. Звук






3

Итоговое повторение. Электромагнитные колебания






4

Итоговое повторение. Контрольная работа № 6






5

Итоговое повторение. Геометрическая оптика






6

Итоговое повторение. Электромагнитная природа света






Тема № 10 «Итоговое повторение»

Часов: 102 К/р 6 Л/р 8 Т/а 10




Перечень учебного обеспечения


  1. Белага В. В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

  2. Белага В. В. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016.

  3. Белага В. В. Физика. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016.





































































РАССМОТРЕНО.

Протокол заседания городского

методического объединения

учителей физики

от 30.08. 2018 № 03




СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

ГБОУ СГ №11 им. Кирилла и Мефодия

________________/О.Я. Скобялко

«03» сентября 2018 г








0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!