СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географическому краеведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным  объектом изучения является родной край.Постороение и содержание курса определяется его общеообразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможнойстей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению»




Пояснительная записка

Рабочая программа по краеведению в 6 классе составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта» второго поколения (ФГОС ООО) и авторской программы под редакцией Макарцевой Л.В., Саратов, Издательство «Лицей»- 2007год и образовательной программы МОУ « СОШ с.Новая Порубежка Пугачевского района, Саратовской области».

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом включенным в федеральный перечень:

  1. Л.В. Макарцева Учебник.Географическое краеведение Саратовская область Саратов Издательство «Лицей» 2009 г

  2. Л.В. Макарцева Рабочая тетрадь. Географическое краеведение Саратовская область Саратов Издательство «Лицей» 2009 г

Место предмета в базисном учебном плане

Региональный базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Географического краеведения Саратовской области», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

Цель - создание природного образа малой родины, подготовка учащихся к восприятию данного курса с помощью рассмотрения причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Саратовской области;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Виды и формы контроля

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.



Учебно-тематический план 6 класс

п/п

Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Введение. Что изучает географическое краеведение.

1

История исследования природы Саратовской области. Саратовцы-исследователи континентов. Методы научного познания.

3


Изучение природы нашего края с древнейших времён. Исследование Поволжья П.С. Палласом, И.П. Фальком, В.И. Лепехиным

1


Саратовцы-исследователи континентов. Покорители горных вершин и Антарктиды.

1


Методы научного познания родного края. Метод наблюдения: практическая работа. Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе.

1

Особенности географического положения области, района.

2


Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

1


Практическая работа. Определение горных пород по образцам.

1

Строение земной коры. Минеральные и горные породы.

2


Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

1


Практическая работа «Географическое положение области, своей местности». Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области.

1

Рельеф Саратовской области, своего района.

2


Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

1


Оценка рельефа своей местности практическая работа. Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых.

1

Воды суши Саратовской области

4


Внутренние воды области. Волга - главная река области.

1


Реки Волжского бассейна.

Реки бессточного бассейна. Озёра.

Практическая работа. Описание реки или озера. На

малых реках определения ширины и глубины.

1

1

1

Атмосфера. Климат области.

5


Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

1


Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

1


Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

1


Климат своего района.

1


Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики климата своего района.

1

Природные комплексы Саратовской области.

5


Типы почв Саратовской области.

1


Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

1


Природные зоны области, своего района. Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы.

Экскурсии в природный комплекс (практическая работа).

1

1

1

Население области, своего района.

7


История заселения, освоения области, своего района. Типы населений.

Народы, национальности, традиции. Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области.


1

1

1

1

1

1


Резерв.

3


ИТОГО:

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Планируемые результаты

Использование ИКТ и ЭОР

план

факт

1. Введение. (1 час)

1

Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением.

1

вводный



П. Формулировать определения понятия «географического краеведения». Выявлять особенности изучения географического краеведения по сравнению с другими науками.

К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами


2. История исследования Саратовской о власти, методы исследования. (3 часа)

2

Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге.

1

Изучение

нового материала



П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.

К. Оценивать работу одноклассников

презентация

3

Путешественники, иностранные послы.

1

Комбиниров



П. Описывать по картам маршруты путешествий и их обозначение на контурной карте.

Р. Составлять план ответа.


4

Практическая работа №1:

Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

1

Практическая работа



П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы.

Л. Беречь и любить свой край.


3. Особенности географического положения области, района. (2 часа)

5

Расположение области, района на материке, части света, Восточно- Европейской равнине.

1

Изучение

нового материала



П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем

презентация

6

Практическая работа №2:

«Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области».

1

Практическая работа



П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

К. Уметь общаться в группе.


4. Строение земной кары. Минералы и горные породы. (2 часа)

7

Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

1

Изучение

нового материала



П. Изучать различные виды изображения нашего края.

Р. Выдвигать версии решения проблем

Видео-рассказ

8

Практическая работа №3:

«Определение горных пород по образцам».

1

Практическая работа



П. Уметь использовать знания в практической деятельности.

Р. Вырабатывать критерии классификации

Иллюс-ние через проектор


5. Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа)

9

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

1

Изучение

нового материала



П. Изучать условные знаки, решать практические задачи.

Р. Выдвигать версии решения проблемы.

презентация

10

Оценка рельефа своей местности. Практическая работа №4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».

1

Практическая работа



П. Составлять план местности.

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе


6. Воды суши Саратовской области. (4 часа)

11

Внутренние воды области. Волга- главная река области.

1

Изучение

нового материала



я П. Изучать различные виды изображения нашего края.

Р. Выдвигать версии решения проблем

презентаци

12

Реки Волжского бассейна.

1

Комбиниров.



П. Изучать различные виды изображения нашего края.

Р. Выдвигать версии решения проблем


13

Реки бессточного бассейна. Озёра.

1

Комбиниров.



П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.


14

Практическая работа №5.

«Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».

1

Практическая работа



П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.


7. Атмосфера. Климат области. (5 часов)

15

Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

1

Изучение

нового материала



П. Выявлять особенности местных признаков погоды..

Р. Создание объемной модели климата края.

презентация

16

Температура воздух по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

1

Комбиниров.



П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.

К. Оценивать работу одноклассников


17

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

1

Комбиниров.



П. Изучать различные виды изображения нашего края.

Р. Выдвигать версии решения проблем


18

Климат своего района.

1

Комбиниров



К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

презентация

19

Практическая работа №6.

«Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».

1

Практическая работа



П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды


8. Природные комплексы. (5 часа)

20

Типы почв Саратовской области.

1

Изучение

нового материала



П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.

Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа.


21

Растительный и животный мир Саратовской области, своего района.

1

Комбиниров



Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.


22

Природные зоны области, своего района.

1

Комбиниров



П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем


23

Памятники природы правобережья, левобережья.

1

Комбиниров



К. Уметь общаться в группе.

П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

24

Экологические проблемы.

1

семинар



П. Выявлять причинно-следственные связи.

Р. Выдвигать версии решения проблем


9. Население области, своего района. (7 часов)

25

История заселения и освоения Саратовской области, своего района. Типы населений.

1

Изучение

нового материала



П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.

Р. Выдвигать версии решения проблем


26

Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация.

1

исследование



К. Уметь общаться в группе.

Р. Выдвигать версии решения проблем


27

Народы, национальные и культурные традиции.

1

Комбиниров



Р. Составлять план ответа.

К. Уметь общаться в группе

презентация

28

Практическая работа. Составление статистических таблиц о населении.

1

Практика



Р. Составлять план ответа

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.


29

Города, сёла, деревни Саратовской области.

1

Комбиниров



П. Изучать различные виды изображения нашего края.

Р. Выдвигать версии решения проблем


30

Крупные города в Саратовской области.

1

Комбиниров



П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.

К. Оценивать работу одноклассников

презентация

31

Город Пугачев Саратовской области.

1

презентация



Р. Составлять план ответа.

К. Уметь общаться в группе


10. Резервное время. (4 часа)

32

Особенности Саратовской области.

1

Изучение

нового материала



Р. Составлять план ответа.

К. Уметь общаться в группе


33

Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение».

1

тестирование



Р. Составлять план ответа

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.


34

Особенности Саратовской области.

1

Итоговый



Р. Составлять план ответа

Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды.


Всего:

34 часов

Содержание тем учебного курса

I.Введение-1 час.

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением

II. История исследования Саратовской области, саратовцы - исследователи других континентов мира. Методы научного познания родного края - 3 часа.

Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол - Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 - исследование Поволжья - П.С. Палласом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Н. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Современные ученые, краеведы Саратовской области: В.И.Горцев, А.А.Герман, А.Ф. Леопольдов, Е.К. Максимов, Г.А. Малинин, В.Н. Семенов, Н.Н.Семенов, Д.С. Худяков. Саратовцы, исследователи других континентов мира: исследователи Арктики и Антарктики - Игорь Демьянович Смилевец, Герман Гаврилович Сакунов, покорители горных вершин: Сергей Богомолов, Владимир Игошин, Юрий Никитин, Владимир Поляк. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.

Практическая работа: Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира. Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской.

  1. Особенности географического положения области, района - 2 часа.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа: «Географическое положение Саратовской области и своего района». Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего населенного пункта.

  1. Строение земной коры. Минералы и горные породы - 2 часа.

Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.

  1. Рельеф Саратовской области, своего района - 2 часа.

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.

Практическая работа - на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Горючие полезные ископаемые - нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы - торф. Химическое сырьё - каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы - известняки, доломиты, глина, пески.

  1. Воды суши Саратовской области - 4 часа.

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга - главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.

  1. Атмосфера. Климат области - 5 часов.

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога. Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.

  1. Природные комплексы Саратовской области - 5 часов.

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Саратовской области.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области.

Практическая работа: экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея).

  1. Население области, своего района - 7 часов.

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.

Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области.

Резерв времени - 3 часа.

Планируемые результаты изучения географического краеведения в 6 классе

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I Учащиеся обязаны:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

II Учащиеся получат возможность:

1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района

2. Воспитать ответственное отношение к природе

3. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

4. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
























I Учащиеся обязаны:

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:

а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Сформировать навыки исследовательского характера:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты,

в) делать выводы по результатам исследования.

II Учащиеся получат возможность:

1. Сформировать навыки работы с информацией, т.е. уметь:

А) вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

I Учащиеся обязаны:

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные навыки исследовательского характера.

II Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.












Перечень учебно-методического обеспечения:


  1. География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.

  2. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. - Издательство СГУ,1984.

  3. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщиков С.В. География Саратовской области. - Саратов: «Лицей», 2008.

  4. Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.

  5. Лёгенькая Е.Ф., Шабанов М.А. География Саратовской области. - Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.

  6. Макарцева Л.В., Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. - Саратов, Издательство «Лицей» - 2007г.

  7. Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область 6 класс. Рабочая тетрадь. - Саратов, Издательство «Лицей», 2007г.



Список литературы:

  1. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.

  2. Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.

  3. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.

  4. Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  5. Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2008

  6. Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986

Приложение 1

Сводная таблица по видам контроля



Виды контроля

1 четверть, примерная дата

2 четверть, примерная дата

3 четверть, примерная дата

4 четверть, примерная дата

Год

Итого

Административный контроль ЗУН







Количество плановых контрольных работ







Количество самостоятельных работ







Исследовательская деятельность









Приложение 2.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

















































































Приложение 3

Оценочные материалы

Практическая работа №1



Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом,

изменениями в окружающей природе.

Цель:

1) закрепить умение фиксировать показатели состояния погоды, пользоваться приборами;

2) научить измерять длину полуденной тени и по ней находить угол падения солнечных лучей;

3) наблюдать изменения живой природы.



  1. В календаре ежедневно фиксировать показатели изменений в погоде.

Числа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Температура


График

+15


изменений

+10


температуры

+5







0

-5

-10




Направление ветра


Облачность


Осадки


Длина тени


Роза ветров:

Итоги наблюдений



Самый теплый день

Самый холодный день

Дней с осадками

Виды осадков:

Изменения

в живой природе:






  1. измерить длину тени в 12 часов от шеста в 1 м;

  2. в конце месяца подвести итоги наблюдений;

  3. данные о t, направлении ветра, получать в кабинете географии с термометра и флюгера на микро метеорологической площадке.



Практическая работа №2



Определение на местности форм поверхности и характера залегания пород, особенности вод, их использования и охраны.

(Работа проводится на экскурсии)



Класс делится на 3 группы для проведения измерений на одной из точек маршрута экскурсии.

  1. Описание рельефа местности. Измерение длины (рулетка), крутизны склона (эклиметр), высоты (нивелир);

  2. Описание обнажения горных пород. Измерение высоты обнажения (рулетка), толщины пластов (рулетка);

  3. Описание реки Камелик, измерение ширины (рулетка), глубины (шест с делениями), t воды (термометр), скорости течения (часы с секундной стрелкой).


Полевой дневник осенней экскурсии

  1. Дата;

  2. Погода в день экскурсии: , t, ветер, облачность, осадки;

  3. Направление движения: от школы;

  4. Рельеф места: а) общий вид;

б) формы поверхности;

в) склон на левом берегу реки (высота, крутизна).

  1. Горные породы, слагающие местность:

  • почва,

  • обнажение пород,

  • высота,

  • толщина.

6. Описание реки Камелик: а) приток какой реки -

б) ширина –

в) глубина –

г) скорость течения –

д) t воды –

е) прозрачность воды –

ж) характер берегов –

7. Как человек использует местность в районе экскурсии?

8. Как охраняет природу?






Практическая работа № 3

«Определение и описание горных пород»

Цель: научиться определять и описывать горные породы разного происхождения; устанавливать связи между происхождением горных пород и их свойствами.

Оборудование: коллекция горных пород, тетради, инструктивные карты.

Задание №1.Определение горных пород коллекции, включающей 3 образца:

( Работа с помощью определителя- Приложение №1)

Приложение №1

Определитель горных пород

Пестрые тяжелые породы, состоящие из прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз

Черные или темно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы

Пористые породы, состоящие из остатков организмов

Белые или очень светлые серые (розоватые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала

Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов

Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок

Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов черного и белого цвета - гранит

Плотная тяжелая порода, иногда видны мелкие полости и пустоты. Твердая: царапает стеклянную пластинку – базальт.

Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, «шипит», так как растворяется с выделением углекислого газа - известняк

Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет соленый вкус – каменная соль.

Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1-2 мм - песок

Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгут (шнур), из него можно сделать кольцо - глина

Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек из разных минералов – гнейс.

Легкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет черную или бурую полосу - уголь

Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из неполностью перегнивших остатков растений - торф

Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зернышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, т.к. растворяется с выделением углекислого газа - мрамор

Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных обломков минералов размером 0,1-2 мм - песчаник

Задание №2 . Описание горных пород:

Исследовать свойства предложенных горных пород используя Приложение №2, результаты исследования записать в таблицу

Структура

Текстура

Твердость

Особые свойства

Название горной породы

Происхождение (осадочная, магматическая, метаморфическая)







Приложение №1

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен).


Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая.

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Кристаллическая или землистая?

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы) выбери подходящее: массивная; слоистая; волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивная, слоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька текстуры нет).

Твёрдость – твёрдая или мягкая?

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко. Для точного определения твердости используют склерометры и твердометры.



Группа №1: мрамор, базальт, известняк

- Группа № 2: кварцит, гранит, известняк

- Группа №3: мрамор, гранит, известняк

Группа №4: мрамор, гранит, известняк

Группа №5: мрамор, базальт, известняк







Практическая работа №4.

«Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».

Цели работы:  1. Закрепить знания о современном рельефе Саратовской области, размещении полезных ископаемых.
2. Учиться правильно работать с контурной картой.


Последовательность выполнения работы
1. Обозначьте на контурной карте формы рельефа: 


  • Змеевы горы; Сыртовая равнина; Общий сырт; Приволжскую возвышенность; Прикаспийскую низменность



2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ис­копаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответ­ствовать условным знакам карты атласа.



Практическая работа №5.

«Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».



Образовательная задача : формирование умения составлять описание реки по физической карте .

Содержание работы : раскрытие понятия река как часть речной системы, крупных притоков левых и правых , вычисление примерной длины и падения реки ,определение водоразделов, характера течения ,положения бассейна.)

Источник знаний: физическая карта России.

Способы познавательной деятельности : чтение физической карты (анализ, синтез теоретических знаний и практических умений, установление пространственных ориентиров… ) и описание .

Задание учащимся : Опишите реку Волга по следующему плану (используя атлас Саратовской области и дополнительные источники)



План.

1.Название реки.

2.Исток реки.

3.Устье

4.Примерная длина.

5.Крупные правые и левые притоки.

6.Общее направление течения.

7.Расположение бассейна реки.












Практическая работа №6.

«Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».



Ход работы:


Ведение дневника погоды. Дневник погоды (осень). Дневник погоды (зима).


Работа с метеоприборами.


Расскажите о принципах работы термометра, барометра, флюгера и других приборов.


Наблюдение за температурой воздуха.


Соберите данные о температуре воздуха в течении суток и занесите в таблицу. На основе имеющихся данных постройте график суточного хода температуры.




Время ( часы )

0

2

4

6

8

10

12 14

16 18 20 22


Температура (oC )






  1. Какая температура была в 11 часов?


  1. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?


  1. Определите суточную амплитуду температур.


  1. Определите среднюю суточную температуру.


  1. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?


  1. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха. Сделайте вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Всегда ли в определенные часы при одинаковой высоте Солнца над горизонтом температура воздуха была одинаковой? Какие еще причины, помимо высоты Солнца над горизонтом, оказывают влияние на суточный ход температуры.

Определение зависимости между облачностью и давлением воздуха.




Из дневника погоды выпишите данные о давлении воздуха в ясные и пасмурные дни (выберите несколько дней). Определите средний показатель величины давления воздуха в ясные и пасмурные дни. Сделайте вывод.


ЯСНЫЕ ДНИ

ПАСМУРНЫЕ (ДОЖДЛИВЫЕ ДНИ)





Дата

Давление

Дата

Давление

























Средний


Средний


показатель


показатель


давления воздуха


давления воздуха








Определение преобладающего направления ветра.


На основе дневников погоды за несколько месяцев, заполните таблицу и сделайте вывод о преобладающем направлении ветра его влиянии на погоду.


Месяц

Преобладающее

Преобладающие погоды


направление ветра