Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР МБОУ «Баюновоключевская СОШ» _____________ Волгина Н.И. «27» августа 2019 г. | «Принято» Протокол педагогического совета № 10 от «29» августа 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Баюновоключевская СОШ» _____________Ланина Е.Н. Приказ № 35 от «29» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Экономическая и социальная география мира»
10-11 классы
Базовый уровень
Среднее общее образование
Срок реализации 2019-2020 год.
Составитель: Долгов В.В., учитель географии, высшая квалификационная категория
Баюновские Ключи
2019
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая рабочая программа курса географии для 10-11 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобразования № 253 от 31 марта 2014 г., рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Приказа Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования"
авторской программы Э.В. Ким, А.П. Кузнецова, «География. Базовый уровень. 10-11 классы» Методическое пособие М. – Дрофа, 2012
Учебного плана МБОУ «Баюновоключевская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год
Календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «Баюновоключевская СОШ» (утверждено директором школы, приказ №35 от 29.08.2017)
Согласно учебного плана школы, данная программа рассчитана на изучение в 10 -11 классах по 1 часу в неделю.
Изучение курса «География. Базовый курс. 10-11 классы» завершает географическое образование обучающихся. Он изучается в 10 и 11 классах общеобразовательном учреждении как обязательный.
Цель: продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования. Раскрытие глобальных региональных явлений и процессов, происходящих в мире в целом и в отдельных регионах, странах и районах.
Задачи: 1) способствовать формированию географического мышления обучающихся;
2) передать обучающимся сумму знаний, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
Изменения в программе
В соответствие с годовым календарным графиком, расписанием МБОУ «Б.Ключевская СОШ» и в целях полного прохождения программы объединены уроки 33 и 34 в 10 классе, так как по программе 35 часов, а рабочих недель 33 и 4 дня.
Содержание предмета
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой. Практических работ-20. Нумерация – сквозная с 1 по 20. В 10 классе-10 практических работ (№1-10);в 11классе-10(№11-20).
Раздел 1. Географическая картина мира (24 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации. Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии — обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории. История развития географической науки, основные этапы. Структура современной географии: физико-географические и общественные географические науки, картография. Элементы научных знаний: учения, теории, законы, закономерности, концепции, гипотезы, понятия и термины. Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации, учебные материалы. Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический, статистический, моделирования, прогнозирования, геоинформационный.
ТЕМА 1. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (3 ч)
Природные условия и природные ресурсы — основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру использования: для промышленности сельского хозяйства и отдыха человека. Понятие о природно-ресурсном потенциале. Географическое пространство, его основные виды (суша, Мировой океан, воздушное пространство) и особенности (величина, географическое положение, природное многообразие, экологическое состояние). Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории: для проживания людей, для ведения хозяйства, основа географического разделения труда, сфера геополитических интересов различных стран. Понятие об эффективной территории. Особенности пространства Мирового океана, его природная специфика, политическое и экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира.
Взаимодействие общества и природной среды. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность (в том числе на специализацию хозяйства). История взаимоотношений человека и природной среды. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования; истощение многих видов природных ресурсов и ухудшение их качества. Основные методы рационального природопользования: экономические, технологические, санитарно-гигиенические.
Практическая работа. 1. Оценка ресурсообеспеченности США и Китая.
ТЕМА 2. НАСЕЛЕНИЕ МИРА (6 ч)
Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. Динамика численности населения мира в XX—XXI вв. Типы воспроизводства населения: традиционный, переходный, современный. Особенности естественного движения населения в странах трех типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально-экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды: ограничительная, стимулирующая. Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Старение нации и омоложение населения в возрастной структуре мирового населения. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Парадокс полового состава мирового населения: преобладание мужского населения в мире и преобладание женского населения в большинстве стран мира. Половозрастные пирамиды и их анализ.
Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека по планете. Основные особенности современного размещения населения. Плотность населения; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения (городской, сельский, кочевой), их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы (формирующаяся, развитая и зрелая урбанизация) и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграции населения, их критерии и виды. Внутренние и внешние, постоянные и временные миграции.
Человечество — мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его региональные особенности. Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире: объединение, разъединение, консолидация. Национальный состав населения мира; одно-, дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.
Современная география религий. Религия, ее географические виды: мировые, этнические, традиционные религии. Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.
Уровень и качество жизни населения. Уровень и качество жизни как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие: экономическая, экологическая и социальная. Индекс развития человеческого потенциала как показатель качества жизни населения.
Практические работы. 2. Анализ современного состояния естественного движения населения мира. 3. Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации. 4. Составление характеристики «идеального» города — «экополиса».
ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (14 ч)
Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о мировом хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования мирового хозяйства: глобализация, интернационализация, научно-техническая революция (НТР), социализация. Научно-технический прогресс и НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Мировое хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном мировом хозяйстве.
Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства: территория, природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение, трудовые ресурсы, потребитель, транспорт и связь, научно-технический потенциал; их характеристика. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов: старопромышленные, новые промышленные, районы концентрации новейших производств. Государственная региональная политика.
«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира в мировом хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны-лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики (сельского хозяйства, промышленности и непроизводственной сферы) по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже XX—XXI вв.; их социально-экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения, производительность труда, доля наукоемкой продукции в производстве и экспорте и др.
Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны-лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры). География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели: производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.
Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность в мировом хозяйстве. Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива и металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны-лидеры в добыче полезных ископаемых; главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и пр.
Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны-лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности, ее современная география.
Непроизводственная сфера мирового хозяйства. Место непроизводственной сферы в мировом хозяйстве. Структура непроизводственной сферы: услуги, финансы, транспорт и связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.
Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.
Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров: технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.
Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н. Н. Баранского. Международная специализация производства и ее виды: межотраслевая, предметная, технологическая, подетальная. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран-лидеров (США,
Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень открытости их экономики. Понятие о международной конкурентоспособности стран; факторы, ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами (финансовые отношения, торговля научно-техническими знаниями, международный туризм, международный рынок рабочей силы).
Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли — постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и стран-лидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки: внутриевропейская и внутриазиатская торговля. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.
Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков — валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют: национальная, иностранная, коллективная, резервная. Главная коллективная валюта — евро и география ее распространения. Доллар США и евро — основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики; государственное и частное кредитование. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и оффшоры).
Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма: приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный, паломнический и др.; их география. Основные туристические потоки: внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны-лидеры международного туризма; ведущая роль европейских стран (Франции, Испании и Италии), а также США и Китая.
Практические работ:. 5.Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности. 6. Составление характеристики автомобильной промышленности мира.
Раздел 2. Многоликая планета (41 ч)
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЛИК РЕГИОНОВ И СТРАН МИРА (2 ч)
Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко-географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элемент культуры и цивилизации, оказавший большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона как историко-географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире. Политическая карта как политический портрет мира; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран: географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления (республики и монархии) и территориально-государственное устройство (унитарные страны и федерации). Специфика государственного устройства некоторых стран мира: абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.
Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: определение сферы геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны: экономические, политические, военные, культурологические и др. Геополитическое положение стран мира и его составляющие: экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.
Практическая работа. 7. Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира.
ТЕМА 5. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА (8 ч)
Зарубежная Европа в современном мире. Место зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно-ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине XX в. Высокая степень заселенности территории. Старение нации и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация; крупнейшие агломерации и мегалополисы. Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа — зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; европейское экономическое ядро, основные экономические ареалы, главная экономическая ось.
Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека. Природные, политические и социально-экономические различия внутри зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика. Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, лесное хозяйство, судоходство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно-металлургическое производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно-бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны: особая роль прибрежных районов и столичной агломерации.
Средняя Европа. Германия — «экономический локомотив Европы». Географический облик Средней Европы: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях, крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы. Историко-географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине XX в. Географическое положение Германии в Европе: ключевое центральное положение, высокая степень соседства (большое количество стран-соседей). Ограниченный природно-ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; нулевой прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. Полицентрический пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно-городских агломераций.
Средняя Европа. Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции: черты сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Особая роль Парижа и столичной агломерации. Национальный состав населения; иммигранты и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации: агропромышленный и военно-промышленный комплексы, туризм и др. Регионы страны: Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго-Западный, Средиземноморский; их географический облик.
Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко-географические особенности формирования населения (иберийцы, кельты, римляне, англы, саксы). Национальный состав населения: англичане, шотландцы, валлийцы (уэльсцы), ольстерцы. Британия — страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго-Восток, Юго-Запад, Центральная Англия, Йоркшир и Ланкашир, Северная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).
Южная Европа. Италия на мировых рынках. Географический облик Южной Европы: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации (туризм, субтропическое земледелие, легкая промышленность и современные производства). Факторы формирования специализации хозяйства Италии. Приморское положение страны в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине XX в.: от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.
Восточная Европа. Венгрия — страна на перекрестке Европы. Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально-экономические преобразования, смена модели развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно-угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: продолжающаяся интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западноевропейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма (в т. ч. транзитного). Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. Гипертрофированное развитие Будапешта; его доминирующая роль в жизни страны.
Практические работы. 8. Анализ историко-географических особенностей формирования экономического пространства Европы. 9. Составление характеристики географического пространства Италии. 10. Создание географического образа территории зарубежной Европы.
ТЕМА 6. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ (12 ч)
Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы. Культурные миры зарубежной Азии: индийский, арабско-исламский, китайский и др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства: великие речные цивилизации, поливное и террасное земледелие, хозяйство в оазисах, отгонно-пастбищное скотоводство. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания ресурсов, концентрация в пределах лишь нескольких стран. Минеральные ресурсы зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо (нефть, природный газ, уголь), руды металлов (олово, вольфрам). Прочие виды ресурсов: графит, сурьма. Крупнейшие в мире земельные ресурсы; высокая для обрабатываемых, а также неудобных для сельского хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.
«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения зарубежной Азии: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, пестрый состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.), крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий абсолютный прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких ареалах (долины больших рек и крупные равнины). Резкие контрасты в плотности населения между отдельными странами. Азия — «мировая деревня»; невысокая доля горожан и максимальное число сельских жителей; живучесть сельского образа жизни. Бурная урбанизация и быстрый рост городов-гигантов и городских агломераций. Пестрый этнический состав; особенности размещения крупнейших народов. Преобладание многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского населения и его причины.
Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Невысокий в целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства большинства стран; их незрелая территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально-экономического развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская, стран — экспортеров нефти.
Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие. Географические субрегионы зарубежной Азии и факторы их формирования: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности исторического развития, социокультурные особенности, стратегия экономического развития. Юго-Западная Азия: узловое географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны — экспортеры нефти. Турция как новая индустриальная страна. Узловое географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав. Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации (эмиграция рабочей силы, подрядные строительные работы, традиционная и современная промышленная продукция, международный туризм). Структура и размещение сельского хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль западных районов и особенно Стамбула. Развитие международного туризма; главные туристические центры страны.
Южная Азия. Индия — самая многонациональная страна мира. Южная Азия как субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри- и межгосударственные проблемы и конфликты. Место Индии в современном мире. Особенности географического положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный этнический состав населения; преобладание крупных индоевропейских и дравидийских народов. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное территориально-государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии: индуизм, ислам и сикхизм.
Юго-Восточная Азия. Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг. Буферное географическое положение Юго- Восточной Азии между Восточной и Южной Азией, их социокультурное и экономическое влияние. Индонезия — страна-архипелаг. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины, плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных промышленных производств в машиностроении и химической промышленности. Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и хозяйства; ведущая роль острова Ява.
Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. Восточная Азия — крупнейший субрегион, самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий. Динамичное социально-экономическое развитие Китая во второй половине XX и в начале XXI в. Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая: географические, демографические, экономические, политические. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов, развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные административные районы Сянган и Аомынь.
Восточная Азия. Япония: «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»: высокие темпы экономического развития, прогрессивные сдвиги в структуре хозяйства, развитие наукоемких производств, укрепление позиций в системе международных экономических отношений. Основные факторы «экономического чуда»: гибкая государственная экономическая политика, рост производительности труда, высокая квалификация и традиционное трудолюбие рабочей силы, невысокие военные расходы, благоприятные внешнеэкономические условия. Смена моделей экономического развития страны. Приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50—70-е гг. XX в. Развитие наукоемких производств и сферы услуг в конце XX в. и развитие высоких технологий и научно-технического потенциала на рубеже XX и XXI вв. Особенности размещения населения и хозяйства: ведущая роль Тихоокеанского промышленного пояса, регионы Японии; доминирующее положение Центра и его трех экономических районов (Канто, Кинки и Токай).
Восточная Азия. Республика Корея — новая индустриальная страна. Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Различные пути социально-экономического развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея — передовая новая индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная промышленная специализация: автомобильная промышленность, судостроение, электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров — Сеула и Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности воспроизводства и размещения населения.
Центральная Азия и Закавказье. Становление национальной экономики стран СНГ после распада СССР, проблемы и перспективы развития. Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Специфика природно-ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы (топливо, руды металлов, фосфориты). Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский — язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана и три его главных производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Главные виды добываемого минерального сырья: нефть, уголь, железные и другие металлические руды; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия — основа тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство зерна, мяса и шерсти.
Экономические регионы Казахстана: Запад, Центр, Север, Восток, Юг; их природно-ресурсный потенциал и специализация хозяйства.
Практические работы. 11. Анализ особенностей размещения населения зарубежной Азии.
12. Составление характеристики текстильной промышленности Индии. 13. Создание географического образа территории зарубежной Азии.
ТЕМА 7. АМЕРИКА (8 ч)
Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо-Америка и Латинская Америка), особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху колонизации; резкое усиление роли приморских территорий. Высокий уровень урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегалополисов (в США). «Старение нации» в Англо-Америке и молодость населения в Латинской Америке. Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны-лидеры в производстве аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США (2/3 ВВП Америки). Особенности размещения хозяйства; особенная роль приморских районов. Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы, районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы Англо-Америки и Латинской Америки; их место в системе международных экономических отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине XX в. Формирование единого хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские) производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской Америке и развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканского общего рынка); состав его участников.
Географическое наследие Америки. Древнейшее население Америки: индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства инков, ацтеков и майя. Маисовая (кукурузная) цивилизация. Прочие виды земледелия и животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства — разведение лам и чинампы (плавающие участки земли). Население и хозяйство территорий за пределами индейских государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии. Особенности европейской колонизации Америки; ее основные этапы. XV—XVI вв. — эпоха грабежа захваченных территорий. XVII—XVIII вв. — период становления плантационного хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр.; латифундии — крупные помещичьи хозяйства. XIX в. — активное освоение внутренних территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо-Америки и Латинской Америки. Англо- Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного хозяйства и латифундий, развитие горного производства.
Население и география культур Америки. Трудные судьбы индейских народов в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских плантациях; география работорговли. Массовая европейская иммиграция в XVIII—XIX вв. Формирование специфических расовых групп населения — креолов, метисов, мулатов и самбо. Смешанный расовый состав населения многих стран региона; «Америка — симбиоз культур». Культурно-географический облик современной Америки и его особенности: формирование в эпоху массовой европейской колонизации, большая пестрота расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о культурно-географическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный состав населения). Культурно-географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго-Восток, Гренландия.
Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Историко-географические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории США в XVIII—
вв. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в XIX в. Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США; основные сельскохозяйственные пояса. Горнодобывающая промышленность, ее структура и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; особенности размещения в пределах главных районов (Промышленный пояс, Юго-Восток, Юг и Тихоокеанское побережье). Машиностроение и химическая промышленность — ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в Силиконовой долине в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. Соотношение сил трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение рол в хозяйстве Юга и Запада.
Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америки во второй половине
в. Модели индустриализации — импортозамещающая и экспортноориентированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития; преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в приграничных с США районах Мексики. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств. Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах региона.
Бразилия — латиноамериканский гигант. Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природно-ресурсного потенциала Бразилии. Главные виды природных ресурсов страны: минеральные, лесные, водные и др. Специфика населения страны: большая величина, значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка (Бразилия — крупнейшая католическая держава мира и крупнейшая португалоговорящая страна). Индустриализация и развитие современных производств; превращение Бразилии в новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения (автомобильной и авиационной промышленности, электроники). Резкие контрасты в размещении населения и хозяйства страны. Экономические районы Бразилии: Юго-Восток, Юг, Северо-Восток, Центрально-Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль Юго-Востока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти. Амазония — зона нового освоения; ее экологические проблемы.
Мезоамерика — территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и Вест-Индии. Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное хозяйство: выращивание сахарного тростника, бананов, цитрусовых и пр. Новые виды хозяйства: горнодобывающая, обрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие транзитной экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии промышленного производства (в основном изготовление деталей и сборку).
Практические работы. 14. Выявление географических особенностей населения Северной Америки.15. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США. 16. Составление характеристики латиноамериканских столиц.
ТЕМА 8. АФРИКА (4 ч)
Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природно-ресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры экономики, очень низкий уровень социально-экономического развития, нестабильная политическая обстановка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов: хромиты, фосфориты, марганец, уран, медь, бокситы. Лесные и водные ресурсы; возможности и проблемы их использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни большинства населения. Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского хозяйства и добывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство; главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений; отрасли международной специализации хозяйства.
Географическое наследие Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов. Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей; отношения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже XIX—XX вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия.
Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность (дуализм) территории: засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия. Особенности размещения минеральных ресурсов; главные ареалы их концентрации. География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения; официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание христианства и ислама. Пространственный рисунок размещения хозяйства, его очаговый характер. Главные районы концентрации промышленности. Колониальный рисунок транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания.
Географические субрегионы Африки. ЮАР — крупнейшая экономическая держава континента. Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; их особенности. Ведущая роль Южной Африки (ЮАР) в экономике Африки (в первую очередь в промышленности). Страна переселенческого капитализма; малые масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Официальные языки страны. Неравномерность размещения населения и ее причины. ЮАР — «страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд драгоценных (платина, золото), черных (железная руда) и легирующих (ванадий, хром, титан) металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация, экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны небольшой провинции Готенг, промышленного района Витваттерсранд, главных экономических центров Йоханнесбурга и Претории.
Практическая работа. 17. Создание географического образа территории Африки.
ТЕМА 9. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (2 ч)
Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго-Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманийцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в XVIII—XIX вв. Австралия и Новая Зеландия — страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: XVIII в. — место ссылки; XIX в. — развитие овцеводства и мясо-молочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка»; XX в. — развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии. Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.
Географическая специфика Австралии и Океании. Особенность географического положения региона — периферия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна- материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства; особая роль Юго-Востока.
Практическая работа. 18. Анализ внешней торговли Австралии.
ТЕМА 10. РОССИЯ (5 ч)
Геополитическое положение России. Россия — евразийская держава. Геополитическое положение. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России. Особенности природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов.
Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в начале XXI века.
Практическая работа. 19. Анализ внешней торговли России.
Раздел 3. Насущные проблемы человечества (3 ч)
Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития.
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические, социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы — самые актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем: экстенсивный, интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных регионах и странах мира: доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязнения атмосферы и пр. Концепция устойчивого развития.
Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно-промышленный комплекс (ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации общественной жизни; роль конверсии. Проблемы сохранения мира и пути создания стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных организаций и крупных государств; роль России как миротворца.
Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное, культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо, молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и голода в современном мире; калорийность питания в странах мира. Районы с самой острой продовольственной ситуацией: Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, а также Африка. Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.
Практическая работа. 20. Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества.
Тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Количество практических работ | Количество контрольных работ |
1 | Географическая картина мира | 24 | 6 | 2 |
| Введение | 1 | | |
| Природа и человек в современном мире | 3 | 1 | |
| Население мира | 6 | 3 | 1 |
| География мирового хозяйства | 14 | 2 | 1 |
2 | Многоликая планета | 40 | 13 | 4 |
| Географический облик регионов и стран мира | 2 | 1 | |
| Зарубежная Европа | 9 | 3 | 1 |
| Зарубежная Азия | 12 | 3 | 1 |
| Америка | 8 | 3 | 1 |
| Африка | 4 | 1 | |
| Австралия и Океания | 2 | 1 | |
| Россия в современном мире | 3 | 1 | 1 |
3 | Насущные проблемы человечества | 3 | 1 | |
| Резерв времени | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование 10 класс.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата урока |
| I | Географическая картина мира |
1 | I/1 | География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации. | 03.09 |
| Тема 1 | Природа и человек в современном мире | |
2 | 1/2 | Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития. | 10.09 |
3 | 1/3 | Взаимодействие общества и природной среды. | 17.09 |
4 | 1/4 | География природопользования. Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности США и Китая» | 24.09 |
| Тема 2 | Население мира | |
5 | 2/1 | Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения. | 01.10 |
6 | 2/2 | Географический рисунок мирового населения. Практическая работа №2 «Анализ современного состояния естественного движения населения мира» | 08.10 |
7 | 2/3 | Человечество – мозаика рас и народов. Практическая работа №3 «Выявление главных тенденций в современном процессе урбанизации.» | 15.10 |
8 | 2/4 | Современная география религий. | 22.10 |
9 | 2/5 | Уровень и качество жизни населения. Практическая работа №4 «Составление характеристики «идеального» города – «эконополиса» | 05.11 |
10 | 2/6 | Обобщение знаний по теме «Население мира. Контрольная работа №1 по теме «Население мира» | 12.11 |
| Тема 3 | География мирового хозяйства | |
11 | 3/1 | Особенности развития современного мирового хозяйства | 19.11 |
12 | 3/2 | Факторы размещения хозяйства | 26.11 |
13 | 3/3 | «Кто есть кто» в мировой экономике. | 03.12 |
14 | 3/4 | Мировое аграрное производство | 10.12 |
15 | 3/5 | Горнодобывающая промышленность мира | 17.12 |
16 | 3/6 | Обрабатывающая промышленность мира. Практическая работа №5 «Определение сдвигов в размещении обрабатывающей промышленности» | 24.12 |
17 | 3/7 | Непроизводственная сфера мирового хозяйства | 14.01 |
18 | 3/8 | Мировая транспортная система | 21.01 |
19 | 3/9 | Современная информационная экономика | 28.01 |
20 | 3/10 | Современные мирохозяйственные связи | 04.02 |
21 | 3/11 | Внешняя торговля товарами. Практическая работа №6 «Составление характеристики внешней торговли мира» | 11.02 |
22 | 3/12 | Международные финансовые отношения | 18.02 |
23 | 3/13 | Международный туризм | 25.02 |
24 | 3/14 | .Обобщение знаний по разделу «Географическая карта мира» Контрольная работа № 2 по теме «Географическая карта мира» | 03.03 |
| II | Многоликая планета | |
| Тема 4 | Географический облик регионов и стран мира | |
25 | 4/1 | Общая характеристика регионов и стран мира. | 10.03 |
26 | 4/2 | Геополитический образ мира. Практическая работа №7 «Составление сравнительной характеристики геополитического положения стран мира» | 17.03 |
| Тема 5 | Зарубежная Европа | | |
27 | 5/1 | Зарубежная Европа в современном мире Практическая работа №8 «Анализ историко-географических особенностей формирования экономического пространства Европы» | 31.03 |
28 | 5/2 | Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия: природная среда в жизни человека | 07.04 |
29 | 5/3 | Средняя Европа. Германия – «экономический локомотив Европы» | 14.04 |
30 | 5/4 | Средняя Европа. Многоликая Франция. | 21.04 |
31 | 5/5 | Средняя Европа. Великобритания: от традиций до современности | 28.04 |
32 | 5/6 | Южная Европа. Италия на мировых рынках. Практическая работа № 9 «Составление характеристики географического пространства Италия» | 05.05 |
33 | 5/7 | Европа – один из ведущих центров мирового хозяйства. Практическая работа №10 «Создание географического образа территории Зарубежной Европы» | 19.05 |
34 | 5/8 | Интеграционные процессы – залог усиления территориального единства Европы. |
35 | 5/9 | Обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа» Контрольная работа № 3 по теме «Зарубежная Европа» | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | № урока в теме | Наименование занятия. | Дата урока |
| Тема 6 | 2. Зарубежная Азия | |
1 | 6/1 | Географическое наследие Азии | 04.09 |
2 | 6/2 | Природно-ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования. | 11.09 |
3 | 6/3 | «Азиатский тип» населения. Практическая работа № 11 «Анализ особенностей размещения населения Зарубежной Азии» | 18.09 |
4 | 6/4 | Зарубежная Азия в современном мире. | 25.09 |
5 | 6/5 | Юго-Западная Азия. Турция: географическое положение и социально-экономическое развитие | 02.10 |
6 | 6/6 | Южная Азия. Индия – самая многонациональная страна мира. Практическая работа №12 «Составление характеристики текстильной промышленности Индии» | 09.10 |
7 | 6/7 | Юго-Восточная Азия. Индонезия – крупнейшая страна-архипелаг. | 16.10 |
8 | 6/8 | Восточная Азия. Китай: социально-экономическое развитие. | 23.10 |
9 | 6/9 | Восточная Азия. Япония: «Экономическое чудо» | 06.11 |
10 | 6/10 | Восточная Азия. Республика Корея: новая индустриальная страна. Практическая работа №13 «Создание географического образа территории Зарубежной Азии» | 13.11 |
11 | 6/11 | Страны Центральной Азии и Закавказья. Казахстан – «ключевая» страна Центральной Азии | 20.11 |
12 | 6/12 | Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия» Контрольная работа №1 по теме «Зарубежная Азия» | 27.11 |
| Тема 7 | Америка | |
13 | 7/1 | Америка в современном мире | 04.12 |
14 | 7/2 | Географическое наследие Америки | 11.12 |
15 | 7/3 | Население и география культур Америки. Практическая работа № 14 «Выявление географических особенностей населения Северной Америки» | 18.12 |
16 | 7/4 | Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США. Практическая работа №15 «Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США» | 25.12 |
17 | 7/5 | Индустриализация в Латинской Америке. Практическая работа № 16 «Выявление особенностей отраслевой структуры хозяйства стран Латинской Америки» | 15.01 |
18 | 7/6 | Бразилия – латиноамериканский гигант | 22.01 |
19 | 7/7 | Мезоамерика – территория на стыке двух Америк. | 29.01 |
20 | 7/8 | Обобщение знаний по теме «Америка» Контрольная работа №2 по теме «Америка» | 05.02 |
| Тема 8 | Африка | |
21 | 8/1 | Африка в современном мире. Практическая работа №17 «Создание географического образа территории Африки» | 12.02 |
22 | 8/2 | Географическое наследие Африки. | 19.02 |
23 | 8/3 | Географическая специфика Африки | 26.02 |
24 | 8/4 | Географические регионы Африки. ЮАР – крупнейшая экономическая держава континента | 04.03 |
| Тема 9 | Австралия и Океания | |
25 | 9/1 | Австралия и Океания в современном мире. | 11.03 |
26 | 9/2 | Географическая специфика Австралии и Океании. Практическая работа 18 « Анализ внешней торговли Австралии» | 18.03 |
| Тема 10 | Россия в современном мире | |
27 | 10/1 | Геополитическое положение России | 01.04 |
28 | 10/2 | Россия в мировой экономике. Практическая работа № 19 «Анализ особенностей развития мирового хозяйства и хозяйства РФ на рубеже XX-XXI вв. | 08.04 |
29 | 10/3 | Обобщение по теме «Многоликая планета» Контрольная работа № 3 по теме «Многоликая планета» | 15.04 |
| III | Насущные проблемы человечества | |
30 | III/1 | Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Семинар | 22.04 |
31 | III/2 | Проблема демилитаризации и сохранения мира. | 29.04 |
32 | III/3 | Глобальная продовольственная проблема. Практическая работа №20 « Выявление региональных особенностей глобальных проблем человечества» | 06.05 |
33-34 | | Резерв времени. Повторение | 13.05 20.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Критерии оценивания образовательных результатов обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.
Критерии оценивания тестовой работы
90-100% - оценка «5», 70-89,9% - оценка «4», 50-69,9 – оценка «3», менее 50% - оценка «2»
Перечень учебно-методических средств обучения
А.П. Кузнецов, Э.В. Ким География. Базовый уровень. 10-11 классы, М. ООО «Дрофа», 2011.
А.П. Кузнецов, Э.В. Ким Рабочая тетрадь к учебнику А.П. Кузнецова, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы» М. ООО «Дрофа», 2011.
А.П. Кузнецов, Э.В. Ким Методическое пособие к учебнику А.П. Кузнецова, Э.В. Ким «География. Базовый уровень. 10-11 классы», М. ООО «Дрофа», 2011.
Атлас: экономическая и социальная география мира.
Лист коррекции
№ урока в РП | Тема урока в РП | Факт. № урока | Тема урока фактически | Метод изменения | Основание для изменения |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
11 класс |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |