Приложение 1
РАССМОТРЕНО на заседании естественно-математического цикла Протокол №1 от 26. 08.2019г. Руководитель МО ---------------Вауло М.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МОБУ СОШ с.Анновка ------------- Иванова О.П. « 28» августа 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор ----------------- Долгополова Г.П. Приказ от 28.08.2020г. № 168 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика. 9 класс»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2020/2021 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102 ч/год; 3 ч/неделю
Рабочую программу составила Гусева Г.В.
учитель физики 1 категории
----------------
2020 г.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
2.Содержание программы
1. Законы взаимодействия и движения тел (38 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
2. Механические колебания и волны. Звук (15 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.
3. Электромагнитные явления (21ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра (19 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Обобщающее повторение курса физики 9 класса (9ч)
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2019 г.
Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
Учебно – тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Законы взаимодействий и движения тел | 38 | 2 | 2 |
2 | Механические колебания и волны. Звук | 15 | 1 | 1 |
3 | Электромагнитные явления | 21 | 1 | 1 |
4 | Строение атома и атомного ядра | 19 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 9 | - | 1 |
| Итого: | 102 | 5 | 6 |
| | | | |
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
4.Календарно –тематическое планирование по физике
9 класс (102, 3 ч в неделю)
УМК под ред. А. В. Перышкина «Физика» 9 класс
Учитель :Гусева Г.В.
№ | Дата | Фактическая дата урока | Тема урока | Кол - во час |
1. | 03.09 | | 1.Законы движения и взаимодействия тел(38ч) Вводный инструктаж по ТБ. Повторение курса 8кл. Материальная точка. Система отчёта | 1 |
2. | 07.09 | | Повторение курса 8кл. Траектория. Путь. Перемещение | 1 |
3. | 07.09 | | Повторение курса 8кл. Определение координаты движущегося тела | 1 |
4. | 10.09 | | Входная контрольная работа. (20мин) Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение. | 1 |
5. | 14.09 | | Графическое представление прямолинейного равномерного движения. | 1 |
6. | 14.09 | | Решение задач на прямолинейное равномерное движение | 1 |
7. | 17.09 | | Решение графических задач на прямолинейное равномерное движение | 1 |
8. | 21.09 | | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | 1 |
9. | 21.09 | | Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости. | 1 |
10. | 24.09 | | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение | 1 |
11. | 28.09 | | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 |
12. | 28.09 | | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 |
13. | 01.10 | | Графический метод решения задач на равноускоренное движение. | 1 |
14. | 05.10 | | Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 |
15. | 05.10 | | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение» | 1 |
16. | 08.10 | | Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» | 1 |
17. | 12.10 | | Относительность механического движения. | 1 |
18. | 12.10 | | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | 1 |
19. | 15.10 | | Второй закон Ньютона. | 1 |
20. | 19.10 | | Третий закон Ньютона. | 1 |
21. | 19.10 | | Решение задач с применением законов Ньютона. | 1 |
22. | 22.10 | | Решение задач с применением законов Ньютона. | 1 |
23. | 26.10 | | Свободное падение. | 1 |
24. | 26.10 | | Решение задач на свободное падение тел. | 1 |
25. | 29.10 | | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач. | 1 |
26. | 09.11 | | Движение тела, брошенного горизонтально. | 1 |
27. | 09.11 | | Решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 1 |
28. | 12.11 | | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел». | 1 |
29. | 16.11 | | Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения. | 1 |
30. | 16.11 | | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 |
31. | 19.11 | | Прямолинейное и криволинейное движение. | 1 |
32. | 23.11 | | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 |
33. | 23.11 | | Искусственные спутники Земли. | 1 |
34. | 26.11 | | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 |
35. | 30.11 | | Решение задач на закон сохранения импульса. | 1 |
36. | 30.11 | | Реактивное движение. | 1 |
37. | 03.12 | | Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса» | 1 |
38. | 07.12 | | Контрольная работа №2 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение» | 1 |
39. | 07.12 | | 2.Механические колебания и волны. Звук (15ч) Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник. | 1 |
40. | 10.12 | | Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников. | 1 |
41. | 14.12 | | Решение задач по теме «Механические колебания». | 1 |
42. | 14.12 | | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | 1 |
43. | 17.12 | | Решение задач на колебательное движение. | 1 |
44. | 21.12 | | Механические волны. Виды волн. | 1 |
45. | 21.12 | | Длина волны. | 1 |
46. | 24.12 | | Решение задач на определение длины волны. | 1 |
47. | 28.12 | | Звуковые волны. Звуковые явления. | 1 |
48. | 28.12 | | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 |
49. | 14.01 | | Распространение звука. Скорость звука. | 1 |
50. | 18.01 | | Отражение звука. Эхо. Решение задач. Звуковой резонанс. | 1 |
51. | 18.01 | | Решение задач по теме «Механические колебания и волны». | 1 |
52. | 21.01 | | Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны» | 1 |
53. | 25.01 | | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны» | 1 |
54. | 25.01 | | 3.Электромагнитные явления (21) Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. | 1 |
55. | 28.01 | | Графическое изображение магнитного поля. | 1 |
56. | 01.02 | | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 |
57. | 01.02 | | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 |
58. | 04.02 | | Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током» | 1 |
59. | 08.02 | | Индукция магнитного поля. | 1 |
60. | 08.02 | | Решение задач на «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля» | 1 |
61. | 11.02 | | Магнитный поток | 1 |
62. | 15.02 | | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 |
63. | 15.02 | | Явление электромагнитной индукции. | 1 |
64. | 18.02 | | Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | 1 |
65. | 22.02 | | Решение задач на «Явление электромагнитной индукции» | 1 |
66. | 22.02 | | Электромагнитное поле. | 1 |
67. | 25.02 | | Электромагнитные волны. | 1 |
68. | 01.03 | | Шкала электромагнитных волн. | 1 |
69. | 01.03 | | Решение задач «Электромагнитные волны» | 1 |
70. | 04.03 | | Интерференция света. | 1 |
71. | 11.03 | | Электромагнитная природа света. | 1 |
72. | 15.03 | | Влияние электромагнитных излучений на живые организмы | 1 |
73. | 15.03 | | Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | 1 |
74. | 18.03 | | Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | 1 |
75. | 01.04 | | 4.Строение атома и атомного ядра (19ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. | 1 |
76. | 05.04 | | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | 1 |
77. | 05.04 | | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 |
78. 79 | 08.04 | | Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона | 1 |
80 81 82 | 12.04 | | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Решение задач. | 1 |
83 84 | 12.04 | | Альфа- и бета- распад. Правило смещения. Решение задач. | 1 |
85 | 15.04 | | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | 1 |
86 | 19.04 | | Решение задач «Энергию связи, дефект масс» | 1 |
87 | 19.04 | | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | 1 |
88 | 22.04 | | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. | 1 |
89 | 26.04 | | Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков». | 1 |
90. | 26.04 | | Термоядерная реакция. Атомная энергетика. | 1 |
91. 92 | 29.04 | | Решение задач. Биологическое действие радиации | 1 |
93. | 06.05 | | Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра». | 1 |
94. | 10.05 | | 5. Повторение (9ч) Повторение «Законы движения и взаимодействия". | 1 |
95. | 10.05 | | Повторение «Законы движения и взаимодействия» Решение задач. | 1 |
96. 97. | 13.05 | | Повторение «Механические колебания и волны» Решение задач. | 1 |
98. | 17.05 | | Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны» | 1 |
99. | 17.05 | | Повторение «Строение атома и атомного ядра» | 1 |
100. | 20.05 | | Повторение «Строение атома и атомного ядра».Решение задач. | 1 |
101. | 24.05 | | Итоговая контрольная работа. | 1 |
102. | 24.05 | | Заключительный урок. | 1 |
Количество часов в учебном году определяется годовым календарным учебным графиком.