Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8
х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./
От «18» 07.2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала
Чувилко Л.Н.
учитель
начальных классов
х. Чернышёв
2022г
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Физическая культура» отводится 3 часа в неделю из обязательной части, 102 часа в год (при 34 неделях)
Планируемые результаты:
Освоение с учетом рабочей программы воспитания
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Основное содержание
(102 часа)
Укрепление здоровья и личная гигиена
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физическиой культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики. (18ч.)
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) скамейке, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на гимнастической лавке, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения.(21ч.) Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.(18ч.) Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Изучение адыгейских национальных игр.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе овладения физической культурой происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты сердечных сокращений и самочувствия. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
НР и Э(этнокультурной) особенности -10% по приказу МО РА.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
5 | Адыгейские игры:Цы1ашк1(комок шерсти), Джанкъылыщ (захват противника) | 1 | | |
16 | Адыгейские игры: Хьакургъячъ (катание колеса), Пэ1о к1адз (подлог шапки) | 1 | | |
32 | Адыгейские игры: Лъэс шыу (пешие всадники),Гъу (сухой прут) | 1 | | |
49 | Адыгейские игры: Гъур, хьалакъ, дыргъу (аналогична русской игре «котёл», Чын (волчок) | 1 | | |
61 | Адыгейские игры: Мыжъо дзыныр (метание камня) ,Чэтыу шак1у (кот-охотник) | 1 | | |
62 | Адыгейские игры: Дэшхоеу (метание орехов),Чъэн (бегать) | 1 | | |
77 | Адыгейские игры: Шыгъачъэ (скачки), П1ай (чижик),Ц1ырап1ын (чижик) | 1 | | |
78 | Адыгейские подвижные игры:1ахъо (пастух),Лормэ | 1 | | |
101 | Адыгейские подвижные игры: Т1ыргъо, Къэрэу-къэрэу ( журавли-журавушки) | 1 | | |
102 | Обобщающий урок. Адыгейские игры (по выбору учащихся). | 1 | | |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы и темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Знания о физической культуре. | День Знаний | 1 | |
2. | Деятельность оздоровительной направленности. | Формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни | 10 | |
3. | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. | Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации | 18 | |
4. | Физическое развитие и физическая подготовка | Воспитание сознательного отношения к процессу обучения | 16 | |
5. | Акробатические упражнения с элементами гимнастики. | Реализация возможностей в различных видах деятельности обучающихся | 18 | |
6. | Легкоатлетические упражнения. | Формировать понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовленность | 21 | |
7. | Подвижные игры с элементами спортивных игр. | Формировать умения организовывать самостоятельную работу с соблюдением техники безопасности | 18 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Инструктаж по ТБ .Построение в шеренгу и колонну по одному, команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». | 1 | | |
2 | Повороты направо, налево, переступанием. Бег 30 м. Высокий старт | 1 | | |
3 | Прыжок в длину с места .Бег до 4 мин. с изменением направления в чередовании с ходьбой. | 1 | | |
4 | Прыжок в длину с места. Бег по прямой 20-40 м. п/и «К своим флажкам». | 1 | | |
5 | Адыгейские игры:Цы1ашк1(комок шерсти), Джанкъылыщ (захват противника) | 1 | | |
6 | Прыжок в длину с места –контрольное упражнение. Метание мяча на дальность. | 1 | | |
7 | Бег 30 м – контрольное упражнение. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 | | |
8 | Перестроение из одной шеренги в две. Метание мяча. Игра «Кто дальше бросит». | 1 | | |
9 | Метание мяча на дальность –контрольное упражнение. Подтягивания на перекладине. | 1 | | |
10 | Свое место в колонне. Челночный бег 3х10 м. п/и «Лисы и куры» | 1 | | |
11 | Инструктаж по ТБ во время занятий играми. Построение в колонну по одному. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. | 1 | | |
12 | Подвижная игра «Быстро встать в строй» | 1 | | |
13 | Удары мяча о пол и ловля его одной рукой. | 1 | | |
14 | Передача и ловля мяча на месте в парах. | 1 | | |
15 | Ведение мяча на месте, ловля мяча отскочившего от пола. П/и «Бросай-поймай» | 1 | | |
16 | Адыгейские игры: Хьакургъячъ (катание колеса), Пэ1о к1адз (подлог шапки) | 1 | | |
17 | Построение в две шеренги по расчету. Ловля и передача мяча в движении. | 1 | | |
18 | Основная стойка и передвижения баскетболиста. Ведение мяча на месте. | 1 | | |
19 | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед и перепрыгиванием справа и слева от шнура. | 1 | | |
20 | Урок-игра. п/и «Мяч водящему» | 1 | | |
21 | Основная стойка и передвижение баскетболиста приставным шагом. | 1 | | |
22 | Перебрасывание мяча одной рукой и ловля двумя руками. Игра «Мяч водящему». | 1 | | |
23 | Ведение мяча стоя на месте, передача и ловля. п/и «Мяч в корзину» | 1 | | |
24 | Урок-игра. п/и «Бросай - поймай». Подведение итогов четверти. | 1 | | |
25 | Ходьба и бег парами. Забрасывание мяча в корзину. | 1 | | |
26 | Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за головы. | 1 | | |
27 | Урок-игра «Играй-играй мяч не теряй», «Мяч водящему». | 1 | | |
28 | Инструктаж по ТБ Правила поведения в гимнастическом зале. Повороты на месте; Ходьба и бег врассыпную и с остановкой по сигналу. | 1 | | |
29 | Счет по три и перестроение в три шеренги. Ходьба и бег с перепрыгиванием через предметы. | 1 | | |
30 | Ходьба и бег между предметами, ползание по гимнастической скамейке на животе. | 1 | | |
31 | Упражнения по гимнастической скамейке парами. | 1 | | |
32 | Адыгейские игры: Лъэс шыу (пешие всадники),Гъу (сухой прут) | 1 | | |
33 | Прыжки через скакалку. Построение в круг на вытянутые руки. | 1 | | |
34 | Ходьба на носках и пятках по гимнастической скамейке. Равновесие. Подтягивание лежа на наклонной скамье. | 1 | | |
35 | Разучить лазанье по наклонной скамейке с опорой на руки. Перелезание через стопку матов. | 1 | | |
36 | Ходьба по уменьшенной площади опоры с сохранением устойчивого равновесия. | 1 | | |
37 | Прыжки на двух ногах через короткую скакалку. Лазанье произвольным способом. | 1 | | |
38 | ОРУ с малыми мячами. Перестроения в три шеренги. | 1 | | |
39 | ОРУ с гимнастической палкой. Повороты кругом стоя и при ходьбе на носках. | 1 | | |
40 | Упражнения на равновесие. п/и «Два мороза» | 1 | | |
41 | Кувырок вперед из упора присев. | 1 | | |
42 | Кувырок вперед из упора присев. Стойка на лопатках с поддержкой , согнув ноги. | 1 | | |
43 | Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через набивные мячи. Лазанье по канату. | 1 | | |
44 | ОРУ с гимнастической палкой. Кувырок вперед. Полоса препятствий. | 1 | | |
45 | ОРУ со скакалкой. Разучить «Мост» лежа на спине (со страховкой). | 1 | | |
46 | Акробатика: «Мост» и стойка на лопатках. П/и «Прыгающие воробушки». | 1 | | |
47 | Мальчики: подтягивание в висе на перекладине; девочки - подтягивание в висе лежа. Комплексный Подвижная игра: «У медведя во бору» | 1 | | |
48 | Строевые упражнения. П/и «Через кочки и пенечки». | 1 | | |
49 | Адыгейские игры: Гъур, хьалакъ, дыргъу (аналогична русской игре «котёл», Чын (волчок) | 1 | | |
50 | Упражнения в висе стоя и лежа | 1 | | |
51 | Упражнения в висе стоя и лежа | 1 | | |
52 | Акробатическая комбинация | 1 | | |
53 | Упражнения в висе стоя и лежа | 1 | | |
54 | Упражнения в висе стоя и лежа | 1 | | |
55 | Упражнения в равновесии на гимнастической лавке | 1 | | |
56 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа | 1 | | |
57 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, лежа | 1 | | |
58 | Упражнения на гимнастической стенке | 1 | | |
59 | Комбинация из освоенных элементов | 1 | | |
60 | Комбинация из освоенных элементов | 1 | | |
61 | Адыгейские игры: Мыжъо дзыныр (метание камня) ,Чэтыу шак1у (кот-охотник) | 1 | | |
62 | Адыгейские игры: Дэшхоеу (метание орехов),Чъэн (бегать) | 1 | | |
63 | Техника безопасности во время занятий играми Ведение мяча на месте и в движении. | 1 | | |
64 | Ведение мяча с изменением направления | 1 | | |
65 | Ведение мяча с изменением направления | 1 | | |
66 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | 1 | | |
67 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в тройках, по кругу. | 1 | | |
68 | Учебная игра в «мини-баскетбол» | 1 | | |
69 | Учебная игра в «мини-баскетбол» | 1 | | |
70 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | 1 | | |
71 | Верхняя и нижняя передачи мяча в парах | 1 | | |
72 | Нижняя прямая подача | 1 | | |
73 | Учебная игра в «Пионербол» | 1 | | |
74 | Учебная игра в «Пионербол» | 1 | | |
75 | Выполнение нормативов по гимнастике с элементами акробатики. | 1 | | |
76 | Бег по пересеченной местности | 1 | | |
77 | Адыгейские игры: Шыгъачъэ (скачки), П1ай (чижик),Ц1ырап1ын (чижик) | 1 | | |
78 | Адыгейские игры: Шыгъачъэ (скачки), П1ай (чижик),Ц1ырап1ын (чижик) | 1 | | |
79 | Инструктаж по ТБ. Стойка и перемещение в стойке на согнутых в коленном суставе ногах.«Играй-играй мяч не теряй». | 1 | | |
80 | Перемещения в шаге и беге, прыжок вверх толчком двумя ногами. «Мяч водящему». | 1 | | |
81 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола. П/и «У кого меньше мячей». | 1 | | |
82 | Перемещения: ловля и передача мяча двумя руками от груди, после подбрасывания над собой. «Передал -садись». | 1 | | |
83 | Передача и ловля мяча от груди на месте партнеру, после перемещения в эстафетах и подвижных играх. | 1 | | |
84 | Бег с остановками в шаге, с изменением направления движения.П./и «Передал -садись». | 1 | | |
85 | Ловля мяча на месте в паре. «Играй-играй мяч не теряй». | 1 | | |
86 | Игра: «Попади в обруч», «Мяч соседу». | 1 | | |
87 | Игры «Пятнашки с освобождением», «Играй-играй мяч не теряй». | 1 | | |
88 | Передвижение по прямой: свободный бег, ускорение, свободный бег (по звуковому сигналу). | 1 | | |
89 | Остановка в широком шаге по сигналу при беге в среднем темпе. П/и «Мяч соседу». | 1 | | |
90 | О.Р.У. с мячом. Передачи в колоннах двумя руками, одной слева, одной справа. | 1 | | |
91 | Эстафеты с ведением и передачей мяча. Игра «Школа мяча» | 1 | | |
92 | Техника безопасности при беге, метаниях и прыжках. Прыжки через скакалку. | 1 | | |
93 | Бег на 30м с высокого старта; поднимание и опускание туловища за 30секунд | 1 | | |
94 | Прыжок в длину с места. Челночный бег 3х10 м. Игра «К своим флажкам». | 1 | | |
95 | Челночный бег 3х10 м. Прыжок в длину с места.«Рыбаки и рыбки», «Невод». | 1 | | |
96 | Многоскоки с ноги на ногу. Прыжок в длину с места.Наклон вперед из положения сед на полу; сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 | | |
97 | Прыжок в длину с разбега с мягким приземлением на обе ноги. Челночный бег (3х10 м). П/и «Лисы и куры». | 1 | | |
98 | Бег 30 м. Прыжки в длину с разбега (отталкиваться одной, приземляться на обе ноги). «Пятнашки», «Попрыгунчики воробушки». | 1 | | |
99 | Прыжки в длину с разбега (обратить внимание на отталкивание одной ногой). Подвижная игра «Круг-кружочек». | 1 | | |
100 | Бег на 500 м в умеренном темпе.П/и «Так и так». | 1 | | |
101 | Адыгейские подвижные игры: Т1ыргъо, Къэрэу-къэрэу (журавли-журавушки) | 1 | | |
102 | Обобщающий урок. Адыгейские игры (по выбору учащихся). | 1 | | |