СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»

Приложение 1


РАССМОТРЕНО

на заседании естественно-математического цикла

Протокол №1 от 26. 08.2019г.

Руководитель МО

---------------Вауло М.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР МОБУ СОШ с.Анновка


------------- Иванова О.П.

« 28» августа 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор -----------------

Долгополова Г.П.


Приказ от 28.08.2020г.

№ 168



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика. 9 класс»

Класс: 9

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 2020/2021 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 102 ч/год; 3 ч/неделю




Рабочую программу составила Гусева Г.В.

учитель физики 1 категории

----------------


2020 г.












1.Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.


2.Содержание программы


1. Законы взаимодействия и движения тел (38 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе­нии.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, вто­рой и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


2. Механические колебания и волны. Звук (15 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.


3. Электромагнитные явления (21ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.


4. Строение атома и атомного ядра (19 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.


Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.


Обобщающее повторение курса физики 9 класса (9ч)


При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.



Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2019 г.

  2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.













  1. Учебно – тематический план


п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий

(количество часов)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы взаимодействий и движения тел

38

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

15

1

1

3

Электромагнитные явления

21

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

19

1

1

5

Повторение

9

-

1


Итого:

102

5

6









При организации учебного процесса используется следующая система уроков:


Урок – лекция -излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.

Урок – исследование -на урокеучащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.















4.Календарно –тематическое планирование по физике

9 класс (102, 3 ч в неделю)

УМК под ред. А. В. Перышкина «Физика» 9 класс

Учитель :Гусева Г.В.


Дата

Фактическая дата урока

Тема урока

Кол - во

час

1.

03.09


1.Законы движения и взаимодействия тел(38ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Повторение курса 8кл. Материальная точка. Система отчёта

1

2.

07.09


Повторение курса 8кл. Траектория. Путь. Перемещение

1

3.

07.09


Повторение курса 8кл. Определение координаты движущегося тела

1

4.

10.09


Входная контрольная работа. (20мин) Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение.

1

5.

14.09


Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

1

6.

14.09


Решение задач на прямолинейное равномерное движение

1

7.

17.09


Решение графических задач на прямолинейное равномерное движение

1

8.

21.09


Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

9.

21.09


Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

1

10.

24.09


Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение

1

11.

28.09


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

12.

28.09


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

13.

01.10


Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

1

14.

05.10


Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

15.

05.10


Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

1

16.

08.10


Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

17.

12.10


Относительность механического движения.

1

18.

12.10


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

1

19.

15.10


Второй закон Ньютона.

1

20.

19.10


Третий закон Ньютона.

1

21.

19.10


Решение задач с применением законов Ньютона.

1

22.

22.10


Решение задач с применением законов Ньютона.

1

23.

26.10


Свободное падение.

1

24.

26.10


Решение задач на свободное падение тел.

1

25.

29.10


Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

1

26.

09.11


Движение тела, брошенного горизонтально.

1

27.

09.11


Решение задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1

28.

12.11


Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел».

1

29.

16.11


Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

1

30.

16.11


Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

31.

19.11


Прямолинейное и криволинейное движение.

1

32.

23.11


Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

33.

23.11


Искусственные спутники Земли.

1

34.

26.11


Импульс. Закон сохранения импульса.

1

35.

30.11


Решение задач на закон сохранения импульса.

1

36.

30.11


Реактивное движение.

1

37.

03.12


Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

1

38.

07.12


Контрольная работа №2 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

1

39.

07.12


2.Механические колебания и волны. Звук (15ч)

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

1

40.

10.12


Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.

1

41.

14.12


Решение задач по теме «Механические колебания».

1

42.

14.12


Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

1

43.

17.12


Решение задач на колебательное движение.

1

44.

21.12


Механические волны. Виды волн.

1

45.

21.12


Длина волны.

1

46.

24.12


Решение задач на определение длины волны.

1

47.

28.12


Звуковые волны. Звуковые явления.

1

48.

28.12


Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

49.

14.01


Распространение звука. Скорость звука.

1

50.

18.01


Отражение звука. Эхо. Решение задач. Звуковой резонанс.

1

51.

18.01


Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

1

52.

21.01


Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны»

1

53.

25.01


Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1

54.

25.01


3.Электромагнитные явления (21)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

55.

28.01


Графическое изображение магнитного поля.

1

56.

01.02


Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

57.

01.02


Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

58.

04.02


Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током»

1

59.

08.02


Индукция магнитного поля.

1

60.

08.02


Решение задач на «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля»

1

61.

11.02


Магнитный поток

1

62.

15.02


Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

63.

15.02


Явление электромагнитной индукции.

1

64.

18.02


Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

1

65.

22.02


Решение задач на «Явление электромагнитной индукции»

1

66.

22.02


Электромагнитное поле.

1

67.

25.02


Электромагнитные волны.

1

68.

01.03


Шкала электромагнитных волн.

1

69.

01.03


Решение задач «Электромагнитные волны»

1

70.

04.03


Интерференция света.

1

71.

11.03


Электромагнитная природа света.

1

72.

15.03


Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

1

73.

15.03


Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

74.

18.03


Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

1

75.

01.04


4.Строение атома и атомного ядра (19ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

76.

05.04


Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

77.

05.04


Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

78.

79

08.04


Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона и нейтрона

1

80

81

82

12.04


Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы. Решение задач.

1

83

84

12.04


Альфа- и бета- распад. Правило смещения.

Решение задач.

1

85

15.04


Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс

1

86

19.04


Решение задач «Энергию связи, дефект масс»

1

87

19.04


Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

1

88

22.04


Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

89

26.04


Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

1

90.

26.04


Термоядерная реакция. Атомная энергетика.

1

91.

92

29.04


Решение задач.

Биологическое действие радиации


1

93.

06.05


Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

1

94.

10.05


5. Повторение (9ч)

Повторение «Законы движения и взаимодействия".

1

95.

10.05


Повторение «Законы движения и взаимодействия»

Решение задач.

1

96.

97.

13.05


Повторение «Механические колебания и волны»

Решение задач.

1

98.

17.05


Повторение «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»


1

99.

17.05


Повторение «Строение атома и атомного ядра»

1

100.

20.05


Повторение «Строение атома и атомного ядра».Решение задач.

1

101.

24.05


Итоговая контрольная работа.

1

102.

24.05


Заключительный урок.

1


Количество часов в учебном году определяется годовым календарным учебным графиком.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!