Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
| | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ №9 .______/Е.Ю.Лобачева Приказ № ___ от « » 08.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике 7 класс
2018-2019 учебный год
Количество часов: всего 33 часов; в неделю 1 час.
Рабочую учебную программу составила Горбуля Т.В.
пос.Горняцкий
2018г
1.Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 7-го класса обучающиеся должны:
по теме «Введение» (4 час.)
— иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
— уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.)
— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
— уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
по теме «Взаимодействие тел» (23 час.)
— знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
— знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
— уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 часа)
- знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа и мощность» (14 час.)
— знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
— знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
— уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
При личностно-ориентированном подходе ученики должны показывать:
Высокий (3) уровень: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; уметь самостоятельно работать с моделями. Соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала; строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Понимать значение веры в себя в учебной деятельности использовать правило формирующие веру в себя, и оценивать свое умение: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Хороший (2) уровень: уметь с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результат с реальностью в рамках изученного материала: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; умения выполнять пробные учебные действия, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения, опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера, овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет - ресурсах).
Средний (1) уровень: учится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), донести свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Предпочтительные методы и формы обучения и контроля.
1. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
2. Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
3. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
4. Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
5. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
6. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
7. Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Методы и приемы личностно – ориентированного подхода:
Групповая работа: коллективная, в парах, взаимопроверка.
Индивидуальная работа по карточкам; тестам.
Нестандартные, исследовательские задания.
Творческие задания.
Изготовление презентаций.
Проектная деятельность.
Содержание учебного курса
7 класс (68ч, 2ч в неделю)
I. Введение (4ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1. Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел (23ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Измерение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21ч)
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (14ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
1. Выяснение условия равновесия рычага.
2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации.
Равномерное движение.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.
Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Передача давления жидкостями и газами.
Устройство и действие гидравлического пресса.
Сжимаемость газов.
Диффузия газов, жидкостей.
Модель хаотического движения молекул.
Объём и форма твёрдого тела, жидкости.
Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.
Способы измерения плотности вещества.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | к/р | л/р |
1 | Введение | 4 ч. | | 1 |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 ч. | 1 | 1 |
3. | Взаимодействие тел | 23 ч. | 2 | 5 |
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 ч. | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 14ч. | 2 | 2 |
| Итого | 68 | 7 | 11 |
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 70 часов
Из расчета 2 часа в неделю; праздники – 05.11;08.03; 02.05;09.05.
Фактически - 68 часов. Программа будет выполнена за счет резервных часов
Календарно-тематическое планирование по курсу физики 7 класс.
2 часа в неделю, всего 68 часов.
Учебник 7 класса: автор А.В. Перышкин.
Дрофа,Москва- 2015г.
0юб
1Название раздела | № урока | Календ. сроки обучения | Тема урока |
По плану | фактически |
Введение 4ч. | 1/1 | 04/09/18 | | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. |
2/2 | 06/09/18 | | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. |
3/3 | 11/09/18 | | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
4/4 | 13/09/18 | | Физика и техника |
Первоначальные сведения о строении вещества 6ч. | 5/1 | 18/09/18 | | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение |
6/2 | 20/09/18 | | Л/р № 2 «Определение размеров малых тел». |
7/3 | 25/09/18 | | Движение молекул |
8/4 | 27/09/18 | | Взаимодействие молекул. |
9/5 | 02/10/18 | | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. |
10/6 | 04/10/18 | | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
Взаимодействие тел 23ч. | 11/1 | 09/10/18 | | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. |
12/2 | 11/10/18 | | Скорость. Единицы скорости. |
13/3 | 16/10/18 | | Расчёт пути и времени движения |
14/4 | 18/10/18 | | Инерция |
15/5 | 23/10/18 | | Взаимодействие тел. |
16/6 | 25/10/18 | | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах |
17/7 | 06/11/18 | | Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
| 18/8 | 08/11/18 | | Плотность |
19/9 | 13/11/18 | | Л/р № 4 «Измерение объёма тела». Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». |
20/10 | 15/11/18 | | Расчёт массы и объёма тела по его плотности |
21/11 | 20/11/18 | | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
22/12 | 22/11/18 | | Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
23/13 | 27/11/18 | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
24/14 | 29/12/18 | | Сила упругости. Закон Гука |
25/15 | 04/12/18 | | Вес тела. Единицы силы.Связь между силой тяжести и массой тела |
26/16 | 06/12/18 | | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. |
27/17 | 11/12/18 | | Динамометр. Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
28/18 | 13/12/18 | | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил |
29/19 | 18/12/18 | | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. |
30/20 | 20/12/18 | | Л/р №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» |
31/21 | 25/12/18 | | Решение задач по темам «Вес тела», Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» |
32/22 | 27/12/18 | | Контрольная работа №3 по темам «Вес тела», Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» |
33/23 | 15/01/19 | | Резерв |
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21ч. | 34/1 | 17/01/19 | | Давление.Единицы давления |
35/2 | 22/01/19 | | Способы увеличения и уменьшения давления |
36/3 | 24/01/19 | | Давление газа. |
37/4 | 29/01/19 | | Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. |
38/5 | 31/01/19 | | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
39/6 | 05/02/19 | | Решение задач. Кратковременная контрольная работа №4 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
40/7 | 07/02/19 | | Сообщающиеся сосуды. |
41/8 | 12/02/19 | | Вес воздуха. Атмосферное давление. |
42/9 | 14/02/19 | | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
43/10 | 19/02/19 | | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
44/11 | 21/02/19 | | Манометры. Поршневой жидкостный насос. |
45/12 | 26/02/19 | | Гидравлический пресс. |
46/13 | 28/02/19 | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
47/14 | 05/03/19 | | Закон Архимеда. |
48/15 | 07/03/19 | | Л/р № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». |
49/16 | 12/03/19 | | Плавание тел. |
50/17 | 14/03/19 | | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». |
51/18 | 19/03/19 | | Л/р № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
52/19 | 21/03/19 | | Плавание судов. Воздухоплавание. |
53/20 | 02/04/19 | | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов», «Воздухоплавание». |
54/21 | 04/04/19 | | Контрольная работа №5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Работа и мощность. Энергия 15ч. | 55/1 | 09/04/19 | | Механическая работа. Единицы работы. |
56/2 | 11/04/19 | | Мощность. Единицы мощности. |
57/3 | 16/04/19 | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
58/4 | 18/04/19 | | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. |
59/5 | 23/04/19 | | Л/р № 10 «Выяснения условия равновесия рычага». |
60/6 | 25/04/19 | | Блоки. «Золотое правило» механики |
61/7 | 30/04/19 | | Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. |
62/8 | 07/05/19 | | Л/р № 11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». |
63/9 | 14/05/19 | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. |
64/10 | 16/05/19 | | Итоговая контрольная работа №6 |
65/11 | 21/05/19 | | Превращение одного вида механической энергии в другой |
66/12 | 23/05/19 | | Контрольная работа №7 по теме «Работа и мощность. Энергия». |
67/13 | 28/05/19 | | Повторение. |
| 68/14 | 30/05/19 | | Повторение. |