понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
умение переводить физические величины из не системных в СИ и наоборот
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда ,
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Введение.
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Темы проектов:
«Физические приборы вокруг нас»
«Физические явления в художественных произведениях,»
Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Темы проектов:
«Диффузия вокруг нас,»
«Удивительное свойство воды».
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
Темы проектов:
«Инерция в жизни человека»
«Сила в наших руках»
«Вездесущее трение»
Давление твердых тел, газов, жидкостей.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Темы проектов:
«Тайны давления»
«Нужна ли Земле атмосфера»
«Выталкивающая сила»
«Зачем нужно измерять давление»
Работа и мощность. Энергия.
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Темы проектов:
«Рычаги в быту и живой природе»
«Дайте мне точку опоры и я подниму Землю»
№ | ТЕМА УРОКА | ДАТА | Корректировка |
ВВЕДЕНИЕ (4Ч) | |
-
| Инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | | |
-
| Физические величины. Измерение физических величин. | | |
-
| Точность и погрешность измерений | | |
-
| Инструктаж ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | | |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВ (5ч) |
-
| Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | | |
-
| Инструктаж ТБ Лаб. работа №2 «Измерен. размеров малых тел» | | |
-
| Диффузия Взаимодействие молекул. | | |
-
| Агрегатные состояния вещества | | |
-
| Повтор и обобщен основных полож. темы «Первоначальные сведения о строении вещества» | | |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (22ч) | |
-
| Механическое движение. | | |
-
| Скорость, единицы скорости. | | |
-
| Расчет пути времени движения. | | |
-
| График пути и скорости равномерного прямолинейного движения. | | |
-
| Решение задач на расчет средней скорости | | |
-
| Инерция | | |
-
| Масса тела. Измерение массы тела на весах. | | |
-
| Инструктаж ТБ Лабораторная работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах» | | |
-
| Плотность вещества. | | |
-
| Расчет массы и объема тела по его плотности. | | |
-
| Инструктаж ТБ Лабораторная работа №4 « Измерение плотности вещества твердого тела» | | |
-
| Решение задач | | |
-
| Контрольная работа №1 « Плотность вещества» | | |
-
| Сила | | |
-
| Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | | |
-
| Сила упругости. Закон Гука | | |
-
| Вес тела | | |
-
| Динамометр. Инструктаж ТБ Лабораторная работа №5 « исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» | | |
-
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | | |
-
| Сила трения. | | |
-
| Контрольная работа№2 «Сила» | | |
-
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | | |
ДАВЛЕНИЕ В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ, ЖИДКОСТЯХ И ГАЗАХ (21ч) | |
-
| Давление твердого тела | | |
-
| Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | | |
-
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | |
-
| Решение задач по теме «Давление в жидкости. Закон Паскаля» | | |
-
| Сообщающиеся сосуды. | | |
-
| Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов.» | | |
-
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | | |
-
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | |
-
| Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | | |
-
| Манометры | | |
-
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | | |
-
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | |
-
| Закон Архимеда | | |
-
| Инструктаж ТБ Лабораторная раб№6 « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»» | | |
-
| Плавания тел. . | | |
-
| Плавание судов | | |
-
| Решение задач по теме: «Плавание тел» | | |
-
| Инструктаж ТБ Лабораторная работа№7 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | | |
-
| Воздухоплавание. | | |
-
| Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел.» | | |
-
| Контрольная работа №4 «Архимедова сила. Плавание тел.» | | |
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (14) | |
-
| Механическая работа. Единицы работы. | | |
-
| Мощность. Единицы мощности. | | |
-
| Энергия потенциальная и кинетическая. | | |
-
| Превращение одного вида механической энергии в другой. | | |
-
| Контрольная работа №5 «Механическая работа. Мощность. Энергия.» | | |
-
| Простые механизмы. Рычаг Равновесие сил на рычаге. | | |
-
| Момент силы. Рычаги в технике и в быту. | | |
-
| Инструктаж Т.Б. Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага» | | |
-
| Блоки. «Золотое правило» механики. | | |
-
| Центр тяжести тела. | | |
-
| Условия равновесия тел. | | |
-
| КПД простых механизмов | | |
-
| Лабораторная работа №9 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | | |
-
| Итоговая контрольная работа №6 | | |
Резерв | |
-
| Повторение темы «Взаимодействие ,тел» | | |
-
| Обобщение изученного материала в 7 классе. | | |