Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла Протокол № ___ от «___» ___ 2021г. __________ ________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Г.А.Семенова «___» ____ 2021 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ А.М. Алексеев Приказ № ____ от «____»_____ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
7 класс
Срок реализации рабочей программы: 2021-2022г.г.
Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ: Физика 7-9: рабочие программы/
Е.Н.Тихонова .-5 изд., перераб. М.Дрофа, 2015
Составитель учитель физики
Антипов Николай Давыдович
2021 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы
муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла Протокол № ___ от «___» ___ 2021г. __________ ________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Г.А.Семенова «___» ____ 2021 г. | «Утверждаю» Директор школы __________А.М. Алексеев Приказ № ____ от «____»_____ 2021 г. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике
на 2021-2022 учебный год
для 7 класса
Количество часов: всего 68; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы
по физике 7 класс
Составитель учитель физики
Антипов Николай Давыдович
2021 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета физика
Личностные результаты
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты
Введение
Учащийся научится:
- понимать физические термины: тело, вещество, материя;
- проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
- определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
- осознать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и их вклад в технический и социальный прогресс;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Первоначальные сведения о строении вещества
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.
Взаимодействия тел
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
- измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
- использовать экспериментальные методы исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
- понимать смысл основных физических законов: закон Всемирного тяготения, закон Гука;
- выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
- находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
- переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление газов, жидкостей и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкостей в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;
- измерять: атмосферное давление, давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
- пользоваться экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тел в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
- выполнять расчеты для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Работа и мощность. Энергия
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида энергии в другой;
- измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимать смысл основного физического закона: закона сохранения энергии;
- выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения представлено в программе разделами «Введение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействия тел», «Давление тел, жидкостей и газов», « Работа и мощность. Энергия»
Введение
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длинны, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Лабораторная работа № 2 «Измерение объема тела»
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа № 3 « Определение размеров малых тел»
Взаимодействия тел
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы т ела. Плотность вещества. Сила. Ила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторная работа №4 « Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №8 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа №9 « Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторная работа №10 « Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости»
Оборудование к лабораторным работам
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».
Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.
Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов.
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия плавания тел в жидкости»
Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.
Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.
Лабораторная работа№11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.
Демонстрационное оборудование
Первоначальные сведения о строении вещества
1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.
2.Механическая модель броуновского движения.
3.Набор свинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел.
1.Набор тележек.
2.Набор цилиндров.
3.Прибор для демонстрации видов деформации.
4.Пружинный и нитяной маятники.
5.Динамометр.
6.Набор брусков.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Шар Паскаля.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Барометр-анероид.
4.Манометр.
Работа и мощность.
1.Набор брусков.
2.Динамометры.
3.Рычаг.
4.Набор блоков.
Календарно-тематическое планирование
А.В.Перышкин. Физика 7 класс. М.Дрофа, 2017
№ | п/п | Тема урока | Дата плану | Дата факт | Прим |
Физика и физические методы изучения природы (5 ч) |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Физика - наука о природе. | | | |
2 | 2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. | | | |
3 | 3 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 "Определение цены деления измерительного прибора" | | | |
4 | 4 | Точность и погрешность измерений. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2 "Измерение объема тела» | | | |
5 | 5 | Физика и мир, в котором мы живем. | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч |
6 | 1 | Строение вещества. Молекулы | | | |
7 | 2 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | | | |
8 | 3 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел» | | | |
9 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | | | |
10 | 5 | Агрегатные состояния вещества | | | |
11 | 6 | Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» | | | |
Взаимодействие тел 21 ч |
12 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | | | | |
13 | 2 | Скорость. Единицы скорости | | | | |
14 | 3 | Расчет пути и времени движения | | | | |
15 | 4 | Взаимодействие тел. Инерция. | | | | |
16 | 5 | Масса тела | | | | |
17 | 6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 "Измерение массы на рычажных весах» | | | | |
18 | 7 | Плотность вещества | | | | |
19 | 8 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 "Определение плотности твердого тела" | | | | |
20 | 9 | Расчет массы и объема тела по его плотности | | | | |
21 | 10 | Сила. Сила тяжести. | | | |
22 | 11 | Вес тела Сила упругости. Закон Гука. | | | |
23 | 12 | Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести. Сила тяжести на других планетах | | | |
24 | 13 | Динамометр Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины" | | | |
25 | 14 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила | | | |
26 | 15 | Сила трения. Трение покоя | | | |
27 | 16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | | | |
28 | 17 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас | | | |
29 | 18 | Решение задач по теме «Силы. Равнодействующая сил» | | | | |
30 | 19 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас. | | | | |
31 | 20 | Контрольная работа № 2 "Взаимодействие тел" | | | | |
32 | 21 | Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел» | | | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов 18 ч |
33 | 1 | Давление | | | |
34 | 2 | Давление твердых тел | | | |
35 | 3 | Давление газа | | | |
36 | 4 | Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | | | |
37 | 5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | | | |
38 | 6 | Сообщающиеся сосуды | | | |
39 | 7 | Вес воздуха. Атмосферное давление | | | |
40 | 8 | Измерение атмосферного давления. Барометры | | | |
41 | 9 | Манометры | | | |
42 | 10 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина | | | |
43 | 11 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | | | |
44 | 12 | Архимедова сила | | | |
45 | 13 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | | | |
46 | 14 | Плавание тел Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | | | |
47 | 15 | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»» | | | |
48 | 16 | Плавание судов. Воздухоплавание: | | | |
49 | 17 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | | | |
50 | 18 | Контрольная работа№3 "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | | | |
Работа и мощность. Энергия 13 ч |
51 | 1 | Механическая работа | | | | |
52 | 2 | Мощность | | | | |
53 | 3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил | | | | |
54 | 4 | Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе. | | | | |
55 | 5 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 10 "Выяснение условия равновесия рычага" | | | | |
56 | 6 | Блоки. «Золотое правило" механики | | | | |
57 | 7 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | | | | |
58 | 8 | Коэффициент полезного действия. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | | | | |
59 | 9 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | | | | |
60 | 10 | Превращения энергии | | | | |
61 | 11 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия" | | | | |
62 | 12 | Работа и мощность. Энергия | | | | |
63 | 13 | Контрольная работа №4 "Работа и мощность. Энергия" | | | | |
Обобщающее повторение 5 ч |
64 | 1 | Взаимодействие тел | | | | |
65 | 2 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | | | | |
66 | 3 | Работа. Мощность. Энергия | | | | |
67 | 4 | Повторение курса физики 7 класса | | | | |
68 | 5 | Обобщающий урок | | | | |
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы урока | Кол. часов | Виды деятельности ученика | Формирование УУД |
1. | Физика и физические методы изучения природы 1.Что изучает физика. Физические явления. 2.Наблюдения, опыты, измерения 3.Физические величины. Измерения физических величин. 4.Точность и погрешности измерений Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» 5.Физика и техника | 5 ч | - Объясняет, описывает физические явления, отличает физические явления от химических; -проводит наблюдения физических явлений, анализирует и классифицирует их, различает методы изучения физики - Измеряет расстояния, промежутки времени, температуру; - обрабатывает результаты измерений - Определяет цену деления шкалы измерительного цилиндра; - определяет объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; - переводит значение физических величин в СИ - Находит цену деления любого измерительного прибора, представляет результаты измерения в виде таблиц; - работает в группе; - анализирует результаты, делает выводы -Выделяет основные этапы развития физической науки и называет имена выдающихся ученых - определяет место физики как науки, делает выводы в развитии физической науки и ее достижениях; - составляет план презентации | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 ч | - Объясняет опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение - схематически изображает молекулы воды и кислорода; - определяет размер малых тел | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности -анализировать свойства тел, явления и процессы Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | 1 |
| | |
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел» | 1 | - Измеряет размеры малых тел методом рядов, различает способы измерения размеров малых тел; - представляет результаты измерений в виде таблиц; -выполняет исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делает выводы; - работает в группе |
Движение молекул. Взаимодействие молекул. | 2 | - Объясняет явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; - приводит примеры диффузии в окружающем мире; - наблюдает процесс образования кристаллов; -проводит и объясняет опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; -наблюдает и исследует явления смачивания и несмачивания тел, объясняет данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул |
Агрегатные состояния вещества | 2 | Объясняет свойства газов, жидкостей и твердых тел Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике |
3. | Взаимодействие тел | 21 ч | - Определяет траекторию движения тела; - переводит основную единицу пути в км, мм, см; - различает равномерное и неравномерное движение; - доказывает относительность движения тела | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел, явления и процессы - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений, равномерное и неравномерное движение - описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость - при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; - анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; - приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах. |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 |
Скорость. Единицы | 1 | - Рассчитывает скорость тела; - выражает скорость в км/ч, м/с; - анализирует таблицу скоростей движения некоторых тел; - определяет среднюю скорость движения заводного автомобиля |
Расчет пути и времени движения | 1 | - Представляет результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков |
Инерция | 1 | -Приводит примеры проявления явления инерции в быту; -объясняет явление инерции; -проводит исследовательский эксперимент по изучению явления инерции |
Взаимодействие тел | 1 | -Описывает явление взаимодействия тел; - объясняет опыты по взаимодействию тел и делает выводы |
Масса тела. | 1 | -Устанавливает зависимость изменения скорости движения тел от его массы; -работает с текстом учебника, выделяет главное, систематизирует и обобщает полученные сведения |
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | -Взвешивает тело на учебных весах и с их помощью определяет массу тела; -применяет и вырабатывает практические навыки работы с приборами, работает в группе |
Плотность вещества | 1 | - Определяет плотность вещества; -анализирует табличные данные |
Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | - Применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты |
Сила | 1 | - Графически, в масштабе изображает силу и точку ее приложении; -анализирует опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делает выводы |
Явление тяготения. | 1 | -Приводит примеры проявления тяготения в окружающем мире; -работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы |
Сила тяжести. | 1 | - Находит точку приложения и указывает направление силы тяжести; -работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы |
Сила, возникающая при деформации. | 1 | - Приводит примеры видов деформации, объясняет причины возникновения силы упругости |
Упругая деформация. Закон Гука. | 1 | -Графически изображает силу упругости, показывает точку приложения и направление ее действия |
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой | 1 | - Рассчитывает вес тела; - определяет вес тела по формуле |
Динамометр. | 1 | - Градуирует пружину; -получает шкалу с заданной ценой деления; -измеряет силу с помощью силомера, медицинского динамометра, работает в группе |
Графическое изображение силы. | 1 | - Графически изображает силу и точку ее приложения в выбранном масштабе |
Сложение сил, действующих по одной прямой. | 1 | - Экспериментально находит равнодействующую двух сил; -анализирует результаты опытов и делает выводы; -рассчитывает равнодействующую |
Трение. Сила трения. | 1 | -Измеряет силу трения; -называет способы увеличения и уменьшения силы трения; |
Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. | 1 | -Применяет знания о видах трения и способах его изменения на практике |
Решение задач по теме «Силы» | 1 | -Применяет знания из курса математики, географии, биологии к решению задач |
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 18ч | - Приводит примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; -вычисляет давление по формуле; -проводит исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делает выводы | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности; - анализировать свойства тел, явления и процессы; - распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
Давление. Давление твердых тел. | 2 |
Давление газа. | 2 | - Отличает газы по их свойствам от твердых тел и жидкости; -анализирует результаты эксперимента по изучению давления газа, делает выводы |
Закон Паскаля. | 2 | -Объясняет причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; -анализирует опыт по передаче давления и объясняет его результаты |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды | 3 | -Выводит формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; - работает с текстом учебника и составляет план проведения опытов |
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. | 2 | - Вычисляет массу воздуха; -сравнивает атмосферное давление на различных высотах от поверхности земли; -объясняет влияние атмосферного давления на живые организмы; -применяет знания из курсов географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления |
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. | 2 | -Вычисляет атмосферное давление; -объясняет измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли |
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Учебный проект по теме «Откуда появляется архимедова сила». Решение задач | 3 2 | - Доказывает, основываясь на основе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; -приводит примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; -выводит формулу для определения выталкивающей силы; -анализирует опыты с ведерком Архимеда; -объясняет причины плавания тел. |
5. | Работа и мощность. Энергия | 12 ч | -Вычисляет механическую работу; -определяет условия, необходимые для совершения механической работы | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел, явления и процессы - описывать изученные свойства тел и явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде - различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.); - приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов |
Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. | 2 |
Мощность. | 1 | -Вычисляет мощность по известной работе; -приводит примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; -выражает мощность в различных единицах; -проводит исследование мощности, технических устройств, делает выводы |
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия | 3 | - Применяет условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; -определяет плечо силы; -решает графические задачи |
«Золотое правило» механики. КПД механизма. | 3 | -Приводит примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; -сравнивает действие подвижного и неподвижного блока; -работает с текстом учебника; -анализирует опыты, делает выводы |
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. | 3 | - Приводит примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; - работает с текстом учебника; - приводит примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и потенциальной и кинетической энергией; - участвует в обсуждении презентаций и докладов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е издание - М.: Дрофа, 2017
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007
3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011
4. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.
5. Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
6. Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
7. Рабочая тетрадь по физике 7 класс к учебнику Перышкина А.В. Ф-7 кл. ФГОС 2015. (Касьянов В.А., Дмитриева А.Ф.).
Интернет ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |