СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 7-9 классы. сфера

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7-9 классов предметная линия учебников «Сферы» 7-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7-9 классы. сфера»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

(предмет)

Д Л Я 7-9 КЛАССОВ

( класс или ступень обучения)

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


( базовый )

базовый или профильный уровень







Разработчики программы:

учитель физики Чебунина А.В.,

педагогический стаж 20 лет,

соответствует занимаемой должности;

учитель физики Голозубова О.Н.,

педагогический стаж 11 лет,

первая квалификационная категория.












2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 N 1089).

  2. Примерной программы основного общего образования по физике: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень).

  3. Авторской программы «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» 7-9 классы. Авторы: Д. А. Артеменков, Н. И. Воронцова, В. В. Жумаев, М.: Просвещение, 2011

Учебно-методический комплект:

7 класс

1.Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

2.Физика. 7 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В.В., Ломаченкова И.А., Панебратцева Ю.А.

3.Физика. Тетрадь-тренажёр. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

4.Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

5.Физика. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс. Авт. Жумаев В.В., под ред. Панебратцева Ю.А.

6.Физика. Задачник. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.

7.Физика. Поурочное тематическое планирование. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Воронцова Н.И.

8 класс

1.Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

2.Физика. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В.В., Ломаченкова И.А., Панебратцева Ю.А.

3.Физика. Тетрадь-тренажёр. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

4.Физика. Тетрадь-практикум. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

5.Физика. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Авт. Жумаев В.В., под ред. Панебратцева Ю.А.

6.Физика. Задачник. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.

7.Физика. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Воронцова Н.И.

9 класс

1.Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.

2.Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Белаги В.В., Ломаченкова И.А., Панебратцева Ю.А.

3.Физика. Тетрадь-тренажёр. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В. В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

4.Физика. Тетрадь-практикум. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.

5.Физика. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс. Авт. Жумаев В.В., под ред. Панебратцева Ю.А.

6.Физика. Задачник. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.

7.Физика. Поурочное тематическое планирование. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Воронцова Н.И.


Физика как наука занимается изучением наиболее общих закономерностей природы, поэтому курсу физики в процессе формирования у обучающихся естественно-научной картины мира отводится системообразующая роль. Способствующие формированию современного научного мировоззрения знания по физике необходимы при изучении курсов химии, биологии, географии, ОБЖ. Межпредметная интеграция, связь физики с другими естественно-научными предметами достигаются на основе демонстрации методов исследования, принципов научного познания, историчности, системности. Для формирования основ современного научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание необходимо уделять не трансляции готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности при их разрешении. Вооружая обучающихся методами научного познания, позволяющими получать объективные знания об окружающем мире, изучение физики вносит свой вклад в гуманитарную составляющую общего образования. Интеграция физического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации информации об исторической связи человека и природы, обращения к ценностям науки как компоненту культуры, через демонстрацию личностных

качеств выдающихся учёных. При изучении курса необходимо обращать внимание обучающихся на то, что физика является экспериментальной наукой и её законы опираются на факты, установленные при помощи опытов, поэтому необходимо большое внимание уделять описанию различных экспериментов, подтверждающих изучаемые физические явления и закономерности.

Стратегическая цель общего среднего образования — формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (приверженность традициям, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

В связи с этим перед физикой как предметной областью ставятся следующие цели:

— формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

— формирование у обучающихся целостной научной картины мира;

— понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, международного научного сотрудничества;

— создание предпосылок для работы обучающихся в открытом информационно-образовательном пространстве;

— понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

— формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры обучающихся, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

— овладение обучающимися научным подходом к решению различных задач;

— овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить

эксперименты, оценивать полученные результаты;

— овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Реализация этих задач предполагает:

— создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;

— усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;

— систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность

образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;

— преемственность уровней и ступеней образования.

В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. В 7 классе курс физики только начинается, поэтому физические явления изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применения этих законов в технике и повседневной жизни. При этом необходимо большое внимание уделять знакомству обучающихся с современными достижениями науки и техники для формирования у них целостной картины окружающего мира.

При изучении физики в 8 и 9 классах все физические понятия и явления, о которых уже шла речь ранее, изучаются на более глубоком уровне, как с привлечением необходимого математического аппарата, так и с использованием более сложного экспериментального физического оборудования.

Физика — точная наука, которая изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию и разъяснению математического аппарата при формулировке

физических законов и их интерпретации,

В курсе особое значение придается истории развития физической мысли, а также исторически значимым физическим экспериментам, приведшим к тем или иным открытиям. Это, с одной стороны, обеспечивает межпредметные связи физики с другими дисциплинами, а с другой стороны, позволяет учащимся понять, что физика является живой наукой, которая постоянно развивается.

Познание физических законов формирует у обучающихся навыки аналитического мышления, оценки получаемой информации и интерпретации этой информации с научной точки зрения. Всё это помогает учителю сформировать деятельностный подход к процессу обучения. Реализация этого подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умение выделять главные мысли в большом объёме материала, научиться сравнивать, находить закономерности, обобщать, рассуждать. Участие в такой деятельности позволяет сформировать у обучающихся определённый набор универсальных учебных действий, необходимых при проведении исследовательских работ. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного получения новых знаний, умений и компетенций.

Отличительной особенностью данного предметного курса является его ориентация на формирование гармонично развитой личности через создание целостной научной картины мира в сознании ученика. Поэтому как основные ориентиры при построении курса можно выделить следующие:

— Формирование убеждённости в том, что все явления окружающего мира могут быть познаны и объяснены; в том, что знания могут быть объективными и верными.

— Формирование целостного представления об окружающем мире. Это достигается путём синтеза знаний из разных областей наук, в том числе естественных и гуманитарных. Данные аспекты при изучении физики помогают сформировать целостную, творческую личность ученика. Усиление гуманитаризации образования, обеспечение интеллектуального фона, который будет способствовать процессу самообразования. Эта составляющая реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или средством ориентировки и способом отношения

Обучающихся к внешнему миру. При успешной реализации этой составляющей физического образования произойдёт переоценка обучающимися жизненных ценностей, когда на первый план выступает богатый окружающий мир и средства саморазвития обучающихся —увлечение наукой и культурой.

На уровне основного общего образования для обязательного изучения физики отводится 208 ч., в том числе в 7, 8 по 70 учебных часов и в 9 классах 68 учебных часов в год, или 2 часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.












Планируемые результаты освоения учебного предмета


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.
























Содержание учебного предмета


ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации:

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение расстояний.

  2. Измерение времени между ударами пульса.

  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.


Механические явления

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени, движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

1.Равномерное прямолинейное движение.

2.Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

3.Свободное падение тел.

4.Равноускоренное прямолинейное движение.

5.Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение скорости равномерного движения.

  2. Измерение ускорения свободного падения.

  3. Измерение центростремительного ускорения.


Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон

Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твёрдого тела.

Демонстрации:

1.Явление инерции.

2.Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

3.Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.

4.Измерение силы по деформации пружины.

5.Третий закон Ньютона.

6.Свойства силы трения.

7.Сложение сил.

8.Явление невесомости.

9.Равновесие тела, имеющего ось вращения.

10.Барометр.

11.Опыт с шаром Паскаля.

12.Гидравлический пресс.

13.Опыты с ведёрком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.

  2. Измерение плотности твердого тела.

  3. Измерение плотности жидкости.

  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

  5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

  6. Сложение сил, направленных под углом.

  7. Измерение сил взаимодействия двух тел.

  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

  9. Измерение атмосферного давления.

  10. Исследование условий равновесия рычага.

  11. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  12. Измерение архимедовой силы.


Законы сохранения импульса и механической энергии.

Механические колебания и волны

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии. Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

Демонстрации:

1.Реактивное движение модели ракеты.

2.Простые механизмы.

3.Наблюдение колебаний тел.

4.Наблюдение механических волн.

5.Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение столкновения тел.

  2. Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути.

  3. Измерение потенциальной энергии тела.

  4. Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

  5. Измерение КПД наклонной плоскости.

  6. Изучение колебаний маятника.

  7. Исследование превращения механической энергии.


Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

Демонстрации:

1.Диффузия в растворах и газах, в воде.

2.Модель хаотического движения молекул в газе.

3.Модель броуновского движения.

4.Сцепление твёрдых тел.

5.Повышение давления воздуха при нагревании.

6.Демонстрация образцов кристаллических тел.

7.Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

8.Демонстрация расширения твёрдого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.

  2. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

  3. Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.


Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

1.Принцип действия термометра.

2.Теплопроводность различных материалов.

3.Конвекция в жидкостях и газах.

4.Теплопередача путём излучения.

5.Явление испарения.

6.Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

7.Понижение температуры кипения жидкости при пониженном давлении.

8.Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

  2. Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества.

  4. Измерение удельной теплоты плавления льда.

  5. Исследование процесса испарения.

  6. Исследование тепловых свойств парафина.

  7. Измерение влажности воздуха.


Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

1.Электризация тел.

2.Два рода электрических зарядов.

3.Устройство и действие электроскопа.

4.Закон сохранения электрических зарядов.

5.Проводники и изоляторы.

6.Электростатическая индукция.

7.Устройство конденсатора.

8.Энергия электрического поля конденсатора.

9.Источники постоянного тока.

10.Измерение силы тока амперметром.

11.Измерение напряжения вольтметром.

12.Реостат и магазин сопротивлений.

13.Свойства полупроводников.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.

  2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

  3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока.

  4. Изготовление и испытание гальванического элемента.

  5. Измерение силы электрического тока

  6. Измерение электрического напряжения.

  7. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

  8. Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.

  9. Измерение электрического сопротивления проводника.

  10. Изучение последовательного соединения проводников.

  11. Изучение параллельного соединения проводников.

  12. Измерение мощности электрического тока.

  13. Изучение работы полупроводникового диода.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

1.Опыт Эрстеда.

2.Магнитное поле тока.

3.Действие магнитного поля на проводник с током.

4.Устройство электродвигателя.

5.Электромагнитная индукция.

6.Правило Ленца.

7.Устройство генератора постоянного тока.

8.Устройство генератора переменного тока.

9.Устройство трансформатора.

Лабораторные работы и опыты:

Исследование явления магнитного взаимодействия тел.

Исследование явления намагничивания вещества.

Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Изучение работы электрогенератора постоянного тока.

Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.


Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

1.Свойства электромагнитных волн.

2.Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

3.Принципырадиосвязи.

4.Прямолинейное распространение света.

5.Отражение света.

6.Преломление света.

7.Ход лучей в собирающей линзе.

8.Ход лучей в рассеивающей линзе.

9.Получение изображений с помощью линз.

10.Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

11.Модель глаза.

12.Дисперсия белого света.

13.Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

  2. Изучение явления распространения света.

  3. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  4. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  7. Наблюдение явления дисперсии света.


Квантовые явления

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

1.Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

2.Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц.

3.Дозиметр.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение элементарного электрического заряда.

  2. Наблюдение линейчатых спектров излучения.


Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

1.Астрономические наблюдения.

2.Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.

3.Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.








ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ п/п

Тема урока

Количество часов

планируемая

фактическая

7 класс (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Физика и мир, в котором мы живем (7 ч)



1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.

Что изучает физика

1



2

Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт

1



3

Физические величины и их измерение. Измерение и точность измерения.

1



4

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

1



5

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 2 «Определение объема твердого тела»

1



6

Человек и окружающий его мир

1



7

Обобщающий урок по теме «Физика и мир, в котором мы живем»

1

Строение вещества (6 ч)



8

Строение вещества. Молекулы и атомы

1



9

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 3«Измерение размеров малых тел»

1



10

Броуновское движение. Диффузия

1



11

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность

1



12

Агрегатные состояния вещества

1



13

Контрольная работа N 1 по теме «Строение вещества»

1

Движение, взаимодействие, масса (10 ч)



14

Механическое движение

1



15

Скорость

1



16

Средняя скорость. Ускорение

1



17

Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса»

1



18

Инерция

1



19

Взаимодействие тел и масса. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1



20

Плотность и масса

1



21

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 5 «Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра»

1



22

Решение задач по теме «Движение, взаимодействие, масса»

1



23

Контрольная работа N 2 по теме «Движение, взаимодействие, масса»

1

Силы вокруг нас (10 ч)



24

Сила

1



25

Сила тяжести

1



26

Равнодействующая сила

1



27

Сила упругости

1



28

Закон Гука. Динамометр

1



29

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 6 «Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины»

1



30

Вес тела. Невесомость

1



31

Сила трения. Трение в природе и технике

1



32

Решение задач по теме «Силы вокруг нас»

1



33

Контрольная работа N 3 по теме «Силы вокруг нас»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 ч)



34

Давление

1



35

Способы увеличения и уменьшения давления

1



36

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 7 «Определение давления эталона килограмма»

1



37

Природа давления газов и жидкостей

1



38

Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля

1



39

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1



40

Сообщающиеся сосуды

1



41

Использование давления в технических устройствах

1



42

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1



43

Контрольная работа N 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Атмосфера и атмосферное давление (4 ч)



44

Вес воздуха. Атмосферное давление

1



45

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

1



46

Приборы для измерения атмосферного давление. Решение задач по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

1



47

Обобщающий урок по теме «Атмосфера и атмосферное давление». Тест по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

1

Закон Архимеда. Плавание тел (6 ч)



48

Действие жидкости и газа на погруженное в них тел

1



49

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1



50

Закон Архимеда

1



51

Плавание тел. Воздухоплавание

1



52

Решение задач по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

1



53

Контрольная работа N 5 по теме «Закон Архимеда. Плавание тел»

1

Работа, мощность, энергия (7 ч)



54

Механическая работа

1



55

Мощность

1



56

Энергия. Потенциальная и кинетическая энерги

1



57

Закон сохранения механической энергии

1



58

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 9 «Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости»

1



59

Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя. Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»

1



60

Контрольная работа N 6 по теме «Работа, мощность, энергия»

1

Простые механизмы. «Золотое правило механики» (7 ч)



61

Рычаг и наклонная плоскость

1



62

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 10 «Проверка условий равновесия рычага»

1



63

Блок и система блоков

1



64

Золотое правило механики. КПД

1



65

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 11 «Определение КПД наклонной плоскости»

1



66

Решение задач по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики»»

1



67

Контрольная работа N 7 по теме «Простые механизмы. «Золотое правило механики»»

1



68

Итоговое повторение

1



69

Итоговое повторение

1



70

Итоговая контрольная работа по курсу «Физика. 7 класс»

1

8 класс (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Внутренняя энергия (10 ч)



1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Температура и тепловое движение.

1



2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1



3

Теплопроводность

1



4

Конвекция. Излучение

1



5

Количество теплоты

1



6

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты

1



7

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 1 «Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса»

1



8

Решение задач по теме «Внутренняя энергия»

1



9

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»

1



10

Контрольная работа N 1 по теме «Внутренняя энергия»

1

Изменения агрегатного состояния вещества (7 ч)



11

Агрегатные состояния вещества.

1



12

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

1



13

Удельная теплота плавления. Плавление аморфных тел

1



14

Испарение и конденсация. Насыщенный пар

1



15

Кипение. Удельная теплота парообразования

1



16

Влажность воздуха

1



17

Обобщающий урок по теме «Изменения агрегатного состояния вещества». Тест по теме «Изменения агрегатного состояния вещества»

1

Тепловые двигатели (3 ч)



18

Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей

1



19

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Холодильные машины. Тепловые машины и экология

1



20

Обобщающий урок по теме «Тепловые двигатели»

1

Электрическое поле (5 ч)



21

Электризация тел. Электрический заряд

1



22

Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Электрон.

1



23

Строение атомов. Ионы Природа электризации тел. Закон сохранения заряда

1



24

Электрическое поле. Электрические явления в природе и технике

1



25

Обобщающий урок по теме «Электрическое поле». Тест по теме «Электрическое поле»

1

Электрический ток (10 ч)



26

Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы

1



27

Электрический ток в различных средах. Примеры действия электрического тока

1



28

Электрическая цепь. Направление электрического тока. Сила тока

1



29

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1



30

Электрическое напряжение

1



31

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1



32

Электрическое сопротивление. Закон Ома

1



33

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 5 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»

1



34

Решение задач по теме «Электрический ток»

1



35

Контрольная работа N 2 по теме «Электрический ток»

1

Расчет характеристик электрических цепей (9 ч)



36

Расчет сопротивления проводника

1



37

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 6 ««Регулирование силы тока реостатом»

1



38

Последовательное и параллельное соединение проводников

1



39

Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников

1



40

Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца

1



41

Мощность электрического тока. Электрические нагревательные приборы

1



42

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1



43

Решение задач по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

1



44

Контрольная работа N 3 по теме «Расчет характеристик электрических цепей»

1

Магнитное поле (6 ч)



45

Магнитное поле прямолинейного тока. Магнитное поле катушки с током

1



46

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1



47

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

1



48

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели. Сила Ампера. Вращение рамки с током в магнитном поле. Электрические двигатели

1



49

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 9 «Изучение принципа работы электродвигателя»

1



50

Решение задач по теме «Магнитное поле». Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»

1

Основы кинематики (9 ч)



51

Система отсчета. Перемещение

1



52

Перемещение и описание движения. Графическое представление прямолинейного равномерного движения

1



53

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 10 «Изучение равномерного прямолинейного движения»

1



54

Скорость при неравномерном движении

1



55

Ускорение и скорость при равнопеременном движении

1



56

Перемещение при равнопеременном движении

1



57

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 10 «Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения»

1



58

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1



59

Контрольная работа N 4 по теме «Основы кинематики»

1

Основы динамики (7 ч)



60

Инерция и первый закон Ньютона

1



61

Второй закон Ньютона

1



62

Третий закон Ньютона

1



63

Импульс силы. Импульс тела

1



64

Закон сохранения импульса. Реактивное движение

1



65

Решение задач по теме «Основы динамики»

1



66

Обобщающий урок по теме «Основы динамики». Тест по теме «Основы динамики»

1



67

Итоговое повторение

1



68

Итоговое повторение

1



69

Итоговое повторение

1



70

Итоговая контрольная работа по курсу «Физика. 8 класс»

1

9 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (9 ч)



1

Движение тела, брошенного вертикально вверх

1



2

Движение тела, брошенного горизонтально

1



3

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

1



4

Движение тела по окружности. Период и частота

1



5

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 1 «Изучение движения тел по окружности»

1



6

Закон всемирного тяготения

1



7

Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная

1



8

Решение задач по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»

1



9

Контрольная работа N 1 по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»

1

Механические колебания и волны (8 ч)




Механические колебания




10

Маятник. Характеристики колебательное движение. Период колебаний математического маятника

1



11

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 2 «Изучение колебаний нитяного маятника»

1



12

Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

1



13

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 3 «Изучение колебаний пружинного маятника»

1



14

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

1



15

Волновые явления. Длина волны. Скорость распространения волн

1



16

Контрольная работа N 2 по теме «Механические колебания и волны»

1

Звук (6 ч)



17

Звуковые колебания. Источники звука

1



18

Звуковые волны. Скорость звука

1



19

Громкость звука. Высота и тембр звука

1



20

Отражение звука. Эхо. Резонанс в акустике

1



21

Ультразвук и инфразвук в природе и технике

1



22

Обобщающий урок по теме «Звук». Тест по теме «Звук»

1

Электромагнитные колебания (9 ч)



23

Индукция магнитного поля

1



24

Однородное магнитное поле. Магнитный поток

1



25

Электромагнитная индукция

1



26

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 5 «Наблюдение явления электромагнитной индукции»

1



27

Переменный электрический ток

1



28

Электромагнитное поле

1



29

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны

1



30

Практическое применение электромагнетизма

1



31

Контрольная работа N 3 по теме «Электромагнитные колебания»

1

Геометрическая оптика (11 ч)



32

Свет. Источники света

1



33

Распространение света в однородной среде

1



34

Отражение света. Плоское зеркало

1



35

Преломление света

1



36

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 6 «Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла»

1



37

Линзы

1



38

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 7 «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы»

1



39

Изображение, даваемое линзой

1



40

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 8 «Получение изображения с помощью линзы»

1



41

Глаз как оптическая система. Оптические приборы

1



42

Контрольная работа N 4 по теме «Геометрическая оптика»

1

Электромагнитная природа света (7 ч)



43

Скорость света. Методы измерения скорости света

1



44

Разложение белого света на цвета. Дисперсия света

1



45

Интерференция волн

1



46

Интерференция и волновые свойства света

1



47

Дифракция волн. Дифракция света

1



48

Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света

1



49

Обобщающий урок по теме «Электромагнитная природа света». Тест по теме «Электромагнитная природа света»

1

Квантовые явления (8 ч)



50

Опыты, подтверждающие сложное строение атома

1



51

Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка

1



52

Атом Бора

1



53

Радиоактивность. Состав атомного ядра

1



54

Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа N 9 «Изучение законов сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях по фотографиям событий ядерных взаимодействий»

1



55

Ядерные силы и ядерные реакции

1



56

Деление и синтез ядер. Атомная энергетика

1



57

Обобщающий урок по теме «Квантовые явления». Тест по теме «Квантовые явления»

1

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)



58

Структура Вселенной

1



59

Физическая природа Солнца и звезд

1



60

Спектр электромагнитного излучения

1



61

Рождение и эволюция Вселенной. Современные методы исследования Вселенной

1



62

Обобщающий урок по теме «Строение и эволюция Вселенной». Тест по теме «Строение и эволюция Вселенной»

1



63

Итоговое повторение




64

Итоговое повторение




65

Итоговое повторение




66

Итоговое повторение




67

Итоговое повторение




68

Итоговая контрольная работа по курсу «Физика. 9 класс»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!