Управление образования администрации Беловского района
Курской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена и принята «Утверждаю»
на заседании педагогического приказ № по
совета Долгобудской СОШ
Протокол №1 от « » сентября 2018 г.
от « » августа 2018 г. Директор школы
Л.Н.Мищенко
Рабочая программа
по географии
6 класс
Разработали: учитель
Дуюнова Татьяна Сергеевна
с. Долгие Буды
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 6 класса: Автор программы И.М. Бгажнокова, Издательство «Просвещение», 2013 г.
Учебным планом выделено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Данная программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы взаимосвязи.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно – следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
географические карты, атласы.
В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволить своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля.
Цель программы обучения:
- формирование у обучающихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний.
Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
формирование понятия о «географии», как науки, изучающей природу земли, население и его хозяйственную деятельность;
формирование понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, формы поверхности земли, виды водоемов, масштаб, план, условные знаки плана местности, географическая карта, условные цвета и знаки географической карты, суша, материки, океаны, Солнце, звезда, планеты, Земля, климат, климатические пояса и др.;
формировать основные географические представления о рельефе Земли, Солнечной системе, распределении суши и воды на Земле, материках и океанах, распределении света и тепла на земном шаре;
формировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;
развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;
воспитывать интерес и бережное отношение к природе, эстетические и патриотические чувства.
активизировать познавательную деятельность обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
обучающиеся должны знать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнений;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
масштаб, его обозначение;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
солнце, как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
географическое положение нашей страны на физической карте и карте полушарий;
обучающиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение (5 часов).
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о вашей местности и труде населения. Закрепление изученного материала.
Ориентирование на местности . (5 часов).
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Закрепление изученного материала.
Формы поверхности земли (3 часа).
Равнины, холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.
Вода на Земле(11 часов).
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. Закрепление изученного материала.
План и карта (10 часов).
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Закрепление изученного материала.
Земной шар (15 часов).
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля-Планета. Доказательства шарообразности. Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности –жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Закрепление изученного материала.
Карта России (19 часов).
Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность на шей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Ваш край на карте России. Итоговое занятие
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
| Введение. | 5 |
1 | Что изучает география. | 1 |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 |
3 | Явления природы. | 1 |
4 | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | 1 |
5 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| Ориентирование на местности. | 5 |
6 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 |
7 | Стороны горизонта. | 1 |
8 | Компас и правила пользования им. | 1 |
9 | Ориентирование по местным признакам природы. | 1 |
10 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| Формы поверхности земли. | 3 |
11 | Равнины, холмы. | 1 |
12 | Овраги, их образование. | 1 |
13 | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. | 1 |
| Вода на Земле. | 11 |
14 | Вода в природе. | 1 |
15 | Родник, его образование. | 1 |
16 | Колодец, водопровод. | 1 |
17 | Части реки. Равнинные и горные реки. | 1 |
18 | Как люди используют реки. | 1 |
19 | Озера. Водохранилища. Пруды. | 1 |
20 | Болота, их осушение. | 1 |
21 | Океаны и моря. | 1 |
22 | Острова и полуострова. | 1 |
23 | Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | 1 |
24 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| План и карта. | 10 |
25 | Рисунок и план предмета. | 1 |
26 | План и масштаб. | 1 |
27 | План класса. | 1 |
28 | План школьного участка. | 1 |
29 | Условные знаки плана местности. | 1 |
30 | План и географическая карта. | 1 |
31 | Условные цвета физической карты. | 1 |
32 | Условные знаки физической карты. | 1 |
33 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 |
34 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| Земной шар. | 15 |
35 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 |
36 | Планеты. | 1 |
37 | Земля-Планета. Доказательства шарообразности. Земли. Освоение космоса. | 1 |
38 | Глобус – модель земного шара. | 1 |
39 | Физическая карта полушарий. | 1 |
40 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 |
41 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 |
42 | Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 |
43 | Первые кругосветные путешествия. | 1 |
44 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 |
45 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 |
46 | Пояса освещенности –жаркие, умеренные, холодные. | 1 |
47 | Природа тропического пояса. | 1 |
48 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 |
49 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| Карта России. | 19 |
50 | Географическое положение России на карте. | 1 |
51 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 |
52 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 |
53 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 |
54 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 |
55 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 |
56 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 |
57 | Острова и полуострова России. | 1 |
58 | Острова и полуострова России. | 1 |
59 | Поверхность на шей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 |
60 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | 1 |
61 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 |
62 | Реки: Волга с Окой и Камой. | 1 |
63 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 |
64 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 |
65 | Реки: Лена и Амур. | 1 |
66 | Озера России. | 1 |
67 | Ваш край на карте России | 1 |
68 | Итоговое занятие | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Приме-чание |
| Введение. | 5 | | | |
1 | Что изучает география. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 | | Картинки по теме | |
3 | Явления природы. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
4 | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | 1 | | | |
5 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
| Ориентирование на местности. | 5 | | | |
6 | Горизонт. Линия горизонта. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
7 | Стороны горизонта. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
8 | Компас и правила пользования им. | 1 | | Компас | |
9 | Ориентирование по местным признакам природы. | 1 | | Компас | |
10 | Закрепление изученного материала. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
| Формы поверхности земли. | 3 | | | |
11 | Равнины, холмы. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
12 | Овраги, их образование. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
13 | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
| Вода на Земле. | 11 | | | |
14 | Вода в природе. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
15 | Родник, его образование. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
16 | Колодец, водопровод. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
17 | Части реки. Равнинные и горные реки. | 1 | | Картинки по теме | |
18 | Как люди используют реки. | 1 | | Картинки по теме | |
19 | Озера. Водохранилища. Пруды. | 1 | | Картинки по теме | |
20 | Болота, их осушение. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
21 | Океаны и моря. | 1 | | Картинки по теме | |
22 | Острова и полуострова. | 1 | | Картинки по теме | |
23 | Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения. | 1 | | | |
24 | Закрепление изученного материала. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
| План и карта. | 10 | | | |
25 | Рисунок и план предмета. | 1 | | Атлас | |
26 | План и масштаб. | 1 | | Атлас | |
27 | План класса. | 1 | | Картинки по теме | |
28 | План школьного участка. | 1 | | Картинки по теме | |
29 | Условные знаки плана местности. | 1 | | Атлас | |
30 | План и географическая карта. | 1 | | Карта | |
31 | Условные цвета физической карты. | 1 | | Карта | |
32 | Условные знаки физической карты. | 1 | | Карта | |
33 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | 1 | | Карта | |
34 | Закрепление изученного материала. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
| Земной шар. | 15 | | | |
35 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
36 | Планеты. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
37 | Земля-Планета. Доказательства шарообразности. Земли. Освоение космоса. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
38 | Глобус – модель земного шара. | 1 | | Глобус | |
39 | Физическая карта полушарий. | 1 | | Атлас | |
40 | Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | Атлас | |
41 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | 1 | | Глобус, карта | |
42 | Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
43 | Первые кругосветные путешествия. | 1 | | Иллюстрации учебника, карта | |
44 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
45 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
46 | Пояса освещенности –жаркие, умеренные, холодные. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
47 | Природа тропического пояса. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
48 | Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
49 | Закрепление изученного материала. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
| Карта России. | 19 | | | |
50 | Географическое положение России на карте. | 1 | | Карта | |
51 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 | | Ката | |
52 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | 1 | | Ката | |
53 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | | Ката, атлас | |
54 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. | 1 | | Ката, атлас | |
55 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | Ката, атлас | |
56 | Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | Ката, атлас | |
57 | Острова и полуострова России. | 1 | | Ката, атлас | |
58 | Острова и полуострова России. | 1 | | Ката, атлас | |
59 | Поверхность на шей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
60 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. | 1 | | Картинки, плакаты по теме | |
61 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | | Иллюстрации учебника | |
62 | Реки: Волга с Окой и Камой. | 1 | | Презентация | |
63 | Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 | | Презентация | |
64 | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 | | Презентация | |
65 | Реки: Лена и Амур. | 1 | | Презентация | |
66 | Озера России. | 1 | | Презентация | |
67 | Ваш край на карте России | 1 | | Презентация | |
68 | Закрепление пройденного материала | 1 | | | |
69 | Повторение пройденного материала | 1 | | | |
70 | Итоговое занятие | 1 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой. -М.: Просвещение,2013
2. География 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. - 10-е изд. – М.: Просвещение,2017.