№ урока всего | Темы уроков | Количество часов | |
| Законы взаимодействия и движения тел. (25 ч) | | |
1 | Материальная точка. Система отсчета. | 1 |
2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | 1 |
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 |
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 |
5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 |
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
7 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 |
8 | Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости», | 1 |
9 | Относительность движения. | 1 |
10 | Решение задач по пройденным темам | 1 |
11 | Контрольная работа №1 по теме «законы взаимодействия и движения тел» | 1 |
12 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | 1 | |
13 | Второй закон Ньютона. | 1 |
14 | Третий закон Ньютона. | 1 |
15 | Свободное падение тел. | 1 |
16 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 |
17 | Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения» | 1 |
18 | Закон всемирного тяготения. | 1 |
19 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 |
20 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | |
21 | Искусственные спутники Земли. | 1 |
22 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 |
23 | Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии. | 1 |
24 | Решение задач «Законы Ньютона. Закон всемир. тяготения» | 1 |
25 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика материальной точки» | 1 |
| Механические колебания и волны. Звук. (11 ч). | |
24 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | |
25 | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 |
26 | Лабораторная работа «. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | 1 |
27 | Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 |
28 | Резонанс. | 1 |
29 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 |
30 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 |
31 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 |
32 | Высота , тембр. Громкость звука. | 1 |
33 | Распространение звука. Звуковые волны. | 1 |
34 | Отражение звука. Звуковой резонанс. Решение задач. | 1 |
| Электромагнитное поле (20ч) | 1 |
35 | Магнитное поле . | 1 |
36 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
37 | Обнаружение магнитного ноля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | | |
38 | Индукция магнитного поля. | 1 |
39 | Магнитный поток. | 1 |
40 | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
41 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции | 1 |
42 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 |
43 | Решение задач по пройд. темам | 1 |
44 | Контрольная работа № 3 «Мех.колебания и волны. Электромаг.поле» | 1 |
45 | Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 |
46 | Электромагнитное поле. | 1 |
47 | Электромагнитные волны. | 1 | |
|
|
48 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 |
49 | Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 |
50 | Электромагнитная природа света. | 1 |
51 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | 1 |
52 | Дисперсия света. Цвета тел | 1 |
| |
53 | Типы оптических спектров. | 1 |
54 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров | 1 | |
| | 1 |
| Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 ч) | | |
55 | Радиоактивность . Модели атомов. | 1 |
56 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 |
57 | Открытие протона. Открытие нейтрона. | 1 | |
58 | Лабораторная работа «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». | |
59 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | 1 |
60 | Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 1 |
61 | Деление ядер урана. Цепная реакция деления. | 1 | |
62 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика | 1 | |
63 | Биологическое действие радиации. | 1 |
64 | Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы | 1 |
65 | Решение задач по пройденным темам | |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 |
| |
Резерв-2ч |
Календарно- тематическое планирование уроков физики в 9 классе по учебнику:
Физика 9. Перышкин А.В., Гутник Е.М.
(68часов.,2нед/ч)(Резерв 2ч.)
Учителя физики Абдуллаевой Оксаны Таджутдиновны
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике (9 класс) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 9 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год). Из них 5 контрольных, 9 лабораторных работ.
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которых не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. Для приобретения или совершенствования умения работать с физическими приборами «для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включена лабораторная работа: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины». Именно это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 25 ч |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 11ч |
3. | Электромагнитное поле | 20ч |
4. | Строение атома и атомного ядра | 12 ч |
| | |
| Резерв | 2 ч |
| | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9-го класса ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: электромагнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
рационального применения простых механизмов;