СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., -Авторской программы к учебнику Максаковский В.П. Социальная и экономическая география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2014год;



УМК :

10 класс

1.Учебник: Максаковский В. П. География 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – М.: Просвещение , 2014


2. География . 10-11 классы: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 48с., карты.







Планируемые результаты

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;• сопоставлять географические карты различной тематики;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.



Содержание учебного предмета

10 класс

Введение.(1ч)

Что изучает экономическая и социальная география. Методы географических исследований: традиционные и новые. Источники географической информации. Структура учебника. Как работать с учебником.

Раздел I. Общая характеристика мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира (6+1=7ч)

Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX-XXIвв. Распад СССР (1991г)- эпохальное событие на политической карте мира последних десятилетий. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Группировка стран мира. Основные типы стран и критерии их выделения. Экономически развитые страны. Развивающие страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Экономические и социальные контрасты. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация объединенных Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны. Отношения России со странами Запада. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Территория и границы государства. Формы правления государств – монархическая и республиканская. Формы административно-территориального устройства- унитарные и федеративные государства.

Понятие о политической географии. Политико-географическое положение стран и регионов. Геополитика.

Практические работы

1.Характеристика политико-географического положения страны

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6ч)

Освоение человеком планеты Земля.

Понятие о географической(окружающей) среде. Познание глубокой связи между человечеством и природой- миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Возрастание антропогенного давления на Землю в XX-XXI вв.

Природные ресурсы и развитие стран.

Понятие о ресурсообеспеченности. Виды природных ресурсов. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества.

Минеральные ресурсы. Обеспеченность стран топливными ресурсами-нефтью, газом, углём и рудными ископаемыми.

Земельные ресурсы. Структура земельного фонда мира. Изменение площади обрабатываемых земель. Опустынивание.

Водные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроресурсы и перспективы их использования.

Биологические ресурсы. Лесные ресурсы, их размещение по регионам и странам; масштабы обезлесения.

Ресурсы Мирового окенаа и их роль в жизни человечества; марикультура.

Климатические и космические ресурсы. Солнечная и ветровая энергия.

Агроклиматические ресурсы.

Рекреационные ресурсы- основа отдыха и туризма.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Количественное и качественное загрязнения. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Усилия мирового сообщества по охране окружающей среды. Географическое ресурсоведение и область его изучения. Геоэкология.

Практические работы

2. Оценка ресурсообеспеченности отдельной страны ( региона, человечества) основными видами ресурсов.



Тема 3. География население мира (6 ч)

Современная демографическая ситуация.

Рост численности населения Земли- от медленного до ускоренного. Численность населения в развитых регионах и странах мира. Воспроизводство населения и его типы. Депопуляция. Депопуляционные процессы в развитых странах. Суть и причины «демографического взрыва» в XXвеке. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения как комплексное понятие. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс человеческого развития (ИЧР)

Структура населения.

Возрасттно-половой состав населения мира. Этнический, языковой и религиозный состав населения мира, крупных стран и регионов. Мировые и национальные религии. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.

Занятость и расселение.

Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Миграции населения: их виды и география. Внутренние и внешние миграции. Современные миграционные процессы в мире. Основные миграционные потоки. Проблема социальной адаптации иммигрантов в разных странах мира и в России. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Специфика сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Практические работы

3. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. 4. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6+1=7ч.)

Мировая экономика.

Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда. Отрасль международной специализации- результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция как сотрудничество национальных экономик разных стран. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере( ЕС, НАФТА, АСЕАН). Понятие о глобализации. Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи-экономические и научно-технические. Глобальные города.

Типы хозяйственной структуры общества: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Отраслевая структура мировой экономики. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Динамика и тенденции её развития в началеXXIв. Пространственные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения производительных сил.

Понятие о научно-технической революции (НТР); её характерные черты и составные части. Наука в эпоху НТР. Техника и технология: два пути развития. Функции техники и технологии. Главные направления развития производства. Роль НТР в создании глобального информационного пространства. Геоинформационные системы (ГИС).

Практические работы

5. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6+1=7ч)

Отрасли мировой экономики. Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Основные сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР. Территориальная структура мировой промышленности: размещение крупных промышленных районов.

Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Нефтяная, газовая, угольная, промышленность-основа мировой энергетики. Нефтедобывающие страны и регионы. Электроэнергетика. Структура выработки электроэнергии в мире. Горнодобывающая промышленность и её доля в мировом производстве. Основные горнодобывающие страны.

Металлургическая промышленность. Географиячёрной металлургии. Мировые лидеры по выплавке стали.

География цветной металлургии. Крупнейшие районы медной промышленности. Алюминиевая промышленность. Главные страны - производители бокситов.

Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Изменения в территориальной структуре мирового машиностроения. Главные машиностроительные регионы.

Химическая промышленность. Главные регионы мировой химической промышлености.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География лесной и деревообрабатывающей промышленности. Северный лесной пояс. Основные страны –производители продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности. Южный лесной пояс. Главные ареалы лесной промышленности.

Лёгкая промышленность. Изменение в географии лёгкой промышленности. Текстильная промышленность. Главные регионы мировой текстильной промышленности.

Промышленность её влияние на окружающую среду.

Сельское хозяйство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Понятие «зелёная революция» Растениеводство. Зерновое хозяйство. Структура зернового хозяйства мира. Главные мировые житницы. Производство других продовольственных и непродовольственных культур. Животноводство. Ведущие отрасли и география мирового животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Рыболовство- важная отрасль мирового хозяйства.

Транспорт. Мировая транспортная система. Географические различия в мировой транспортной системе. Сухопутный транспорт и его основные виды: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Водный транспорт: морской и речной. Воздушный транспорт- самый динамичный вид транспорта.

Транспорт и окружающая среда.

Всемирные экономические отношения- «кровеносная система» мирового хозяйства. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Мировая торговля: основные направления и структура. Изменения в структуре мировой торговли. Главные центры мировой торговли. Мировой рынок капитала и его география. Офшорные зоны. Международный туризм.

Практическая работа

6 .Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.









Тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Название темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

1.

Введение.

День науки и технологии.

1


Раздел I. Общая характеристика мира.



2.

Тема №1. Современная политическая карта мира

Международный день Земли

7

3.

Тема №2. Природа и человек в современном мире

Всемирный день дикой природы.

6

4.

Тема №3. География население мира

Международный день коренных народов мира

6

5.

Тема №4. НТР и мировое хозяйство

День охраны окружающей среды.

7

6.

Тема №5. География отраслей мирового хозяйства

Всемирный день воды

7

Итого


34







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!