СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 кл

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для 10-11 кл.по ГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 кл»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»

с. Б-Матреновка, Эртильского муниципального района, Воронежской области


«Рассмотрено

на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1

от 31.08.2017г.

«Согласовано:»

Ответственный за УВР

____________

С. И. Семыкина

01.09.2017г.

«Утверждаю:»

Директор школы

____________

Л.И.Кузнецова

Приказ № 30

от 01.092017г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя

Петуховой Н. Н.

I категория


география

СОО(10-11 классы)
















2017 г.







Пояснительная записка


Рабочая программа по географии 10-11 классы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии (базовый уровень) , в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ.Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;

  • учебный план МКОУ "Битюг-Матреновская СОШ"



Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т.д. Большое внимание следует уделять практическим работам, организации нового подхода работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения: лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет. Применяются варианты индивидуального,индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных),практических,проблемно-поисковыхпод руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 часов в 10 классе, 34 часов в 11 классе). Резервное время1 час.


Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

Общая характеристика учебного предмета

Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения: лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения


Содержание программы учебного предмета

10 класс

Введение (1 час)

Социально-экономическая география как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Раздел 1.Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира - 4 ч.

Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно – территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Практическая работа: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2. Характеристика политико-географического положения страны.


Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы (5 часов)

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов.

 Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и последствия. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Экологическая политика.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы размещения крупнейших

месторождений полезных ископаемых. 2. Обсуждение проблемы Средиземноморья. 3.Оценка ресурсообеспеченности стран.


Тема 3. География населения мира (6 часов)

Население как предмет изучения социально-экономической географии. Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское население и формы его расселения.

Практические работы: 1. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран по выбору. 2. Объяснение причин миграционных процессов. 3. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору. 4. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (4 часа)

Научно-техническая революция и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах, высокоразвитые, депрессивные отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах, перестройка прежних структур.

Территориальная структура непроизводственной сферы. Культурные регионы мира.

Практическая работа: 1. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства. 2. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран. 3.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (13 часов)

Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Нетрадиционные источники энергии.

Горно-добывающая промышленность, ее значение и структура, главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии, главные страны и районы. Особенности географии машиностроительной, химическо , лесной и легкой промышленности, главные страны и районы.

Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Рыболовство, основные черты географии.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы размещения промышленных районов мира. 2. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития. 3. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

11 класс


Часть 2. Региональный обзор мира – 31 час.


Тема 1. Зарубежная Европа (7 часов)


Общая характеристика региона. «Визитная карточка» региона. Экономико-географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Население Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйство стран Европы. Место в мире, хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Субрегионы и страны. Особенности европейских субрегионов.

Страны Зарубежной Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Великобритания и Италия: основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйство.

Практические работы: 1. Характеристика проблем природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. 2. Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности стран Европы 3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы «большой восьмерки».

Тема 2. Зарубежная Азия (7 часов)


«Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.

Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Практические работы: 1. Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. 2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 3. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Тема 3. Австралия и Океания (2 часа)


Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Особенности воспроизводства, состава и размещения населения.

Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Австралийский Союз и Океания: краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.


Тема 4. Африка (5 часа)


«Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная и Тропическая Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Практические работы: 1. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе рационального использования природных ресурсов.

Тема 5. Северная Америка (6 часов)


« Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Макрорегионы США. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Практическая работа: 1. Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства макрорегионов США. 2. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США.

Тема 6. Латинская Америка (4 часа)


« Визитная карточка» региона. Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские страны..

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Практические работы: 1. Составление программы освоения новой территории Латинской Америки для ее экономического развития

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (3 часа)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практическая работа: 1 Разработка проекта решения одной из проблем человечества с опорой на гипотезы, теории, концепции.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; -правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




Тематическое планирование

10 класс (35 часов)

урока

Раздел. Тема урока Дата

Дата

проведения


Введение(1 ч.)



1(1).

Многообразие стран современного мира.



Общая характеристика мира – 20 часов

Современная политическая карта мира(4 ч.)



2(1).

Типология стран мира.


3(2).

Политическая карта мира, ее формирование.


4(3).

Государственный строй стран мира. Практическая работа "Составление систематизирующей таблицы "Государственный строй стран мира".


5(4).

Геополитика и политическая география. Практическая работа "Характеристика политико –географического положения страны".




География мировых природных ресурсов(5 ч.)



6(1).

Взаимодействие общества и природы.


7(2).

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы мира. Практическая работа "Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых".


8(3).

Земельные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.


9(4).

Ресурсы мирового океана. Загрязнение окружающей среды. Практическая работа "Обсуждение проблемы Средиземноморья".


10(5).

Экологическая политика. Практическая работа "Оценка ресурсообеспеченности стран".




География населения мира(7 ч.)



11(1).

Численность и воспроизводство населения мира.


12(2).

Демографическая политика.


13(3).

Состав населения Земли. Половой и возрастной состав. Практическая работа "Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран по выбору ".


14(4).

Религиозный состав населения Земли.


15(5).

Размещение и миграция населения. Практическая работа "Объяснение причин миграционных процессов".


16(6).

Расселение. Урбанизация. Практическая работа "Объяснение особенностей урбанизации одной из

территорий по выбору".


17(7).

Сельское население и формы его расселения. Практическая работа "Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира".



Научно-техническая революция и

мировое хозяйство(4 ч.)


18(1).

Научно-техническая революция.


19(2).

Мировое хозяйство. Практическая работа "Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства".


20(3).

Структура и размещение хозяйства. Практическая работа "Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран".


21(4).

Факторы размещения хозяйства. Практическая работа "Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил".




География отраслей мирового хозяйства(13 ч.)



22(1).

Топливно-энергетический комплекс мира. Топливная

промышленность мира.


23(2).

Электроэнергетика мира.


24(3).

Черная металлургия.


25(4).

Цветная металлургия.


26(5).

Машиностроение мира.


27(6).

Химическая, лесная и легкая промышленность мира.


28(7).

Промышленные районы мира. Практическая работа "Составление картосхемы размещения промышленных районов мира".


29(8).

Сельское хозяйство мира.


30(9).

География транспорта мира.


31(10).

Мировая транспортная система. Практическая работа "Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития".


32(11).

Всемирные экономические отношения.


33(12).

Международная торговля. Практическая работа "Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира".


34(13).

Зачет по теме « Отрасли мирового хозяйства».


Резервное время-1 час.



11 класс.

(34 часа)

Урока

Раздел. Тема урока

Дата проведения






1(1).


Региональная характеристика мира (31 час).

Зарубежная Европа- 7 часов.

Экономико-географическое положение и население Зарубежной Европы. Практическая работа № 1 «Характеристика проблем природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы».


2(2).

Хозяйство стран Европы.


3(3).

Географический рисунок расселения и хозяйства. Практическая работа №2 «Создание экономико-географического обоснования размещения 2-3 отраслей промышленности стран Европы».


4(4).

Субрегионы и страны зарубежной Европы.


5(5).

Особенности европейских субрегионов. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы «большой восьмерки»».


6(6).

Общие особенности населения и хозяйства ФРГ.

7(7).

Обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа».




8(1).

Зарубежная Азия- 7 часов

Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии.


9(2).

Хозяйство стран Азии.


10(3).

Восточная Азия.


11(4).

Китай. Практическая работа № 4 « Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин».


12(5).

Япония. Практическая работа № 5 «Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».


13(6).

Индия. Практическая работа № 6 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии».


14(7).

Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия».




15(1).

Австралия- 2 часа

Общая характеристика Австралии.


16(2).

Практическая работа № 7 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза».



17(1)


Африка-5 часов

История освоения европейцами. Население Африки.


18(2).

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки.


19(3).

Различия регионов Африки. ЮАР.



20(4).

Практическая работа № 8 «Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе рационального использования природных ресурсов».


21(5).

Обобщение по теме «Африка».




22(1).

Северная Америка- 6 часов

Экономико-географическое положение США. Население.


23(2).

Общая характеристика хозяйства и природно-ресурсные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства.


24(3).

Макрорайоны США. Практическая работа № 9 «Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства макрорегионов США».


25(4).

Практическая работа № 10 «Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США».


26(5).

Канада.


27(6).

Обобщение по теме «Северная Америка».




28(1).

Латинская Америка-4 часа

Экономико-географическое положение Латинской Америки, природные ресурсы и население.


29(2).

Хозяйство стран Латинской Америки. Практическая работа № 11 « Составление программы освоения новой территории Латинской Америки для ее экономического развития».


30(3).

Регионы Латинской Америки. Бразилия.


31(4).

Урок обобщения по теме « Латинская Америка».





32(1).


Глобальные проблемы человечества-3 часа


Понятие о глобальных проблемах.


33(2).

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Практическая работа № 12 « Разработка проекта решения одной из проблем человечества с опорой на гипотезы, теории, концепции».


34(3).

Стратегия устойчивого развития.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!