№ урока | тема | Вид деятельности ученика |
| | |
| Тепловые явления (12 ч) | |
1/1. | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах. Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия |
2/2. | Способы изменения внутренней энергии. | Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии. |
3/3. | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы. |
4/4. | Конвекция. Излучение | Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения. Анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи. Сравнивать виды теплопередачи. |
5/5. | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника. |
6/6. | Удельная теплоемкость. | Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать табличные данные. Приводить примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ. |
7/7. | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. Преобразовывать количество теплоты, выраженное в Дж в кДж; кал, ккал в Дж. |
8/8. | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Разрабатывать план выполнения работы. Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
9/9. | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Разрабатывать план выполнения работы. Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
10/10. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива. |
11/11. | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы. |
12/12. | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | Применять теоретические знания к решению задач |
| Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч) | |
13/1 | Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. | Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов. Проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результат эксперимента. Работать с текстом учебника. |
14/2 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений. Устанавливать зависимость процесса плавления и температуры тела. |
15/3 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа « Нагревание и плавление тел» | Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач. |
16/4 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. | Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы. |
17/5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации . | Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы. |
18/6 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количество теплоты, отданного(полученного) телом при конденсации(парообразовании). | Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования |
19/7 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Лабораторная работа №3 ««Измерение влажности воздуха» | Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха. Работать в группе. Классифицировать приборы для измерения влажности воздуха. |
20/8 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике. Объяснять экологические проблемы использования ДВС и пути их решения. |
21/9 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя . | Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов. |
22/10 | Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества | Применять знания к решению задач |
23/11 | Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» | Выступать с докладами. Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении. |
| Электрические явления (29 ч) | |
24/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов. Анализировать опыты, проводить исследовательский эксперимент. |
25/2 | Электроскоп. Электрическое поле. | Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу. |
26/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | Объяснять опыт Иоффе —Милликена. Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять знания из курса химии и физики для объяснения строения атома. Работать с текстом учебника. |
27/4 | Объяснение электрических явлений. | Объяснять электризацию тел при соприкосновении. Устанавливать зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулировать закон сохранения электрического заряда. Обобщать способы электризации тел. |
28/5 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода. Наблюдать и исследовать работу полупроводникового диода. |
29/6 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение. |
30/7 | Электрическая цепь и ее составные части. | Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работать с текстом учебника. |
31/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Объяснять тепловое, химическое и магнитное действия тока. Классифицировать действия электрического тока. Показывать магнитное действие тока. |
32/9 | Сила тока. Единицы силы тока. | Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока. |
33/10 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи. |
34/11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле |
35/12 | Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. | Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи. |
36/13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы |
37/14 | Закон Ома для участка цепи. | Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные. |
38/15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника |
39/16 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | Чертить схемы электрической цепи с включенным в цепь реостатом. Рассчитывать электрическое сопротивление. |
40/17 | Реостаты Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра. |
41/18 | Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. |
42/19 | Последовательное соединение проводников | Приводить примеры применения последовательного соединения проводников. Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников. Обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном соединении проводников. |
43/20 | Параллельное соединение проводников | Приводить примеры применения параллельного соединения проводников. Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении. Обобщать и делать выводы о значении силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении проводников. |
44/21 | Решение задач по теме «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи». | Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять знания, полученные при изучении теоретического материала, к решению задач. |
45/22 | Контрольная работа по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников». | Применять знания к решению задач. |
46/23 | Работа и мощность электрического тока. | Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока. |
47/24 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Выражать работу тока в Вт ч.; кВт ч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы. |
48/25 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. | Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца. |
49/26 | Конденсатор. | Объяснять для чего служат конденсаторы в технике, Объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора. Рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора. |
50/27 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители. | Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах. |
51/28 | Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор» | Применять знания к решению задач. |
52/29 | Обобщающий урок по теме «Электрические явления» | Выступать с докладом или слущать доклады, подготовленные с использованием презентаций : «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов» Изготовить лейденскую банку. |
| Электромагнитные явления (5 ч) | |
53/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений. |
54/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия | Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту. |
55/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ. |
56/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока.» | Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели). Определять основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины. |
57/5 | Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления» | Применять полученные знания. |
| Световые явления (12 ч) | |
58/1 | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. | Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени. Находить Полярную звезду созвездия Большой Медведицы. Используя подвижную карту звездного неба определять положение планет. Устанавливать связь между движением Земли и ее наклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника. |
59/2 | Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. | Формулировать закон отражения света. Объяснять закон отражения света, делать выводы, приводить примеры отражения света, известные из практики. Проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения. Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале. |
60/3 | Преломление света. Закон преломления света. | Формулировать закон преломления света. Работать с текстом учебника, проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы по результатам эксперимента. |
61/4 | Линзы. Оптическая сила линзы | Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение. Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы. |
62/5 | Изображения, даваемые линзой | Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: Ff 2F; 2Ff; Ff F; различать какие изображения дают собирающая и рассеивающая линзы |
63/6 | Лабораторная работа №11 Получение изображений при помощи линзы» | Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализировать результаты, полученные при построении изображений, делать выводы. Работать в группе. |
64/7 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз | Применять теоретические знания при решении задач на построение изображений, даваемых линзой и плоским зеркалом.. |
65/8 | Глаз и зрение. | Объяснять восприятие изображения глазом человека. Применять знания из курса физики и биологии для объяснения восприятия изображения. |
66/9 | Решение задач по теме «Световые явления» | Применять теоретические знания при решении задач |
67/10 | Контрольная работа по теме «Построение изображений даваемых линзой» | Применять полученные теоретические знания для решения задач. |
68/11 | Обобщающий урок по теме «Световые явления» | Подготовить презентацию «Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп, телескоп, применение в технике, история их развития». Находить на подвижной карте неба Большую Медведицу, Меркурий, Сатурн Марс. Венеру. |
69/12 | Итоговое повторение | |