СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филоновича, Е.М. Гутника "Физика 7-9 классы". Программа расчитана на 2 часа физикм в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»

Пояснительная.


Нормативные правовые документы

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;

  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);

  • Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

  • инструктивно-методическим письмом от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 « О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»

  • приказом Министерства образования и науки России от 31.03.2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” (с изменениями)

  • учебным планом ГБОУ школа №477 на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом №40/4 от 22.05.2017 и приказом № 46/2 от 23.06.2017

  • положением ГБОУ школа №477 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, элективным курсам и программ внеурочной деятельности», утвержденным приказом № 70/6 от 01.09.2016

  • авторской программой основного общего образования, ФИЗИКА, 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник;

  • УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной авторской программы.

Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися


Место предмера в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе - 68, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено в соответствии с примерной и авторской программами.

Таблица 1.

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

ЛР

КР

ПР

1

Законы взаимодействия и движения тел

23

2

1

4

2

Механические колебания и волны

12

1

1+1 (полугодовой контроль)

1

3

Электромагнитное поле

16

2

-

3

4

Строение атома и атомного ядра

11

3

1

1

5

Строение и эволюция вселенной Энергия.

5

-

-

-

6

Повторение

1

-

-

-

ИТОГО:

68

8

4

9



Учебно-методический комплект:

  1. Примерная программа по физике для основной школы. Сборник нормативных документов. ФИЗИКА. М.Дрофа 2007

  2. Программа по физике для основной школы. 7-9 классы. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Рабочие программы .ФИЗИКА 7-9 классы. М. Дрофа 2015

  3. Физика. 9 класс. Учебник. Автор: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, М. Дрофа 2015

  4. Физика. Контрольные работы в новом формате. Фимзика 9 класс. Автор: И.В. Годова. М. «Интелект-Центр» 2013

  5. Контрольно-измерительные материалы. Физика 9 класс. Автор С.В. Лозовенко. М. «ВАКО», 2016

  6. Физика. Контрольные работы 7—9 класс Ю.С. Авторы: Куперштейн, Е. А. Марон. СПб «Специальная литература» 2001

  7. Сборник задач по физике 7-9 класс. А.В. Перышкин, М. «Дрофа» 2012

  8. Тесты по физике 9 класс. Автор: Громцева О.И., М. «Экзамен», 2013

  9. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи 7-9 класс. Ю.С. Куперштейн, СПб. «БХВ-Петербург» 2008



Цифровые Образовательные Ресурсы

1. «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

2. Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

2. Набор дисков «Школьный физический эксперимент» (22 диска)

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы.

Из них демонстрации для 9класса из дисков:

Механические колебания.

Механические волны.

Магнитное поле.

Электромагнитная индукция.

Электромагнитные колебания.

Электромагнитные волны.

Квантовые явления.

5. Живая физика. Учебно-методический комплект.

6. Виртуальный практикум по физике.

Содержит курс «Открытая физика 2.6»

Часть 1

Часть 2.

7. Физика. Основная школа 7-9 классы: часть 1.

Мультимедийное учебное пособие нового образца

8. Интерактивный курс «Физика 7-11 классы»

Пособие для учащихся и учителей школ, лицеев, гимназий и колледжей и для самостоятельного изучения физики.



Интернет-ресурсы

  1. Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/),

  2. Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты

  3. Издательский дом «1 сентября» (http://1september.ru)

  4. Образовательная сеть по физике (http://www.phys.spbu.ru/~monakhov/)

  5. . Кабинет физики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (http://www.edu.delfa.net:8101/)

  6. Путеводитель «В мире науки» для школьников (http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm)

  7. Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/)

  8. Открытая физика physics.ru

  9. Дистанционная школа «Новое поколение» (http://umnoe-pokolenie.ru)

  10. Физика.ru (http://fizika.ru)

  11. Сайт “Физика в анимациях” (http://physics.nad.ru)


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля исправности электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Содержание учебного предмета.

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

№1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

№2. Измерение ускорения свободного падения.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Относительность движения

2. Явление инерции

3. Второй закон Ньютона

4. Третий закон Ньютона

5. Свободное падение тел в трубке Ньютона

6. Направление скорости при равномерном движении по окружности

7. Закон сохранения импульса

8. Реактивное движение

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

- знание и способность давать определения/описания Физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела ПО окружности, импульс;

- понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракетоносителей;

- умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).


Механические колебания и волны. Звук (12 ч)


Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

№3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Механические колебания

2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза

3. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

4. Превращение энергии при механических колебаниях

5. Механические волны

6. Звуковые колебания

7. Условия распространения звука

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

- знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, громкость звука, скорость звука; физических моделей: математический маятник;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.


Электромагнитное поле (16 ч)


Однородное й неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

№4. Изучение явления электромагнитной индукции.

№5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Электромагнитная индукция

2. Правило Ленца

3. Самоиндукция

4. Электромагнитные колебания

5. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле

6. Устройство генератора переменного тока

7. Устройство трансформатора

8. Передача электрической энергии

9. Свойства электромагнитных волн

10. Принципы радиосвязи

11. Дисперсия белого света

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

- знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф.


Строение атома и атомного ядра (11 ч)


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

№7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

№8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

ДЕМОНСТРАЦИИ

1. Модель опыта Резерфорда

2. Наблюдение линейчатых спектров излучения

3. Наблюдение треков в камере Вильсона

4. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа, бета и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

- умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

- умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

- понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


Строение и эволюция Вселенной (4 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

- знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);

- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

- объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются:

- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.


Повторение 2 часа





Календарно-тематическое планирование

по физике для 9 класса на 2017-2018 учебный год

п/п

урока, тема

Планируемые результаты

Форма контроля

Демонстрации

Лабораторные и практические работы

Дата

план

факт

план

факт

1 четверть

ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (23 ч)

1/1

Вводный инструктаж. Материальная точка. Система отсчета.

Знать что называется механическим движением, поступательным движением, материальной точкой, телом отсчета, системой отсчета.

Уметь:

— наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей;

— определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки;

— обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой для описания движения

Текущий

УО

Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2, б учебника)

01.09

01.09

04.09

04.09

2/2

Перемещение

Знать физическую величину перемещение отличие векторных величин от скалярных.

Уметь:

— определять перемещение и пройденный путь;

— определять проекции перемещения на выбранную ось.

- объяснять основную задачу механики и пути ее решения.

Текущий

УО

Путь и перемещение

05.09

05.09

06.09

06.09

3/3

Определение координаты движущегося тела

Уметь:

— определять модули и проекции векторов на координатную ось;

— записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

Текущий

УО

Движение тела вдоль прямой линии со сменой направления движения

08.09

08.09

11.09

11.09

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Знать какое движение называется равномерным прямолинейным, скорость прямолинейного равномерного движения, формулу для определения перемещения при равномерном движении.

Уметь:

— записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;

— доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;

— строить графики зависимости координаты от времени

Текущий

УО

ПР

Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении, построение графика зависимости скорости от времени и вычисление по этому графику перемещения

12.09

12.09

13.09

13.09

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

Знать:

- физическую величину – ускорение,

- какое движение является равноускоренным.

Уметь:

— объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

— приводить примеры равноускоренного движения;

— записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось;

— применять формулы для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные

Текущий

УО

Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

15.09

15.09

18.09

18.09

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Знать формулу vх = vх0 + aхt,

Уметь:

- читать и строить графики зависимости проекции скорости от времени.

—решать расчетные и качественные задачи с применением указанной формулы

Текущий

УО

Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении

19.09

19.09

20.09

20.09

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Знать формулы для определения проекции перемещения и координаты при равноускоренном движении.

Уметь:

— делать выводы о характере движения по проведенному эксперименту;

- читать и строить графики зависимости координаты от времени.

—решать расчетные и качественные задачи с применением указанной формулы

Текущий

УО

Измерение перемещения при равнозамедленном движение с различной начальной скоростью

22.09

22.09

25.09

25.09

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Знать основные закономерности равноускоренного движения без начальной скорости.

Уметь:

— вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за n секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k секунду

Текущий

УО

Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью

26.09

26.09

27.09

27.09

9/9

Л.Р.№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Уметь:

— пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки;

— определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр;

— представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

-по графику определять скорость в заданный момент времени;

Текущий

УО

ЛР

Лабораторное оборудование

29.09

29.09

02.10

02.10

10/10

Относительность движения

Знать в чем заключается относительность движения.

Уметь:

— наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли;

— сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета;

— приводить примеры, поясняющие относительность движения

ПР

Текущий

УО

Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника

03.10

03.10

04.10

04.10

11/11

Инерциальные системы от счета. Первый закон Ньютона

Знать:

- явление инерции;

- какие системы являются инерциальными;

- первый закон Ньютона.

Уметь:

— наблюдать проявление инерции;

— приводить примеры проявления инерции;

— решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

Текущий

УО

Явление инерции

06.10

06.10

09.10

09.10

12/12

Второй за кон Ньютона

Знать второй закон Ньютона.

Уметь:

— записывать второй закон Ньютона в виде формулы;

— решать расчетные и качественные за­дачи на применение этого закона

Текущий

УО

Второй закон Ньютона

10.10

10.10

11.10

11.10

13/13

Третий закон Ньютона

Знать третий закон Ньютона.

Уметь:

- какие пары сил подчиняются третьему закону Ньютона;

— наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

— записывать третий закон Ньютона в виде формулы;

— решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

Текущий

УО

Третий закон Ньютона

13.10

13.10

16.10

16.10

14/14

Свободное падение тел

Знать какое движение называется свободным падением, ускорение свободного падения.

Уметь:

— делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

Текущий

УО

ПР

Падение тел в воздухе и разреженном пространстве

17.10

17.10

18.10

18.10

15/15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость Л.Р. №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Уметь:

— наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел;

— сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости;

— измерять ускорение свободного падения;

— работать в группе

Текущий

УО

ЛР

Невесомость

20.10

20.10

23.10

23.10

16/16

Закон все мирного тяготения

Знать закон всемирного тяготения, для каких случаев сформулирован данный закон, гравитационную постоянную.

Уметь:

-приводить примеры проявления силы тяготения;

— записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения и анализировать его.

Текущий

УО

Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса

24.10

24.10

25.10

25.10

2 четверть

17/17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Уметь выводить формулы для определения ускорения свободного падения из закона всемирного тяготения

Текущий

УО

Таблицы с размерами и массой различных небесных тел

07.11


06.11


18/18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

Знать центростремительное ускорение

Уметь:

- приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

- называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно;

- вычислять модуль центростремительного ускорения;

- объяснять наличие силы под действием которой тело движется по окружности.;

-выводить формулу

Текущий

УО

Примеры прямолинейного и криволинейного движения: свободное падение мяча, который выронили из рук, и движение мяча, брошенного горизонтально. Направление скорости при движении по окружности

10.11


08.11


19/19

Решение задач на применение законов кинематики и динамики.

Уметь применять знания при решении задач.

Текущий

УО

ПР


14.11


13.11


20/20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Знать физическую величину импульс тела и закон сохранения импульса.

Уметь:

- определять изменение импульса тела

- объяснять, какая система тел называется замкнутой,

- приводить примеры замкнутой системы;

-записывать закон сохранения импульса

Текущий

УО

Импульс тела, изменение импульса тела. Закон сохранения импульса

17.11


15.11


21/21

Реактивное движение. Ракеты

Знать, какое движение называется реактивным

Уметь:

- объяснять назначение, конструкцию и принцип действия ракеты, многоступенчатость ракеты;

- приводить примеры реактивного движения.

Текущий

УО

Реактивное движение. Модель ракеты

21.11


20.11


22/22

Вывод закона сохранения механической энергии

Знать закон сохранения полной механической энергии

Уметь:

- определять системы тел для которых справедлив закон;

- решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии;

Текущий

УО


24.11


22.11


23/23

К.р. №1 «Законы движения и взаимодействия»

- Применять знания к решению задач

КР


28.11


27.11


Механические колебания и волны. Звук (12ч)

24/1

Колебательное движение. Свободные колебания

Знать:

- какие колебания свободные;

- что такое колебательные системы и маятник.

Уметь:

— определять колебательное движение по его признакам;

— приводить примеры колебаний;

— описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

— измерять жесткость пружины или резинового шнура

Текущий

УО

Примеры колебательных движений. Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины или шнура

01.12


29.11


25/2

Величины, характеризующие колебательное движение

Знать:

- основные величины описывающие колебательное движение – амплитуда, период, частота и фаза колебаний.

- формулу зависимости периода пружинного маятника от m и k

Уметь:

— определять величины, характеризующие колебательное движение;

— записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний;

— проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k

Текущий

УО

Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный вывод зависимости периода от длины маятника

05.12


04.12


26/3

Л.р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

Уметь:

— проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити;

— представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц;

— работать в группе;

Текущий

УО

ЛР

Лабораторное оборудование

08.12


06.12


27/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания

Знать какие колебания относятся к затухающим и вынужденным

Уметь:

— объяснять причину затухания свободных колебаний;

— называть условие существования незатухающих колебаний

Текущий

УО

Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания

12.12


11.12


28/5

Резонанс

Знать условия наступления и физическую сущность резонанса.

Уметь:

— объяснять, в чем заключается явление резонанса;

— приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

Текущий

УО

ПР

Резонанс маятников

15.12


13.12


29/6

Распространение колебаний в среде. Волны

Знать:

- что такое волна и основное свойство бегущей волны;

- какие волны относятся к поперечным и продольным.

Уметь:

— различать поперечные и продольные волны;

— описывать механизм образования волн;

- называть характеризующие волны физические величины

Текущий

УО

Образование и распространение поперечных и продольных волн

19.12


18.12


30/7

Длина волны. Скорость распространения волн

Знать характеристики волн – скорость и длина волны.

Уметь:

-записывать формулы взаимосвязи между величинами, характеризующими волны;

- решать задачи с использованием этих формул.

Текущий

УО

Длина волны колеблющегося шнура

22.12


20.12


31/8

Полугодовой контроль

Источники звука. Звуковые колебания

Знать интервал частот звуковых волн.

Уметь:

- приводить примеры источников звука;

- объяснять что такой инфа- и ультразвук;

- приводить обоснования того, что звук является продольной волной;

- объяснять принципы эхолокации.

КР

Текущий

УО

Колеблющееся тело как источник звука.

26.12


25.12


3 четверть

32/9

Высота, и громкость звука. Тембр.

Знать основные характеристики звука: высота, громкость и тембр.

Уметь:

- на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости от амплитуды колебаний источника звука

- объяснять различия тембров звучания.

Текущий

УО

Зависимость высоты тона от частоты, и громкости от амплитуды. Различные тембры.



27.12


3 четверть

33/10

Распространение звука. Звуковые волны

Знать необходимые условия распространения звука.

Уметь:

-выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;

-объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры

Текущий

УО

Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний





34/11

Отражение звука. Звуковой резонанс

Уметь:

- объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

Текущий

УО

Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс





35/12

К.р.№2 «Механические колебания и волны. Звук»

Уметь применять знания к решению задач

КР

.





Электромагнитное поле (16ч)

36/1

Магнитное поле

Знать источники магнитного поля, гипотезу Ампера, графическое изображение магнитного поля, однородное и неоднородное поле.

Уметь:

-делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

Текущий

УО

Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов





37/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

Знать правило правой руки для соленоида, правило буравчика.

Уметь:

— применять правило правой руки для соленоида, правило буравчика;

— определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

Текущий

УО

Магнитное поле вокруг постоянных магнитов и проводников с током, магнитные линии





38/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

Знать правило левой руки.

Уметь:

— применять правило левой руки;

— определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

— определять знак заряда и направление движения частицы

Текущий

УО

ПР

Действие магнитного поля на проводник с током





39/4

Индукция магнитного поля, Магнитный поток

Знать основную характеристику магнитного поля – индукцию, линии магнитной индукции.

Уметь:

— записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции В магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике;

— описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

Текущий

УО

Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнит ной индукции и от модуля вектора магнит ной индукции магнитного поля





40/5

Явление электромагнитной индукции

Знать явление электромагнитной индукции.

Уметь:

— наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы

Текущий

УО

Электромагнитная индукция





41/6

Л.р. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Уметь:

— проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;

— анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

— работать в группе

Текущий

УО

ЛР

Лабораторное оборудование





42/7

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Знать правило Ленца.

Уметь:

— наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом и делать выводы;

— объяснять физическую суть правила Ленца;

— применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока.

Текущий

УО

Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи





43/8

Явление самоиндукции

Знать физическую суть явления самоиндукции, индуктивность, энергию магнитного поля тока.

Уметь наблюдать и объяснять явление самоиндукции.

Текущий

УО

Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании цепи.





44/9

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

Знать что такое переменный ток, назначение устройство и принцип действия трансформатора.

Уметь:

- рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;

- называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на большие расстояния;

- рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

Текущий

УО

ПР

Трансформатор универсальный





45/10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

Знать электромагнитное поле и его источник.

Уметь:

- наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн и делать выводы;

- описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

Текущий

УО

Излучение и прием электромагнитных волн





46/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Знать колебательный контур, формулу Томсона.

Уметь:

- наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре и делать выводы;

- решать задачи на формулу Томсона

Текущий

УО

Регистрация свободных электрических колебаний





47/12

Принципы радиосвязи и телевидения

Уметь:

- рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения;

- приводить примеры средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней.

Текущий

УО

Схемы устройства простейшего радиоприёмника





48/13

Электромагнитная природа света

Знать о электромагнитной природе света.

Уметь:

- называть различные диапазоны электромагнитных волн

Текущий

УО






49/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия свет

Знать явление дисперсии, как получаются цвета тел, назначение и устройства спектроскопа.

Уметь:

- наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы;

- объяснять суть явления дисперсии

Текущий

УО

Преломление светового луча дисперсию света





50/15

Типы оптических спектров. Л.р. №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

Знать разновидности спектров и условия их получения, закон Киргофа.

Уметь:

- наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания;

- называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания;

- работать в группе;

- делать выводы о значении спектрального анализа и приводить примеры его применение в науке и технике.

Текущий

УО

ЛР

Лабораторное оборудование





51/16

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

Знать постулаты Бора.

Уметь:

- объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора;

Текущий

УО

ПР






4 четверть

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

52/1

Радиоактивность. Модели атомов

Знать, что такое радиоактивность и сложный состав ядра атома. Модель атома Томсона и Резерфорда.

Уметь:

- Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния альфа-частиц строения атома

Текущий

УО






53/2

Радиоактивные превращения атомных ядер

Знать:

- обозначения ядер химических элементов;

- массовое и зарядовое числа;

- закон сохранения массовых и зарядовых чисел.

Уметь:

- объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

- применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

Текущий

УО

Анимация





54/3

Экспериментальные методы исследования частиц.

Знать назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.

Уметь:

- измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром;

- сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;

- работать в группе

Текущий

УО

ЛР

Демонстрация работы счетчика Гейгера и камеры Вильсона





55/4

Открытие протона и нейтрона

Уметь

- применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

Текущий

УО

Анимация





56/5

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Знать протонно-нейтронную модель атомного ядра, ядерные силы, изотопы

Уметь:

- объяснять физический смысл поня­тий: массовое и зарядовое числа

Текущий

УО

Таблица Менделеева





57/6

Энергия связи. Дефект масс.

Знать взаимосвязь массы и энергии, формулу для определения энергии связи, дефект масс.

Уметь:

- объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

- рассчитывать энергию связи и выяснять с поглощением или выделением энергии осуществляется ядерная реакция.

Текущий

УО

ПР

Анимация





58/7

Деление ядер урана. Цепная реакция Л.Р.№6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Знать условия протекания цепной реакции, критическую массу.

Уметь:

— Описывать процесс деления ядра атома урана;

— объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса;

— называть условия протекания управляемой цепной реакции

Текущий

УО

ЛР

Анимации: деления ядер урана, цепная реакция





59/8

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика

Уметь

— рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;

— называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций

Текущий

УО

Анимация принципа работы ядерного реактора





60/9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

Знать физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада, способы защиты от радиации.

Уметь:

— объяснять влияние радиоактивных излучений на живые организмы;

- работать с графиками закона радиоактивного распада.

Текущий

УО

Таблицы с графиками зависимости активности препаратов от времени





61/10

Термоядерная реакция К.Р.№3 «Состав атома и атомного ядра»

Знать условия протекания термоядерной реакции.

Уметь:

— приводить примеры термоядерных реакций;

— применять знания к решению задач

Текущий

УО

КР






62/11

Решение задач. Л.Р.№8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Уметь:

— оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;

— представлять результаты измерений в виде таблиц;

— работать в группе

Текущий

УО

ЛР

Лабораторное оборудование





Строение и эволюция вселенной (5 ч)

63/1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Знать: состав Солнечной системы.

Уметь:

— называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

— приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

Текущий

УО

Слайды или фотографии небесных объектов





64/2

Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы

Уметь:

— сравнивать планеты земной группы; планеты-гиганты;

— анализировать фотографии или слайды планет

Уметь:

— описывать фотографии малых тел Солнечной системы

Текущий

УО

Фотографии или слайды земли, планет земной группы и планет-гигантов




Фотографии комет, астероидов





65/3

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд


Знать классификацию звезд. Слоистая структура и магнитное поле.

Уметь:

— объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

— называть причины образования пятен на Солнце;

— анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

Текущий

УО



Фотографии солнечных пятен, солнечной короны





66/4

Строение и эволюция Вселенной

Знать галактики, метагалактики, возможные модели Вселенной, Закон Хаббола

— описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом;

— объяснять, в чем проявляется не стационарность Вселенной;

— записывать закон Хаббла

Текущий

УО

Фотографии или слайды галактик





Повторение (2ч)

67

Повторение

Уметь:

— работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

- применять знания к решению задач

Текущий

УО


?




68

Повторение

Уметь:

— работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

- применять знания к решению задач

Текущий

УО


?




ИТОГО: 68 часов



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!