СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 10 класса к линии УМК Г.Я. Мякишева и др. (базовый уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа составлена  на основе авторской программы А.В. Шаталиной: Физика. 10-11 классы. Рабочие программы: предметная линия учебников серии «Классический курс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : / А. В. Шаталина. - Москва : Просвещение, 2017. 

 Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:

Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Стоцкий; под ред. Н. А. Парфентьевой. -М.: Просвещение, 2018. – 416 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 10 класса к линии УМК Г.Я. Мякишева и др. (базовый уровень)»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Шаталиной: Физика. 10-11 классы. Рабочие программы: предметная линия учебников серии «Классический курс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни : / А. В. Шаталина. - Москва : Просвещение, 2017.

Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:

Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Стоцкий; под ред. Н. А. Парфентьевой. -М.: Просвещение, 2018. – 416 с.

Цель: использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

- способствовать освоению знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формированию на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладеть умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; - воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год на изучение физики в 10 классе отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики 10 класса в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электродинамика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в 10-м классе на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, тео­рия, вещество, взаимодействие, электрическое поле, волна;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энер­гия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электриче­ский заряд;

  • смысл физических законов классической механики, все­мирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электри­ческого заряда, термодинамики;

  • вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказав­ших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Зем­ли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, пока­зывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истин­ность теоретических выводов; физическая теория даёт возмож­ность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;

  • приводить примеры практического использования физиче­ских знаний: законов механики, термодинамики и электродина­мики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоя­тельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе ис­пользования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.


3. Содержание учебного предмета

Введение. Физика и естественно - научный метод познания природы (1 ч)

Физика фундаментальная наука о природе. Научный метод познания. Методы исследования физических явлений. Моделирование физических процессов и явлений. Физические величины. Погрешности измерений физических величин. Физические законы и границы их применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

Механика (27 ч)

Кинематика (8 ч). Механическое движение. Системы отчета. Скалярные и векторные физические величины. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория, путь, перемещение, координата, момент времени, промежуток времени. Закон относительности движения. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного движения. Графики равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Уравнение равноускоренного движения. Графики равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Лабораторная работа

1.Изучение движения тела по окружности.

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Динамика (9 ч). Явление инерции. Масса и сила. Инерциальные системы отчета. Взаимодействие тел. Сложение сил. Законы Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Вес и невесомость. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения.

Лабораторные работы

2. Измерение жесткости пружины.

3. Измерение коэффициента трения скольжения.

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

Законы сохранения в механике (7 ч). Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Работа силы тяжести. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторная работа

4.Изучение закона сохранения механической энергии.

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике»


Статика (3 ч). Виды равновесия. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.

Лабораторная работа

5. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.

Молекулярная физика (21 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч). Молекулярно-кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Броуновское движение. Температура и тепловое равновесие. Шкалы Цельсия и Кельвина. Абсолютная температура – как мера кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Силы взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях вещества. Модель «идеальный газ». Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного движения молекул идеального газа. Оновное уравнение МКТ идеального газа.

Уравнения состояния газа (5 ч). Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изопроцессы. Газовые законы.

Лабораторная работа

6. Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.

Контрольная работа №4 по темам «МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».

Взаимные превращения жидкости и газа. Твердые тела. (3 ч). Взаимные превращения жидкости и газа. Насыщенные и ненасыщенные пары. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

Основы термодинамики (9 ч). Внутренняя энергия. Термодинамическая система и ее равновесное состояние. Работа и теплопередача – как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловых машин.

Основы электродинамики (18 ч)

Электростатика (9 ч). Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электрического поля, связь между ними. Линии напряженности и эквипотенциальные поверхности. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Контрольная работа №6 по теме «Электростатика».

Законы постоянного тока (7 ч). Постоянный электрический ток. Сила тока. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

Лабораторные работы

7. Последовательное и параллельное соединения проводников.

8. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока».

Электрический ток в различных средах (2 ч). Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. p-n переход. Электрический ток в электролитах. Электрический ток в вакууме и газах.

Итоговое повторение (3 ч)





















4.Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Предпол.

Факт.

Введение. Физика и естественно - научный метод познания природы (1 ч)

1



Вводный инструктаж по охране труда. Физика и познание мира

1

Механика (27 ч)

2



Кинематика. Механическое движение, виды движений, его характеристики.

1

3



Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения.

1

4



Графики прямолинейного равномерного движения. Решение задач.

1

5



Прямолинейное равноускоренное движение.

1

6



Решение задач на движение с постоянным ускорением.

1

7



Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твердого тела.

1

8



Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности». Инструктаж по технике безопасности.

1

9



Контрольная работа №1 по теме «Кинематика».

1

10



Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.

1

11



Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

12



Решение задач по теме «Законы Ньютона»

1

13



Силы в механике. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения.

1

14



Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».

1

15



Силы упругости. Закон Гука. Лабораторная работа №2 «Измерение жесткости пружины». Инструктаж по технике безопасности.

1

16



Силы трения. Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения». Инструктаж по технике безопасности.

1

17



Решение задач по теме «Силы в механике».

1

18



Контрольная работа №1 по теме «Динамика».

1

19



Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

20



Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»

1

21



Механическая работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии.

1

22



Закон сохранения механической энергии.

1

23



Лабораторная работа №4 «Изучение закона сохранения механической энергии». Инструктаж по технике безопасности.

1

24



Решение задач по теме «Закон сохранения в механике»

1

25



Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике».

1

26



Статика. Равновесие абсолютно твердых тел.

1

27



Лабораторная работа №5 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил». Инструктаж по технике безопасности.

1

28



Решение задач по теме «Равновесие твердых тел».

1

Молекулярная физика (21 ч)

29



Молекулярная физика. Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

1

30



Решение задач по теме «Основные положения МКТ».

1

31



Основное уравнение МКТ. Температура и тепловое равновесие. Энергия теплового движения молекул.

1

32



Решение задач по темам «Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул».

1

33



Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

1

34



Лабораторная работа №6 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака». Инструктаж по технике безопасности.

1

35



Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.»

1

36



Решение задач по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов»

1

37



Контрольная работа №4 по темам «МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».

1

38



Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Влажность воздуха.

1

39



Решение задач по теме «Насыщенный пар. Влажность воздуха».

1

40



Кристаллические и аморфные тела.

1

41



Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1

42



Решение задач по темам «Внутренняя энергия. Работа».

1

43



Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

1

44



Решение задач по темам «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса».

1

45



Первый закон термодинамики.

1

46



Решение задач по темам «Первый закон термодинамики».

1

47



Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

1

48



Решение задач по темам «КПД тепловых двигателей».

1

49



Контрольная работа №5 по темам «Основы термодинамики. Влажность воздуха».

1

Электродинамика (18 ч)

50



Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

1

51



Решение задач по теме «Закон Кулона».

1

52



Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

1

53



Решение задач по теме «Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей».

1

54



Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Потенциал электрического поля и разность потенциалов.

1

55



Решение задач по темам «Потенциальная энергия электрического поля. Разность потенциалов».

1

56



Электроемкость. Конденсатор. Энергия заряженного конденсатора.

1

57



Решение задач по темам «Электроемкость. Энергия заряженного конденсатора.».

1

58



Контрольная работа №6 по теме «Электростатика».

1

59



Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

60



Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

61



Лабораторная работа №7 «Последовательное и параллельное соединения проводников». Инструктаж по технике безопасности.

1

62



Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

63



Лабораторная работа №8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.». Инструктаж по технике безопасности.

1

64



Решение задач по темам «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи».

1

65



Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока».

1

66



Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1

67



Электрический ток в полупроводниках, вакууме, жидкостях, газах.

1

Итоговое повторение (3 ч)

68



Повторение по теме «Механика»

1

69



Повторение по теме «Молекулярная физика»

1

70



Повторение по теме «Электродинамика»

1


  1. Информационно - материальное обеспечение

  1. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Стоцкий; под ред. Н. А. Парфентьевой. – 4 – е изд.-М.: Просвещение, 2018.

  2. Марон А.Е. Физика. 10класс: дидактические материалы/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Физика. Задачник. 10-11кл. пособие для общеобразовательных учреждений/А.П. Рымкевич.М.:-Дрофа , 2013.

  4. Физика. 10кл. Контр. работы в новом формате. Годова И.В. - М.: «Интелект-Центр», 2011.

  5. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. 10 класс. О.И. Громцева – М. : Издательство «Экзамен», 2012г.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочая доска;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ, демонстрационное оборудование).

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!