
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению в 6 классе составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта» второго поколения (ФГОС ООО) и авторской программы под редакцией Макарцевой Л.В., Саратов, Издательство «Лицей»- 2007год и образовательной программы МОУ « СОШ с.Новая Порубежка Пугачевского района, Саратовской области».
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом включенным в федеральный перечень:
Л.В. Макарцева Учебник.Географическое краеведение Саратовская область Саратов Издательство «Лицей» 2009 г
Л.В. Макарцева Рабочая тетрадь. Географическое краеведение Саратовская область Саратов Издательство «Лицей» 2009 г
Место предмета в базисном учебном плане
Региональный базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Географического краеведения Саратовской области», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
Цель - создание природного образа малой родины, подготовка учащихся к восприятию данного курса с помощью рассмотрения причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Саратовской области;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
Учебно-тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование тем, разделов | Кол-во часов |
| Введение. Что изучает географическое краеведение. | 1 |
| История исследования природы Саратовской области. Саратовцы-исследователи континентов. Методы научного познания. | 3 |
| Изучение природы нашего края с древнейших времён. Исследование Поволжья П.С. Палласом, И.П. Фальком, В.И. Лепехиным | 1 |
| Саратовцы-исследователи континентов. Покорители горных вершин и Антарктиды. | 1 |
| Методы научного познания родного края. Метод наблюдения: практическая работа. Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе. | 1 |
| Особенности географического положения области, района. | 2 |
| Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья. | 1 |
| Практическая работа. Определение горных пород по образцам. | 1 |
| Строение земной коры. Минеральные и горные породы. | 2 |
| Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине. | 1 |
| Практическая работа «Географическое положение области, своей местности». Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области. | 1 |
| Рельеф Саратовской области, своего района. | 2 |
| Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья. | 1 |
| Оценка рельефа своей местности практическая работа. Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых. | 1 |
| Воды суши Саратовской области | 4 |
| Внутренние воды области. Волга - главная река области. | 1 |
| Реки Волжского бассейна. Реки бессточного бассейна. Озёра. Практическая работа. Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины. | 1 1 1 |
| Атмосфера. Климат области. | 5 |
| Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | 1 |
| Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | 1 |
| Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | 1 |
| Климат своего района. | 1 |
| Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики климата своего района. | 1 |
| Природные комплексы Саратовской области. | 5 |
| Типы почв Саратовской области. | 1 |
| Растительный и животный мир Саратовской области, своего района. | 1 |
| Природные зоны области, своего района. Памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы. Экскурсии в природный комплекс (практическая работа). | 1 1 1 |
| Население области, своего района. | 7 |
| История заселения, освоения области, своего района. Типы населений. Народы, национальности, традиции. Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области. | 1 1 1 1 1 1 |
| Резерв. | 3 |
| ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | Планируемые результаты | Использование ИКТ и ЭОР |
план | факт |
1. Введение. (1 час) |
1 | Что изучает географическое краеведение? Профессии связанные с краеведением. | 1 | вводный | | | П. Формулировать определения понятия «географического краеведения». Выявлять особенности изучения географического краеведения по сравнению с другими науками. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами | |
2. История исследования Саратовской о власти, методы исследования. (3 часа) |
2 | Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. К. Оценивать работу одноклассников | презентация |
3 | Путешественники, иностранные послы. | 1 | Комбиниров | | | П. Описывать по картам маршруты путешествий и их обозначение на контурной карте. Р. Составлять план ответа. | |
4 | Практическая работа №1: Определение формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования. | 1 | Практическая работа | | | П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Л. Беречь и любить свой край. | |
3. Особенности географического положения области, района. (2 часа) |
5 | Расположение области, района на материке, части света, Восточно- Европейской равнине. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Выявлять причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем | презентация |
6 | Практическая работа №2: «Географическое положение области, своей местности. Работа с административной, физической, контурной картой Саратовской области». | 1 | Практическая работа | | | П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. К. Уметь общаться в группе. | |
4. Строение земной кары. Минералы и горные породы. (2 часа) |
7 | Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Изучать различные виды изображения нашего края. Р. Выдвигать версии решения проблем | Видео-рассказ |
8 | Практическая работа №3: «Определение горных пород по образцам». | 1 | Практическая работа | | | П. Уметь использовать знания в практической деятельности. Р. Вырабатывать критерии классификации | Иллюс-ние через проектор |
5. Рельеф Саратовской области, своего района. (2 часа) |
9 | Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Изучать условные знаки, решать практические задачи. Р. Выдвигать версии решения проблемы. | презентация |
10 | Оценка рельефа своей местности. Практическая работа №4. «Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых». | 1 | Практическая работа | | | П. Составлять план местности. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | |
6. Воды суши Саратовской области. (4 часа) |
11 | Внутренние воды области. Волга- главная река области. | 1 | Изучение нового материала | | | я П. Изучать различные виды изображения нашего края. Р. Выдвигать версии решения проблем | презентаци |
12 | Реки Волжского бассейна. | 1 | Комбиниров. | | | П. Изучать различные виды изображения нашего края. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
13 | Реки бессточного бассейна. Озёра. | 1 | Комбиниров. | | | П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | |
14 | Практическая работа №5. «Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины». | 1 | Практическая работа | | | П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | |
7. Атмосфера. Климат области. (5 часов) |
15 | Методы исследования. Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Выявлять особенности местных признаков погоды.. Р. Создание объемной модели климата края. | презентация |
16 | Температура воздух по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | 1 | Комбиниров. | | | П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. К. Оценивать работу одноклассников | |
17 | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | 1 | Комбиниров. | | | П. Изучать различные виды изображения нашего края. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
18 | Климат своего района. | 1 | Комбиниров | | | К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | презентация |
19 | Практическая работа №6. «Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района». | 1 | Практическая работа | | | П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды | |
8. Природные комплексы. (5 часа) |
20 | Типы почв Саратовской области. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа. Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа. | |
21 | Растительный и животный мир Саратовской области, своего района. | 1 | Комбиниров | | | Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. | |
22 | Природные зоны области, своего района. | 1 | Комбиниров | | | П. Выявлять причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
23 | Памятники природы правобережья, левобережья. | 1 | Комбиниров | | | К. Уметь общаться в группе. П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. | |
24 | Экологические проблемы. | 1 | семинар | | | П. Выявлять причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
9. Население области, своего района. (7 часов) |
25 | История заселения и освоения Саратовской области, своего района. Типы населений. | 1 | Изучение нового материала | | | П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
26 | Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация. | 1 | исследование | | | К. Уметь общаться в группе. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
27 | Народы, национальные и культурные традиции. | 1 | Комбиниров | | | Р. Составлять план ответа. К. Уметь общаться в группе | презентация |
28 | Практическая работа. Составление статистических таблиц о населении. | 1 | Практика | | | Р. Составлять план ответа Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | |
29 | Города, сёла, деревни Саратовской области. | 1 | Комбиниров | | | П. Изучать различные виды изображения нашего края. Р. Выдвигать версии решения проблем | |
30 | Крупные города в Саратовской области. | 1 | Комбиниров | | | П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. К. Оценивать работу одноклассников | презентация |
31 | Город Пугачев Саратовской области. | 1 | презентация | | | Р. Составлять план ответа. К. Уметь общаться в группе | |
10. Резервное время. (4 часа) |
32 | Особенности Саратовской области. | 1 | Изучение нового материала | | | Р. Составлять план ответа. К. Уметь общаться в группе | |
33 | Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». | 1 | тестирование | | | Р. Составлять план ответа Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | |
34 | Особенности Саратовской области. | 1 | Итоговый | | | Р. Составлять план ответа Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. | |
Всего: | 34 часов |
Содержание тем учебного курса I.Введение-1 час.
Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением
II. История исследования Саратовской области, саратовцы - исследователи других континентов мира. Методы научного познания родного края - 3 часа.
Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол - Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 - исследование Поволжья - П.С. Палласом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Н. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Современные ученые, краеведы Саратовской области: В.И.Горцев, А.А.Герман, А.Ф. Леопольдов, Е.К. Максимов, Г.А. Малинин, В.Н. Семенов, Н.Н.Семенов, Д.С. Худяков. Саратовцы, исследователи других континентов мира: исследователи Арктики и Антарктики - Игорь Демьянович Смилевец, Герман Гаврилович Сакунов, покорители горных вершин: Сергей Богомолов, Владимир Игошин, Юрий Никитин, Владимир Поляк. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.
Практическая работа: Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира. Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской.
Особенности географического положения области, района - 2 часа.
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа: «Географическое положение Саратовской области и своего района». Работа с картами Саратовской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего населенного пункта.
Строение земной коры. Минералы и горные породы - 2 часа.
Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.
Рельеф Саратовской области, своего района - 2 часа.
Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.
Практическая работа - на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
Горючие полезные ископаемые - нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы - торф. Химическое сырьё - каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы - известняки, доломиты, глина, пески.
Воды суши Саратовской области - 4 часа.
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.
Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.
Волга - главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.
Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту области основных рек. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.
Атмосфера. Климат области - 5 часов.
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.
Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.
Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога. Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.
Природные комплексы Саратовской области - 5 часов.
Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Саратовской области.
Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области.
Практическая работа: экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея).
Население области, своего района - 7 часов.
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.
Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Саратовской области.
Резерв времени - 3 часа.
Планируемые результаты изучения географического краеведения в 6 классе
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
I Учащиеся обязаны: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность: 1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района 2. Воспитать ответственное отношение к природе 3. Осознать необходимость защиты окружающей среды. 4. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
| I Учащиеся обязаны: 1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений 2. Сформировать навыки исследовательского характера: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, в) делать выводы по результатам исследования. II Учащиеся получат возможность: 1. Сформировать навыки работы с информацией, т.е. уметь: А) вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах 2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | I Учащиеся обязаны: 1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные навыки исследовательского характера. II Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. - Издательство СГУ,1984.
Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщиков С.В. География Саратовской области. - Саратов: «Лицей», 2008.
Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.
Лёгенькая Е.Ф., Шабанов М.А. География Саратовской области. - Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.
Макарцева Л.В., Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. - Саратов, Издательство «Лицей» - 2007г.
Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область 6 класс. Рабочая тетрадь. - Саратов, Издательство «Лицей», 2007г.
Список литературы:
Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.
Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.
Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.
Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2008
Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986
Приложение 1
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть, примерная дата | 2 четверть, примерная дата | 3 четверть, примерная дата | 4 четверть, примерная дата | Год | Итого |
Административный контроль ЗУН | | | | | | |
Количество плановых контрольных работ | | | | | | |
Количество самостоятельных работ | | | | | | |
Исследовательская деятельность | | | | | | |
Приложение 2.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 3
Оценочные материалы
Практическая работа №1
Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом,
изменениями в окружающей природе.
Цель:
1) закрепить умение фиксировать показатели состояния погоды, пользоваться приборами;
2) научить измерять длину полуденной тени и по ней находить угол падения солнечных лучей;
3) наблюдать изменения живой природы.
В календаре ежедневно фиксировать показатели изменений в погоде.
Числа | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
Температура | |
График | +15 | |
изменений | +10 | |
температуры | +5 | |
| 0 -5 -10 | |
|
|
Направление ветра | |
Облачность | |
Осадки | |
Длина тени | |
Роза ветров: | Итоги наблюдений
Самый теплый день Самый холодный день Дней с осадками Виды осадков: | Изменения в живой природе: |
| |
| |
измерить длину тени в 12 часов от шеста в 1 м;
в конце месяца подвести итоги наблюдений;
данные о t, направлении ветра, получать в кабинете географии с термометра и флюгера на микро метеорологической площадке.
Практическая работа №2
Определение на местности форм поверхности и характера залегания пород, особенности вод, их использования и охраны.
(Работа проводится на экскурсии)
Класс делится на 3 группы для проведения измерений на одной из точек маршрута экскурсии.
Описание рельефа местности. Измерение длины (рулетка), крутизны склона (эклиметр), высоты (нивелир);
Описание обнажения горных пород. Измерение высоты обнажения (рулетка), толщины пластов (рулетка);
Описание реки Камелик, измерение ширины (рулетка), глубины (шест с делениями), t воды (термометр), скорости течения (часы с секундной стрелкой).
Полевой дневник осенней экскурсии
Дата;
Погода в день экскурсии: , t, ветер, облачность, осадки;
Направление движения: от школы;
Рельеф места: а) общий вид;
б) формы поверхности;
в) склон на левом берегу реки (высота, крутизна).
Горные породы, слагающие местность:
почва,
обнажение пород,
высота,
толщина.
6. Описание реки Камелик: а) приток какой реки -
б) ширина –
в) глубина –
г) скорость течения –
д) t воды –
е) прозрачность воды –
ж) характер берегов –
7. Как человек использует местность в районе экскурсии?
8. Как охраняет природу?
Практическая работа № 3
«Определение и описание горных пород»
Цель: научиться определять и описывать горные породы разного происхождения; устанавливать связи между происхождением горных пород и их свойствами.
Оборудование: коллекция горных пород, тетради, инструктивные карты.
Задание №1.Определение горных пород коллекции, включающей 3 образца:
( Работа с помощью определителя- Приложение №1)
Приложение №1
Определитель горных пород
Пестрые тяжелые породы, состоящие из прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз | Черные или темно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы | Пористые породы, состоящие из остатков организмов | Белые или очень светлые серые (розоватые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала | Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов | Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок |
Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов черного и белого цвета - гранит | Плотная тяжелая порода, иногда видны мелкие полости и пустоты. Твердая: царапает стеклянную пластинку – базальт. | Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, «шипит», так как растворяется с выделением углекислого газа - известняк | Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет соленый вкус – каменная соль. | Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1-2 мм - песок | Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгут (шнур), из него можно сделать кольцо - глина |
Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек из разных минералов – гнейс. | Легкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет черную или бурую полосу - уголь | Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из неполностью перегнивших остатков растений - торф | Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зернышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, т.к. растворяется с выделением углекислого газа - мрамор | Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных обломков минералов размером 0,1-2 мм - песчаник |
Задание №2 . Описание горных пород:
Исследовать свойства предложенных горных пород используя Приложение №2, результаты исследования записать в таблицу
Структура | Текстура | Твердость | Особые свойства | Название горной породы | Происхождение (осадочная, магматическая, метаморфическая) |
| | | | | |
Приложение №1
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
Свойства | Магматические | Метаморфические | Осадочные |
Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен). | Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой. | Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая. | Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом). |
Кристаллическая или землистая? | Кристаллическая (на солнечном свете блестит). | Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста). | Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит). |
Текстура (строение породы) выбери подходящее: массивная; слоистая; волокнистая. | Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков). | Встречаются все из перечисленных. | Массивная, слоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька – текстуры нет). |
Твёрдость – твёрдая или мягкая? | Твердая. | Твёрдая. | Мягкая. |
Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.) | Остатки организмов не наблюдаются, плотная. | Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная. | В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая. |
Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.
Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко. Для точного определения твердости используют склерометры и твердометры.
Группа №1: мрамор, базальт, известняк
- Группа № 2: кварцит, гранит, известняк
- Группа №3: мрамор, гранит, известняк
Группа №4: мрамор, гранит, известняк
Группа №5: мрамор, базальт, известняк
Практическая работа №4.
«Работа с контурной картой: обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых».
Цели работы: 1. Закрепить знания о современном рельефе Саратовской области, размещении полезных ископаемых.
2. Учиться правильно работать с контурной картой.
Последовательность выполнения работы
1. Обозначьте на контурной карте формы рельефа:
2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.
Практическая работа №5.
«Описание реки или озера. На малых реках определения ширины и глубины».
Образовательная задача : формирование умения составлять описание реки по физической карте .
Содержание работы : раскрытие понятия река как часть речной системы, крупных притоков левых и правых , вычисление примерной длины и падения реки ,определение водоразделов, характера течения ,положения бассейна.)
Источник знаний: физическая карта России.
Способы познавательной деятельности : чтение физической карты (анализ, синтез теоретических знаний и практических умений, установление пространственных ориентиров… ) и описание .
Задание учащимся : Опишите реку Волга по следующему плану (используя атлас Саратовской области и дополнительные источники)
План.
1.Название реки.
2.Исток реки.
3.Устье
4.Примерная длина.
5.Крупные правые и левые притоки.
6.Общее направление течения.
7.Расположение бассейна реки.
Практическая работа №6.
«Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Составление характеристики своего района».
Ход работы:
Ведение дневника погоды. Дневник погоды (осень). Дневник погоды (зима).
Работа с метеоприборами.
Расскажите о принципах работы термометра, барометра, флюгера и других приборов.
Наблюдение за температурой воздуха.
Соберите данные о температуре воздуха в течении суток и занесите в таблицу. На основе имеющихся данных постройте график суточного хода температуры.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Время ( часы ) | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 14 | 16 18 20 22 |
Температура (oC )
Какая температура была в 11 часов?
В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?
Определите суточную амплитуду температур.
Определите среднюю суточную температуру.
Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?
Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха. Сделайте вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Всегда ли в определенные часы при одинаковой высоте Солнца над горизонтом температура воздуха была одинаковой? Какие еще причины, помимо высоты Солнца над горизонтом, оказывают влияние на суточный ход температуры.
Определение зависимости между облачностью и давлением воздуха.
Из дневника погоды выпишите данные о давлении воздуха в ясные и пасмурные дни (выберите несколько дней). Определите средний показатель величины давления воздуха в ясные и пасмурные дни. Сделайте вывод.
ЯСНЫЕ ДНИ | ПАСМУРНЫЕ (ДОЖДЛИВЫЕ ДНИ) |
| | | |
Дата | Давление | Дата | Давление |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Средний | | Средний | |
показатель | | показатель | |
давления воздуха | | давления воздуха | |
| | | |
Определение преобладающего направления ветра.
На основе дневников погоды за несколько месяцев, заполните таблицу и сделайте вывод о преобладающем направлении ветра его влиянии на погоду.
Месяц | Преобладающее | Преобладающие погоды |
| направление ветра | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
