СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 классы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 10-11 классы на 2022-2023 у.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 классы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором

Заседании МО методическим школы

учителей советом Приказ №____________

естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.

исторического Протокол №__ ____________________

цикла Руководитель ФИО

«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)

Протокол №___ __________

Руководитель МО:







Рабочая программа по географии

10-11 класс

















Составила: Пляскина Т.В.




2022 - 2023 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;

- Примерной ООП СОО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программой основного среднего образования по географии 10-11 классы авторы Кузнецов А.П., Ким Э.В. , издательство Дрофа;

Основными целями курса являются

1. направления личностного развития:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2. метапредметного направления:

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. в предметном направлении:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности мира, основных этапах географического освоения, особенностях природы, населения и хозяйства;

При изучении учебного предмета решаются следующие задачи:

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

Место учебного предмета.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 10-11 классе основной (средней) школы отводит 1 ч в неделю в течение каждого года обучения, всего по 34 ч ч 10 и 11 классе. Предусмотрено контрольных -1ч, практических работ- 9 ч, на проектную деятельность-1ч, на изучение нового материала -23 ч.

Содержание курса


Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) сформированность ответственного отношения к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 

3) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) сформированность коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) сформированность основ экологической культуры, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;

 

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2)  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

4)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5)  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

6)  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7)  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; использовать адекватные языковые средства; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

8) сформированность экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты: 

1)  владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5)  владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях;

6)  владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7)  владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8)  сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.








Тематическое планирование

Тема раздела

К Кол-во ч

Основные виды деятельности

1. Введение

1.1.География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации

1

Изучение теоретических основ географии как науки. Работа с текстом учебника.

2.Природа и человек в современном мире

1.Природные условия и природные ресурсы – основа экономического развития

2.Взаимодействие общества и природной среды

3.География природопользования

3

Работа с текстом учебника, анализ рисунков и таблиц.

Классификация природных ресурсов по характеру их использования - подготовка докладов по плану.

Определение ресурсообеспеченности регионов по некоторым видам ресурсов

3.Население мира

3.1.Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения

3.2.Географический рисунок мирового расселения

3.3.Человечество – мозаика рас и народов

3.4.Современная география религий

3.5.Уровень и качество жизни населения

3.6.Обобщение


4. География мирового хозяйства

4.1.Особенности развития современного мирового хозяйства

4.2.Факторы размещения хозяйства

4.3. «Кто есть кто» в мировой экономике

4.4.Мировое аграрное производство

4.5.Горнодобывающая промышленность мира

4.6.Обрабатывающая промышленность мира

4.7.Непроизводственная сфера мирового хозяйства

4.8.Мировая транспортная система 4.9.Современная информационная экономика

4.10.Современные мирохозяйственные связи

4.11.Внешняя торговля товарами

4.12.Международные финансовые отношения

4.13.Международный туризм

4.14.Обобщение

6










14

Работа с текстом учебника, анализ таблиц и рисунков.

Работа с картами атласа и на контурной карте. Подготовка сообщений.

Практическая работа «Уровень и качество жизни населения.

Поиск информации на тему «Индекс человеческого развития (ИЧР) как показатель качества жизни населения».


Работа с текстом учебника, анализ таблиц и рисунков. Работа с картами атласа и на контурной карте. Подготовка сообщений.


Практическая работа « Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны».

Практическая работа «Страны – лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции».

Практическая работа «Страны – лидеры в добыче полезных ископаемых; «главные горнодобывающие державы».

5.Общая характеристика регионов и стран мира

2

Работа с текстом учебника

Подготовка сообщений

Работа с картами атласа и на контурной карте

6.Зарубежная Европа

6.1.Зарубежная Европа в современном мире

6.2.Внутренние различия в Европе. Северная Европа. Норвегия.

6.3.Средняя Европа. Германия

6.4.Средняя Европа. Франция

6.5.Средняя Европа. Великобритания

6.6.Южная Европа. Италия

6.7.Восточная Европа. Венгрия.

6.8. Обобщение

8

Работа с текстом учебника, картами атласа

Составление таблицы «Регионы Зарубежной Европы»

Подготовка сообщений

7.Зарубежная Азия

7.1.Географическое наследие Азии.

7.2.Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования

7.3. «Азиатский тип» населения

7.4.Зарубежная Азия в современном мире

7.5.Юго-Западная Азия: Турция

7.6.Южная Азия: Индия

7.7.Юго – Восточная Азия: Индонезия

7.8.Восточная Азия: Китай

7.9.Восточная Азия: Япония

7.10.Восточная Азия: Республика Корея

7.11.Восточная Азия и Закавказье

7.12. Обобщение

12

Работа с текстом учебника, картами атласа

Составление таблицы «Регионы Зарубежной Азии»

Подготовка сообщений

8.Америка

8.1.Америка в современном мире

8.2.Географическое наследие Америки

8.3.Население и география культур Америки

8.4.Северная Америка. Пространственный рисунок хозяйства США

8.5.Индустриализация в Латинской Америке

8.6.Бразилия – латиноамериканский гигант

8.7.Мезоамерика- территория на стыке двух Америк

8.8. Обобщение

8

Работа с текстом учебника, картами атласа

Подготовка сообщений

9.Африка

9.1.Африка в современном мире

9.2.Географическое наследие Африки

9.3.Географическая специфика Африки

9.4.Географические субрегионы Африки. ЮАР

4

Работа с текстом учебника, картами атласа

Подготовка сообщений

10.Австралия и Океания

1.Австралия и Океания в современном мире

2.Географическая специфика Австралии и Океании

2

Работа с текстом учебника, картами атласа

Подготовка сообщений

11.Россия

1.Геополитическое положение России

2.Россия в мировой экономике

3.Обобщение

5

2

2

1

Работа с текстом учебника, картами атласа

Подготовка сообщений

12.Насущные проблемы человечества

1.Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема

2.Проблема демилитаризации и сохранения мира.

3.Глобальная продовольственная проблема

3

Работа с текстом учебника, картами атласа

Подготовка сообщений




  1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.

  2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года

  3. Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

  4. А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Учебник.

  5. А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Электронная форма учебника.

  6. Э. В. Ким, А. П. Кузнецов. География. 10—11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!