СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 10 класса. 2020-2021 учебный год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика». 10 класс. Москва «Просвещение» 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 10 класса. 2020-2021 учебный год»

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 10 класса разработана в соответствии с требованиями:


-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями);


-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 28.12.2018 № 345 с изменениями от 18.05.2020 г.;


-Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 №01-14/1134 «Об особенностях формирования учебных планов общеобразовательных организаций на 2020-2021 учебный год»;


-основной образовательной программы СОО (10-11 классы) МБОУ «СШ № 2», утвержденной приказом МБОУ «СШ № 2» от 31.08.2020 №622/01-13;


-авторской программы: Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. В. Шаталина. - М.: Просвещение, 2017.


Рабочая программа раскрывает содержание обучения физике в параллели 10 классов МБОУ «СШ № 2» на базовом уровне.


Рабочая программа по физике в МБОУ «СШ № 2» рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов за год: основание – учебный календарный план).


Распределение часов по темам базируется на основе авторской программы А.В.Шаталиной (Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. В. Шаталина. - М.: Просвещение, 2017).

Рабочая программа ориентирована на учебник: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика». 10 класс. Москва «Просвещение» 2014.


В рабочей программе выделен заключительный раздел «Повторение», что способствует систематизации знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся. Обобщающее повторение проводится в соответствии со структурой рабочей программы, за основу берутся изученные фундаментальные теории, подчеркивается роль эксперимента, гипотез и моделей.


В случае отсутствия реального физического оборудования и в случае перехода на дистанционное обучение используются следующие образовательные ресурсы и сайты:

- видеоуроки, в которых есть видеозаписи опытов, анимации, интерактивные модели-иллюстрации:

  1. https://videouroki.net/video/fizika/

  2. https://www.youtube.com/channel/UCSdDqsIYf9v5UEWTNda1YBw/featured

  3. https://resh.edu.ru

- видеозаписи опытов и демонстрационных экспериментов, интерактивные модели-иллюстрации:

  1. http://school-collection.edu.ru/ (коллекция ЦОР);

  2. http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=684

(интерактивные модели-иллюстрации по школьному курсу физики);

  1. https://www.virtualacademy.ru/videouroki/fizika/

(видеозаписи демонстрационных экспериментов и опытов по физике).

- виртуальные лабораторные работы

  1. http://mediadidaktika.ru/

(виртуальные лабораторные работы по физике);

  1. http://www.virtulab.net/

(виртуальная образовательная лаборатория);

  1. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=110

(виртуальные лабораторные работы по физике на ресурсе «All – физика»).

- видеозаписи уроков решения задач, видеоконсультации и материалы ФИПИ:

  1. https://www.youtube.com/channel/UCSdDqsIYf9v5UEWTNda1YBw/featured

  2. https://fipi.ru


Планируемые результаты освоения учебного предмета Физика


Личностными результатами обучения физике в 10 классе являются:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

  • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

  • положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.


Метапредметными результатами обучения физике в 10 классе являются:

Освоение регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Освоение познавательных универсальных учебных действий:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщённые способы решения задач;

  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

  • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Предметными результатами обучения физике в 10 классе являются:

  • сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

  • владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность полученного результата;

  • сформированность умения решать простые физические задачи;

  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


Содержание учебного предмета Физика (68 ч)


Физика и естественно-научный метод познания природы (1 ч)

Физика - фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Научные факты и гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура


Механика (28 ч)

Границы применимости классической механики. Пространство и время. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Скалярные и векторные физические величины. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.

Взаимодействие тел. Явление инерции. Сила. Масса. Инерциальные системы отсчета. Законы динамики Ньютона. Сила тяжести, вес, невесомость. Силы упругости, силы трения. Законы: всемирного тяготения, Гука, трения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

Импульс материальной точки и системы. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости.

Равновесие материальной точки и твёрдого тела. Момент силы. Условия равновесия. Равновесие жидкости и газа. Давление. Движение жидкости.


Лабораторные работы

  1. Изучение движения тела по окружности

  2. Измерение жёсткости пружины

  3. Измерение коэффициента трения скольжения

  4. Изучение закона сохранения механической энергии

  5. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил


Контрольные работы

  1. Основы кинематики

  2. Основы динамики. Законы сохранения


Молекулярная физика и термодинамика (17 ч)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

Агрегатные состояния вещества. Взаимные превращения жидкости и газа. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия и КПД тепловых машин.


Лабораторные работы

  1. Опытная проверка закона Гей-Люссака.


Контрольные работы

  1. Молекулярная физика. Основы термодинамики


Основы электродинамики (17 ч)

Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряжённость и потенциал электростатического поля. Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Электроёмкость. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.


Лабораторные работы

  1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока


Контрольные работы

  1. Законы постоянного тока


Повторение (5 ч)

Тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Авторская программа

Учебный план

Рабочая

программа

10 класс

1.

Физика и методы научного познания

1

1

1

2.

Механика


27

28

28

1.1

Кинематика

6

8

8

1.2

Законы динамики Ньютона

4

4

4

1.3

Силы в механике

5

5

5

1.4

Закон сохранения импульса

3

3

3

1.5

Закон сохранения механической энергии

4

5

5

1.6

Статика

3

2

2

1.7

Основы гидромеханики

2

1

1

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

17

17

17

3.1

Основы молекулярно-кинетической теории

3

3

3

3.2

Уравнение состояния идеального газа

4

4

4

3.3

Взаимные превращения жидкости и газа

1

1

1

3.4

Жидкости

1

1

1

3.5

Твердые тела

1

1

1

3.6

Основы термодинамики

7

7

7

4.

Основы электродинамики


16

17

17

4.1

Электростатика

6

6

6

4.2

Законы постоянного тока

6

7

7

4.3

Электрический ток в разных средах

4

4

4


Повторение


7

5

5


Всего

68

68


68




10