СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Физике 8 ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по физике 8 класс фгос

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Физике 8 ФГОС»


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физике 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями;

- учебным планом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области на 2020 – 2021 учебный год;

- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;

- положением о рабочей программе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;

- примерными программами по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. М., «Просвещение»,2011г.;

- авторской учебной программой по физике для основной школы, 7-9 классы к УМК А. В. Перышкина. Авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2017г.;

- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования в 2020-2021 учебном году.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ-7 часов, лабораторных работ-10 часов. Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, что соответствует региональному базисному учебному плану.

Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год.

Уровень обучения базовый.

Общая характеристика предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю

Количество плановых контрольных работ- 5

Количество лабораторных работ-10

Учебно-методический комплект

1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2016.

2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2017.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Физика 8 класс

Личностные результаты:

- сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Содержание учебного предмета Физика 8 класс

(68 часов)

Тепловые явления. (14 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (4 часа)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. (6 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение. (4 часа)

Формы и средства контроля

Программой предусмотрены следующие формы контроля знаний:

1.текущий контроль (фронтальный опрос, собеседование);

2.тест;

3.самостоятельная работа;

4.контрольная работа, зачеты;

5. элементы проблемного обучения.

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные

работы.

Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

Контрольная работа №2 по теме «Изменения агрегатных состояний вещества»

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

Итоговая контрольная работа

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы,

занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).

Тематическое планирование


Наименование раздела, темы

Количество часов

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Проверочные работы

1

Тепловые явления.

14

2

1

2

Агрегатные состояния вещества.

11


1

3

Электрические явления.

27

5

2

4

Электромагнитные явления.

4

2


5

Световые явления.

6

1


6

Повторение.

6


1

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Домашнее задание

План

Факт

Тепловые явления 14 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура

1



§ 1

2

Внутренняя энергия и способы ее изменения

1



§ 2-3

3

Теплопроводность

1



§ 4

Упр. 3,2

4

Конвекция. Излучение

1



§ 5-6

Упр. 5,2-3

5

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

1



§ 7-8


6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1



§ 9 Упр. 6,1

7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении

1


Упр.8, 2

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1




9

Решение задач

1




10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1




11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1



§ 10

Упр. 9, 3

12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1



§ 11

Упр.10, 4

13

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1




14

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1




Изменение агрегатных состояний 11 часов

15

Агрегатные состояния вещества.

1



§ 12

16

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

1



§ 13-14


17

Удельная теплота плавления

1



§ 15

Упр. 12, 5

18

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и поглощение ее при конденсации

1



§ 16-17

19

Кипение.

1



§ 18

20

Влажность воздуха и ее измерение.

1



§ 19

21

Удельная теплота парообразования и конденсации

1



§ 20

Упр.16,6

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1



§ 21-22

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1




§ 23-24

Упр. 17,3

24

Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1




25

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1




Электрические явления 27 часов

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1



§ 25

27

Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

1



§ 26-27

28

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1



§ 28-29

Упр.20,2

29

Объяснение электрических явлений.

1



§ 30-31

Упр.21,2

30

Электрический ток. Источники электрического тока

1



§ 32

31

Электрическая цепь и ее составные части.

1



§ 33

Упр.23,4-5

32

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действия электрического тока

1



§ 34-35

33

Направление электрического тока. Сила тока

1



§ 36-37

Упр.24,3

34

Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1



§ 38

Упр.25,4

35

Электрическое напряжение

1



§ 39

36

Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1



§ 40-41

37

Зависимость силы тока от напряжения.

1



§ 42

Упр.27,2

38

Электрическое сопротивление.

1



§ 43

Упр.28,3

39

Закон Ома для участка цепи

1



§ 44

Упр.29,6-7

40

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1



§ 45-46

Упр.30,4

41

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

1



§ 47

42

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника»

1




43

Решение задач по теме «Электрические явления»

1




44

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1




45

Полупроводниковые приборы. Последовательное соединение проводников.

1



§ 48

Упр.32,4

46

Параллельное соединение проводников

1



§ 49

Упр.33,5

47

Работа электрического тока


1



§ 50

Упр.34,3

48

Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в лампе»

1



§ 51

49

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1



§ 52-53

Упр.37,4

50

Конденсатор. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание.

1



§ 54-56

51

Решение задач по теме «Постоянный ток»

1




52

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток»

1




Электромагнитные явления 4 часа

53

Магнитное поле. Магнитные линии

1



§ 57-58

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1



§ 59

55


Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон

1




§ 60-62


56

Инструктаж по Тб. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1




Световые явления 6 часов

57

Источники света. Распространение света.

1



§ 63-64

58

Отражение света. Законы отражения света.

1



§ 65-66

59

Преломление света

1



§ 67

Упр.47,4-5

60

Линзы. Оптическая сила линзы Изображения, даваемые линзой

1



П.68-69

Упр.48,4

61

Глаз и зрение. Оптические приборы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1



§ 70

62

Решение задач по теме «Световые явления».

1




Итоговое повторение 6 часов

63

Повторение материала по теме «Тепловые явления»

1




64

Повторение материала по теме «Электрические явления»

1




65

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1




66

Повторение материала по теме "Световые явления"

1




67

Подготовка к итоговой контрольной работе

1




68

Итоговая контрольная работа

1
















6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!