СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике-7

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КИМ по физике 7 класса. Автор Перышкин АВ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике-7»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Старотураево

муниципального района Ермекеевский район РБ



Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ММО Зам директора по УВР Директор МОБУ ООШ

Протокол №____ ______ Гибаева ГГ с. Старотураево

«____» ________20 __г. ________ Каримова АТ

________Самигуллина ГФ

«____» _______20 __г.

. Приказ № ___ от « ___» _______ 20 __г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

(7 класс)







Автор: Самигуллина Гузалия Фанузовна,

учитель физики высшей категории











2018 - 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету " Физика" разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и ориентирована на использование учебно- методического комплекта:

  • Перышкин А.В. Физика-7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин – М.: Дрофа, 2017;

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2015

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2015;


.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Цели изучения физики:

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромаг­нитных и квантовых явлениях; величинах, характеризу­ющих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюде­ний, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графи­ков и выявлять на этой основе эмпирические зависимо­сти; применять полученные знания для объяснения раз­нообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для реше­ния физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приоб­ретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с ис­пользованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания при­роды, в необходимости разумного использования дости­жений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общече­ловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природополь­зования и охраны окружающей среды.

Основные цели изучения курса физики в 7 классе:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи изучения курса физики в 7 классе:

  • - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • - формирование познавательного интереса к физике и технике.

Результаты освоения курса физики в 7 классе.

Личностные результаты:

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частные предметные результаты:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

  • умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию; овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной воды;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике ( закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

  • способность использовать полученные знания, умения и навыки а в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)

Содержание тем учебного курса

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Введение

4

1

-

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

-

Взаимодействие тел

21

4

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

2

3

Работа, мощность, энергия

12

2

1

Всего

68

10

6



I. Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Измерение размеров малых тел.

III.Взаимодействие тел (21ч)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальная лабораторная работа.

8.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия (12ч)

Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Фронтальная лабораторная работа.

10.Выяснение условия равновесия рычага.

11.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

Литература:


  1. Кабардин ОФ «Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике» 7-11классы, Москва, Просвещение, 2015

  2. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2013.

  3. Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 2010.

  4. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 2012.

  5. Перышкин А.В. Физика 7 - М.: Дрофа, 2017.

  6. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

  7. Шевцов ВА «Поурочные планы-7»- Волгоград, «Учитель», 2015.

  8. Шилов ВФ «Домашние экспериментальные задания по физике, 7-9классы», Москва, Школьная пресса, 2012

  9. Козлова НД «Я иду на урок физики, 7класс, 1-3 части», Москва, Первое сентября, 2015

  10. Фадеева ГА, Попова ВА «Физика и экология, 7-11классы», Волгоград, 2005

  11. Рыженков АП «Физика.Человек.Окружающая среда», 7класс , Москва, Просвещение, 2006

  12. Горлова ЛА «Интегрированные уроки физики, 7-11классы», Москва, ВАКО, 2012

  13. Шилов ВФ «Техника безопасности в кабинете физики», Москва, Школьная пресса, 2015












Календарно-тематическое планирование

уроков физики


Класс VII

Количество часов: всего - 68, в неделю - 2 .

Плановых контрольных работ - 4

Плановых лабораторных работ - 11



Учебник (автор) _Перышкин АВ, «Физика – 7», Москва, Дрофа, 2016


Планирование составлено на основе «Примерных программ по учебным предметам. 7-9 классы. Физика», Москва, Просвещение, 2016.





«Физика-7»

(А.В.Перышкин, 68ч., 2ч. в нед.)


№ ур п/п


Тема

Дата изучения

Предполагаемая

Фактическая



1/1

2/2


3/3


4/4




5/1

6/2

7/3

8/4

9/5


10/6



11/1


12/2

13/3

14/4

15/5

16/6


17/7


18/8


Тема 1. Введение (4ч)

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

ЛР №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Физика и техника.


Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

Строение вещества.

ЛР№2 « Измерение размеров малых тел».

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.


Тема 3. Взаимодействие тел (21ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Скорость. Единицы скорости.

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Явление инерции. Решение задач.

Взаимодействие тел.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

ЛР №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

ЛР №4 «Измерение объема тела»

Плотность вещества.



19/9

ЛР №5 «Определение плотности вещества твёрдого

тела»



20/10

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.



21/11

Решение задач.



22/12

КР №1 по теме «Взаимодействие тел. Масса. Плотность»



23/13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.



24/14

Сила упругости. Закон Гука.



25/15

Вес тела.



26/16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



27/17

Динамометр. ЛР № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»



28/18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.



29/19

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. ЛР №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»



30/20

31/21





32/1

33/2

34/3

35/4

36/5

Трение в природе и технике. Решение задач.

КР №2 «Масса тела. Сила. Равнодействующая сил»



Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25ч)

Давление. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления.

Давление газа.

Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе.



37/6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.



38/7

Решение задач.



39/8

40/9


41/10

42/11


43/12



Сообщающиеся сосуды.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Решение задач с использованием формулы p=gph, а также на знание правила сообщающихся сосудов и на измерение атмосферного давления.



44/13

Манометры.



45/14

Поршневой жидкостный насос.



46/15

Гидравлический пресс.



47/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.



48/17

Архимедова сила.



49/18

ЛР №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».



50/19

Плавание тел.



51/20

Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавание тел.



52/21

ЛР №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»



53/22

Плавания судов.



54/23

Воздухоплавание.



55/24

Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».



56/25




57/1

58/2

КР №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


Тема 5. Работа и мощность. Энергия.(12ч)

Механическая работа.

Мощность.



59/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.



60/4

Момент силы.



61/5

Рычаги в технике, быту и природе. ЛР №10 «Выяснение условия равновесия рычага».



62/6

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.



63/7

Решение задач на простые механизмы и «золотое правило» механики.



64/8

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.



65/9

КПД механизма. ЛР №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».



66/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.



67/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.



68/12

Итоговая КР №4.



Контрольная работа №1

Тема: «Взаимодействие тел. Масса. Плотность» (7 класс)

I вариант

1. За какое время Луна, двигаясь со скоростью 1000 м/с, пройдет путь 60 км ?

2. Найдите массу чугунной плиты объемом 2,5м, если плотность чугуна 7000 кг/м3 .

3. Выразите скорость 108 км/ч в м/с.




Контрольная работа №1

Тема: « Взаимодействие тел. Масса. Плотность» ( 7 класс)

II вариант

  1. Какой путь пройдёт пешеход за 2 мин, двигаясь со скоростью 2 м /с?

  2. Найдите объем ледяной глыбы массой 3,6т, если плотность льда 900 кг /м3 .

  3. Выразите скорость 180 м / мин в м /с.



Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил» ( 7 класс )

I вариант

1. Определите вес тела массой 300 г. Изобразите вес тела на рисунке.

2. Найдите объем ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН ( ρ льда = 900 кг / м3 ).

3. На тело действуют две силы – 300 Н и 500 Н, - направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил.





Контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил» ( 7 класс )

II вариант

  1. Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 4 т. Изобразите эту силу на рисунке.

  2. Определите плотность металлической плиты объемом 4 м3 , если её вес равен 280 кН.

3. На тело действуют две силы – 400 Н и 600 Н, - направленные вдоль одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил.


Кр. КР

Тема: « Давление. Закон Паскаля.» ( 7 класс )

I вариант

1. В ведро с водой общей массой 8 кг оказывает пол давление 2 кПа. Определите площадь дна ведра (g = 10 Н /кг).

2. В стеклянном цилиндре под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?


Кр. КР

Тема: « Давление. Закон Паскаля.» ( 7 класс )

II вариант

  1. Какое давление производит стол весом 200 Н, если площадь каждой из четырех его ножек равна 0,0005 м2 ?


  1. На рисунке 27 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки вынулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно ?


Кр. КР Тема: « Давление в жидкости и газе» ( 7класс )

I вариант

1.На рисунке 56 изображена U-образная трубка с жидкостью. Определите, какая жидкость находится в трубке, если её давление на дно в точке А равно 1,5 кПа.


2.Сравните давление жидкости в U-образной трубке ( рис. 56 ) : а) на стенки в точках

В и С; б) на дно в точках А и D.



3.Как называется прибор, изображённый на рис. 57? Для чего он служит? Запишите

его показания.


Кр.КР Тема: « Давление в жидкости и газе» ( 7класс )

II вариант.

  1. На рис. 58 изображён цилиндрический стакан с растительным маслом.

Определите давление и силу давления масла на дно

стакана. Считать g =10 Н/ кг. ρ масла = 930 кг/м3 .


2.Два жидкостных барометра - ртутный и водяной – расположены рядом друг с другом. В каком из них столб жидкости будет выше и во сколько раз? ( ρ ртути =13600 кг/м3 , ρ воды=1000 кг/м3 )

3. Для чего служит ртутный барометр? 750 мм рт . ст. перевести в Па.


Контрольная работа № 5 Тема: «Давление твердых тел ,жидкостей и газов»

( 7 класс )

I вариант

1. Бетонная плита длиной 2м, шириной 1м и толщиной 10см полностью погружена в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту.

2. Некоторая жидкость давит на

дно сосуда с силой 60Н (рис.70).

Чему равна плотность этой

жидкости?

3.Почему мыльный пузырь,

выдуваемый через трубочку,

принимает форму шара?



Контрольная работа № 5 Тема: «Давление твердых тел ,жидкостей и газов»

( 7 класс )

II вариант

  1. Сила тяжести, действующая на закрытый металлический контейнер с грузом, равна 10000Н, объем контейнера 1,5 м3 .Всплывет он или утонет, если его опустить в воду?

  2. Площадь малого поршня гидравлической машины в 50 раз меньше, чем большого. На малый поршень поставили гирю весом 20Н. Определите вес груза, который надо положить на большой поршень, чтобы поршни находились в равновесии. Весом поршней пренебречь.

  3. Изменится ли давление жидкости на дно сосуда, если в него опустить груз на нитке так, как показана на рис. 71? Одинаково ли в этом случае давление на дно сосуда в точках А и В? Ответы поясните.

КР № 4 Тема: « Работа и мощность»

(7 класс )

I вариант

1. Какая сила F1 должна быть приложена к левому концу невесомого рычага (рис.89),чтобы рычаг находился в равновесии?

2.Ведро с песком весом 120Н поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10м, действуя на веревку силой 125Н. Определите КПД установки.


КР № 4 Тема: « Работа и мощность»

(7 класс )

II вариант

  1. Мощность двигателей космического корабля «Восток» была равна 1,5*10 кВт. Какую работу производили двигатели этого корабля за 1с?

  2. При равномерном перемещении груза весом 150Н по наклонной плоскости динамометр, привязанный к грузу, показывал силу, равную 40Н .Определите КПД наклонной плоскости, если ее длина равна 1,8м,а высота 0,3м.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!