Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., -Авторской программы к учебнику Максаковский В.П. Социальная и экономическая география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2014год;
УМК :
10 класс
1.Учебник: Максаковский В. П. География 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – М.: Просвещение , 2014
2. География . 10-11 классы: тетрадь для практических работ/ А.В. Супрычёв, А.Л. Григоренко, Н.В. Григоренко.- М.: Изд-во «Вако», 2019.- 48с., карты.
Планируемые результаты
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;• сопоставлять географические карты различной тематики;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение.(1ч)
Что изучает экономическая и социальная география. Методы географических исследований: традиционные и новые. Источники географической информации. Структура учебника. Как работать с учебником.
Раздел I. Общая характеристика мира.
Тема 1. Современная политическая карта мира (6+1=7ч)
Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX-XXIвв. Распад СССР (1991г)- эпохальное событие на политической карте мира последних десятилетий. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Группировка стран мира. Основные типы стран и критерии их выделения. Экономически развитые страны. Развивающие страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Экономические и социальные контрасты. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация объединенных Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны. Отношения России со странами Запада. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Территория и границы государства. Формы правления государств – монархическая и республиканская. Формы административно-территориального устройства- унитарные и федеративные государства.
Понятие о политической географии. Политико-географическое положение стран и регионов. Геополитика.
Практические работы
1.Характеристика политико-географического положения страны
Тема 2. Природа и человек в современном мире (6ч)
Освоение человеком планеты Земля.
Понятие о географической(окружающей) среде. Познание глубокой связи между человечеством и природой- миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Возрастание антропогенного давления на Землю в XX-XXI вв.
Природные ресурсы и развитие стран.
Понятие о ресурсообеспеченности. Виды природных ресурсов. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества.
Минеральные ресурсы. Обеспеченность стран топливными ресурсами-нефтью, газом, углём и рудными ископаемыми.
Земельные ресурсы. Структура земельного фонда мира. Изменение площади обрабатываемых земель. Опустынивание.
Водные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроресурсы и перспективы их использования.
Биологические ресурсы. Лесные ресурсы, их размещение по регионам и странам; масштабы обезлесения.
Ресурсы Мирового окенаа и их роль в жизни человечества; марикультура.
Климатические и космические ресурсы. Солнечная и ветровая энергия.
Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы- основа отдыха и туризма.
Загрязнение и охрана окружающей среды. Количественное и качественное загрязнения. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Усилия мирового сообщества по охране окружающей среды. Географическое ресурсоведение и область его изучения. Геоэкология.
Практические работы
2. Оценка ресурсообеспеченности отдельной страны ( региона, человечества) основными видами ресурсов.
Тема 3. География население мира (6 ч)
Современная демографическая ситуация.
Рост численности населения Земли- от медленного до ускоренного. Численность населения в развитых регионах и странах мира. Воспроизводство населения и его типы. Депопуляция. Депопуляционные процессы в развитых странах. Суть и причины «демографического взрыва» в XXвеке. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения как комплексное понятие. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс человеческого развития (ИЧР)
Структура населения.
Возрасттно-половой состав населения мира. Этнический, языковой и религиозный состав населения мира, крупных стран и регионов. Мировые и национальные религии. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Занятость и расселение.
Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Миграции населения: их виды и география. Внутренние и внешние миграции. Современные миграционные процессы в мире. Основные миграционные потоки. Проблема социальной адаптации иммигрантов в разных странах мира и в России. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Специфика сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Практические работы
3. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. 4. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Тема 4. НТР и мировое хозяйство (6+1=7ч.)
Мировая экономика.
Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда. Отрасль международной специализации- результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция как сотрудничество национальных экономик разных стран. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере( ЕС, НАФТА, АСЕАН). Понятие о глобализации. Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи-экономические и научно-технические. Глобальные города.
Типы хозяйственной структуры общества: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Отраслевая структура мировой экономики. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Динамика и тенденции её развития в началеXXIв. Пространственные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения производительных сил.
Понятие о научно-технической революции (НТР); её характерные черты и составные части. Наука в эпоху НТР. Техника и технология: два пути развития. Функции техники и технологии. Главные направления развития производства. Роль НТР в создании глобального информационного пространства. Геоинформационные системы (ГИС).
Практические работы
5. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6+1=7ч)
Отрасли мировой экономики. Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Основные сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР. Территориальная структура мировой промышленности: размещение крупных промышленных районов.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Нефтяная, газовая, угольная, промышленность-основа мировой энергетики. Нефтедобывающие страны и регионы. Электроэнергетика. Структура выработки электроэнергии в мире. Горнодобывающая промышленность и её доля в мировом производстве. Основные горнодобывающие страны.
Металлургическая промышленность. Географиячёрной металлургии. Мировые лидеры по выплавке стали.
География цветной металлургии. Крупнейшие районы медной промышленности. Алюминиевая промышленность. Главные страны - производители бокситов.
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Изменения в территориальной структуре мирового машиностроения. Главные машиностроительные регионы.
Химическая промышленность. Главные регионы мировой химической промышлености.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География лесной и деревообрабатывающей промышленности. Северный лесной пояс. Основные страны –производители продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности. Южный лесной пояс. Главные ареалы лесной промышленности.
Лёгкая промышленность. Изменение в географии лёгкой промышленности. Текстильная промышленность. Главные регионы мировой текстильной промышленности.
Промышленность её влияние на окружающую среду.
Сельское хозяйство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Понятие «зелёная революция» Растениеводство. Зерновое хозяйство. Структура зернового хозяйства мира. Главные мировые житницы. Производство других продовольственных и непродовольственных культур. Животноводство. Ведущие отрасли и география мирового животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Рыболовство- важная отрасль мирового хозяйства.
Транспорт. Мировая транспортная система. Географические различия в мировой транспортной системе. Сухопутный транспорт и его основные виды: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Водный транспорт: морской и речной. Воздушный транспорт- самый динамичный вид транспорта.
Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения- «кровеносная система» мирового хозяйства. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Мировая торговля: основные направления и структура. Изменения в структуре мировой торговли. Главные центры мировой торговли. Мировой рынок капитала и его география. Офшорные зоны. Международный туризм.
Практическая работа
6 .Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Название темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1. | Введение. | День науки и технологии. | 1 |
| Раздел I. Общая характеристика мира. | | |
2. | Тема №1. Современная политическая карта мира | Международный день Земли | 7 |
3. | Тема №2. Природа и человек в современном мире | Всемирный день дикой природы. | 6 |
4. | Тема №3. География население мира | Международный день коренных народов мира | 6 |
5. | Тема №4. НТР и мировое хозяйство | День охраны окружающей среды. | 7 |
6. | Тема №5. География отраслей мирового хозяйства | Всемирный день воды | 7 |
Итого | | 34 |
6