Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №5 г. Закаменск»
Принято На заседании педагогического совета МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Протокол №1 от 24.08.2021 г. Обсуждено на методическом объединении учителей физической культуры. Протокол №1 от 24.08.2021 г. | Согласовано с заместителем директора по УВР ________ | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» ________ |
Рабочая программа
по физической культуре
Предмет: физическая культура
Класс: 2
Всего часов: 102
Количество часов в неделю: 3 час в неделю.
Ефремова Ирина Александровна
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
г.Закаменск 2021 год.
Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. №115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся". (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
Устав МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»
Основная образовательная программа НОО МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск».
Примерная программа по предмету физическая культура «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы». Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич Москва «Просвещение» 2019 г.
Учебники «Физическая культура 1-4 класс» В.И.Лях Москва «Просвещение» 2015 г.
Цели и задачи программы.
При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка.
Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здоровго и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Содержание программы
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате обучения, обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности. Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «Физическая культура», «режимдня»;
характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»:характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на урокахфизической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе);
выполнять подбор упражнений для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений;
вести систематические наблюдения за динамикой показателей; выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушениязрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия);
оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); выполнять организующие строевые команды и приѐмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
12 выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей); выполнять приѐмысамостраховки и страховки;
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игрразной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учѐтом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приѐмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; выполнять базовую технику самбо;
играть в баскетбол и футбол по упрощѐнным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке, в том числе входящие в программу ВФСК «ГТО»;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов).
содержание курса (сетка часов 2 класс)
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов | 1 че-ть | 2 че-ть | 3 че-ть | 4 че-ть |
1. | Основы знаний (в процессе урока) | * | * | * | * | * |
2. | Подвижные игры | 32 | 8 | | 9 | 14 |
3. | Легкая атлетика | 28 | 10 | | 8 | 10 |
4. | Гимнастика САМБО | 20 10 | 9 | 11 10 | | |
5. | Конькобежная подготовка | 6 | | | 6 | |
6. | Лыжная подготовка | 6 | | | 6 | |
7 | Тестирование (входная диагностика) | 22 | 2+1+2 | 2+3 | 2+1+2+2 | 3+2 |
8. | Вариативная часть (в процессе урока) | * | * | * | * | * |
| Итого | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
Количество и распределение контрольных уроков по разделам/темам
№ | Название раздела | Количество часов, отводимое на изучение данного раздела | Количество контрольных уроков и форма проведения КР (ЛР, ДР, тест, изложение, сочинение, диктант и т.д. | Проектная деятельность |
1 | Л/атлетика | 28 | 4 | |
2 | Гимнастика | 20 | 4 | |
3 | САМБО | 10 | 3 | |
4 | Конькобежная подготовка | 6 | 2 | |
5 | Лыжная подготовка | 6 | 2 | |
6 | Подвижные игры | 32 | 7 | 1 |
| итого | 102 | 22 | 1 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 2 кл.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Тестирование. Прыжки в длину с места. | 1 |
2 | Тестирование. Отжимание в упоре лежа. | 1 |
3 | Эстафеты: «Смена сторон», «Вызов номеров», круговая эстафета. | 1 |
4 | Бег с ускорениями от 20 до 30 метров. | 1 |
5 | Бег 30 метров на время. | 1 |
6 | Равномерный, медленный бег до 8 минут. | 1 |
7 | Кросс до 1 км. | 1 |
8 | Пробегание отрезков20-30 метров по 2-4 раза. | 1 |
9 | Кросс до 1 км. | 1 |
10 | Метание малого мяча в цель. | 1 |
11 | Метание малого мяча в цель. | 1 |
12 | Метание малого мяча в цель. | 1 |
13 | Челночный бег 3*10 метров. | 1 |
14 | Челночный бег 3*10 метров. | 1 |
15 | Челночный бег 3*10 метров. | 1 |
16 | Эстафеты с бегом на скорость. | 1 |
17 | Эстафеты с бегом на скорость. | 1 |
18 | Эстафеты с бегом на скорость. | 1 |
19 | Метание мяча двумя руками. | 1 |
20 | Метание мяча двумя руками. | 1 |
21 | Метание мяча двумя руками. | 1 |
22 | Броски и ловля мяча в парах. | 1 |
23 | Броски и ловля мяча в парах. | 1 |
24 | Броски и ловля мяча в парах. | 1 |
25 | Подъем туловища. | 1 |
26 | Отжимание в упоре лежа. | 1 |
27 | Подтягивание из виса. | 1 |
28 | Акробатические упражнения. Лазанье. | 1 |
29 | Висы и упоры. Прыжки через скакалку. | 1 |
30 | Ходьба по бревну. Лазанье. | 1 |
31 | Висы и упоры. Акробатические упражнения. | 1 |
32 | Лазанье. Прыжки через скакалку. | 1 |
33 | Ходьба по бревну. Висы и упоры. | 1 |
34 | Акробатические упражнения. Лазанье. | 1 |
35 | Висы и упоры. Ходьба по бревну. | 1 |
36 | Акробатические упражнения. | 1 |
37 | Лазанье. | 1 |
38 | Висы и упоры. | 1 |
39 | Ходьба по бревну. | 1 |
40 | Прыжки через скакалку. | 1 |
41 | Подъем туловища. | 1 |
42 | Подъем туловища. | 1 |
43 | Подъем туловища. | 1 |
44 | Отжимание в упоре лежа. | 1 |
45 | Отжимание в упоре лежа. | 1 |
46 | Отжимание в упоре лежа. | 1 |
47 | Подтягивание из виса. | 1 |
48 | Подтягивание из виса. | 1 |
49 | Прыжки в высоту с разбега. | 1 |
50 | Прыжки в высоту с разбега. | 1 |
51 | Прыжки в высоту с разбега. | 1 |
52 | Поворот на месте. | 1 |
53 | Передвижение скользящим шагом. | 1 |
54 | Подъем ступающим шагом. | 1 |
55 | Прохождение дистанции 500 метров. | 1 |
56 | Спуски с коротких склонов. | 1 |
57 | Прохождение дистанции до 1 км. | 1 |
58 | Попеременно двухшажный ход. | 1 |
59 | Переступание на месте. | 1 |
60 | Упражнения в спусках с гор. | 1 |
61 | Поворот переступанием. | 1 |
62 | Подъем ступающим шагом. | 1 |
63 | Катание с гор. | 1 |
64 | Броски в цель. | 1 |
65 | Броски в цель. | 1 |
66 | Броски в цель. | 1 |
67 | Ведение мяча. | 1 |
68 | Ведение мяча. | 1 |
69 | Ведение мяча. | 1 |
70 | Метание на дальность отскока. | 1 |
71 | Метание на дальность отскока. | 1 |
72 | Метание на дальность отскока. | 1 |
73 | Метание мяча от груди. | 1 |
74 | Метание мяча от груди. | 1 |
75 | Метание мяча от груди. | 1 |
76 | Прыжки через скакалку. | 1 |
77 | Отжимание в упоре лежа. | 1 |
78 | Подтягивание из виса. | 1 |
79 | Ведение мяча. | 1 |
80 | Ведение мяча. | 1 |
81 | Ведение мяча. | 1 |
82 | Броски в кольцо. | 1 |
83 | Броски в кольцо. | 1 |
84 | Броски в кольцо. | 1 |
85 | Равномерный медленный бег до 8 минут. | 1 |
86 | Кросс до 1 км. | 1 |
87 | Пробегание отрезков 20-30 метров по 2-4 раза. | 1 |
88 | Равномерный бег до 8 минут. | 1 |
89 | Кросс до 1 км. | 1 |
90 | Бег с ускорениями от 20 до 30 метров. | 1 |
91 | Соревнования по бегу до 60 метров. | 1 |
92 | Бег 30 метров на время. | 1 |
93 | Прыжки в длину с разбега. | 1 |
94 | Прыжки в длину с разбега. | 1 |
95 | Прыжки в длину с разбега. | 1 |
96 | Метание мяча на дальность. | 1 |
97 | Метание мяча на дальность. | 1 |
98 | Метание мяча на дальность. | 1 |
99 | Прыжки через скакалку. | 1 |
100 | Прыжки через скакалку. | 1 |
101 | Тестирование. Прыжки в длину с места. | 1 |
102 | Тестирование. Отжимание в упоре лежа. | 1 |
ТАБЛИЦА НОРМАТИВОВ (НОРМ) ГТО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ
полная версия нормативов для 6-8 лет
№ | Упражнение | МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ |
золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок | золотой значок | серебряный значок | бронзовый значок |
1.1 | Челночный бег 3х10 метров (секунд) | 9,2 | 10,0 | 10,3 | 9,5 | 10,4 | 10,6 |
1.2 | или бег на 30 метров (секунд) | 6,0 | 6,7 | 6,9 | 6,2 | 6,8 | 7,1 |
2 | Смешанное передвижение на 1000м (мин:сек) | 5:20 | 6:40 | 7:10 | 6:00 | 7:05 | 7:35 |
3.1 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) | 4 | 3 | 2 | - | - | - |
3.2 | или подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) | 15 | 9 | 6 | 11 | 6 | 4 |
3.3 | или отжимания: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз) | 17 | 10 | 7 | 11 | 6 | 4 |
4 | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи - см) | +7 | +3 | +1 | +9 | +5 | +3 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа Физическая культура В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 г.
2. Лях В. И. Физическая культура. 1—4 классы: Учебник для общеобразовательных . М.: учреждений Просвещение, 2018г.
3. Патрикеев А. Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 2 класс. М.: ВАКО, 2018г
4. Глазырина Л.Д Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры 1- 4класс Москва « Владос» 2002.
5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги уроки здоровья 1-5 класс Москва «Вако» 2004г.
6..Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе «Владос» Москва, 2002г
7. Журнал «Физическая культура в школе».
8. Смирнова Л. А Общеразвивающие упражнения для младших школьников Москва «Владос» 2020г
Учебно-практические оборудование:
Стенка гимнастическая; бревно гимнастическое напольное; скамейки гимнастические; козел гимнастический; канат для лазанья; мост гимнастический подкидной; комплект навесного оборудования ( перекладина, брусья ) гантели наборные; коврики гимнастические; маты гимнастические, мячи малые ( теннисные ),скакалки гимнастические; обручи гимнастические; рулетка измерительная; щиты баскетбольные; мячи баскетбольные; стойки волейбольные; сетки волейбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные; табло перекидное; ворота для мини-футбола; насос для накачивания мячей; аптечка медицинская.