Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – ЦО № 34
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЦО № 34
____________ Л.В. Лазарева
«__»_____________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ 9 класс
2018 – 2019 учебный год
учитель Ермакова Е.М.
Годовое количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Рассмотрено на заседании кафедры «СОГЛАСОВАНО»
естественно-математического цикла Зам.директора по УВР
Протокол № от _________ Зав.кафедрой___________ Е.В. Молодцова сентября 2018 г.
Тула 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных факторов, понятий, законов элементов теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики); подготовка к формированию у них целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента; формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представления о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о причинно-следственных отношениях; понимание роли физики в жизни общества, влияние физики на развитие техники;
- развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
- формирование и развитие типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии;
- развитие способностей и интереса к физике, формирование мотивов учения.
- ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
-формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализаций;
- обеспечить основу для изучения естественно-научных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах общеобразовательной или профилированной школы.
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
образовательные – осуществить глубокую мотивацию изучения физики; продолжить формирование знаний о природе, ее изменениях (явлениях), об изучении физических явлений с помощью наблюдений и опытов; познакомить с методами науки (теоретическим и экспериментальным), понятиями, которыми оперирует физика, оборудованием, которым пользуются при изучении физики.
развивающие – формировать умения наблюдать, выдвигать гипотезы и проверять их, моделировать, работать с приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
воспитательные – раскрыть роль физики в развитии техники и роль техники в повышении производительности труда и улучшении условий жизни человека, показать объективность проявления законов физики в быту и технике, в работе машин и механизмов, учет и использование этих законов в практической деятельности человека, продемонстрировать познаваемость явлений природы, могущество ума человека в познании природы.
Реквизиты программы
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обуΈающихся | УМК учителя |
| Федеральный | Региональный компонент | Школьный компонент | | УМК обучающегося | |
7 | 2 | - | - | Образовательные программы по физике, рекомендованные МО РФ для основной школы. Авторы: Е.А. Гутник, А.В. Перышкин, М.: Просвещение, 2004) | Учебник: А.В. Перышкин «Физика 8 класс». В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. | Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» М.А. Ушаков, К.М. Ушаков Дидактические карточки-задания для 8 класса. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы по физике для 8 класса. Кирик Л.А. Физика 8 кл. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. |
Тематическое планирование 9 класс
№ урока | Дата проведения (план) | Дата | Содержание (тема урока) | Домашнее задание |
Тема 1. Законы взаимодействия тел. (26 часов) |
1 | | | Вводный инструктаж по ОТ. Материальная точка. Система отсчета. Механическое движение | §1, упр. 1(1,2) |
2 | | | Перемещение. Траектория. Пройденный путь. Определение координаты движущегося тела. Проекция вектора на ось | §2.3, упр.3 |
3 | | | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Скорость прямолинейного равномерного движения | §4, упр. 4 |
4 | | | Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | §5, упр. 5 |
5 | | | Скорость зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости | §6,упр. 6 |
6 | | | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | §7, упр. 7, Р 69 |
7 | | | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | §8,упр. 8.Подг к л.р.№1 |
8 | | | Л.Р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | §8 повт., упр. 8(2), Р 17,63 |
9 | | | Решение задач на равноускоренное движение. Тест №1 | §9, Р №2,3,11 |
10 | | | Контрольная работа №1 «Основы кинематики» | Повт. §1-9. |
11 | | | Анализ К.Р. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона | § 10.упр 10 Р 118,55 |
12 | | | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира | §11 ynp. 11 |
13 | | | Второй закон Ньютона | § 12, упр. 12 Р 151 |
14 | | | Взаимодействие тел .Третий закон Ньютона. Границы применимости законов | § 13,упр13 |
15 | | | Свободное падении тел. | §14,упр14 |
16 | | | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Тест №2 | Р 201,207 |
17 | | | Л.Р.№2 « Измерение ускорения свободного падения» | |
18 | | | Закон всемирного тяготения | § 15, упр. 15 Р171 |
19 | | | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Невесомость | § 16,17 упр. 16 Р 176,173 |
20 | | | Прямолинейное и криволинейное движения. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | §18.19,упр. 1 7. |
21 | | | Искусственные спутники Земли | §20,упр. 19 |
22 | | | Импульс тела. Закон сохранения импульса тела | §21упр. 20 |
23 | | | Реактивное движение. Ракеты. Тест№3 | §22,23 упр. 21 |
24 | | | Закон сохранения энергии | §24 упр. 22 |
25 | | | Решение задач на законы сохранения | |
26 | | | Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения» | письменно ответить на вопросы к. §20-24 |
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (11 часов) |
27 | | | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательная система. Маятник. Анализ контрольной работы | §25 |
28 | | | Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Гармонические колебания | §26 упр. 23 |
29 | | | Л.Р.№3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» | §26.27 упр. 24 |
30 | | | Превращение энергии при колебательном движении Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Л.Р.№4 «Исследование зависимости периода пружинного маятника от массы и жесткости пружины» | §28,29,30 упр. 25(1) |
31 | | | Распространение колебаний в упругой среде. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Уравнение волны | §31.32 |
32 | | | Длина волны. Скорость распространения волны Связь длины волны со скоростью и периодом (частотой) | §33 упр. 28 |
33 | | | Источники звука. Решение задач. | §34.35.410,439 |
34 | | | Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. | §36,упр. 30 |
35 | | | Звуковые волны. Скорость звука. Тест №4 | §37,38 упр. 31 |
36 | | | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. Решение задач. | §39-41 упр. 32(1-3) |
37 | | | Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны» | Упр. 32(4,5) |
Тема 3. Электромагнитное поле (17 часов) |
38 | | | Анализ к.р. Магнитное поле и его графическое изображение. Линии индукции магнитного поля. Однородное и неоднородное магнитное поле | §42,43,упр. 33 №388,389 |
39 | | | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика | §44 упр. 34,35 |
40 | | | Обнаружение магнитного поля. Сила Ампера. Правило левой руки | §45 упр. 36 |
41 | | | Индукция магнитного поля. Сила Лоренца | §46 упр. 37 |
42 | | | Магнитный поток | §47 упр. 38 |
43 | | | Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея | §48 упр. 39 |
44 | | | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Самоиндукция | §49.50 упр. 40 |
45 | | | Л.Р.№5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Упр. 41 |
46 | | | Переменный ток. Генератор переменного электрического тока. Преобразование энергии в электродвигателях. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстоянии | §51 упр. 42 |
47 | | | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитной волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | §52,53 упр. 43,44 |
48 | | | Конденсатор | §54 упр. 45 |
49 | | | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | §55 упр. 46 |
50 | | | Принципы радиосвязи и телевидения | §56 упр. 47 № 1005,1006 |
51 | | | Электромагнитная природа света. Интерференция света. Преломление света. Показатель преломления | §57,58,59, упр. 48 |
52 | | | Дисперсия света. Цвет тела. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ | §60,61 Упр. 49 |
53 | | | Испускание и поглощение света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Л.Р.№ 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | §62,63,64 |
54 | | | Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле» | упр. 50 |
Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 часов) |
55 | | | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома, α, β, γ - излучения | §65 № 1193-1195 |
56 | | | Модели атомов. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома | §66,67 упр. 51 |
57 | | | Методы наблюдения исследования частиц в ядерной физике | §68 № 1191,1192 |
58 | | | Открытие протона. Открытие нейтрона. Нуклонная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Изотопы | §69,70 упр. 52 |
59 | | | Правило смещения. Дефект масс. Энергия связи. Ядерные силы. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях | §71,72,73 упр. 53 |
60 | | | Деление ядер урана. Цепная реакция. Л.Р. №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии» | §74,75 № 1210, 1212,1217.1218 |
61 | | | Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций | §76,77 № 1220, 1198-1202 |
62 | | | Л.Р. №8 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | № 1189,1190 |
63 | | | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы Период полураспада. Л.Р. № 9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | §78, № 1215, 1206,1207 |
64 | | | Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звёзд. Элементарные частицы и античастицы | §79,80 |
65 | | | Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра» | №1235-1237 |
Итоговое повторение (4 часа) |
66 | | | Основы механики. Механические колебания и волны | |
67 | | | Электромагнитные колебания и волны. Строение атома и атомного ядра | |
68 | | | Подведение итогов года | |
9