СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс 2021

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физикеА.В.Перышкин. Физика 9 класс. Всего 102 часа, в неделю - 3 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс 2021»

Планируемые результаты освоения предмета физика


Личностные результаты

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметными  результатами обучения физике в 9 классе являются:

Законы взаимодействия и движения тел:

— понимание и способность описывать и объяснять физические явленияпоступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по

окружности с постоянной по модулю скоростью;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; первая космическая скорость, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

— понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

— умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

— умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Механические колебания и волны. Звук

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

— знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука,

скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.


Электромагнитное поле

 понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

— знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

— понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.


Строение атома и атомного ядра

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

— умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

— умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило сме-щения;

— владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

— понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


Строение и эволюция Вселенной

— представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

— умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

— знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

— сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

— объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:

— умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

— развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.













Содержание учебного предмета физика


Содержание обучения представлено в программе разделами «Механические явления» («Законы взаимодействия и движения тел», Механические колебания и волны. Звук»), «Электромагнитные явления» («Электромагнитное поле»), «Квантовые явления» («Строение атома и атомного ядра»), «Элементы астрономии» («Строение и эволюция Вселенной»)


Законы взаимодействия и движения тел (34 часа)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»


Механические колебания и волны. Звук (15 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»


Электромагнитное поле (25 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»


Строение атома и атомного ядра (19 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


Строение и эволюция Вселенной (5 часов)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


Повторение (4 часа)


Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во отводимых часов

Кол-во контрольных работ

Кол-во лабораторных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

34

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

15

1

1

3

Электромагнитное поле

25

1

2

4

Строение атома и атомного ядра

19

1

4

5

Строение и эволюция Вселенной

5

-

-

6

Повторение

4



ИТОГО

102

5

9





Учебно-тематическое планирование

А.В.Перышкин, Учебник Физика 9 класс, М. Дрофа, 2017








Тема урока


план


факт


Прим

Законы взаимодействия и движения тел – 34


1

Техника безопасности в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета




2

Перемещение




3

Определение координаты движущегося тела




4

Прямолинейное равномерное движение




5

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении




6

Средняя скорость




7

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение




8

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости




9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении




10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости




11

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение




12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости




13

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении




14

Решение задач




15

Решение задач по теме «Основы кинематики»




16

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»




17

Относительность движения




18

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона




19

Второй закон Ньютона




20

Третий закон Ньютона




21

Свободное падение тел




22

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость




23

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения




24

Закон всемирного тяготения




25

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах




26

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.




27

Решение задач




28

Искусственные спутники Земли




29

Импульс тела. Закон сохранения импульса




30

Реактивное движение.




31

Решение задач




32

Закон сохранения механической энергии




33

Решение задач по теме «Основы динамики»




34

Контрольная работа №2 «Основы динамики»




Механические колебания и волны. Звук – 15 часов


35

Колебательное движение. Колебательные системы




36

Величины, характеризующие колебательное движение




37

Гармонические колебания




38

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.




39

Решение задач




40

Затухающие и вынужденные колебания.




41

Резонанс




42

Распространение колебаний в среде. Волны




43

Длина волны. Скорость распространения волн




44

Источники звука. Звуковые колебания




45

Высота, тембр и громкость звука




46

Распространение звука. Звуковые волны




47

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс




48

Решение задач




49

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук»




Электромагнитное поле – 25 часов


50

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля.




51

Направление тока и направление линий его магнитного поля.




52

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.




53

Индукция магнитного поля




54

Решение задач




55

Магнитный поток




56

Явление электромагнитной индукции.




57

Направление индукционного тока. Правило Ленца




58

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4. Изучение явления электромагнитной индукции.




59

Явление самоиндукции.




60

Получение и передача переменного электрического тока.




61

Трансформатор.




62

Электромагнитное поле




63

Электромагнитные волны




64

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.




65

Принципы радиосвязи и телевидения




66

Электромагнитная природа света




67

Преломление света. Физический смысл показателя преломления




68

Дисперсия света




69

Спектроскоп и спектрограф




70

Типы оптических спектров




71

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров




72

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»




73

Решение задач




74

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле»




Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер – 19 часов


75

Радиоактивность




76

Модели атомов. Опыт Резерфорда




77

Радиоактивные превращения атомных ядер




78

Экспериментальные методы исследования частиц




79

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром




80

Протонно-нейтронная модель атомного ядра




81

Энергия связи. Дефект масс




82

Решение задач




83

Деление ядер урана. Цепная реакция




84

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков




85

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию




86

Атомная энергетика




87

Биологическое действие радиации




88

Закон радиоактивного распада




89

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газов радона




90

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям




91

Термоядерная реакция




92

Решение задач




93

Контрольная работа № 5 «Физика атома и атомного ядра»




Строение и эволюция Вселенной – 5 часов


94

Состав, строение и происхождение Солнечной системы




95

Большие планеты Солнечной системы




96

Малые тела Солнечной системы




97

Строение и эволюция Солнца и звезд




98

Строение и эволюция Вселенной




Повторение – 4 часа


99

Решение тестов ОГЭ




100

Решение тестов ОГЭ




101

Решение тестов ОГЭ




102

Решение тестов ОГЭ




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла

Протокол № ___

от «___» ___ 2021г.

__________ ________________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ Г.А.Семенова


«___» ____ 2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

_______ А.М. Алексеев


Приказ № ____

от «____»_____ 2021г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

9 класс

Срок реализации рабочей программы: 2021-2022г.г.


Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ: Физика 7-9: рабочие программы/

Е.Н.Тихонова .-5 изд., перераб. М.Дрофа, 2015









Составитель учитель физики

Антипов Николай Давыдович







2021 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы

муниципального района Аургазинский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей физико-математ-го и естественно-научного цикла

Протокол № ___

от «___» ___ 2021г.

__________ ________________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


___________ Г.А.Семенова


«___» ____ 2021г.


«Утверждаю»

Директор школы

________А.М. Алексеев


Приказ № ____

от «____»_____ 2021г.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по физике

на 2021-2022 учебный год
для 9 класса

Количество часов: всего 102; в неделю 3 часа


Планирование составлено на основе рабочей программы

по физике 9 класс







Составитель учитель физики

Антипов Николай Давыдович










2021 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!