Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями;
- учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области на 2020 – 2021 учебный год;
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;
- положением о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;
- примерными программами по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. М., «Просвещение»,2011г.;
- авторской учебной программой по физике для основной школы, 7-9 классы к УМК А. В. Перышкина. Авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2017г.;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования в 2020-2021 учебном году.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ-7 часов, лабораторных работ-10 часов. Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, что соответствует региональному базисному учебному плану.
Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год.
Уровень обучения базовый.
Общая характеристика предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю
Количество плановых контрольных работ- 5
Количество лабораторных работ-10
Учебно-методический комплект
1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2016.
2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2017.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Физика 8 класс
Личностные результаты:
- сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Содержание учебного предмета Физика 8 класс
(68 часов)
Тепловые явления. (14 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Электрические явления. (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. (4 часа)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы.
Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления. (6 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Итоговое повторение. (4 часа)
Формы и средства контроля
Программой предусмотрены следующие формы контроля знаний:
1.текущий контроль (фронтальный опрос, собеседование);
2.тест;
3.самостоятельная работа;
4.контрольная работа, зачеты;
5. элементы проблемного обучения.
Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные
работы.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
Контрольная работа №2 по теме «Изменения агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»
Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»
Итоговая контрольная работа
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы,
занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Из них (количество часов) |
Лабораторные, практические работы | Проверочные работы |
1 | Тепловые явления. | 14 | 2 | 1 |
2 | Агрегатные состояния вещества. | 11 | | 1 |
3 | Электрические явления. | 27 | 5 | 2 |
4 | Электромагнитные явления. | 4 | 2 | |
5 | Световые явления. | 6 | 1 | |
6 | Повторение. | 6 | | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
План | Факт |
Тепловые явления 14 часов |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура | 1 | | | § 1 |
2 | Внутренняя энергия и способы ее изменения | 1 | | | § 2-3 |
3 | Теплопроводность | 1 | | | § 4 Упр. 3,2 |
4 | Конвекция. Излучение | 1 | | | § 5-6 Упр. 5,2-3 |
5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | | | § 7-8 |
6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении | 1 | | | § 9 Упр. 6,1 |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении | 1 | | | Упр.8, 2 |
8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | | | |
9 | Решение задач | 1 | | | |
10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | | | |
11 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | § 10 Упр. 9, 3 |
12 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | | | § 11 Упр.10, 4 |
13 | Решение задач по теме «Тепловые явления» | 1 | | | |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | 1 | | | |
Изменение агрегатных состояний 11 часов |
15 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | | | § 12 |
16 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания | 1 | | | § 13-14 |
17 | Удельная теплота плавления | 1 | | | § 15 Упр. 12, 5 |
18 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации | 1 | | | § 16-17 |
19 | Кипение. | 1 | | | § 18 |
20 | Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | | | § 19 |
21 | Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | | | § 20 Упр.16,6 |
22 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | 1 | | | § 21-22 |
23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | | | § 23-24 Упр. 17,3 |
24 | Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | | |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | | |
Электрические явления 27 часов |
26 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов | 1 | | | § 25 |
27 | Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле. | 1 | | | § 26-27 |
28 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | 1 | | | § 28-29 Упр.20,2 |
29 | Объяснение электрических явлений. | 1 | | | § 30-31 Упр.21,2 |
30 | Электрический ток. Источники электрического тока | 1 | | | § 32 |
31 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | | | § 33 Упр.23,4-5 |
32 | Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока | 1 | | | § 34-35 |
33 | Направление электрического тока. Сила тока | 1 | | | § 36-37 Упр.24,3 |
34 | Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 1 | | | § 38 Упр.25,4 |
35 | Электрическое напряжение | 1 | | | § 39 |
36 | Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | | | § 40-41 |
37 | Зависимость силы тока от напряжения. | 1 | | | § 42 Упр.27,2 |
38 | Электрическое сопротивление. | 1 | | | § 43 Упр.28,3 |
39 | Закон Ома для участка цепи | 1 | | | § 44 Упр.29,6-7 |
40 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | | | § 45-46 Упр.30,4 |
41 | Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | | | § 47 |
42 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника» | 1 | | | |
43 | Решение задач по теме «Электрические явления» | 1 | | | |
44 | Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» | 1 | | | |
45 | Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников. | 1 | | | § 48 Упр.32,4 |
46 | Параллельное соединение проводников | 1 | | | § 49 Упр.33,5 |
47 | Работа электрического тока | 1 | | | § 50 Упр.34,3 |
48 | Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе» | 1 | | | § 51 |
49 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца | 1 | | | § 52-53 Упр.37,4 |
50 | Конденсатор. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. | 1 | | | § 54-56 |
51 | Решение задач по теме «Постоянный ток» | 1 | | | |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток» | 1 | | | |
Электромагнитные явления 4 часа |
53 | Магнитное поле. Магнитные линии | 1 | | | § 57-58 |
54 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | | | § 59 |
55 | Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон | 1 | | | § 60-62 |
56 | Инструктаж по Тб. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» | 1 | | | |
Световые явления 6 часов |
57 | Источники света. Распространение света. | 1 | | | § 63-64 |
58 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | | | § 65-66 |
59 | Преломление света | 1 | | | § 67 Упр.47,4-5 |
60 | Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой | 1 | | | П.68-69 Упр.48,4 |
61 | Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» | 1 | | | § 70 |
62 | Решение задач по теме «Световые явления». | 1 | | | |
Итоговое повторение 6 часов |
63 | Повторение материала по теме «Тепловые явления» | 1 | | | |
64 | Повторение материала по теме «Электрические явления» | 1 | | | |
65 | Повторение материала по теме «Электромагнитные явления» | 1 | | | |
66 | Повторение материала по теме "Световые явления" | 1 | | | |
67 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
6