Рабочая программа по физике для 8 классов составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), с изменениями и дополнениями 29.12.2014, 31.12.2015, 11.12.2020 г (ФГОС ООО);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Славская СОШ»;
Авторской программой А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Физика» 7-9 классы 2012 г.;
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (ООО) в МБОУ «Славская СОШ».
Срок реализации программы — 2021 - 2022 учебный год.
Программа предназначена для 8 классов, количество часов — 68, недельная норма — 2 часа, в том числе — ВПМ «Талант и знания - яркий свет, без них из тьмы исхода нет» (9 ч).
УМК предмета и класса:
Марон, А. Е., Марон, Е. А. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. М.: Дрофа, 2014.
Марон, А. Е., Марон, Е. А., Позойский, С. В. Физика. Сборник вопросов и задач. 8 класс. М.: Дрофа, 2014.
Минькова, Р. Д., Иванова, В. В. Рабочая тетрадь по физике. 8 класс. М.: Экзамен, 2013.
Перышкин, А. В. Физика. 8 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2014.
Филонович, Н. В. Физика. Методическое пособие. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соотвестствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результататы изучения курса физики 8 класса.
Обучающийся научится
понимать и объяснять такие физические явления, как процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, преломление света;
измерять массу, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
понимать смысл основных физических законов и уметь применять их на практике: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Содержание курса «Физика» 8 класс
Тепловые явления (22 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Исследование процесса испарения.
Исследование тепловых свойств парафина.
Измерение влажности воздуха.
Демонстрации
Конвекция в жидкостях и газах;
Модель кристаллической решетки;
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом;
Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе;
Нагревание воды при сгорании сухого горючего в горелке;
Нагревание жидкостей на двух горелках;
Нагревание жидкости в латунной трубке;
Охлаждение жидкости при испарении;
Принцип действия термометра;
Теплопередача путем излучения;
Теплопроводность различных материалов;
Устройство калориметра;
Явление испарения.
Контрольные работы
Входной контроль.
Контрольная работа по теме «Тепловые явления».
Контрольная работа по теме « Нагревание и плавление тел».
Контрольная работа по теме «Тепловые процессы».
Электрические явления (28 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Лабораторные работы и опыты
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Изготовление и испытание гальванического элемента.
Измерение силы электрического тока.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Регулирование силы тока реостатом.
Демонстрации
Взаимодействие наэлектризованных тел;
Взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи;
Два рода электрических зарядов;
Делимость электрического заряда;
Измерение напряжения вольтметром;
Измерение силы тока амперметром;
Обнаружение поля заряженного шара;
Проводники и изоляторы;
Реостат и магазин сопротивлений;
Устройство и действие электроскопа;
Устройство конденсатора;
Электризация тел.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома».
Контрольная работа по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление».
Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля-Ленца», «Конденсатор».
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Лабораторные работы и опыты
Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
Исследование явления намагничивания вещества.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение действия электродвигателя.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Демонстрации
Взаимодействие постоянных магнитов;
Действие магнитного поля на проводник с током;
Магнитное поле тока;
Опыт Эрстеда;
Устройство и действие компаса;
Устройство электродвигателя
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления».
Световые явления (13 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. ВПМ «Талант и знания — яркий свет, без них из тьмы исхода нет» (9 ч).
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения света от угла падения.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображения при помощи линзы.
Демонстрации
Модель глаза;
Отражение света;
Получение изображений с помощью линз;
Получение тени и полутени;
Преломление света;
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата;
Прямолинейное распространение света;
Ход лучей в рассеивающей линзе;
Ход лучей в собирающей линзе.
Контрольные работы
Промежуточная аттестация.
№ п/п | Тема | Количество лабораторныx работ | Количество контрольныx работ |
1 | Тепловые явления. | 3 | 4 |
2 | Электрические явления. | 5 | 3 |
3 | Электромагнитные явления. | 2 | 1 |
4 | Световые явления. | 1 | 1 |
Всего | 11 | 9 |
3.Тематическое планирование курса «Физика» 8 класс (68 ч., ВПМ — 9 ч.)
№ | Тема | Количество часов |
Глава 1. Тепловые явления | 22 |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | 1 |
2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 |
3 | Входной контроль. Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 |
4 | Анализ выполнения входного контроля. Конвекция. Излучение. | 1 |
5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 |
6 | Удельная теплоемкость. | 1 |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 |
8 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 |
9 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 |
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 |
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 |
12 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления». | 1 |
13 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. | 1 |
14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 |
15 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа по теме « Нагревание и плавление тел» (15 мин). | 1 |
16 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. | 1 |
17 | Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 |
18 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). | 1 |
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 « Измерение влажности воздуха» (15 мин). | 1 |
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 |
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 |
22 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления». | 1 |
Глава 2. Электрические явления | 28 |
23 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 |
24 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 |
25 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | 1 |
26 | Объяснение электрических явлений. | 1 |
27 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | 1 |
28 | Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома» (15 мин). | 1 |
29 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. | 1 |
30 | Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 |
31 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 |
32 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» (20 мин.). | 1 |
33 | Повторный инструктаж по ТБ. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 |
34 | Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. | 1 |
35 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» (20 мин.). | 1 |
36 | Закон Ома для участка цепи. | 1 |
37 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 |
38 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 |
39 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» (20 мин). | 1 |
40 | Лабораторная работа № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 |
41 | Последовательное соединение проводников. | 1 |
42 | Параллельное соединение проводников. | 1 |
43 | Решение задач по темам «Соединение проводников», «Закон Ома для участка цепи». | 1 |
44 | Контрольная работа по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление». | 1 |
45 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Работа и мощность электрического тока. | 1 |
46 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» (20 мин.). | 1 |
47 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | 1 |
48 | Конденсатор. | 1 |
49 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | 1 |
50 | Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля-Ленца», «Конденсатор». | 1 |
Глава 3. Электромагнитные явления | 5 |
51 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
52 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» (15 мин). | 1 |
53 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 |
54 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» (15 мин.). | 1 |
55 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 |
57 | Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления». | 1 |
| |
Глава 4. Световые явления | 13 |
58 | Анализ результатов выполнения контрольной работы. Источники света. Распространение света | 1 |
59 | Видимое движение светил. | 1 |
Внутрипредметный модуль «Талант и знания - яркий свет, без них из тьмы исхода нет» | 9 |
60 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 |
61 | Плоское зеркало. | 1 |
62 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 |
63 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 |
64 | Изображения, даваемые линзой. | 1 |
65 | Лабораторная работа № 11 Получение изображения при помощи линзы». | 1 |
66 | Глаз и зрение. Викторина на тему «Борьба света и тьмы». | 1 |
67 | Промежуточная аттестация. | 1 |
68 | Анализ результатов контрольной работы .Итоги года. | 1 |
Итого | 68 |