СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области




«Утверждаю»

Директор МБОУ Советской СОШ

____________ Т.Н.Емельяненко

Приказ № 125 от 30.08.2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2021 – 2022 учебный год

по физике



Уровень образования (класс) основное общее, 7 класс__

Общее количество часов __70_____

Количество часов в неделю 2


Учитель физики Панченко Георгий Николаевич

Квалификационная категория высшая


Программа разработана на основе Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7—9 классы. — М. : Просвещение, 2018










2021 год





Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:


- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);

- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;

-Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);

-Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

-Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7- 9 классы. - М. : Просвещение, 2018.

- УМК:

Громов С.В., Родина Н.А., Белага В.В и др., под ред. Ю.А. Панебратцева. Физика. 7 класс. - М. : Просвещение.

Иванова Н.Н., Рыбкина Г.В., Шаронова Н.В. Рабочие программы по физике. 7- 9 классы.- М. : Просвещение, 2017.

Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. Физика. Сборник вопросов и задач. 7- 9 классы. - М. : Дрофа, 2013.

Марон А.Е, Марон Е.А. Физика 7 класс. Дидактические материалы. - М. : Дрофа, 2013.


Основные цели изучения физики как учебного предмета


-освоение знаний о механических и тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи:


-раскрытие общекультурной значимости физики как науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления;

-ознакомление учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры;

-создание ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе.






Планируемые результаты освоения физики.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

-сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучаемых;

-убежденность в возможности познания природы, в необ­ходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого обще­ства, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

-самостоятельность в приобретении новых знаний и прак­тических умений;

-готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

-мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обу­чения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поста­новки целей, планирования, самоконтроля и оценки резуль­татов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

-понимание различий между исходными фактами и ги­потезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебны­ми действиями на примерах гипотез для объяснения извест­ных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать получен­ную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, нахо­дить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, уме­ния выражать свои мысли и способности выслушивать собе­седника, понимать его точку зрения, признавать право дру­гого человека на иное мнение;

-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, -представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Введение

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении цены деления шкалы прибора и по­грешности измерения;

-понимание роли ученых нашей страны в развитии со­временной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

-понимание физических терминов: тело, вещество, ма­терия;

-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

Первоначальные сведения о строении вещества

- понимание и способность объяснять физические явле­ния: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжима­емость жидкостей и твердых тел;

- владение экспериментальными методами исследова­ния при определении размеров малых тел;

-понимание причин броуновского движения, смачива­ния и несмачивания тел; различия в молекулярном стро­ении твердых тел, жидкостей и газов;

-умение пользоваться СИ и переводить единицы измере­ния физических величин в кратные и дольные единицы;

-умение использовать полученные знания в повсед­невной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействие тел

-понимание и способность объяснять физические яв­ления: механическое движение, равномерное и неравномер­ное движение, инерция, всемирное тяготение;

-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу тре­ния скольжения, силу трения качения, объем, плотность те­ла, равнодействующую двух сил, действующих на тело и на­правленных в одну и в противоположные стороны;

-владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкоснове­ния тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: за­кон всемирного тяготения, закон Гука;

-владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тя­жести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упру­гости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

-умение находить связь между физическими величина­ми: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и пу­тем, плотности тела с его массой и

объемом, силой тяжести и весом тела;

-умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

-умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Давление твердых тел, жидкостей и газов

-понимание и способность объяснять физические явле­ния: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увели­чения давления;

-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

-владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной те­лом воды, условий плавания тела в жидкости от действия си­лы тяжести и силы Архимеда;

-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравличе­ского пресса и способов обеспечения безопасности при их ис­пользовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

-умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).


Работа и мощность. Энергия

-понимание и способность объяснять физические явле­ния: равновесие тел, превращение одного вида механиче­ской энергии в другой;

-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетиче­скую энергию;

-владение экспериментальными методами исследова­ния при определении соотношения сил и плеч, для равнове­сия рычага;

-понимание смысла основного физического закона: за­кон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, на­клонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

-владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: механической работы, мощности, условия равнове­сия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и по­тенциальной энергии;

-умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).


Обучаемый научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения,

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


Обучаемый получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;














Содержание учебного предмета физика.


№ п/п

Название раздела

Кол. Часов

Формы контроля

1.

Введение.

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыты. Физические величины и их измерение. Научно-технический прогресс.

3

Самостоятельная работа;

Тест;

Лабораторная работа № 1

2.

Строение вещества.

Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Строение твёрдых тел, жидкостей и газов.

6

Самостоятельная работа;

Тест;

Лабораторная работа № 2

3.

Движение и взаимодействие тел .

Механическое движение. Скорость. Средняя скорость. Ускорение. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма

тела. Сила. Сила тяжести. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения. Трение в природе и технике.

22

Самостоятельная работа;

Тест;

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 5

Контрольная работа № 1

Лабораторная работа № 6

Контрольная работа № 2

4.

Работа, мощность, энергия .

Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. Использование движущейся воды и ветра. Рычаг. Момент силы. Правило моментов. Блок. Другие механизмы. Коэффициент полезного действия.

13

Самостоятельная работа;

Тест;

Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 8

Контрольная работа № 3

5.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление. Давление в природе и технике. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Атмосфера и атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание животных и человека. Плавание судов. Воздухоплавание.

22

Самостоятельная работа;

Тест;

Контрольная работа №4

Лабораторная работа № 9

Контрольная работа № 5

6.

Повторение.

4

Самостоятельная работа;

Тест;




Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Кол

часов


Дата

план

факт


Глава 1. Введение.

3



1

Что изучает физика.

1

03.09


2

Физические величины и их измерение.

1

07.09


3

Лабораторная работа № 1 «Измерение объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра».

1

10.09



Глава 2. Строение вещества .

6



4

Строение вещества. Молекулы и атомы.

1

14.09


5

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

1

17.09


6

Броуновское движение. Диффузия

1

21.09


7

Взаимодействие молекул.

1

24.09


8

Три состояния вещества.

1

28.09


9

Повторение темы «Строение вещества».

1

01.10



Глава 3. Движение и взаимодействие тел .

22



10

Механическое движение.

1

05.10


11

Скорость.

1

08.10


12

Средняя скорость.

1

12.10


13

Решение задач на расчет пути и времени движения.

1

15.10


14

Ускорение.

1

19.10


15

Инерция.

1

22.10


16

Взаимодействие тел. Масса.

1

26.10


17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

09.11


18

Плотность вещества.

1

12.11


19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1

16.11


20

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».

1

19.11


21

Расчет массы и объема тела.

1

23.11


22

Решение задач на тему «Инерция. Масса тела. Плотность вещества».

1

26.11


23

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

30.11


24

Сила. Сила тяжести.

1

03.12


25

Равнодействующая сила.

1

07.12


26

Сила упругости. Закон Гука.

1

10.12


27

Динамометр. Вес тела.

1

14.12


28

Лабораторная работа № 6 «Измерение силы с помощью динамометра».

1

17.12


29

Сила трения.

1

21.12


30

Решение задач на тему «Силы в природе».

1

24.12


31

Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе».

1

28.12



Глава 4. Работа и мощность. Энергия .

13



32

Механическая работа.

1

11.01


33

Мощность.

1

14.01


34

Решение задач на работу и мощность.

1

18.01


35

Энергия.

1

21.01


36

Закон сохранения энергии.

1

25.01


37

Использование энергии движущейся воды и ветра.

1

28.01


38

Рычаг. Правило моментов.

1

01.02


39

Лабораторная работа № 7 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

04.02


40

Блок. Другие механизмы.

1

08.02


41

Коэффициент полезного действия механизма.

1

11.02


42

Лабораторная работа № 8 «Определение КПД наклонной плоскости».

1

15.02


43

Решение задач на тему «Работа и мощность. Энергия».

1

18.02


44

Контрольная работа № 3 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

22.02



Глава 5. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

20



45

Давление и сила давления.

1

25.02


46

Давление в природе и технике.

1

01.03


47

Давление газа.

1

04.03


48

Закон Паскаля.

1

11.03


49

Гидростатическое давление.

1

15.03


50

Давление морей и океанов.

1

18.03


51

Сообщающиеся сосуды.

1

01.04


52

Атмосфера и атмосферное давление.

1

05.04


53

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

08.04


54

Барометр-анероид.

1

12.04


55

Манометры.

1

15.04


56

Технические устройства, использующие передачу давления жидкостями.

1

19.04


57

Решение задач на тему «Давление».

1

22.04


58

Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

26.04


59

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.

1

29.04


60

Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы».

1

06.05


61

Плавание тел. Плавание судов.

1

13.05


62

Воздухоплавание.

1

17.05


63

Решение задач на тему «Архимедова сила».

1

20.05


64

Контрольная работа № 5 по теме «Архимедова сила».

1

24.05



Повторение.

2



65

Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.

1

27.05


66

Работа и мощность. Давление.

1

31.05


67





68





69





70






РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР

Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.___________ Старун Е.С.

_______________________________







Лист коррекции календарно-тематического планирования


№ п/п

Предмет

Учитель

Класс

Причина

коррекции

(корректировки)

Способ

коррекции

(корректировки)

Дата, тема

урока

Кол-во часов

по плану за год

Кол-во фактичес

ких часов с учётом коррекции

(корректи

ровки)

1.

Физика

Панченко Г.Н.

7-а,б

Праздничные дни

Объединение тем уроков 59 и 60


29.04

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.

70

66

2.

Физика

Панченко Г.Н.

7-а,б

Праздничные дни

Объединение тем уроков 62 и 63


13.05

Плавание тел. Плавание судов.



3.

Физика

Панченко Г.Н.

8-а,б

Праздничные дни

Объединение тем уроков 67 и 68


27.05

Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел.



4.

Физика

Панченко Г.Н.

8-а,б

Праздничные дни

Объединение тем уроков 69 и 70


31.05

Работа и мощность. Давление.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!