Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Филипповская основная общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области
Принята на заседании
педагогического совета
МКОУ «Филипповская основная
общеобразовательная школа»
протокол №1
от 30 августа 2019 года
Введена в действие
приказом по МКОУ «Филипповская
основная общеобразовательная школа»
от 30.08.2019 года № 69
директор школы
______________ Тарасов А.И
Рабочая программа
по французскому языку
для 8-9 классов
Разработчик: Колбас Алла Викторовна, учитель французского и немецкого языков
Квалификационная категория: первая
д. Алябьева
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по французскому языку составлена на основе:
Требований государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
Примерной программы основного общего образования по иностранному языку и программы общеобразовательных учреждений по французскому языку как второму языку
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №189) с изменениями и дополнениями;
Учебного плана МКОУ «Филипповская ООШ» на 2019-2020 уч. год;
Календарного учебного графика МКОУ «Филипповская ООШ» на 2019-2020 уч. год;.
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Филипповская ООШ»
Учебно- методического комплекта для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под названием «Синяя птица». Автор - Селиванова Н.А. В состав УМК Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной «Синяя птица» входят:
Учебник - Э.М.Береговская «L’oiseau bleu»: учебник французского языка для 5 и 6 класса общеобразовательных учреждений (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) – Москва, Просвещение, 2018
Рабочая тетрадь “Cahier d’activités ”
Книга для учителя “Livre du professeur”
Книга для чтения “Livre de lecture”
Аудиоприложение– CD MP3
Цель программы ‑ достижение обучающимися элементарного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на французском языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала данного периода изучения второго иностранного языка в основной школе как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, которые используют французский язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Задачи программы:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для данного периода изучения второго иностранного языка; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме не менее 1 учебного часа в неделю (34 учебные недели - 34 часа в год в каждом классе). Общая трудоемкость освоения программы составляет 68 учебных часов за весь период изучения второго иностранного языка в основной школе.
Срок освоения программы – 2 года (8-9 классы).
Основные принципы обучения, которые рекомендуется учитывать при реализации программы:
-французский язык принадлежит к группе романских языков (как английский, немецкий, испанский языки), имеющих общее происхождение и схожие характеристики в системе языка, поэтому обучение французскому языку как второму иностранному рекомендуется осуществлять с опорой на 1 иностранный язык на основе контрастивного подхода, подчеркивая сходство и различие изучаемых языков, побуждая учащихся к сравнению/сопоставлению как иностранных языков, так и родного языка с изучаемыми иностранными;
- с целью формирования устойчивой положительной мотивации к изучению нескольких иностранных языков и дальнейшему освоению иностранного языка в течение всей жизни рекомендуется уделять особое внимание методам, приемам и средствам повышения мотивации и реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (языковое портфолио, игровые приемы обучения, метод языковой анимации, электронные образовательные ресурсы, групповые методы работы, организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения второму иностранному языку;
- дифференцированный подход в обучении французскому языку, в том числе в работе с мотивированными и слабомотивированными учащимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (на два года изучения второго иностранного языка)
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, готовность представлять свой край в межкультурном взаимодействии; осознанное принятие общечеловеческих и демократических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
осознание своего места как представителя России в поликультурном мире, формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, стремление к использованию второго иностранного языка для развития своей личности, удовлетворения своих познавательных интересов, самореализации и адаптации, готовность самостоятельно планировать свою учебную деятельность, развитие целеполагания;
развитие осознанного отношения к своей иноязычной компетенции, умение оценивать свой актуальный уровень и ставить перед собой цели, направленные на самосовершенствование в области изучения второго иностранного языка, планировать этапы для достижения цели;
нацеленность на самоопределение, выбор будущей профессии, понимание роли второго иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, традициям, готовность находить взаимопонимание с другими людьми (сверстниками и представителями других поколений), планировать, осуществлять и оценивать совместную деятельность при работе над проектами; в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
реализация здорового образа жизни, стремление к физическому совершенствованию, неприятие вредных привычек;
формирование основ экологической культуры и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием России и мира, творческие виды деятельности эстетического характера при подготовке проектов и иных творческих заданий;
стремление развивать в себе такие качества, как: воля, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность и эмпатия.
Метапредметные результаты:
Формирования межпредметных понятий:
развитие основ читательской компетенции: овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов (продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности); формирование потребность в систематическом чтении на иностранном языке как средстве познания мира и себя в этом мире;
развитие навыков работы с информацией: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
развитие навыков осуществления проектной деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, умение принимать задачи учебной деятельности, осуществлять поиск адекватных стратегий для решения учебных и коммуникативных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; оценивание уровня владения основными коммуникативными умениями и стратегиями работы с информацией, постановка задач по совершенствованию коммуникативной компетенции, применение стратегий самообразования и саморазвития;
познавательные УУД:
проведение анализа, сравнения и систематизации лингвистической и текстовой информации для решения учебных и коммуникативных задач (умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы);
умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение, в том числе применение различных стратегий чтения и аудирования в соответствии с коммуникативной задачей для извлечения информации, использование стратегии поиска, переработки и фиксации информации прочитанного или прослушанного текста, создание на основе извлеченной информации собственных письменных и устных речевых произведений;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и различных источников для поиска информации, в том числе Интернет;
коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, осуществляя диалогическое общение с соблюдением норм речевого этикета: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формулировать выводы, обобщать мнения при ведении диалога;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о втором иностранном языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
достижение элементарного уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
1) говорении:
1.1) диалогическая речь:
выпускник научится:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета страны изучаемого языка, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
выпускник получит возможность научиться:
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.);
1.2) монологическая речь:
выпускник научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного или услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
2) аудировании:
выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений и относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;
выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
3) чтении:
выпускник научится:
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного;
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную / интересующую / запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, построенные на изученном языковом материале, используя различные приёмы смысловой переработки текста (выборочный перевод, языковую догадку, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочные материалы;
выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;
4) письменной речи:
выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 80 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план;
выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и навыки оперирования ими):
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания и диакритические знаки французского языка.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух все звуки второго иностранного языка и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное) с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе некоторые из многозначных в пределах изученной за 2 года тематики;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе некоторые из многозначных в пределах изученной за 2 года тематики в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие нормы лексической сочетаемости изученных слов французского языка;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) в пределах изученной за 2 года тематики в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова в пределах изученной за 2 года тематики;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности, в том числе с помощью союзов и наречий parce que, d’abord, en conclusionи т.д;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения изученными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные, отрицательные, побудительные предложения;
распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределённым/определённым/слитным/партитивным артиклем, в единственном и во множественном числе; самостоятельные глаголы, спряжение французских глаголов I, II групп;
распознавать и употреблять в речи неправильные глаголы: être, avoir, aller, faire, lire, écrire, apprendre, devoir, vouloir, pouvoir, partir, sortir, connaître, savoir, venir, revenir в настоящем времени;
распознавать и употреблять в речи грамматические конструкции: devoir, vouloir, pouvoir + infinitif; il faut + infinitif;
употреблять основное средство выражения отрицания ne...pas;
распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в настоящем времени;
распознавать и употреблять в речи повелительное наклонение регулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (impératif);
употреблять в речи оборот C’est…
распознавать и употреблять в речи личные местоимения в роли прямого дополнения (me, te, le, la, nous, vous, les); личные местоимения в роли косвенного дополнения (me, te, lui, nous, vous, leur); самостоятельные личные местоимения (moi, toi, lui, elle, nous, vous, eux, elles); неопределенные местоимения (on, l'un... l'autre, l'une... l'autre, les uns... les au-tres, tout, tout le monde, tous, chacun, chacune, certains);
распознавать и употреблять в речи неопределенные прилагательные (tout, toute, autre, certain, certains, certaines);
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе;
употреблять наречия en, y;
употреблять в речи вопросительные местоимения "qui, que";
распознавать в речи и употреблять наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений;
распознавать и употреблять в речи указательные и притяжательные прилагательные;
распознавать и употреблять в речи количественные (до 1000) и порядковые (свыше 10) числительные;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: present, passé compose, future proche, imparfait;
употреблять в речи модальные глаголы vouloir, pouvoir, devoir;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать и употреблять сложносочинённые предложения с союзами parce que, si;
распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, смысловые глаголы;
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
употреблять в речи временные формы в Passive.
Социокультурная компетенция
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения своей страны и стран изучаемого языка;
употреблять фоновую лексику, основываясь на знании реалий страны изучаемого языка; знакомясь с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимать важность владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; понимать сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков; представлять несколькими простыми предложениями родную страну и культуру на французском языке;
понимать социокультурные реалии (особенности образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка) при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Б. В познавательной сфере:
Выпускник научится:
• сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владеть приёмами работы с текстом: пользоваться определённой стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания);
• действовать по образцу / аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
• владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять учебно-исследовательскую деятельность по проблеме в пределах изучаемой тематики в зависимости от коммуникативной задачи.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
Выпускник научится:
• использовать язык как средство выражения чувств, эмоций, как основу культуры мышления;
• использовать иностранный язык как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• использовать источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, как средство приобщения к ценностям мировой культуры;
• достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, устанавливать межличностные и межкультурные контакты в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
Выпускник научится:
• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
• удовлетворять средствами изучаемого второго иностранного языка стремление к знакомству с образцами художественного творчества;
• повышать собственный уровень эстетической культуры при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
Выпускник научится рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере\
Выпускник научится вести здоровый образ жизни (соблюдать режим труда и отдыха, питания, спортивной нагрузки).
Содержание учебного предмета (на два года изучения второго иностранного языка)
Основные содержательные линии
В курсе французского языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве с учебным предметом «Иностранный язык». Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Объём диалога от 3 реплик до 4‑5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объём монологического высказывания от 7 до 10 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1,5 ‑ 2 минуты (9 класс).
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух несложном тексте, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 100—130 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 100 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 110 слов.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 80 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках изученной за два года тематики, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 400 единиц.
Основные способы словообразования:
аффиксация:
существительных с суффиксами: -tion, -sion (collection, révision); -ement (appartement); -eur (ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste, -isme (journaliste, tourisme); -er/-ère (boulanger/ boulangère); -ien/-ienne (pharmacien / pharmacienne); -erie (parfumerie); -ence, -ance (préférence, confiance); -aire (questionnaire),
наречий с суффиксом –ment,
прилагательных с суффиксами: -eur/-euse (heureux/heureuse); -ique (sympatique); -ant (intéressant); -ain (américain); -ais (français); -ois (chinois); -eau/-elle (nouveau/nouvelle); -aire (planétaire); -atif/-ative (imaginatif);
словосложение:
существительное + существительное (télé-carte);
существительное + предлог + существительное (sac-à-dos);
прилагательное + существительное (cybercafé);
глагол + местоимение (rendez-vous);
глагол + существительное (passe-temps);
предлог +существительное (sous-sol);
конверсия (образование существительных от неопределенной формы глагола (conseiller — unconseil);.
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи следующих грамматических явлений:
существительных и прилагательных во множественном числе;
прилагательных в женском роде и множественном числе;
прилагательных в степенях сравнения;
неопределённого / определённого артикля; частичного артикля du, de la, de l’; частичного артикля с глаголом faire;
неопределённого артикля и предлога de после выражения il y a;
спряжения глаголов être, avoir в настоящем времени;
глаголов I группы в настоящем времени;
форм глаголов I группы в повелительном наклонении;
глаголов в отрицательной форме;
предлогов à и de с определённым артиклем и именами собственными;
неправильных глаголов: faire, aller, venir, prendre, vouloir, pouvoir в настоящем времени;
глаголов avoir и être (правильные глаголы) в прошедшем времени (passé composé);
неправильных глаголов в Passé composé;
глаголов в близком будущем времени (futur proche);
глаголов в прошедшем времени imparfait;
согласования времен изъявительного наклонения (время действия главного предложения - настоящее);
выделительных оборотов c’est qui, c’est que;
временных форм глаголов в пассивном залоге;
личных местоимений;
личных приглагольных местоимений в роли прямого и косвенного дополнения;
относительных местоимений qui que.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
Тематическое планирование уроков французского языка
8 класс
№ п\п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Вводный урок «Здравствуй, Франция!» | 1 |
2. | Алфавит. Фразы приветствия. Счёт 1-12.Изучаем правила чтения. | 1 |
3. | Фразы знакомства. Составление диалогов. Чтение слов с буквосочетаниями. | 1 |
4. | «Как твои дела?». Развитие диалогической речи. Множественное число существительных. | 1 |
5. | Употребление артиклей. Развитие диалогической речи. Чтение текста «Что делает Сесиль». | 1 |
6. | Устная проработка первых формул речевого этикета. Повторение и закрепление всех изученных правил чтения. | 1 |
7. | Ознакомление с НЛЕ по теме «Семья. Внешность». Спряжение глагола «etre». Лексико-грамматические упражнения. | 1 |
8. | Чтение текста. Спряжение глагола «аvoir». Лексико-грамматические упражнения. | 1 |
9. | Обучение диалогической речи. | 1 |
10. | Страноведение. Знакомство с французскими именами и фамилиями. Чтение текста «Моя маленькая сестра» | 1 |
11. | Обозначение времени. Счёт с 13-30. Ознакомление с НЛЕ по теме «Школа». | 1 |
12. | Настоящее время глаголов 1 группы. Повелительная форма. Определённый и неопределённый артикль. | |
13. | Выполнение лексико-грамматических упражнений. Развитие диалогической речи. | 1 |
14. | Диалогическая речь. Ознакомление с НЛЕ по теме «День рождения Сюзанны». Обучение аудированию. | 1 |
15. | Женский род и множественное число существительных. Употребление предлогов. | 1 |
16. | Страноведение. Знакомство с символами Франции, праздником Рождества. Работа с текстом «Праздники». | 1 |
17. | Глаголы 1 группы. Выполнение упражнений. | 1 |
18. | Употребление неправильных глаголов. | 1 |
19. | Употребление глаголов «хотеть и мочь» | 1 |
20. | Страноведение. Время приёма пищи во Франции. Новый год во Франции. | 1 |
21. | Passé compose c глаголом etre. Введение НЛЕ по теме «Мой маленький питомец». | 1 |
22. | Есть ли у тебя домашнее животное. Диалогическая речь. | 1 |
23. | Рассказ о своём домашнем животном. | 1 |
24. | Контроль лексико-грамматических навыков. | 1 |
25. | Введение НЛЕ по теме «В городе». «Где находится…». Диалогическая речь. Текст «Сады Парижа» | 1 |
26. | Passe compose. Глаголы etre и avoir. Выполнение лексико-грамматических упражнений. | 1 |
27. | Адрес на конверте. Обучение аудированию. | 1 |
28. | Диалогическая и монологическая речь. | 1 |
29. | Близкое будущее. Futur Proche. Выполнение грамматических упражнений. | 1 |
30. | Работа с текстом «Что мы любим» | 1 |
31. | Ознакомление с НЛЕ. Какая сегодня погода? Диалогическая речь. | 1 |
32. | Выполнение лексико-грамматических упражнений. | 1 |
33. | Контроль лексико-грамматических упражнений. | 1 |
34. | Урок комплексного повторения. | 1 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование уроков французского языка
9 класс
№ п\п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1. | Введение и первичное закрепление новой лексики по теме «Летние каникулы». | 1 |
2. | Развитие навыков письма (написание короткого высказывания для странички веб-форума). | 1 |
3. | Введение и первичное закрепление новой лексики по теме «Спорт в моей жизни». | 1 |
4. | Чтение текста с полным пониманием прочитанного. | 1 |
5. | Развитие фонетических навыков, фонетическая отработка лексического материала по теме на основе стихотворения «Un déjeuner tout à l’envers». | 1 |
6. | Развитие умения читать меню и находить в нём нужные блюда | 1 |
7. | Развитие умения вести диалог-расспрос о гастрономических предпочтениях. | 1 |
8. | Активизация употребления в речи лексики по теме «Обед в школьной столовой». | 1 |
9. | Развитие навыков чтения. Кулинарный рецепт. | 1 |
10. | Развитие умения понимать и интерпретировать учебные тексты | 1 |
11. | Развитие навыков письменной речи (заполнение странички в ежедневнике).Творческий проект. | 1 |
12. | Отработки фонетической стороны нового лексико-грамматического материала. | 1 |
13. | Развитие навыков говорения на основе прослушанного текста | 1 |
14. | Чтение с пониманием общего содержания. Развитие умения пересказывать текст от лица отдельных персонажей и от третьего лица. | 1 |
15. | Развитие навыков говорения (умение рассказывать об отношении к французскому языку, выражать собственное мнение) | 1 |
16. | Систематизация и обобщение изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
17. | Активизация употребления в речи лексики по темам: «Телевидение в жизни французских и российских школьников». | 1 |
18. | Работа с текстом (совершенствование навыков аудирования и говорения). | 1 |
19. | Активизация употребления в речи лексики по темам: «Распорядок дня», «Любимые занятия вне школы». | 1 |
20. | Развитие навыков письменной речи. Творческий проект. | 1 |
21. | Развитие умения выразить согласие со словами собеседника. | 1 |
22. | Развитие умения представить (коротко) основные сведения о Франции. | 1 |
23. | Развитие умения представить (коротко) основные сведения о России. | 1 |
24. | Активизация употребления в речи лексики по теме «Досуг и увлечения». | 1 |
25. | Развитие умения понимать и интерпретировать учебные тексты. | 1 |
26. | Активизация употребления в речи лексики по темам: «Переписка», «Общение в Интернете». | 1 |
27. | Умение спросить о событии. | 1 |
28. | Развитие умения понимать и интерпретировать учебные тексты. | 1 |
29. | Совершенствование навыков письменной речи. | 1 |
30. | Тематический контроль. | 1 |
31. | Систематизация и обобщение изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
32. | Умение спросить о событии. Развитие умения понимать и интерпретировать учебные тексты. | 1 |
33. | Контрольная работа. | 1 |
34. | Развитие навыков говорения (умение вести диалог-расспрос и диалог-обмен мнениями о посещении Парижа). Творческий проект. | 1 |
| Всего | 34 |
1