СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 7-9 классов (КРО VII вида) на 2020-2021 учебный год.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по физике для классов коррекционно-развивающего обучения VII вида. Программа представлена для 7-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7-9 классов (КРО VII вида) на 2020-2021 учебный год.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Ржева Тверской области

имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад



ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении учителей с заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ №5»

естествознания

Руководитель ШМО _________________ _______________ Шершакова Н.В. ____________ Ханина И.И.


протокол от «» августа 2020 года № приказ от «» августа 2020 года №


Уровень обучение: основное (общее) образование

(обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ

Классы 7-9

Всего часов 204

Количество часов в неделю 2



Шагов Сергей Николаевич

учитель физики и астрономии

высшей квалификационной категории



Ржев, 2020-2021 учебный год

1.Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Физика и астрономия» для 7-9 классов (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1)


Рабочая программа по предмету «Физика и астрономия» для 7-9 классов (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1) составлена на основе авторской программы по физике и астрономии для основной общеобразовательной школы В.Г.Разумовского, 7-9 классы, – М.: «Дрофа», 2009 год, соответствует учебным планам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 года №29/2065-п).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников А.В.Пёрышкин, 7-8 классы, – М.: «Дрофа», 2008 год и А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, 9 класс, – М.: «Дрофа», 2008 год.

Программа направлена на обеспечение обучения, воспитания, развития и адаптации детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребёнка. В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями риторики в виде недостаточной координации движений, двигательной заторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Своеобразие и актуальность представленной программы в том, что она имеет коррекционную значимость обучения: добавлены часы на изучение отдельных тем и вопросов, имеющих практическую направленность; особое внимание уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению кратковременных работ, развивающих умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные результаты; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям обучающихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы).

Изучение физики и астрономии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений или наблюдений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе приобретения новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике и астрономии как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности собственной жизни.

Важными коррекционными задачами курса физики и астрономии являются развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализации взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приёмов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного итогового самоконтроля. Большое внимание уделяется умению рассказать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.


В рабочую программу внесены изменения по сравнению с авторской


Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в данной рабочей программе

Физика и астрономия – науки о природе

2

3

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

22

Тепловые явления

26

24

Физические процессы в Солнечной системе

5

4

Электрические явления

27

29

Законы взаимодействия и движения тел

26

32

Механические колебания и волны

24

9

Электромагнитное поле

10

11

Строение атома и атомного ядра

12

14


Увеличение и уменьшение часов по отдельным темам (по сравнению с авторской программой) необходимо для равномерного распределения вопросов по астрономии за три года обучения, а также с учётом принципов построения курса «Физика и астрономия».

В соответствии с принципом целостности курс физики и астрономии 7-9 классов формирует представление о классической и современной физике, является логически завершённым и содержит материал классической физики, некоторые вопросы современной физики и астрономии, изучение которых позволяет сформировать у обучающихся первоначальные представления о границах применимости классических теорий и современной картине мира.

В соответствии с принципами систематичности и последовательности в содержании курса учитывается подготовка по естествознанию в начальной школе.

В соответствии с принципом вариативности предусмотрена уровневая дифференциация: и в рабочей программе курса и в учебниках заложены два уровня изучения материала – обязательный, соответствующий минимуму содержания общего образования, и повышенный.

В соответствии с принципом генерализации материал группируется вокруг стержневых идей (фундаментальных понятий): энергия, взаимодействие, вещество, поле, Вселенная. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков научного познания, осуществлению перехода от эмпирического уровня познания к теоретическому.

В соответствии с принципом гуманитаризации включён материал, который позволяет обучающимся осмыслить связь развития физики и астрономии с развитием общества, материал мировоззренческого и экологического характера.

В соответствии с принципом интеграции в курсе рассматривается материал из химии, биологии, физической географии, ОБЖ и других наук.

В соответствии с принципом спирального построения курс реализован таким образом, что к изучению строения Солнечной системы и Вселенной, механики, электричества и оптики обучающиеся обращаются несколько раз на различных ступенях обучения, в соответствии с их математической подготовкой и познавательными возможностями.

В соответствии с учебным планом школы на изучение физики в 7-9 классах отводится 2 часа в неделю (все часы из обязательной части).

Рабочая программа предусматривает обучение по физике в 7 классе в объёме 68 часов в год, в 8 классе в объёме 68 часов в год, в 9 классе в объёме 68 часов в год.

Срок реализации рабочей программы один учебный год.
























2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения курса «Физика и астрономия» за 7-9 классы (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1) обучающийся должен


знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов (формулировка, границы применимости): Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тел в Солнечной системе, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы электрического тока, электрического напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока, фокусного расстояния линзы;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов и формул физических величин;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсах Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов;

• оценки безопасности радиационного фона.


3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ»


7 класс (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов


Физика и астрономия – науки о природе (3 часа)

Физика – наука о природе. Астрономия как наука о небесных телах. Научные методы изучения природы. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника.

Лабораторная работа:

1.Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности.


Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно- кинетических представлений.

Лабораторная работа:

2.Измерение размеров малых тел.

Движение и взаимодействие тел (22 часа)

Механическое движение. Тело отсчёта. Относительность движения. Суточное движение небесных тел. Строение Солнечной системы согласно учёным древности. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Скорость. График равномерного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Измерение массы, объёма и плотности. Сила. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Деформация. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Методы измерения силы. Центр тяжести. Трение и его виды. Сила трения. Подшипники.

Лабораторные работы:

3.Измерение массы тела на весах.

4.Измерение объёма тела.

5.Измерение плотности твёрдого тела.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.




Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 часа)

Давление. Сила давления. Давление газов. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление в жидкости. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Насосы. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.


Работа и мощность, энергия (14 часов)

Механическая работа. Механическая мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое» правило механики. КПД простого механизма. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы:

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.


Итоговое повторение (2 часа)


8 класс (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов


Тепловые явления (24 часа)

Тепловое движение. Температура и её измерение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Плавление и кристаллизация тел. Аморфные тела. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Реактивный двигатель. Экологические проблемы использования тепловых машин. КПД тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.


Физические процессы в Солнечной системе (4 часа)

Солнце и его излучение. Солнечное излучение и жизнь. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы.


Электрические явления (29 часов)

Электрический заряд. Электроскоп. Проводники и изоляторы. Электрическое поле. Атом, ион, электрон. Химические элементы.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Счётчик электрической энергии. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Лабораторные работы:

3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках.

4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.Регулирование силы тока реостатом.

6.Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7.Измерение работы и мощности электрического тока.

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и Лунные затмения. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторные работы:

8.Измерение фокусного расстояния тонкой собирающей линзы.


Итоговое повторение (2 часа)


9 класс (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов


Законы движение и взаимодействия тел (32 часа)

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Небесная сфера и небесные координаты. Кульминация, высота светила в кульминации. Определение географических координат по астрономическим наблюдениям. Время и календарь. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение тел. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Определение расстояний до небесных тел, их масс и размеров.

Лабораторные работы:

1.Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения тела по стробоскопической фотографии.

Механические колебания и волны (9 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы:

3.Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от длины нити.


Электромагнитное поле (11 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Опыты Эрстеда и Ампера. Постоянные магниты и электромагниты. Направление тока в проводнике и направление линий его магнитного поля. Правило «буравчика». Обнаружение магнитного поля. Электродвигатель. Правило «левой руки». Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в генераторах. Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние.

Конденсатор. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения.

Лабораторные работы:

4.Изучение явления электромагнитной индукции.


Оптика. Строение атома и атомного ядра (14 часов)

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Постулаты Бора.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протон-нейтронная модель атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Ядерные реакции. Сохранение зарядового и массового чисел в ядерных реакциях. Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Лабораторные работы:

5.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

6.Изучение деления ядер атома урана по фотографии треков.


Строение и эволюция Вселенной (2 часа)

Наша звёздная система. Галактика. Мир галактик. Эволюция звёзд и Вселенной. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд.


Курсивом отмечен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки обучающихся/выпускников.


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


7 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

Тема

Количество часов по теме

Изучение нового материала (НЗ)

Закрепление знаний (ЗЗ)

Практикум

(П)

Обобщение и систематизация

Контроль и коррекция знаний

Примерный срок изучения темы

1

Физика и астрономия – науки о природе

3

2

0

1

0

0

сентябрь

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

4

0

1

0

0

сентябрь

3

Движение и взаимодействие тел

22

10

6

4

0

2

октябрь-декабрь

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

22

9

8

2

0

3

январь-март

5

Работа и мощность, энергия

14

5

5

2

0

2

апрель-май

6

Итоговое повторение

2

0

0

0

2

0

май


Итого

68

30

19

10

2

7

сентябрь-май


8 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

Тема

Количество часов по теме

Изучение нового материала (НЗ)

Закрепление знаний (ЗЗ)

Практикум

(П)

Обобщение и систематизация

Контроль и коррекция знаний

Примерный срок изучения темы

1

Тепловые явления.

24

9

9

2

0

4

сентябрь-декабрь

2

Физические процессы в Солнечной системе.

4

4

0

0

0

0

декабрь

3

Электростатика

3

3

0

0

0

0

декабрь

4

Постоянный электрический ток

26

11

8

5

0

2

январь-апрель

5

Световые явления

9

4

2

1

0

2

апрель-май

6

Итоговое повторение

2

0

0

0

2

0

май


Итого

68

31

19

8

2

8

сентябрь-май


9 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

Тема

Количество часов по теме

Изучение нового материала (НЗ)

Закрепление знаний (ЗЗ)

Практикум

(П)

Обобщение и систематизация

Контроль и коррекция знаний

Примерный срок изучения темы

1

Законы движения и взаимодействия тел.

32

15

12

2

1

2

сентябрь-декабрь

2

Механические колебания и волны.

9

6

2

1

0

0

январь-февраль

3

Электромагнитные явления.

11

6

1

2

0

2

февраль-март

4

Строение атома и атомного ядра.

14

8

2

2

0

2

апрель-май

5

Строение и развитие Вселенной.

2

2

0

0

0

0

май


Итого

68

37

17

7

1

6

сентябрь-май



5.ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

№ урока

дата

тема урока

кол-во часов

элементы содержания

требования к уровню подготовки

тип урока

вид контроля,

измерители

ДЗ

учебник

Тема 1. Физика и астрономия – науки о природе (3 часа)

1


Физика и астрономия.

1

Физика – наука о природе. Астрономия как наука о небесных телах. Описание и наблюдение физических явлений. Физические приборы. Телескопы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц (СИ). Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Погрешности прямых измерений.

Знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физическая величина, вещество; вклад отечественных и зарубежных учёных в развитии науки и техники.

Уметь использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин – линейных размеров и объёмов тел; выражать результаты измерений в системе СИ; определять погрешность прямых измерений.

НЗ

ЛС

§1-3

2


Физические величины и их измерение.

1

НЗ

ЛС

§4,5

Задание 1 (стр.12)

3


Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин».

1

П

Проверка ЛР

§6;

доклады +

презентации

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)

4


Строение вещества. Молекулы.

1

Строение вещества. Молекула и атом. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие молекул. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Знать смысл понятий: молекула, атом, взаимодействие.

Уметь описывать и объяснять: опыты, доказывающие, что вещество состоит из молекул и атомов, которые непрерывно и беспорядочно движутся, притягиваются и отталкиваются; явления: броуновское движение, диффузия, притяжение и отталкивание молекул; различия между агрегатными состояниями вещества; приводить примеры практического использования диффузии, свойств агрегатных состояний вещества.

НЗ

ЛС

§7, 8

5


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

П

Проверка ЛР

§7,8 (повт.)


6


Движение молекул и атомов.

1

НЗ

ЛС

§9; §1 (стр.172); задание 2 (№1)

7


Взаимодействие молекул.

1

НЗ

ЛС

§10

8


Агрегатные состояния вещества.

1

НЗ

ЛС

§11, 12; задание 3

Тема 3. Движение и взаимодействие тел (22 часа)

9


Механическое движение.

1

Механическое движение. Солнечная система в древности. Суточное движение небесных тел. Траектория, путь. Виды механического движения. Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Расчёт параметров механического движения. Тело отсчёта. Относительность движения.

Знать смысл понятий: механическое движение; смысл физических величин: путь, скорость.

Уметь описывать и объяснять: равномерное прямолинейное движение, явление инерции; решать задачи на применение изученных законов и формул; выражать физические величины в СИ.

НЗ

СР, ЛС

§13

задание 4

10


Виды механического движения. Скорость тела.

1

НЗ

ЛС

§14, 15

11


Расчёт параметров движения.

2

ЗЗ

Решение задач

§16

Упр. 4 (№4)

12


Упр. 5 (№2)


13


Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении и измерение скорости.

1

Методы измерения расстояния, времени и скорости движения.

Уметь использовать приборы для измерения пути, времени, скорости; представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности: пути от времени равномерного движения.

ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.4 (№5)

14


Инерция

1

Примеры, которые поясняют движение тела по инерции, определение и учёт инерции.

НЗ

ЛС

§17

15


Взаимодействие тел.

1

Опыты по взаимодействию тел. Основные выводы из этих опытов. Определение массы тела. Единицы массы. Плотность вещества. Единицы плотности. Методы измерения массы, объёма и плотности тел и веществ. Измерение и расчёт массы, объёма и плотности тела. Ареометр.

Знать смысл физических величин: масса, плотность; что изменение скорости тел происходит в результате взаимодействия между телами.

Уметь использовать весы и измерительный цилиндр для измерения массы, объёма и плотности тела; решать задачи на применение изученных формул и законов; выражать результаты измерений и расчётов массы, объёма, плотности тела в СИ.

НЗ

ЛС

§18

16


Масса тела.

1

НЗ

ЛС

I четверть

17


Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

П

Проверка ЛР

§19, 20

Упр.6 (№1)

18


Плотность вещества.

1

НЗ

ЛС

§21

Упр.7 (№2)

19


Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

1

П

Проверка ЛР

§21, 22

Упр.8 (№2)

20


Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твёрдого тела».

1

П

Проверка ЛР

Задание 5 (стр.54)

21-22


Расчёт плотности, массы и объёма тела.

2

ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.7 (№4)


§21, 22 (повт)

23


Сила – причина изменения скорости тела.

1

Сила. Опыты, показывающие причину изменения скорости и формы тела. Тяготение. Сила тяжести. Деформация. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Правила сложения сил. Равнодействующая сила. Сила трения. Методы измерения сил. Проявление сил в природе, быту и технике.

Знать смысл физических величин: сила; смысл физических законов: Гука; причины возникновения сил тяжести, упругости, трения.

Уметь использовать динамометр для измерения силы; представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности: силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления; приводить примеры проявления сил в природе и их учёта на практике; решать задачи на применение формул для сил.

НЗ

ЛС

§23

24-26


Виды механических сил.

3

НЗ

ЛС

§24, 25, 27

§3

(стр.174-176)


§26, 28, 29

§2 (стр.173)


§30-32

27


Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

П

Проверка ЛР

Упр.10

(№1, 2)

28


Расчёт сил.

1

ЗЗ

Решение задач

§13-32 (повт.)

упр.9 (№1, 3)


29


Контрольная работа №1 «Движение и взаимодействие тел».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Движение и взаимодействие тел».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Законы движение и взаимодействия тел».

КЗ

Проверка работы


30


Анализ контрольной работы №1.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Движение и взаимодействие тел».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Движение и взаимодействие тел».

УКЗ


§13-32 (повт)

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 часа)

31


Давление твёрдого тела.

1

Примеры, которые показывают, что результат действия силы зависит от площади. Формула для давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Единицы давления. Применение формулы для давления.

Знать смысл величин: давление.

Уметь приводить примеры, поясняющие увеличение и уменьшение давления; решать задачи на применение формулы для давления.

НЗ

ЛС

§33-34

Задание 6 (№1)

32


Расчёт давления.

1

ЗЗ

Решение задач

II четверть

33


Измерение давления твёрдого тела на опору.

1

Упр.12 (№2)

34


Давление газа.

1

Опытные факты, показывающие, как формируется давление газа и от каких величин оно зависит. Закон Паскаля и его учёт в быту и технике. Опытные факты, показывающие увеличение давления жидкости с ростом глубины. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Законы сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов.

Знать смысл законов: сообщающихся сосудов, Паскаля; формулу для гидростатического давления.

Уметь описывать и объяснять: давление в газах и жидкостях, передачу давления в газах и жидкостях; выражать величины в СИ; приводить примеры практического использования знаний о сообщающихся сосудах; решать задачи на закон Паскаля, на применение формул для сообщающихся сосудов и гидростатического давления.

НЗ

ЛС

§35, 36

§4, 6

Задание 7

(стр.88)

35


Гидростатическое давление.

1

НЗ

ЛС

§37, 38, §5

Задание 8

(стр. 92)

36-37


Расчёт давления в газах и жидкостях.

2

ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.15 (№1)


Упр.15 (№2)

38


Сообщающиеся сосуды.

1

НЗ

ЛС

§39

задание 9 (1,3)

(стр.95-96)

39


Атмосферное давление.

1

Атмосфера Земли. Вес воздуха. Атмосферное давление и опыты, доказывающие его существование. Барометры. Манометры. Насосы. Гидравлические машины. Измерение и вычисление давления.

Знать смысл величин: нормальное атмосферное давление.

Уметь описывать и объяснять: опыты, доказывающие существование давления атмосферы; приводить примеры практического использования барометров, манометров, насосов, гидравлических машин; выражать давление в СИ; решать задачи на давление.

НЗ

ЛС

§40, 41

Задание 10 (№1)

40


Измерение атмосферного давления.

2

НЗ

ЛС

§42-44,

§7 (стр.183)

41


ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.21 (№2)

42


Манометры, насосы, гидравлические машины.

2

НЗ

ЛС

§45, 46, 47

43


ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.23 (№2)

44


Контрольная работа №2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

КЗ

Проверка работы


45


Анализ контрольной работы №2.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №2 «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Давление газов, жидкостей и твёрдых тел».

УКЗ


§33-47 (повт)


46


Архимедова сила.

1

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело, вывод формулы для силы Архимеда. Закон Архимеда. Методы измерения силы Архимеда. Условия плавания тел, судов, человека. Подъёмная сила. Воздухоплавание. Применение закона Архимеда, формулы для подъёмной силы, условий плавания тел.

Знать смысл законов: Архимеда; условия плавания тел.

Уметь описывать и объяснять: действие газа и жидкости на погружённое в них тело, плавание тел и судов; приводить примеры практического использования знаний по применению условий плавания тел; решать задачи на закон Архимеда, плавание тел и воздухоплавание.

НЗ

ЛС

§48, 49;

§8 (стр.183)

47


Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

1

П

Проверка ЛР

§48, 49 (повт);

задание 14 (стр.120)

48


Плавание тел и судов.

1

НЗ

ЛС

§50-52

49


Расчёт Архимедовой силы.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.24 (№3)

50


Расчёт подъёмной силы.

Упр.26 (№2)

51


Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости».

1

П

Проверка ЛР

Задание 15 (стр.123-124)

52


Применение условий плавания тел.

1

КЗ

СР

III четверть

Тема 5. Работа и мощность, энергия (14 часов)

53


Механическая работа.

1

Формулы для работы и мощности и их применение. Физический смысл работы и мощности. Единицы работы и мощности.

Знать смысл величин: работа, мощность.

Уметь решать задачи на применение формул для работы и мощности; выражать единицы работы и мощности в СИ.

НЗ

ЛС

§53

задание 17

(стр.132)

54


Механическая мощность.

1

НЗ

ЛС

§54

Задание 18 (№1)

55


Расчёт работы и мощности.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.28 (№3)

56


Упр.29 (№3)

57-58


Простые механизмы.

2

Простые механизмы и их основные виды: рычаг, блок, наклонная плоскость. Применение простых механизмов. Измерение плеч рычага, вычисление моментов сил, проверка равновесия рычага.

Знать смысл величин: КПД механизма, момент силы; условия равновесия рычага.

Уметь приводить примеры практического использования простых механизмов; решать задачи с применением законов и формул на простые механизмы.

НЗ

ЛС

§55-57, §10, 11 (стр.185-189)



§58-61

59


Лабораторная работа №9 «Проверка условий равновесия рычага».

1

П

Проверка ЛР

Упр.30 (№1)

60


Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Измерение параметров наклонной плоскости и вычисление КПД механизма. Применение формул для простых механизмов.

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального применения простых механизмов.

П

Проверка ЛР

Упр.30 (№5)

61-62


Применение законов равновесия и «золотого» правила механики.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.31 (№1)


Упр.31 (№2)



63


Механическая энергия.

1

Связь работы и энергии, виды механической энергии. Превращение энергии из одного вида в другой. Применение формул для энергии.

Знать смысл величин: кинетическая, потенциальная, механическая энергия; законов: сохранения и превращения механической энергии.

Уметь приводить примеры превращения механической энергии в природе и технике; решать задачи на применение формул для энергии.

НЗ

ЛС

§62-64, §9 (стр.184-185)

64


Расчёт энергии.

1

ЗЗ

Решение задач

§53-64 (повт.)

Упр.32 (№1, 4)

65


Контрольная работа №3 «Работа и мощность, энергия».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Работа и мощность, энергия».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Работа и мощность, энергия».

КЗ

Проверка работы


66

Анализ контрольной работы №3.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №3 «Работа и мощность, энергия».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Работа и мощность, энергия».

УКЗ


§53-64 (повт.)

Итоговое повторение (2 часа)

67-68


Движение и взаимодействие тел.

2

Базовые понятия (стандарт).

Знать определения, обозначение, физический смысл и нахождение изученных величин, явление и законы механики и гидромеханики; применение изученных законов, явлений, формул.

ОСЗ

Защита проектов

§13-22 (повт.)



IV четверть




















5.ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

№ урока

дата

тема урока

кол-во часов

элементы содержания

требования к уровню подготовки

тип урока

вид контроля,

измерители

ДЗ

учебник

Тема 1. Тепловые явления (24 часа)

1


Тепловое движение частиц.

1

Тепловые явления (примеры). Тепловое движение молекул, температура и её физический смысл. Термометр. Переход механической энергии во внутреннюю (примеры). Определение внутренней энергии и способы её изменения. Конвекция, теплопроводность и излучение.

Знать смысл величин: температура, внутренняя энергия.

Уметь описывать и объяснять явления: теплопроводность, конвекцию, излучение; использовать приборы для измерения: температуры; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени; приводить примеры: тепловых явлений, видов теплопередачи в природе, быту и технике; решать задачи на способы изменения внутренней энергии и виды теплообмена.

НЗ

ЛС

§1, 2

2


Внутренняя энергия.

1

НЗ

ЛС

§3; задание 1 (стр.10)

3-4


Виды теплообмена.

2

НЗ

ЛС

§4-6,

§1 (стр.178-180)


ЗЗ

Решение задач, СР

§4-6 (повт.)

5


Количество теплоты.

1

Определение количества теплоты. Опытное получение зависимости количества теплоты от массы тела, изменения температуры и рода вещества. Применение формулы для количества теплоты. Единицы измерения количества теплоты.

Знать смысл величин: количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; законов: сохранения энергии в тепловых процессах.

Уметь использовать приборы для измерения температуры тела (вещества); приводить примеры практического использования знаний об удельной теплоёмкости вещества; решать задачи на применение: закона сохранения и превращения энергии в тепловых процессах, формулу для количества теплоты.

НЗ

ЛС

§7, 8

6-7


Расчёт количества теплоты.

2

ЗЗ

Решение задач

§9; упр.4 (№2)


Упр.4 (№3)

8


Закон сохранения энергии в природе.

1

Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания. Превращение энергии в механических и тепловых явлениях.

НЗ

ЛС

§10, 11,

§2 (стр.180-182)


9


Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Измерение температуры и расчёт количества теплоты. Применение закона сохранения и превращения энергии для тепловых процессов. Измерение и расчёт удельной теплоёмкости твёрдого тела.

П

Проверка ЛР

Упр.5 (№1)

10


Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

1

П

Проверка ЛР

Упр.5 (№3)

11-12


Применение закона сохранения энергии для тепловых процессов.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.5 (№2)


§1-11 (повт.)

13


Контрольная работа №1 «Внутренняя энергия и количество теплоты».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Внутренняя энергия и количество теплоты».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Внутренняя энергия и количество теплоты».

КЗ

Проверка работы


14


Анализ контрольной работы №1.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Внутренняя энергия и количество теплоты».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Внутренняя энергия и количество теплоты».

УКЗ


§1-11 (повт)

15-17


Фазовые переходы.

3

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы между агрегатными состояниями вещества: определения, формулы для количества теплоты и графики. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха. Удельные величины для фазовых переходов. Аморфные тела.

Знать смысл величин: удельная теплота плавления вещества, удельная теплота парообразования вещества, влажность воздуха.

Уметь описывать и объяснять процессы: плавление, кристаллизация, кипение, испарение, конденсация; использовать термометр для измерения влажности воздуха; приводить примеры практического использования знаний о фазовых переходах; решать задачи на применение формул для количества теплоты в фазовых переходах, закона сохранения энергии в тепловых процессах.

НЗ

ЛС

§12-15,

§3 (стр.182-183)

Задание 2 (№2)


I четверть


§16, 17, 19

Задание 3 (стр.43)

18


Измерение влажности воздуха в кабинете физики.

1

Использование термометра для определения влажности воздуха в комнате.

ЗЗ

Решение задач

§18, 20

Задание 4 (стр.51)

19-20


Расчёт количества теплоты для фазовых переходов.

2

Использование формул для расчёта количеств теплоты в фазовых переходах между агрегатными состояниями вещества.

ЗЗ

Решение задач

СР

Упр.8 (№4)


Упр.10 (№4)

21


Тепловые двигатели.

1

Тепловые двигатели: определение, примеры, принципы работы, КПД. Расчёт КПД теплового двигателя.

Уметь описывать и объяснять принципы работы тепловых двигателей; приводить примеры применения тепловых двигателей.

НЗ

ЛС

§21-24

Задание 5 (стр.57)

22


Расчёт КПД тепловых двигателей.

1

ЗЗ

Решение задач

§12-24 (повт.)

23


Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Агрегатные состояния вещества».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Агрегатные состояния вещества».

КЗ

Проверка работы


24


Анализ контрольной работы №2

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №2 «Агрегатные состояния вещества».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Агрегатные состояния вещества».

УКЗ


§12-24 (повт)







Тема 2. Физические процессы в Солнечной системе (4 часа)

25


Солнце и его роль в Солнечной системе.

1

Строение и состав Солнечной системы. Солнце и его роль в Солнечной системе. Две группы планет Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Малые тела Солнечной системы.

Знать смысл понятий: планета, астеройд, метеорит, комета, метеорное тело; состав Солнечной системы; строение Солнца; основные космогонические гипотезы происхождения Солнечной системы; отличительные признаки планет земной группы и планет-гигантов.

НЗ

ЛС







СР

§6.1 + конспект

26


Планеты земной группы.

1

§6.2-6.4 + конспект

27


Планеты-гиганты.

1

§6.5 + конспект

28


Малые тела Солнечной системы.

1

§6.6 + конспект

Тема 3.Электростатика (3 часа)

29


Электризация тел.

1

Электризация, электрический заряд и его свойства. Приборы для измерения величины и знака заряда. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Частицы, входящие в атом. Ионы. Закон сохранения электрического заряда.

Знать понятия: электрическое поле; смысл величин: электрический заряд; смысл законов: сохранения электрического заряда.

Уметь описывать и объяснять: явление электризации, взаимодействие заряженных тел; приводить примеры практического использования знаний об электризации; решать задачи на: закон сохранения электрического заряда, электрическое поле.

НЗ

ЛС

§25-27

30


Электрическое поле.

1

НЗ

ЛС

§28-30

31


Закон сохранения электрического заряда.

1

НЗ

ЛС, СР

§31

Тема 4. Постоянный электрический ток (26 часов)

32


Электрический ток.

1

Определение электрического тока, условия его существования, источники тока. Электрическая цепь и её элементы. Электрический ток в разных средах, носители заряда. Направление электрического тока. Определение силы тока и напряжения. Единицы измерения силы тока и напряжения. Измерение силы тока и напряжения с помощью электроизмерительных приборов. Электрические схемы.

Знать смысл величин: сила тока, напряжение.

Уметь использовать амперметр и вольтметр для измерения силы тока и напряжения; приводить примеры использования знаний об электрических цепях; решать задачи на составление электрических цепей.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

НЗ

ЛС

II чт.

33


Электрическая цепь.

1

НЗ

ЛС

§33-36;

задание 6 (№2)

34


Сила тока.

1

НЗ

ЛС

§37, 38

35


Электрическое напряжение.

1

НЗ

ЛС

§39-41

36


Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках».

1

П

Проверка ЛР

§37, 38 (повт.)

37


Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

П

Проверка ЛР

§39-41 (повт.)






38


Электрическое сопротивление.

1

Определение сопротивления цепи, обозначение, единицы измерения. Удельное сопротивление, формула для расчёта сопротивления, реостат. Опытное обоснование закона Ома для участка цепи. Применение реостата для изменения силы тока и напряжения на участке цепи.

Использование амперметра и вольтметра для измерения сопротивления участка цепи. Применение закона Ома и формулы для сопротивления. Полупроводники в технике и электронике.

Знать смысл величин: сопротивление; законов: Ома для участка цепи.

Уметь использовать реостат, амперметр и вольтметр для измерения сопротивления участка цепи, регулирования силы тока и напряжения на участке цепи; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и на этой основе выявлять зависимости: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления; приводить примеры практического использования реостатов; решать задачи на: закон Ома для участка цепи, формулу для сопротивления, чтение графиков зависимости силы тока от сопротивления и напряжения.

НЗ

ЛС

§43, 45

39


Закон Ома для участка цепи.

1

НЗ

ЛС

§42, 44

40


Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

1

П

Проверка ЛР

§47;

упр.21 (№4)

41


Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра».

1

П

Проверка ЛР

§4 (стр.183-184);

упр.19 (№4)

42-44


Расчёт параметров электрической цепи.

3

ЗЗ

Решение задач, СР

§46; упр.20 (№4)


Упр.19 (№7)


Упр.20 (№3)

45-46


Соединения проводников.

2

Схемы и законы основных соединений проводников. Методы расчёта электрических цепей.


Уметь приводить примеры использования основных соединений проводников в быту и технике; решать задачи на расчёт параметров цепей с применением законов соединений проводников и закона Ома для участка цепи..

НЗ

ЛС

§48


§49

47-48


Применение законов основных соединений проводников.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.22 (№1)


Упр.23 (№1)

49


Работа и мощность тока.

1

Тепловое действие тока: работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца, электробытовые приборы. Применение формул для расчёта энергетических параметров цепи.

Знать смысл величин: работа и мощность электрического тока; законов: Джоуля-Ленца.

Уметь описывать и объяснять тепловое действие тока; использовать амперметр и вольтметр для измерения мощности и работы тока; приводить примеры практического использования знаний о тепловом действии тока; применять формулы для работы и мощности тока, закон Джоуля-Ленца.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, контроля над исправностью электропроводки.

НЗ

ЛС

§50-52,

задание 7 (стр.123)

50


Закон Джоуля-Ленца.

1

НЗ

ЛС

§53

51


Электробытовые приборы.


НЗ

ЛС

§54, 55

Задание 8 (стр.127)

52-54


Расчёт энергетических параметров электрической цепи.

3

ЗЗ

Решение задач, СР

III чт.


Упр.25 (№2)


Упр.27 (№1)

55


Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке».

1

П

Проверка ЛР

§33-53 (повт.)






56


Контрольная работа №3 «Законы постоянного тока».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Постоянный электрический ток».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Постоянный электрический ток».

КЗ

Проверка работы


57


Анализ контрольной работы №3.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №3 «Постоянный электрический ток».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Постоянный электрический ток».

УКЗ


§33-53 (повт)

Тема 5. Световые явления (9 часов)

58


Источники света.

1

Источники света, световой луч. Тень и полутень. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало и построение изображений в плоском зеркале. Преломление света. Закон преломления. Призма. Линза и её основные виды. Оптическая сила и фокусное расстояние линзы. Построение изображений в линзах. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы. Оптические приборы и инструменты.

Знать смысл величин: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы; законов: прямолинейного распространения света, отражения света.

Уметь описывать и объяснять: отражение и преломление света; представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе зависимости: угла отражения света от угла его падения, угла преломления света от угла его падения; приводить примеры практического использования: плоского зеркала, очков, линзы; решать задачи на: построение изображений в плоском зеркале, линзах, закон отражения света, прямолинейного распространения света, формулу оптической силы линзы; использовать приборы для измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы.

НЗ

ЛС

§62

задание 12 (№3)

59


Отражение света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

1

НЗ

ЛС, СР

§63, 64

60


Преломление света.

1

НЗ

ЛС

§65

61


Линзы

1

НЗ

ЛС

§66, 67

62


Применение законов геометрической оптики.

1

ЗЗ

Решение задач

§5-7

(стр.184-188)

63

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1

ЗЗ

Решение задач, СР

Упр.32 (№5)

64

Лабораторная работа №8 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы».

1

П

Проверка ЛР

§62-67 (повт.)


65


Контрольная работа №4 «Световые явления».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Световые явления».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Световые явления».

КЗ

Проверка работы


66

Анализ контрольной работы №4.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №4 «Световые явления».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Световые явления».

УКЗ


§62-67 (повт.)


Итоговое повторение (2 часа)

67


Тепловые явления.

1

Базовые понятия (стандарт).

Знать определения, обозначение, физический смысл и нахождение изученных величин, законы термодинамики и электродинамики; применение изученных законов, явлений, формул.

ОСЗ

Защита проектов

§1-24 (повт.)

68

Электрические явления.

1



IV чт.



5.ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1), 68 часов

№ урока

дата

тема урока

кол-во часов

элементы содержания

требования к уровню подготовки

тип урока

вид контроля,

измерители

ДЗ

учебник;

Тема 1. Движение и взаимодействие тел (32 часа)

1


Небесная сфера и небесные координаты.

1

Механическое движение, примеры. Материальная точка. Система отсчёта. Небесная сфера и небесные координаты. Кульминации звёзд. Географические координаты и астрономические наблюдения. Время и календарь. Путь и перемещение, траектория, скорость, координата, ускорение. Виды механического движения. Основная задача механики. Равномерное движение по прямой: определение, закон и график движения.

Знать смысл понятий: механическое движение, небесная сфера, кульминация, материальная точка, система отсчёта; смысл величин: путь, перемещение, скорость, координата, ускорение.

Уметь описывать движение материальной точки по прямой, суточное движение звёзд; приводить примеры механического движения; решать задачи на закон равномерного прямолинейного движения, графики равномерного прямолинейного движения; выражать результаты вычислений в СИ.

НЗ

ЛС

§6.1, 6.3

2


Кульминации звёзд. Время и календарь.

1

НЗ

ЛС

§6.4, 6.5

3


Движение материальной точки.

1

НЗ

ЛС

§1

4


Виды механического движения и его характеристики.

2

НЗ

ЛС

§2, 3

5


ЗЗ

Решение задач

§4, 5;

упр.4 (№2)

6


Первый закон Ньютона.

1

Опытные факты, являющиеся обоснованием законов Ньютона, границы применимости законов. Следствия из законов Ньютона. Инерциальная система отсчёта. Равноускоренное движение точки вдоль прямой. Мгновенная скорость и перемещение равноускоренного движения точки. Измерение скорости и ускорения движения точки. Применение законов равноускоренного движения. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Знать смысл законов: Ньютона.

Уметь описывать равноускоренное движение тела, свободное падение тел; приводить опытные факты, доказывающие справедливость законов Ньютона, их практическое значение для объяснения движения; использовать приборы и инструменты для прямых измерений: промежутков времени, расстояний; косвенных измерений: скорости, ускорения; решать задачи на: применение законов Ньютона, формул и законов равноускоренного движения тел; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

НЗ

ЛС

§10; упр.10

7


Второй закон Ньютона.

1

НЗ

ЛС

§11

8


Законы прямолинейного равноускоренного движения.

1

НЗ

ЛС

§6-8


9


Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости».

1

П

Проверка ЛР

§6-8 (повт.)


10


Применение теории равноускоренного прямолинейного движения.

2

ЗЗ

Решение задач

Упр.6 (№1)

11


Упр.7 (№1)

12


Свободное падение тел.

1

НЗ

ЛС

§13, 14

13


ЗЗ

Решение задач

Упр.13 (№1)

14


Лабораторная работа №2 «Изучение свободного падения тел по стробоскопической фотографии».

1

П

Проверка ЛР

§13, 14 (повт.)

15


Третий закон Ньютона.

1

НЗ

ЛС

§12

16


Относительность движения.

1

Относительность механического движения. Системы мира.

Уметь приводить факты, доказывающие, что механическое движение и его характеристики относительны.

НЗ

ЛС

§9

I четверть

17


Виды сил в природе.

3

Классификация механических сил: силы упругости, силы тяжести, силы трения. Применение формул для сил и законов Ньютона.

Знать формулы для механических сил.

Уметь приводить примеры проявления механических сил в природе, быту и технике; решать задачи с применением формул для сил и законов Ньютона.

ЗЗ

Решение задач


СР

Упр.12 (№1)

18


§10-12 (повт.)

19


Упр.16 (№1, 2)

20


Закон всемирного тяготения.

1

Факты, приводящие к закону тяготения, формулировка закона, границы его применимости.

Знать смысл законов: всемирного тяготения.

Уметь приводить примеры практического использования знаний о всемирном тяготении; решать задачи на закон всемирного тяготения.

НЗ

ЛС

§15, 16

21


Кинематика и динамика криволинейного движения.

1

Особенности движения тела по кривой линии, линейная и угловая скорости, центростремительное ускорение. Вычисления параметров кругового движения.

Знать смысл величин: центростремительное ускорение.

Уметь описывать движение тела по окружности; решать задачи на вычисление характеристик кругового движения; использовать закон всемирного тяготения для объяснения движения небесных тел Солнечной системы.

НЗ

ЛС

§18, 19

22


Расчёт параметров криволинейного движения.

1

ЗЗ

Решение задач

Упр.18 (№1)

23


Применение закона тяготения и законов Ньютона.

2

Применение закона тяготения для объяснения движения небесных тел. Открытие новых планет. Определение расстояний до небесных тел, их масс и размеров.

НЗ

ЛС

§17; §6.6

24


ЗЗ

Решение задач

§20;

упр.19 (№1)

25


Импульс тела.

1

Определение импульса. Единицы измерения импульса. Закон сохранения импульса и его применение. Механическая энергия и её виды. Закон сохранения энергии и его применение.

Знать смысл величин: импульс тела; законов: сохранения механической энергии, сохранения импульса.

Уметь приводить примеры практического использования знаний о законе сохранения импульса, механической энергии; решать задачи на применение законов сохранения импульса и энергии, формул для импульса и энергии.

НЗ

ЛС

§21

26-27


Применение понятия импульса.

2

ЗЗ

Решение задач

§22


Упр. 21 (№1)

28


Закон сохранения энергии.

1

НЗ

ЛС

§23

29


Применение закона сохранения энергии.

1

ЗЗ

Решение задач

Упр.22 (№2)

30


Законы динамики.

1

Основные законы динамики механического движения.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Законы движения и взаимодействия тел».

ОСЗ

ЛС

§5-23 (повт.)

31


Контрольная работа №1 «Законы движения и взаимодействия тел».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Законы движения и взаимодействия тел».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Законы движения и взаимодействия тел».

КЗ

Проверка работы


32


Анализ контрольной работы №1.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №1 «Законы движения и взаимодействия тел».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Законы движения и взаимодействия тел».

УКЗ




II четверть


Тема 2. Механические колебания и волны (9 часов)

33


Колебательное движение.

2

Колебательное движение: примеры, особенности, виды, основные характеристики, график. Нитяной и пружинный маятники. Измерения периода и частоты колебаний. Вычисление основных параметров колебаний.

Уметь описывать и объяснять: свободные и вынужденные колебания, различие между ними; представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе зависимости: периода колебаний маятника от длины нити; решать задачи на чтение графиков механических колебаний и характеристики колебаний; приводить примеры практического использования знаний о механических колебаниях.

НЗ

ЛС

§24, 25

34


НЗ

ЛС

§28, 29

35


Характеристики колебаний.

2


НЗ

ЛС

§26

36


ЗЗ

Решение задач

Упр.24 (№4)

37


Лабораторная работа №3 «Исследование колебаний нитяного маятника».

1

П

Проверка ЛР

Упр.25 (№1)

38


Механическая волна и её характеристики.

1

Распространение колебаний в упругих средах. Виды волн. Основные характеристики волны. Звук и его характеристики. Распространение звука в разных средах. Вычисление основных параметров волны. Эхо.

Знать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна; смысл величин: длина и скорость волны.

Уметь описывать и объяснять особенности распространения колебаний в упругих средах; приводить примеры практического использования волн; вычислять основные характеристики механических волн.

НЗ

ЛС

§31-33

39


Звуковые волны и их характеристики.

1

НЗ

ЛС

§34-36


40


Распространение звука в разных средах.

1

НЗ

ЛС

§37-39

41


Расчёт параметров звуковой волны.

1

ЗЗ

Решение задач

§40;

упр.32 (№2)

Тема 3. Электромагнитные явления (11 часов)

42


Магнитное поле.

Лабораторная работа №4 «Изучение устройства и работы электромагнита и электродвигателя»

1

Опыты Эрстеда и Ампера как доказательства существования магнитного поля. Источники магнитного поля. Линии магнитного поля. Правило «правой» руки. Электромагниты и их применение. Действие магнитного поля на движущийся заряд и проводник с током. Электродвигатель. Индукция магнитного поля и магнитный поток. Применение правил «левой» и «правой» руки, формул для характеристик магнитного поля.

Знать смысл понятий: однородное и неоднородное магнитное поле; смысл физических величин: индукция и магнитный поток; устройство и принципы работы электромагнита и электродвигателя.

Уметь описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током и движущийся электрический заряд, взаимодействие постоянных магнитов; решать задачи с применением правил «левой» и «правой» руки; приводить примеры использования: электромагнитов и электродвигателя постоянного тока.

П

ЛС

§42-44

43


Действие магнитного поля.

1

НЗ

ЛС

§45

44


Характеристики магнитного поля.

1

НЗ

ЛС

§46, 47

45


Электромагнитная индукция.

1

Опыты Фарадея. Индукционный ток и его направление. Явления ЭМИ и самоиндукции. Энергия МП.

Знать правило Ленца для нахождения направления индукционного тока.

Уметь описывать и объяснять: явление электромагнитной индукции; решать задачи на явление электромагнитной индукции и правило Ленца.

НЗ

ЛС

§48, 49

46


Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

П

Проверка ЛР

§50




47


Переменный электрический ток.

1

Определение переменного тока. Генератор и трансформатор Преобразование и передача электроэнергии. Конденсатор. Электроёмкость и энергия плоского конденсатора. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Собственный период колебаний. Электромагнитное поле и волна. Скорость электромагнитной волны. Электромагнитные излучения и их воздействие на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения.

Знать смысл понятий: электромагнитное поле, электромагнитная волна, переменный электрический ток.

Уметь описывать и объяснять: принципы радиосвязи и телевидения, устройство и принципы работы конденсатора, получение свободных электромагнитных колебаний, распространение электромагнитных волн; приводить примеры практического использования знаний о конденсаторах; решать задачи на работу трансформатора, электромагнитные волны; применять физические знания для обеспечения безопасного воздействия переменного тока и электромагнитного излучения на живые организмы.

НЗ

ЛС

§51


48


Электромагнитные колебания.

1

НЗ

ЛС

§54, 55


49


Электромагнитное поле.

1

НЗ

ЛС

§52-53, 56


50


Связь электрического и магнитного полей.

1

ЗЗ

Решение задач

§42-56 (повт.)

51


Контрольная работа №2 «Электромагнитные явления».

1

Применение формул, законов и определений по изученной теме «Электромагнитные явления».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Электромагнитные явления».

КЗ

Проверка работы


52


Анализ контрольной работы №2.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №2 «Электромагнитные явления».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Электромагнитные явления».

УКЗ




III четверть

Тема 4. Оптика, строение атома и атомного ядра (14 часов)

53


Волновые и квантовые свойства света.

1

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Закон преломления света. Дисперсия света. Оптические спектры, наблюдение и изучение. Спектральные аппараты. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Гипотеза квантов. Постулаты Бора.

Знать смысл понятий: атом, спектр; смысл законов: преломления света, дисперсии.

Уметь описывать и объяснять преломление и дисперсию света, оптические спектры, опыт Резерфорда; решать задачи на преломление и дисперсию света.

НЗ

ЛС

§58, 59

54


Дисперсия света.

1

НЗ

ЛС

§60

55


Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

1

НЗ

ЛС

§62, 64

56


Строение атома.

1

НЗ

ЛС

§65, 66

57


Строение атомного ядра.

1

Протон-нейтронная модель ядра. Массовое и зарядовое числа. Изотопы, ядерные силы, энергия связи атомных ядер. Определение состава, дефекта массы и энергии связи ядер. Радиоактивность. Методы изучения треков частиц.

Знать смысл понятий: атомное ядро, изотопы.

Уметь описывать явление радиоактивности; определять состав изотопов; объяснять стабильность ядер.

НЗ

ЛС

§69-71

58


Стабильность ядер.

1

ЗЗ

Решение задач

§72, 73

упр.53 (№1)

59


Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

НЗ

ЛС

§67, 68

60


Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

П

Проверка ЛР

§67, 68 (повт.)

61


Ядерные реакции.

1

Деление ядер урана. Цепная реакция деления. Ядерная энергетика. Термоядерная реакция. Энергия Солнца и звёзд. Дозиметрия. Период полураспада. Закон распада. Биологическое действие излучений.

Знать смысл понятий: ионизирующие излучения.

Уметь описывать ядерные реакции деления ядра атома урана; приводить примеры практического использования знаний о ядерных реакциях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для оценки безопасности радиационного фона.

НЗ

ЛС

§74, 75


62


Ядерная энергетика.

1


НЗ

ЛС

§76, 77

63


Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

1


П

Проверка ЛР


64


Ионизирующие излучения.

1


ЗЗ

Решение задач

§58-79 (повт.)

65


Контрольная работа №3 «Оптика, строение атома и атомного ядра».

1

Применение формул, законов и определений по теме «Оптика, строение атома и атомного ядра».

Уметь применять определения, законы, формулы физических величин по теме «Оптика, строение атома и атомного ядра».

КЗ

Проверка работы


66


Анализ контрольной работы №3.

1

Выявление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы №3 «Оптика, строение атома и атомного ядра».

Уметь проводить самоанализ своих знаний и умений по изученной теме «Оптика, строение атома и атомного ядра».

УКЗ


§58-79 (повт)

Строение и развитие Вселенной (2 часа)

67


Строение и эволюция Вселенной.

2

Наша Галактика, её состав. Другие галактики. Эволюция звёзд и Вселенной. Термоядерные реакции.

Знать понятия: звезда, галактика; виды галактик, строение Вселенной.

Уметь объяснять строение Вселенной и её эволюцию.

НЗ

ЛС

§79; §9.1, 9.2 + конспект

68




Сокращения: НЗ – урок новых знаний; ЗЗ – урок закрепления знаний; П (ЛР) – урок-практикум (лабораторная работа); ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – урок контроля знаний (контрольная работа); УКЗ – урок коррекции знаний; ЛС – логическая схема урока (конспект).

















6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ


Для реализации целей и задач обучения по курсу «Физика и астрономия» в 7-9 классах (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основе АООП ООО вариант 7.1) используется УМК, включённый в федеральный перечень учебников, рекомендованный МП РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2020-2021 учебном году (Приказ №345 от 28 декабря 2018 года «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»):

1.А.В.Пёрышкин «Физика-7»: учебник для общеобразовательных учреждений, 12-е издание. – М.: Дрофа, 2008.

2.А.В.Пёрышкин «Физика-8»: учебник для общеобразовательных учреждений, 11-е издание. – М.: Дрофа, 2008.

3.А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика-9»: учебник для общеобразовательных учреждений, 13-е издание. – М.: Дрофа, 2008.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1.Сборник задач по физике, 7-9 классы/составители В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, 21-е издание. – М.: Просвещение, 2007/.

2.Сборник задач по физике, 7-9 классы/составители Л.Э.Генденштейн, Л.А.Кирик и другие, – М.: Илекса, 2005/.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев сборник нормативных документов «Физика» (федеральный компонент государственного стандарта). – М.: Дрофа, 2004.

2.В.А.Коровин, В.А.Орлов программы для общеобразовательных учреждений «Физика-астрономия» (7-11 классы). – М.: Дрофа, 2009.

3.А.А.Пинский, В.Г.Разумовский «Физика и астрономия», учебник для 7 класса, 4-е издание. – М.: Просвещение, 2000.

4.А.А.Пинский, В.Г.Разумовский «Физика и астрономия», учебник для 8 класса, 6-е издание. – М.: Просвещение, 2000.

5.А.А.Пинский, В.Г.Разумовский «Физика и астрономия», учебник для 9 класса, 5-е издание. – М.: Просвещение, 1999.

6.В.Ф.Шилов, техника безопасности в кабинете физики. – М.: Школьная пресса, 2002.

7.А.С.Енохович «Справочник по физике и технике». – М.: Просвещение, 1976.