Пояснительная записка
Рабочая программа по физикедля 8класса составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (вред.ПриказаМинобрнаукиРФот29.12.2014№ 1644); письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Рабочаяпрограмма составленавсоответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» (о недопустимости фальсификации истории России), Историко- культурнымстандартом,разработаннымвсоответствииспоручениемПрезидентаРоссийскойФедерацииВ.В.Путина от21мая2012г.№Пр. –1334 и авторских программах:
Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы к УМК А. В. Перышкина. Авторы: Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2017г
Программа реализована в учебнике Физика.8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2018 г.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Российская гражданская идентичность.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты изучения курса физики
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владеть такими видами публичных выступлений как: высказывания, монолог, дискуссия
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- использовать элементы причинно-следственного анализа;
- уметь исследовать несложные реальные связи и зависимости;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- находить и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для - корректировки собственного поведения в окружающей среде,
- выполнять в повседневной жизни этические и правовые нормы, экологические требования;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения физики ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;
• смысл физических величин:, масса, плотность, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
В результате изучения физики ученик должен уметь:
• описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
•осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета, ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Содержание программы.
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работытелом. Изменение внутренней энергии телапутем теплопередачи. Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ.Конвекция в жидкостях и газах. Объяснениеконвекции. Передача энергии излучением.Особенности видов теплопередачи.Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Формуладля расчета количества теплоты, необходимогодля нагревания тела или выделяемого им приохлаждении. Устройство и применение калориметра.Топливо как источник энергии. Удельная теплотасгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Закон сохранения механической энергии.Превращение механической энергии во внутреннюю.Превращение внутренней энергиив механическую. Сохранение энергии в тепловыхпроцессах. Закон сохранения и превращенияэнергии в природе.Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердеваниякристаллических тел. Удельная теплота плавления. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула для расчета количестватеплоты, необходимого для плавления тела иливыделяющегося при его кристаллизации.Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испаренияи конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсациипара. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физическийсмысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры:конденсационный и волосной. Психрометр.Работа газа и пара при расширении. Тепловыедвигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях.Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД тепловогодвигателя.
Контрольные работы
по теме «Тепловые явления»;
по теме «Агрегатные состояния вещества».
Лабораторные работы
1. Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Определение удельной теплоемкости твердоготела.
3. Определение относительной влажности воздуха.
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрическихзарядов. Взаимодействие одноименно и разноименнозаряженных тел. Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле какособый вид материи. Делимость электрическогозаряда. Электрон — частица с наименьшимэлектрическим зарядом. Единица электрическогозаряда. Строение атома. Строение ядра атома.Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода,гелия, лития. Ионы.Объяснение на основе знаний о строении атомаэлектризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного телак другому. Закон сохранения электрическогозаряда. Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводникии диэлектрики. Характерная особенность полупроводников.Электрический ток. Условия существованияэлектрического тока. Источники электрическоготока. Электрическая цепь и ее составные части.Условные обозначения, применяемые на схемахэлектрических цепей. Природа электрическоготока в металлах. Скорость распространенияэлектрического тока в проводнике. Действияэлектрического тока. Превращение энергииэлектрического тока в другие виды энергии.Направление электрического тока.Сила тока. Интенсивность электрического тока.Формула для определения силы тока. Единицысилы тока. Назначение амперметра. Включениеамперметра в цепь. Определение цены деленияего шкалы. Электрическое напряжение, единицанапряжения. Формула для определения напряжения. Измерение напряжения вольтметром.Включение вольтметра в цепь. Определение ценыделения его шкалы. Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения припостоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. Зависимость силы тока отсопротивления при постоянном напряжении.Закон Ома для участка цепи. Соотношениемежду сопротивлением проводника, его длинойи площадью поперечного сечения. Удельноесопротивление проводника. Принцип действияи назначение реостата. Подключение реостатав цепь.Последовательное соединение проводников.Сопротивление последовательно соединенныхпроводников. Сила тока и напряжение в цепипри последовательном соединении. Параллельное соединение проводников. Сопротивлениедвух параллельно соединенных проводников.Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении.Работа электрического тока. Формула длярасчетаработы тока. Единицы работы тока.Мощность электрического тока. Формула длярасчета мощности тока. Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Формула для расчетаколичества теплоты, выделяемого проводникомпри протекании по нему электрическоготока.Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрическогополя конденсатора. Единица электроемкостиконденсатора. Различные виды ламп, используемыев освещении. Устройство лампы накаливания.Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания.Предохранители.
Кратковременная контрольная работа
по теме «Электризация тел. Строение атома».
Контрольные работы
по темам «Электрический ток. Напряжение»,«Сопротивление. Соединение проводников»;
по темам «Работа и мощность электрическоготока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор».
Лабораторные работы
4. Сборка электрической цепи и измерение силытока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Измерение силы тока и его регулированиереостатом.
7. Измерение сопротивления проводника припомощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрическойлампе.
Электромагнитные явления (5 ч)
Магнитное поле. Установление связи междуэлектрическим током и магнитным полем.Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока.Магнитные линии магнитного поля. Магнитноеполе катушки с током. Способы изменения
магнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действияэлектромагнита. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентациижелезных опилок в магнитном поле.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.
Контрольная работа
по теме «Электромагнитные явления».
Лабораторные работы
9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (10 ч)
Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник светаи световой луч. Прямолинейное распространениесвета. Закон прямолинейного распространениясвета. Образование тени и полутени. Солнечноеи лунное затмения.Явления, наблюдаемые при падении луча светана границу раздела двух сред. Отражение света.Закон отражения света. Обратимость световыхлучей. Плоское зеркало. Построение изображенияпредмета в плоском зеркале. Мнимоеизображение. Зеркальное и рассеянное отражение света. Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение междууглом падения и углом преломления. Законпреломления света. Показатель преломлениядвух сред.Строение глаза. Функции отдельных частейглаза. Формирование изображения на сетчаткеглаза.
Кратковременная контрольная работа
по теме «Законы отражения и преломлениясвета».
Лабораторная работа
11. Изучение свойств изображения в линзах.
Формы организации учебной деятельности:
урок, практическое занятие, игры-обсуждения, беседы, дискуссии.
Количество часов по программе 70 часов в год, 2 часа в неделю
Количество часов по учебному плану школы 70 часов в год, 2 часа в неделю
Тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Тепловые явления. | 11 часа |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества. | 12 часов |
3 | Электрические явления. | 29 часа |
4 | Электромагнитные явления. | 5 час |
5 | Световые явления. | 10 часов |
6 | Резервные уроки. | 3 часа |
| Всего | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
Предмет: физика
Учитель: Фадеев Иван Петрович
Учебник: Физика 8 класс. Под ред. А. В. Пёрышкина – М.: Дрофа, 2018 г.
Количество часов: 2 в неделю, 70 в году.
№ п/п | Название темы урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
8 в | 8 г | 8 д |
| Тепловые явления ( 11 ч ) | 02.09.2019 – 06.09.2019 | | | |
1 | Вводный инструктаж. Тепловое движение. Температура. Термометр. | | | |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. | | | |
3 | Виды теплопередачи. | 09.09.2019 – 13.09.2019 | | | |
4 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | | | |
5 | Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. | 16.09.2019 – 20.09.2019 | | | |
6 | Лабораторная работа 1: Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. | | | |
7 | Лабораторная работа 2: Измерение удельной теплоемкости твердого тела. | 23.09.2019 – 27.09.2019 | | | |
8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | | | |
9 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 30.09.2019 – 04.10.2019 | | | |
10 | Решение задач на тепловые явления. | | | |
11 | Контрольная работа 1: Тепловые явления | 07.10.2019 – 11.10.2019 | | | |
| Изменение агрегатных состояний вещества ( 12 ч ) | | | |
12 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | | | |
13 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 14.10.2019 – 18.10.2019 | | | |
14 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации. | | | |
15 | Кипение. | 21.10.2019 – 25.10.2019 | | | |
16 | Влажность воздуха. | | | |
17 | Лабораторная работа 3: Измерение относительной влажности воздуха. | 28.10.2019 – 01.11.2019 | | | |
18 | Удельная теплота парообразования и конденсации. | | | |
19 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 11.11.2019 – 15.11.2019 | | | |
20 | Решение задач на агрегатные состояния вещества. | | | |
21 | Двигатель внутреннего сгорания. | 18.11.2019 – 22.11.2019 | | | |
22 | Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. | | | |
23 | Контрольная работа 2: Изменение агрегатных состояний вещества | 25.11.2019 – 29.11.2019 | | | |
| Электрические явления (29 ч) | | | |
24 | Электризация тел. Два рода зарядов. | | | |
25 | Электроскоп. Электрическое поле. | 02.12.2019 – 06.12.2019 | | | |
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. | | | |
27 | Строение атомов. Объяснение электрических явлений. | 09.12.2019 – 13.12.2019 | | | |
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | | | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 16.12.2019 – 20.12.2019 | | | |
30 | Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. | | | |
31 | Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 23.12.2019 – 27.12.2019 | | | |
32 | Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. | | | |
33 | Лабораторная работа 4: Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. | 13.01.2020 – 17.01.2020 | | | |
34 | Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. | | | |
35 | Лабораторная работа 5: Измерение напряжения на различных участках цепи. | 20.01.2020 – 24.01.2020 | | | |
36 | Зависимость силы тока от напряжения. | | | |
37 | Электрическое сопротивление проводников. | 27.01.2020 – 31.01.2020 | | | |
38 | Закон Ома для участка цепи. | | | |
39 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. | 03.02.2020 – 07.02.2020 | | | |
40 | Лабораторная работа 6: Регулирование силы тока реостатом. | | | |
41 | Лабораторная работа 7: Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника. | 10.02.2020 – 14.02.2020 | | | |
42 | Последовательное соединение проводников. | | | |
43 | Параллельное соединение проводников. | 17.02.2020 – 21.02.2020 | | | |
44 | Работа и мощность электрического тока. | | | |
45 | Лабораторная работа 8: Измерение работы и мощности электрического тока. | 24.02.2020 – 28.02.2020 | | | |
46 | Решение задач. | | | |
47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | 02.03.2020 – 06.03.2020 | | | |
48 | Конденсатор. | | | |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | 09.03.2020 – 13.03.2020 | | | |
50 | Короткое замыкание. Предохранители. | | | |
51 | Решение задач. | 16.03.2020 – 20.03.2020 | | | |
52 | Контрольная работа 3: Электрические явления. | | | |
| Электромагнитные явления. (5 ч) | 01.04.2020 – 03.04.2020 | | | |
53 | Магнитное поле. Магнитные линии. | | | |
54 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа 9: Сборка электромагнита и испытание его действия. Инструктаж по охране труда. | | | |
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 06.04.2020 – 10.04.2020 | | | |
56 | Действия магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа 10: Изучение электрического двигателя постоянного тока. | | | |
57 | Контрольная работа4: Электромагнитные явления. | 13.04.2020 – 17.04.2020 | | | |
| Световые явления. (10 ч) | | | |
58 | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. | | | |
59 | Отражение света. Законы отражения света. | 20.04.0202 – 24.04.2020 | | | |
60 | Преломление света. | | | |
61 | Решение задач. | 27.04.2020 – 01.05.2020 | | | |
62 | Линзы. Оптическая сила линзы. | | | |
63 | Изображение, даваемое линзой. | 04.05.2020 – 08.05.2020 | | | |
64 | Глаз и зрение. | | | |
65 | Лабораторная работа 11: Получение изображения при помощи линзы. | 11.05.2020 – 15.05.2020 | | | |
66 | Решение задач. | | | |
67 | Контрольная работа 5: Законы отражения и преломления света. | 18.05.2020 – 22.05.2020 | | | |
| Резервное время 3 часа. | | | |
68 | Повторение темы «Тепловые явления» | | | |
69 | Повторение темы «Электрические явления» | 25.05.2020 – 29.05.2020 | | | |
70 | Повторение темы «Световые явления» | | | |
| всего 70 ч | | | | |
Информационно-методическое обеспечение
Сборник нормативных документов. Физика. М.: Дрофа, 2004
Программы для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы. - М.: Дрофа,2017
Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова «Физика. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Пёрышкина», Москва, Дрофа, 2006 г.;
Л.А.Кирик «Физика. 8 класс. Самостоятельные и контрольные работы», Москва, ИЛЕКСА, 2018 г.;
«Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе» под ред. А.А.Покровского, Москва, «Просвещение», 1978 г.;
Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7—11 классы. На
платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К Ханнанова. -Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей естественно – научного цикла Протокол №1 от 30 августа 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ М.Р.Журавлева «_____» _____________ 2019г. |