СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике Класс: 10, классический курс авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике

Класс: 10, классический курс авторов

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин

Приложение - планирование. 2021 - 2022 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике Класс: 10, классический курс авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин»

9




Рабочая программа по физике

Класс: 10


2021 - 2022 учебный год





Пояснительная записка


Предметные результаты

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механика

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Молекулярная физика. Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Основы электродинамики

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное),

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


СОДЕРЖАНИЕ


Физика и познание мира

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механика

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения).. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Кинематика абсолютно твёрдого тела Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела.. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Равновесие абсолютно твёрдых тел

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условие равновесия жидкости.

Молекулярная физика. Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.. Влажность воздуха. Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и экспериментальные доказательства. Броуновское движение. Температура и тепловое равновесие. Шкалы Цельсия и Кельвина. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Силы взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях вещества. Модель «идеальный газ». Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории идеального газа. Внутренняя энергия, работа в термодинамике. Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

Основы электродинамики

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

Электрическая проводимость различных веществ. Ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости.

Ток в жидкостях. Закон электролиза. Ток в газах. Ток в вакууме


Количество учебных часов

2 часа в неделю, 68 часов в год.


Приложение

Учебно-тематическое планирование для 10 класса (базовый уровень)

68 часов в год (34 рабочих недель из расчёта 2 часа в неделю)


№ урока по программе /по теме

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Введение

1



1/1

Физика и познание мира. Стр.5 - 10

1




Кинематика





Кинематика точки и твёрдого тела

9



2/1

Механическое движение, система отсчёта. Траектория. Путь. Перемещение. (§1, 3)

1



3/2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение движения (§ 4)

1



4/3

Мгновенная и средняя скорость. Сложение скоростей (§ 8)

1



5/4

Ускорение. Движение с постоянным ускорением (§ 9, 10)

1



6/5

Решение задач на равноускоренное движение (§ 12)

1



7/6

Движение с постоянным ускорением свободного падения. Примеры решения задач (§ 13, 14)*

1



8/7

Равномерное движение точки по окружности. Кинематика абсолютно твёрдого тела. Примеры решения задач (§ 15, 16)

1



9/8

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности»

1



10/9

Контрольная работа № 1 «Кинематика»

1




Динамика





Законы механики Ньютона

4



11/1

Основное утверждение механики. Сила, масса, единица массы (§ 18, 19)

1



12/2

Iи II законы Ньютона. Примеры решения задач (§ 20, 21)

1



13/3

Решение задач на II закон Ньютона (§ 23)*

1



14/4

III закон Ньютона (§ 24)

1




Силы в механике

6



15/1

Силы в природе. Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Примеры решения задач (§ 27, 28)

1



16/2

Вес. Невесомость. (§ 33)




17/3

Деформация и сила упругости. Закон Гука. Примеры решения задач (§ 34)

1



18/4

Силы трения. Примеры решения задач (§ 36), (§ 37)*

1



19/5

Решение задач на тему «Законы динамики»

1



20/6

Контрольная работа № 2 «Динамика»

1




Законы сохранения в механике

8



21/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Примеры решения задач (§ 38), (§ 39)*

1



22/2

Реактивное движение

1



23/3

Механическая работа, мощность силы, энергия кинетическая. Примеры решения задач (§ 40,41)

1



24/4

Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. (§ 43, 44)

1



25/5

Закон сохранения энергии в механике. Примеры решения задач (§ 45), (§ 47)*

1



26/6

Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1



27/7

Решение задач на законы сохранения в механике

1



28/8

Контрольная работа № 3 «Законы сохранения»

1




Статика. Гидростатика

2



29/1

Равновесие тел. (§ 51)

1



30/2

Давление. Условие равновесия жидкости. (§ 53)

1




Молекулярная физика. Тепловые явления





Основы МКТ. МКТ идеального газа

5



31/1

Основные положения МКТ. Размеры молекул. Примеры решения задач (§ 56,57)

1



32/2

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. (§ 58, 59)

1



33/3

Основное уравнение МКТ газов. Примеры решения задач. (§ 60, 61)

1



34/4

Решение задач на основное уравнение МКТ газов

1



35/5

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул. Примеры решения задач. (§ 62, 63,65)

1




Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

3



36/1

Уравнения состояния идеального газа. Примеры решения задач. (§ 66,67)

1



37/2

Газовые законы. Примеры решения задач. (§ 68, 69)

1



38/3

Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

1




Взаимные превращения жидкостей и газов.

Жидкости и твёрдые тела

4



39/1

Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. (§ 71, 72)

1



40/2

Влажность воздуха. Примеры решения задач. (§ 73,74)

1



41/3

Свойства жидкости. Поверхностное натяжение. (§ 75) Кристаллические и аморфные тела. (§ 78)

1



42/4

Контрольная работа № 4. Основы МКТ. Газовые законы

1




Основы термодинамики

7



43/1

Внутренняя энергия, работа в термодинамике. Примеры решения задач (§ 79, 80)

1



44/2

Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса. . Примеры решения задач (§ 82, 83)




45/3

Первый закон термодинамики. Примеры решения задач (§ 84, 86)

1



46/4

Второй закон термодинамики. (§ 87)




47/5

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Примеры решения задач (§ 88,89)

1



48/6

Решение задач на тему «Законы термодинамики»

1



49/7

Контрольная работа № 5 «Законы термодинамики»

1




Основы электродинамики.





Электростатика

5



50/1

Электрический заряд. Закон сохранения заряда . (§ 90) Закон Кулона. Единица электрического заряда. Примеры решения задач (§ 91,92)

1



51/2

Электрическое поле. Напряженность. Поле точечного заряда и заряженного шара. Примеры решения задач (§ 94, 95, 96, 97*)

1



52/3

Потенциал электрического поля и разность потенциалов. Связь между напряжённостью и разностью потенциалов. Примеры решения задач (§ 100 - 102)

1



53/4

Электроемкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. Примеры решения задач (§ 103 - 105)

1



54/5

Контрольная работа № 6 «Электростатика»

1




Законы постоянного тока

8



55/1

Электрический ток. Сила тока. (§ 106)

1



56/2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. (§ 107)

1



57/3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Примеры решения задач (§ 108, 109)




58/4

Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1



59/5

Работа и мощность постоянного тока. (§ 110)

1



60/6

ЭДС. Закон Ома для полной цепи. (§ 111, 112)

1



61/7

Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1



62/8

Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока»

1




Электрический ток в различных средах

6



63/1

Электрическая проводимость различных веществ. Ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. (§ 114, 115)

1



64/2

Ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. (§ 116)

1



65/3

Ток в жидкостях. Закон электролиза. (§ 119)

1



66/4

Ток в газах Ток в вакууме

1



67/5

Итоговая контрольная работа (Промежуточная аттестация)

1



68/6

Развитие электроники











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!