СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катынская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




Рассмотрено

Руководитель МО

________/Степанькова С.А./

Протокол от ______№___


Согласованно

Заместитель директора по УВР

________/Воробьева И.Д./

­­­­­­­­­­­­­­­_______________________


Утверждаю

Директор

МБОУ Катынская СШ

________/Н.И. Старовойтова/

Приказ от ______№___





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«ГЕОГРАФИЯ»

10-11 КЛАСС









Разработчик программы:

Майоров Антон Владимирович












2020-2021 учебный год

ГЕОГРАФИЯ.

Экономическая и социальная география мира


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «География» 10-11 класс разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО). Авторская программа Е.М. Домогацких курса «География» 10-11 класс. Базовый уровень. Издательство «Русское слово» - М., 2018.

География входит в перечень учебных предметов по выбору, которые изучаются в МБОУ Катынская СШ на базовом уровне. На изучение предмета отводится 102 часа учебного времени: в 10 классе – 68 ч (2 часа в неделю) и в 11 классе – 34 ч (1 час в неделю). В 10 классе, за счет часов вариативной части учебного плана, добавлен 1 час на усиление изучаемого предмета география.

УМК:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира учебник для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. М:. – «Русское слово», 2018г.

  2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. М:. – «Русское слово», 2018г.

  3. Географический атлас 10-11 класс. М:. – «Русское слово», 2018г.


Цели и задачи курса:

• формирование у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;

• формирование представлениея о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;

• развитие пространственно-географического мышления;

• формирование представления о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных стран и регионов мира;

• овладеть географическими умениями оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

• воспитание уважения к культуре и традициям других народов и стран;

• воспитание экологической культуры, необходимости бережного и рационального отношения к окружающей природной среде.


Планируемые результаты учебного курса

Предметные

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

• объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с общими и специальными географическими картами, статистическими данными;

• понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей среде, оценке экологической ситуации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

• объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленные развитием мировых геополитических, демографических и экономических процессов;

• характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;

• обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Использование географических умений:

• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

• выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

• представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в условиях устойчивого развития.

Использование карт как моделей:

• определять на карте положение в пространстве географических объектов;

• извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.


Личностные

Понимание смысла собственной деятельности:

• формулировать своё отношение к природным и антропогенным изменениям окружающей среды;

• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• развивать общую культуру через формирование системы взглядов, принципов, правил и норм природоохранного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;

• приводить примеры использования природных ресурсов, мер по их охране, вариантов адаптации человека к условиям окружающей среды.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

• оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;

• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;

• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• выделять все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.






Требования к уровню подготовки учащихся

Выпускник на базовом уровне научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.


Географическая номенклатура

Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.

Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).

Внутриконтинентальные страны: Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.

Типология стран.

Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)

Развивающиеся страны: Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.

Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны. 

Европа: Мальта 

Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.

Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.

Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.

Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова.

Зарубежная Европа:

Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.   

Нефтегазоносный бассейн: Североморский.

Железорудный бассейн: Лотарингский.

Промышленность - Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.  Химическая: ФРГ

Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.

Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)

Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).

Страны мира, богатые: нефтью газом, каменным углем, железными рудами, земельными ресурсами, водными ресурсами, лесными ресурсами северного и южного пояса.

Страны мира: крупнейшие по численности населения, с наибольшей продолжительностью жизни, страны с наиболее высоким естественным приростом, страны с отрицательным естественным приростом. 

Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва

Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны–лидеры по промышленному производству в мире: США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира: США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.  

Олово: Малайзия.  

Бокситы: Гвинея, Ямайка. 

Фосфориты: Марокко.

Страны-лидеры: по выработке электроэнергии, по производству алюминия, по добыче нефти, газа, угля, железных руд, по выплавке стали, по производству алюминия, по производству автомобилей, по  производству станков, по производству химических волокон, по производству хлопчатобумажных тканей, по производству пшеницы, кукурузы, риса, сахарной свеклы, сахарного тростника, хлопка, чая, кофе, какао, крупного рогатого скота, овец, свиней, по  размерам торгового флота. 

Морские порты: Лондон, Роттердам, Шанхай, Токио, Осака, Нью-Йорк, и др.

Европа: Россия (Москва), Франция (Париж), Великобритания (Лондон), Италия (Рим), Германия (Берлин), Исландия (Рейкъявик), Швеция (Стокгольм), Норвегия (Осло), Финляндия (Хельсинки), Дания (Копенгаген), Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Швейцария (Берн), Австрия (Вена), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Болгария (София), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Югославия (Белград), Словакия (Братислава), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон), Греция (Афины), Люксембург, Монако, Ватикан.

Азия: Турция (Анкара), Иордания, Сирия (Дамаск), Израиль (Иерусалим), Япония (Токио), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Йемен, Ирак (Багдад), Иран (Тегеран), Афганистан (Кабул), Пакистан (Исламабад), Индия (Дели), Непал, Бангладеш, Шри-Ланка, Индонезия (Джакарта), Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд, Сингапур, Корея (Сеул), Китай (Пекин), Монголия.

Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико), Куба (Гавана), Венесуэла, Аргентина (Буэнос-Айрес), Чили (Сантьяго), Перу (Лима), Никарагуа, Панама, Ямайка, Колумбия, Уругвай, Боливия. Эквадор. Мегалополисы: Бостваш, Чипитс, Сан-сан.

Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др. Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.

Африка: Ливия, Тунис, Марокко, Алжир (Алжир), Египет(Каир), Эфиопия (Адисс-Абеба), Нигерия (Абуджа), Нигер, Чад, Танзания, Ботсвана, Камерун, Кот-д‘Ивуар, Гана, Сомали, Конго (Киншаса), Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР (Претория), Зимбабве, Мадагаскар.

Монокультурные страны: Ангола, Ботсвана,  Бурунди,  Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия,  Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда,  Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.

Австралия и Океания: Австралийский Союз (Канберра), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея







  1. Содержание и тематическое планирование



10 класс

ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (68 часов)

Тема 1. Страны современного мира (6 часов)

Содержание темы

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Основные образовательные идеи

• Современный мир — это мир большого разнообразия стран.

• Развитые и развивающиеся страны — два полюса современного мира.

Практическая работа

  1. Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».


Тема 2. География населения мира (15 часов)

Содержание темы

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.

Основные образовательные идеи

• Быстрый рост населения мира — причина серьёзной глобальной проблемы.

• Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества.

• Конфликты на этнической и религиозной почве, как правило, возникают в силу экономических причин.

• Современный рисунок размещения населения мира — результат длительного исторического процесса

• Городская форма расселения — основная в современном мире.

Практические работы

  1. Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

  2. Определение на основании демографических параметров типа воспроизводства населения страны.

  3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.


Тема 3. Мировые природные ресурсы (10 часов)

Содержание темы

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Основные образовательные идеи

• Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития человека и цивилизации.

• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.

• Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Практическая работа

  1. Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.


Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (5 часа)

Содержание темы

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Основные образовательные идеи

• Мировое хозяйство объединило национальные хозяйства стран мира в единый хозяйственный организм, существующий на основе взаимосвязи и взаимозависимости стран.

• Научно-техническая революция изменила облик современного мира, повлияла на все стороны жизни общества.


Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (18 часов)

Содержание темы

Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Основные образовательные идеи

• Современная тенденция развития мировой промышленности связана с сохранением значения развитых стран при возрастающей роли развивающихся.

• Промышленность, сельское хозяйство и транспорт развитых и развивающихся стран имеют глубокие исторически сложившиеся различия.

Практические работы

  1. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

  2. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

  3. Определение основных направлений международной торговли.


Тема 6. Глобальные проблемы человечества (4 часа)

Содержание темы

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Основные образовательные идеи

• Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с рядом проблем, решение которых усилиями отдельно взятой страны невозможно.

• У человечества есть возможности, силы и ресурсы для решения глобальных проблем.


Повторение (6 часов)

Содержание темы

Повторение основных понятий и стран лидеров мира. Сдача географической номенклатуры «Страны мира». Резерв учебного времени.



ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (32 часа)



11 класс

Тема 1. Политическая карта мира (3 часа)

Содержание темы

Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.

Основные образовательные идеи

• Формирование политической карты — длительный исторический процесс.

• Изменения на политической карте носят количественный и качественный характер.

• Регион — группа стран, имеющих определённые черты сходства исторического развития, природных условий, населения и хозяйственной жизни.


Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.

Основные образовательные идеи

• Зарубежная Европа — один из важнейших мировых центров цивилизации, науки и культуры.

• Зарубежная Европа — высокоразвитый регион, хотя почти лишённый природных ресурсов.

• Федеративная Республика Германия — экономический лидер Зарубежной Европы.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы.

  2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия (6 часов)

Содержание темы

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трёх мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Основные образовательные идеи

• Зарубежная Азия — крупнейший по площади и по численности населения регион мира.

• Зарубежная Азия — регион со множеством очагов как внутренней, так и внешней напряжённости.

• Зарубежная Азия — регион, контрастный в природном, культурном и хозяйственном отношении.

• Китай — новый растущий центр мирового хозяйства.

Практические работы

  1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

  2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии.

  3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии.


Тема 4. Англо-Америка (3 часа)

Содержание темы

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.

Основные образовательные идеи

• Канада — одна из богатейших в природно-ресурсном отношении стран мира, экономика которой практически срослась с экономикой США.

• Богатые природные ресурсы — основа экономики США.

Тема 5. Латинская Америка (4 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика. Федеративная Республика Бразилия.

Основные образовательные идеи • Латинская Америка — относительно однородный и спокойный регион мира, делающий большие успехи в экономическом развитии.

• Бразилия — один из лидеров мира развивающихся стран.

Практическая работа

  1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».


Тема 6. Африка (6 часов)

Содержание темы

Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.

Основные образовательные идеи

• Африка — наименее благополучный регион мира, большинство стран которого относится к группе беднейших.

• ЮАР — экономический лидер Африки, единственная экономически развитая страна Африки.

Практические работы

  1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.

  2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)

Содержание темы

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Основные образовательные идеи

• Огромное значение горнодобывающей промышленности говорит об Австралии как о стране переселенческого капитализма.

• Океания — один из последних почти не тронутых цивилизацией регионов мира.

Практическая работа

  1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Заключение (3 часа)

Содержание темы

Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Основная образовательная идея

• Россия издавна включена в систему международных экономических отношений, хотя её роль в мировом хозяйстве менялась.

Практическая работа

  1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире.

3. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по географии (учитель Майоров А.В.)

10 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

ЧАСТЬ I. Общая характеристика мира

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения урока

10 класс

План

Факт

Темя 1. Страны современного мира (6 часов)

1

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке.

§1

 

 

2

Государственное устройство стран.

§1

 

 

3

Практическая работа №1 «Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»




4

Уровень социально-экономического развития. Развитые страны.

§2

 

 

5

Уровень социально-экономического развития. Развивающиеся страны.

§2



6

Проверочная работа «Страны современного мира»




Тема 2. География населения мира (15 часов)

7

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения.

§3

 

 

8

Практическая работа №2 "Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности".




9

Воспроизводство населения. Теория демографического перехода.

§3

 

 

10

Практическая работа №3 "Определение на основании демографических параметров типа воспроизводства населения страны".




11

Половозрастной состав. Трудовые ресурсы.

§4

 

 

12

Практическая работа №4 "Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран".


 

 

13

Расовый состав населения.

§5

 

 

14

Этнический состав населения. Страны однонациональные и многонациональные.




15

Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии.

§6

 

 

16

Этнорелигиозные конфликты.

§6

 

 

17

Размещение населения.

§7

 

 

18

Миграции населения.

§7

 

 

19

Сельское и городское население.

§8

 

 

20

Урбанизация




21

Проверочная работа «География населения мира»




Тема 3. Мировые природные ресурсы (10 часов)

22

Развитие взаимоотношений природы и человека. Природопользование.

§9

 

 

23

Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира.

§10

 

 

24

Практическая работа №5 "Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов".


 

 

25

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные.

§11

 

 

26

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: рудные и нерудные.




27

Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.

§12

 

 

28

Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.

§13

 

 

29

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

§14

 

 

30

Пути решения экологических проблем.

§15

 

 

31

Проверочная работа «Мировые природные ресурсы»




Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (5 часа)

32

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства.

§16

 

 

33

Глобализация мирового хозяйства.




34

Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства.

§ 17

 

 

35

НТР и география мирового хозяйства.

§18

 

 

36

Проверочная работа «Мировое хозяйство и научно-техническая революция»




Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (18 часов)

37

Топливная промышленность.

§18

 

 

38

География мировой энергетики.




39

Чёрная металлургия: география и основные тенденции развития.

§19

 

 

40

Цветная металлургия: география и основные тенденции развития.




41

Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения.

§20

 

 

42

Химическая промышленность. Центры химической промышленности.

§21

 

 

43

Лесная промышленность.




44

Практическая работа №6 "Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов".


 

 

45

Сельское хозяйство. География мирового земледелия (растениеводство).

§22

 

 

46

География мирового животноводства.

§22

 

 

47

Товарное и потребительское сельское хозяйство.




48

Практическая работа №7 "Характеристика главных центров современного мирового хозяйства".


 

 

49

Транспорт мира. Виды транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе.

§23

 

 

50

Урок-практикум по теме «Транспорт мира»




51

Международные экономические отношения. Мировая торговля.

§24

 

 

52

Практическая работа №8 "Определение основных направлений международной торговли".




53

Международная торговля услуги. Международный туризм.

§25

 

 

54

Проверочная работа «Отрасли мирового хозяйства»




Тема 6. Глобальные проблемы человечества (4 часа)

55

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества.

§26

 

 

56

Стратегия устойчивого развития.




57

Урок-проект «Глобальные проблемы человечества»




58

Проверочная работа «Глобальные проблемы человечества»




Повторение (6 часов)

59

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общая характеристика мира».




60

Зачет по странам мира.




61

Зачет по странам мира.




62

Зачет по странам мира.




63

Резерв учебного времени




64

Резерв учебного времени







ЧАСТЬ II. Региональная характеристика мира

11 класс (34 часа, 1 час в неделю)

урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения урока

10 класс

План

Факт

Тема 1. Политическая карта мира (3 часа)

1

Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира

 §27

 

 

2

Историко-географические регионы мира.

 §28

 

 

3

Международные организации.

 §28

 

 

Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)

4

Состав, географическое положение и природные ресурсы Зарубежной Европы. Практическая работа №9 "Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы".

§29

 

 

5

Население и хозяйство Зарубежной Европы.

§30

 

 

6

Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика.

§31

 

 

7

Федеративная Республика Германия.

§32

 

 

8

Урок-практикум по теме Зарубежная Европа»




9

Практическая работа №10 "Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы".


 

 

Тема 3. Зарубежная Азия (6 часов)

10

Состав, географическое положение и природные ресурсы Зарубежной Азии. Практическая работа №10 "Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии".

§33

 

 

11

Население и хозяйство Зарубежной Азии.

§34

 

 

12

Практическая работа №11 "Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии".


 

 

13

Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

§35,36

 

 

14

Китайская Народная Республика.

§37

 

 

15

Практическая работа №12 "Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии".


 

 

Тема 4. Англо-Америка (3 часа)

16

Канада. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.

§38

 

 

17

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение и природные ресурсы. Особенности населения.

§39

 

 

18

Хозяйство США.

§39

 

 

Тема 5. Латинская Америка (4 часов)

19

Состав и географическое положение и природные ресурсы Латинской Америки. Практическая работа №13 "Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

§40

 

 

20

Население и хозяйство Латинской Америки

§41

 

 

21

Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности.

§42

 

 

22

Федеративная Республика Бразилия.

§43

 

 

Тема 6. Африка (6 часов)

23

Состав и географическое положение и природные ресурсы Африки.

§44

 

 

24

Практическая работа №14 "Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа".




25

Население и хозяйство Африки.

§45

 

 

26

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка

§46

 

 

27

Южно-Африканская Республика

§47

 

 

28

Практическая работа №15 "Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки".


 

 

Тема 13. Австралия и Океания (3 часа)

29

Австралия.

§48

 

 

30

Практическая работа №16 "Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа".

 

 

 

31

Океания.

§49

 

 

Тема 14. Заключение (3 часа)

32

Россия и современный мир. Краткая характеристика современного хозяйства.

§50 

 

 

33

Практическая работа №17 "Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире".

 

 

 

34

Резерв учебного времени.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!