Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – ЦО № 34
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ЦО № 34
____________ Л.В. Лазарева
«__»_____________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ 8 класс
2019 – 2020 учебный год
учитель Ермакова Е.М.
Годовое количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Рассмотрено на заседании кафедры «СОГЛАСОВАНО»
естественно-математического цикла Зам.директора по УВР
Протокол № от _________ Зав.кафедрой___________ сентября 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных факторов, понятий, законов элементов теорий (механики, молекулярно-кинетической, электродинамики); подготовка к формированию у них целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента; формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представления о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о причинно-следственных отношениях; понимание роли физики в жизни общества, влияние физики на развитие техники;
- развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;
- формирование и развитие типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии;
- развитие способностей и интереса к физике, формирование мотивов учения.
- ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
-формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализаций;
- обеспечить основу для изучения естественно-научных курсов как параллельно с данным курсом, так и для последующего обучения в старших классах общеобразовательной или профилированной школы.
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
образовательные – осуществить глубокую мотивацию изучения физики; продолжить формирование знаний о природе, ее изменениях (явлениях), об изучении физических явлений с помощью наблюдений и опытов; познакомить с методами науки (теоретическим и экспериментальным), понятиями, которыми оперирует физика, оборудованием, которым пользуются при изучении физики.
развивающие – формировать умения наблюдать, выдвигать гипотезы и проверять их, моделировать, работать с приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
воспитательные – раскрыть роль физики в развитии техники и роль техники в повышении производительности труда и улучшении условий жизни человека, показать объективность проявления законов физики в быту и технике, в работе машин и механизмов, учет и использование этих законов в практической деятельности человека, продемонстрировать познаваемость явлений природы, могущество ума человека в познании природы.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса.
В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, атом, взаимодействие, теплота, теплоемкость, электрический ток, проводник, линзы;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, количество теплоты, электрический заряд, напряжение и сила тока, мощность тока, магнитное поле, фокусное расстояние, фокус линзы, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов: Кулона, Джоуля-Ленца, сохранения в тепловых процессах энергии, Ома для участка электрической цепи, прямолинейного распространения света, отражения света;
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обуΈающихся | УМК учителя |
| Федеральный | Региональный компонент | Школьный компонент | Реквизиты программы | УМК обучающегося | |
7 | 2 | - | - | Образовательные программы по физике, рекомендованные МО РФ для основной школы. Авторы: Е.А. Гутник, А.В. Перышкин, М.: Просвещение, 2004) | Учебник: А.В. Перышкин «Физика 8 класс». В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. | Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» М.А. Ушаков, К.М. Ушаков Дидактические карточки-задания для 8 класса. А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы по физике для 8 класса. Кирик Л.А. Физика 8 кл. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. |
Содержание курса
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Тепловые явления | 12 |
2 | Изменения агрегатных состояний вещества | 12 |
3 | Электрические явления | 26 |
4 | Электромагнитные явления | 7 |
5 | Световые явления | 9 |
6 | Уроки обобщающего повторения | 2 |
| Всего | 68 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во лабораторных работ |
1 | Тепловые явления | 12 | 1 | 3 |
2 | Изменения агрегатных состояний вещества | 12 | 1 | 1 |
3 | Электрические явления | 26 | 1 | 5 |
4 | Электромагнитные явления | 7 | - | 2 |
5 | Световые явления | 9 | 1 | 3 |
6 | Уроки обобщающего повторения | 4 | - | - |
| Всего | 68 | 4 | 14 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока (по плану)/фактическая | Содержание урока | Домашнее задание |
1. Тепловые явления (12 ч.) |
1 | | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью его молекул | §1,2, № 809,810 |
2 | | Внутренняя энергия | §3, N 918, 921,923,924 |
3 | | Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача |
4 | | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение | §4, §5,6,упр. 3 |
5 | | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | §7, № 1007, 991, 1010, 995 |
6 | | Удельная теплоемкость вещества. Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | §8,10, № 1014, 1012, 1001, упр.4(3) |
7 | | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | № 1015, 1000 |
8 | | Лабораторная работа № 3 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | № 1010-1014 |
9 | | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | §10, №1009, 1007, 1011 |
10 | | Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач | §11,№1018,1048,1051 |
11 | | Повторение и обобщение пройденного. Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Задание из УМК |
12 | | Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления» | §1-11 (повторение) |
2. Изменение агрегатных состояний вещества (12ч.) |
13 | | Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. График плавления и отвердевания | § 12, 13, упр. 7 |
14 | | Удельная теплота плавления. Решение задач | § 14, §15,упр 8, зад.2. |
15 | | Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара | §16,17,упр.9 |
16 | | Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации | §18 |
17 | | Решение задач | |
18 | | Влажность воздуха и ее измерение. Психрометр | §19, зад .4 |
19 | | Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха» | Задание из УМК |
20 | | Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений | §20,упр.10 |
21 | | Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания | §21.22,№ 1140, 1141 |
22 | | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин | §23/24 № 1142, 1143 |
23 | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Задание из УМК, задачи в тетради |
24 | | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | № 1145,1146 |
3. Электрические явления (26 ч.) |
25 | | Анализ контрольной работы. Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. | §25,26 № 1178-1184 |
26 | | Электроскоп. Проводники. Диэлектрики и полупроводники | §27,28 №1193-1199 |
27 | | Электрическое поле | Задание из УМК |
28 | | Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома. | §29-30 №1201-1206 |
29 | | Текущий инструктаж по ОТ и ТБ. Объяснение электрических явлений. | Задание из УМК |
30 | | Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы. Аккумуляторы | §32,зад.6 |
31 | | Электрическая цепь и ее составные части. | Конспект |
32 | | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направления тока | Задание из УМК |
33 | | Носители электрических зарядов в газах и растворах электролитов | §33,34,упр. 13 |
34 | | Носители электрических зарядов в полупроводниках. Полупроводниковые приборы | §35,36, № 1251-1256 |
35 | | Сила тока. Единицы силы тока | §37, упр.14 |
36 | | Амперметр. Лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | §38,упр.15 |
37 | | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения | §39,40,41 упр.16 |
38 | | Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Задание из УМК |
39 | | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Решение задач | §42,43,44 упр.19 |
40 | | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Решение задач | §45,46, упр.20 |
41 | | Реостаты. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом» | §47, упр.21 |
42 | | Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника» | Задание из УМК |
43 | | Последовательное соединение проводников. Решение задач | §48, упр.22 |
44 | | Параллельное соединение проводников. Решение задач | §49, Упр.23(1,2) |
45 | | Работа и мощность электрического тока | §50,51 упр.24,25(1) |
46 | | Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока» | Упр. 25 (2,3) |
47 | | Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии | Задание из УМК |
48 | | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители | Доклады, задание из умк |
49 | | Подготовка к контрольной работе. Решение задач | Задание из умк |
50 | | Контрольная работа № 3 по теме: «Электрические явления» | Повторить §§ |
4. Электромагнитные явления (7ч.) |
51 | | Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | §56,57№ 1458-1464 |
52 | | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | §58,упр.28, Зад. 9 |
53 | | Применение электромагнитов | Задание из УМК |
54 | | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | §59,60, зад. 10 |
55 | | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель | §61, № 1439, 1440 |
56 | | Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления» | Задание из УМК |
57 | | Устройство электроизмерительных приборов. Динамик и микрофон | Задание из УМК |
5. Световые явления (9 ч.) |
58 | | Источники света. Прямолинейное распространение света. | §62,63, упр.29 |
59 | | Отражение света. Закон отражения света. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» | §64,упр.30 |
60 | | Плоское зеркало | Задание из УМК |
61 | | Преломление света. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» | §65, упр.31 |
62 | | Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Решение задач | §66,упр.33. |
63 | | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Решение задач | §67, упр.34(1-3) |
64 | | Лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений » | Задание из УМК |
65 | | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Решение задач | Задание из УМК |
66 | | Урок обобщающего повторения | Задание из УМК |
67 | | Урок обобщающего повторения | Задание из УМК |
68 | | Итоговое занятие | Задание из УМК |
11