Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по физике
Уровень образования (класс) основное общее, 7 класс__
Общее количество часов __70_____
Количество часов в неделю 2
Учитель физики Панченко Георгий Николаевич
Квалификационная категория высшая
Программа разработана на основе Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7—9 классы. — М. : Просвещение, 2018
2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
-Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования;
-Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7- 9 классы. - М. : Просвещение, 2018.
- УМК:
Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В и др., под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика. 7 класс. - М. : Просвещение.
Иванова Н.Н., Рыбкина Г.В., Шаронова Н.В. Рабочие программы по физике. 7- 9 классы.- М. : Просвещение, 2017.
Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. Физика. Сборник вопросов и задач. 7- 9 классы. - М. : Дрофа, 2013.
Марон А.Е, Марон Е.А. Физика 7 класс. Дидактические материалы. - М. : Дрофа, 2013.
Основные цели изучения физики как учебного предмета
-освоение знаний о механических и тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
-раскрытие общекультурной значимости физики как науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления;
-ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры;
-создание ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.
Планируемые результаты освоения физики.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
-сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучаемых;
-убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
-самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, -представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
Введение
- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
Первоначальные сведения о строении вещества
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
-понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействие тел
-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и
объемом, силой тяжести и весом тела;
-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Давление твердых тел, жидкостей и газов
-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Работа и мощность. Энергия
-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
-владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Обучаемый научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения,
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Обучаемый получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
Содержание учебного предмета физика.
№ п/п | Название раздела | Кол. Часов | Формы контроля |
1. | Введение. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты. Физические величины и их измерение. Научно-технический прогресс. | 3 | Самостоятельная работа; Тест; Лабораторная работа № 1 |
2. | Строение вещества. Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Строение твёрдых тел, жидкостей и газов. | 6 | Самостоятельная работа; Тест; Лабораторная работа № 2 |
3. | Движение и взаимодействие тел . Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела. Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения. Трение в природе и технике. | 22 | Самостоятельная работа; Тест; Лабораторная работа № 3 Лабораторная работа № 4 Лабораторная работа № 5 Контрольная работа № 1 Лабораторная работа № 6 Контрольная работа № 2 |
4. | Работа, мощность, энергия . Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Использование движущейся воды и ветра. Рычаг. Момент силы. Правило моментов. Блок. Другие механизмы. Коэффициент полезного действия. | 13 | Самостоятельная работа; Тест; Лабораторная работа № 7 Лабораторная работа № 8 Контрольная работа № 3 |
5. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Давление. Давление в природе и технике. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Атмосфера и атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание животных и человека. Плавание судов. Воздухоплавание. | 22 | Самостоятельная работа; Тест; Контрольная работа №4 Лабораторная работа № 9 Контрольная работа № 5 |
6. | Повторение. | 4 | Самостоятельная работа; Тест; |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол часов | Дата |
план | факт |
| Глава 1. Введение. | 3 | | |
1 | Что изучает физика. | 1 | 03.09 | |
2 | Физические величины и их измерение. | 1 | 07.09 | |
3 | Лабораторная работа № 1 «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра». | 1 | 10.09 | |
| Глава 2. Строение вещества . | 6 | | |
4 | Строение вещества. Молекулы и атомы. | 1 | 14.09 | |
5 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | 1 | 17.09 | |
6 | Броуновское движение. Диффузия | 1 | 21.09 | |
7 | Взаимодействие молекул. | 1 | 24.09 | |
8 | Три состояния вещества. | 1 | 28.09 | |
9 | Повторение темы «Строение вещества». | 1 | 01.10 | |
| Глава 3. Движение и взаимодействие тел . | 22 | | |
10 | Механическое движение. | 1 | 05.10 | |
11 | Скорость. | 1 | 08.10 | |
12 | Средняя скорость. | 1 | 12.10 | |
13 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | 1 | 15.10 | |
14 | Ускорение. | 1 | 19.10 | |
15 | Инерция. | 1 | 22.10 | |
16 | Взаимодействие тел. Масса. | 1 | 26.10 | |
17 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | 09.11 | |
18 | Плотность вещества. | 1 | 12.11 | |
19 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | 1 | 16.11 | |
20 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела». | 1 | 19.11 | |
21 | Расчет массы и объема тела. | 1 | 23.11 | |
22 | Решение задач на тему «Инерция. Масса тела. Плотность вещества». | 1 | 26.11 | |
23 | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | 1 | 30.11 | |
24 | Сила. Сила тяжести. | 1 | 03.12 | |
25 | Равнодействующая сила. | 1 | 07.12 | |
26 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | 10.12 | |
27 | Динамометр. Вес тела. | 1 | 14.12 | |
28 | Лабораторная работа № 6 «Измерение силы с помощью динамометра». | 1 | 17.12 | |
29 | Сила трения. | 1 | 21.12 | |
30 | Решение задач на тему «Силы в природе». | 1 | 24.12 | |
31 | Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе». | 1 | 28.12 | |
| Глава 4. Работа и мощность. Энергия . | 13 | | |
32 | Механическая работа. | 1 | 11.01 | |
33 | Мощность. | 1 | 14.01 | |
34 | Решение задач на работу и мощность. | 1 | 18.01 | |
35 | Энергия. | 1 | 21.01 | |
36 | Закон сохранения энергии. | 1 | 25.01 | |
37 | Использование энергии движущейся воды и ветра. | 1 | 28.01 | |
38 | Рычаг. Правило моментов. | 1 | 01.02 | |
39 | Лабораторная работа № 7 «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | 04.02 | |
40 | Блок. Другие механизмы. | 1 | 08.02 | |
41 | Коэффициент полезного действия механизма. | 1 | 11.02 | |
42 | Лабораторная работа № 8 «Определение КПД наклонной плоскости». | 1 | 15.02 | |
43 | Решение задач на тему «Работа и мощность. Энергия». | 1 | 18.02 | |
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Работа и мощность. Энергия». | 1 | 22.02 | |
| Глава 5. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 20 | | |
45 | Давление и сила давления. | 1 | 25.02 | |
46 | Давление в природе и технике. | 1 | 01.03 | |
47 | Давление газа. | 1 | 04.03 | |
48 | Закон Паскаля. | 1 | 11.03 | |
49 | Гидростатическое давление. | 1 | 15.03 | |
50 | Давление морей и океанов. | 1 | 18.03 | |
51 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | 01.04 | |
52 | Атмосфера и атмосферное давление. | 1 | 05.04 | |
53 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | 08.04 | |
54 | Барометр-анероид. | 1 | 12.04 | |
55 | Манометры. | 1 | 15.04 | |
56 | Технические устройства, использующие передачу давления жидкостями. | 1 | 19.04 | |
57 | Решение задач на тему «Давление». | 1 | 22.04 | |
58 | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | 26.04 | |
59 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. | 1 | 29.04 | |
60 | Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы». | 1 | 06.05 | |
61 | Плавание тел. Плавание судов. | 1 | 13.05 | |
62 | Воздухоплавание. | 1 | 17.05 | |
63 | Решение задач на тему «Архимедова сила». | 1 | 20.05 | |
64 | Контрольная работа № 5 по теме «Архимедова сила». | 1 | 24.05 | |
| Повторение. | 2 | | |
65 | Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. | 1 | 27.05 | |
66 | Работа и мощность. Давление. | 1 | 31.05 | |
67 | | | | |
68 | | | | |
69 | | | | |
70 | | | | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.___________ Старун Е.С.
_______________________________
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактичес ких часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1. | Физика | Панченко Г.Н. | 7-а,б | Праздничные дни | Объединение тем уроков 59 и 60 | 29.04 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. | 70 | 66 |
2. | Физика | Панченко Г.Н. | 7-а,б | Праздничные дни | Объединение тем уроков 62 и 63 | 13.05 Плавание тел. Плавание судов. | | |
3. | Физика | Панченко Г.Н. | 8-а,б | Праздничные дни | Объединение тем уроков 67 и 68 | 27.05 Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. | | |
4. | Физика | Панченко Г.Н. | 8-а,б | Праздничные дни | Объединение тем уроков 69 и 70 | 31.05 Работа и мощность. Давление. | | |
12