СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике в 9 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике в 9 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»





УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СШ № 70

____________И.И.Луковикова

Приказ

от «31» августа 2020 г.

№ 01-08/249






Рабочая программа

по физике


в 9 б классе


на 2020-2021 учебный год




Учитель:



Лаврова Дарья Владимировна,

учитель физики









г. Ярославль

2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

3. ООП ООО (утверждена приказом директора от 01.09. 2019г.№ 01-08/336);

4. Положение о рабочей программе учебного предмета МОУ «СШ №70»

5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

7. Примерная программа по учебному предмету Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК

А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. —

76, [2] с.

6. Приказ директора школы от «31» августа 2020г. № 01-08/249 о перечне учебников.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 3 ч. в неделю. Таким образом, при 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 102 ч.

Промежуточная аттестация по физике в 9 классе проводится в форме интегрированного зачета. Для тех, кто предварительно выбрал информатику для сдачи ОГЭ, промежуточная аттестация проводится в тестовой форме.

2. Планируемые предметные результаты освоения физики на уровень обучения отражены в образовательной программе школы

Планируемые предметные результаты в 8 классе

Тема/раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность

Механические явления :

Законы взаимодействия и движения тел (30 ч)

Механические колебания и волны. Звук. (14 ч)

  • проводить наблюдения физических явлений, проводить прямые измерения физических величин: при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук)

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: перемещение, скорость, ускорение, период обращения, импульс тела, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса,

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения)

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электромагнитные явления:

Электромагнитное поле (24ч)

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы

- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательстввыдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки

Квантовые явления:

Строение атома и атомного ядра

(18ч)


распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин6, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

  • проводить наблюдения физических явлений, проводить прямые измерения физических величин: при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;


  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза

Элементы астрономии:

Строение и эволюция Вселенной (6ч)

указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;


  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.







3. Содержание учебного предмета физика, с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отображено в образовательной программе школы.

Содержание учебного предмета физика в 9 классе отражено в календарно-тематическом планировании.

Название темы

Количество часов

общее

теория

Лабораторные работы

Проверочные работы

Контрольные работы

1

Законы взаимодействия и движения тел

30

24

2

3

1

2

Механические колебания и волны. Звук

14

12

1


1

3

Электромагнитное поле

24

17

3

3

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

18

11

4

2

1

5

Строение и эволюция Вселенной

16

13


1

2


ИТОГО

102

77

10

9

6


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

урока в теме

Содержание
(что пройдено на уроке)

Дата

По плану

Фактическая

Тема № 1 «Законы взаимодействия и движения тел» 30ч

1

1

Материальная точка как модель физического тела. Система отсчета.



2

2

Путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела.



3

3

Равномерное прямолинейное движение. Скорость и перемещение прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени.



4

4

Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Мгновенная скорость



5

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График зависимости скорости от времени.



6

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. График зависимости перемещения от времени.



7

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.



8

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».



9

9

Решение задач по тематическому блоку кинематика.



10

10

Проверочная работа №1 по тематическому блоку кинематика



11

11

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.



12

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Инерция.



13

13

Второй закон Ньютона.



14

14

Третий закон Ньютона.



15

15

Решение задач на законы Ньютона.



16

16

Решение задач на законы движения связанных тел.



17

17

Свободное падение тел. Невесомость.



18

18

Движение тела под углом к горизонту





19

19

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»



20

20

Закон всемирного тяготения.



21

21

Равномерное движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.



22

22

Искусственные спутники Земли.



23

23

Решение задач по тематическому блоку динамика.




24

24

Проверочная работа №2.



25

25

Импульс тела. Закон сохранения импульса.



26

26

Закон сохранения механической энергии.



27

27

Решение расчётных задач на закон сохранения импульса и энергии



28

28

Проверочная работа №3



29

29

Обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел».



30

30

Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»



Тема № 2 «Механические колебания и волны. Звук» 14ч

31

1

Анализ контрольной работы

Колебательное движение. Механические колебания. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.



32

2

Период, амплитуда, частота, колебаний.



33

3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»



34

4

Затухающие колебании. Вынужденные колебания. Резонанс. Превращение энергии при колебательном движении.



35

5

Гармонические колебания.



36

6

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Механические волны в однородных средах.



37

7

Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом.



38

8

Звук как механическая волна. Источники звука.



39

9

Громкость, тембр и высота тона звука.



40

10

Распространение звука. Скорость звука.



41

11

Эхо. Звуковой резонанс.



42

12

Решение задач по теме: «Механические колебания и звук»



43

13

Обобщающий урок по теме: «Механические колебания и звук».



44

14

Контрольная работа №2 по теме: «Механические колебания и звук»



Тема № 3 «Электромагнитное поле»24 часа

45

1

Анализ Контрольной работы.

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Обнаружение магнитного поля.



46

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.



47

3

Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Сила Ампера и сила Лоренца.



48

4

Решение задач на нахождение модуля силы Ампера и силы Лоренца и их направления.



49

5

Проверочная работа №4



50

6

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.



51

7

Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея



52

8

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».



53

9

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.



54

10

Решение задач на применение правила Ленца.



55

11

Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние..



56

12

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Лабораторная работа 5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).



57

13

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн.



58

14

Проверочная работа №5. Электромагнитные колебания. Колебательный контур.



59

15

Решение задач на определение периода и частоты электромагнитных колебаний



60

16

Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.



61

17

Свет – электромагнитные волна. Скорость света.



62

18

Закон преломления света, показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел.



63

19

Интерференция и дифракция света. Проверочная работа №6.



64

20

Типы оптических спектров. Лабораторная работа №5 ««Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»



65

21

Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры. Происхождение линейчатых спектров.



66

22

Решение задач по теме: «Электромагнитное поле»



67

23

Обобщающий урок по теме: «Электромагнитное поле»



68

24

Контрольная работа №3 по теме: «Электромагнитное поле»



Тема № 4 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» 18 часов

69

1

Анализ контрольной работы.

Строение атомов. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение.



70

2

Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда.



71

3

Радиоактивные превращения атомных ядер. Правила смещения для альфа и бетта распаде при ядерных реакциях.



72

4

Ядерные реакции. Сохранение массового и зарядового чисел при ядерных реакциях.



73

5

Экспериментальные методы исследования частиц. Проверочная работа №6.



74

6

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».



75

7

Ядерная модель атома. Состав атомного ядра. Протонно-нейтроная модель атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Физический смысл массового и зарядового чисел. Изотопы. Проверочная работа №7



76

8

Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс, энергия связи атомных ядер



77

9

Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Цепная реакция. Деление ядер урана.



78

10

Лабораторная работа №7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»



79

11

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия.



80

12

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.



81

13

Источники энергии Солнца и звезд. Термоядерная реакция. Практическая работа №4.



82

14

Лабораторная работа №8. «Оценка периода полураспада находяцихся в воздухе продуктов распада газа радона»




83

15

Лабораторная работа №9. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»



84

16

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра»



85

17

Обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра»



86

18

Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра»



Тема №5. «Строение и эволюция Вселенной» 16 часов

87

1

Анализ контрольной работы

Проис­хождение, состав и строение Солнечной системы.



88

2

Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Планеты Солнечной системы.



89

3

Малые тела Солнечной системы



90

4

Физическая природа Солнца и звезд. Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд



91

5

Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва. Проверочная работа №8



92

6

Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция Вселенной»



93

7

Анализ контрольной работы Итоговое повторение



94

8

Итоговое повторение



95

9

Итоговое повторение



96

10

Итоговое повторение



97

11

Итоговое повторение



98

12

Итоговое повторение



99

13

Итоговое повторение



100

14

Итоговое повторение



101

15

Итоговая контрольная работа за год



102

16

Анализ контрольной работы. Подведение итогов.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!