СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОУД.16 "География" по профессии ППКРС 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»


Министерство образования Тверской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вышневолоцкий колледж»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 16 «География»

ПО ПРОФЕССИИ ППКРС 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»























Вышний Волочёк

2018 г.



Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по профессии ППКРС 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»



Согласовано:

Заместитель директора по УР Т. В. Бордодымова


Одобрена на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин

«30» августа 2018 протокол № 01

Председатель: Н.В. Леонова


Автор:

преподаватель первой квалификационной категории

ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» Н.В. Леонова


Рецензенты:
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политически экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.












  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО и среднего общего образования по профессии ППКРС 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «География» входит в общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС)

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

по профессиям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования — 108 часов, из них:

аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 72 часа;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 36 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

32

Самостоятельная работа студента (всего)

36

в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа


36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

Раздел 1. Источники географической информации



Тема 1.1 Источники географической информации

Содержание учебного материала

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.


2


1

Раздел 2. Политическое устройство мира



Тема 2.1. Политическая карта мира

Содержание учебного материала

Практическое занятие №1 «Политическая карта мира»

Современная политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Нанесение на контурную карту стран мира крупнейших по площади территории и численности населения.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения или реферата по теме: «Новейшие изменения политической карты мира».


2






2


2


2






Раздел 3. География мировых природных ресурсов


Тема 3.1. Взаимодействие общества и природы

Содержание учебного материала

Взаимодействие человеческого общества и природной среды его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.


2


1

Тема 3.2. Мировые природные ресурсы

Практическое занятие №2 «Мировые природные ресурсы»

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира»

2




2


2

Раздел 4. География населения мира



Тема 4.1 Численность и воспроизводство населения


Содержание учебного материала

Численность и воспроизводство населения

Численность населения мира и её динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений, докладов по темам: «Особенности современного воспроизводства мирового населения»; «Качество жизни населения в различных странах и регионах мира»


2







4


2




Тема 4.2 Состав (структура) и размещение населения

Половая и возрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные направления.

Самостоятельная работа: Подготовка реферата на тему: «Современные международные миграции населения»

2


2

2

Тема 4.3. Городское и сельское население


Содержание учебного материала

Практическое занятие №3 «Определение расселения населения в разных странах и регионах мира» Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Самостоятельная работа: Подготовка реферата на тему: «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира»


2



2


2

Раздел 5. Мировое хозяйство



Тема 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства


Содержание учебного материала

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки»


2








2


1


Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

Практическое занятие №4 «География сельского хозяйства»


2




2


2

Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

Практическое занятие №5 «География обрабатывающей промышленности»

Практическое занятие №6 «Географические особенности машиностроения»

Самостоятельная работа: подготовка сообщений, докладов по темам: «Химическая и лёгкая промышленность»

«Крупнейшие автомобилестроительные компании мира»


2



2

2

2

2


2

Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства


Содержание учебного материала

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами

Практическое занятие №7 «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства»

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Международный туризм в различных странах и регионах мира»


2




2

2


2

Раздел 6. Регионы и страны мира



Тема 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы


Содержание учебного материала

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

Практическое занятие №8 «Общая характеристика Зарубежной Европы»

Практическое занятие №9 «Субрегионы и страны Зарубежной Европы»

Самостоятельная работа: задания в контурных картах


2





2

2

4


2

Тема 6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии


Содержание учебного материала

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Общая характеристика Зарубежной Азии

Практическое занятие №10 «Страны региона».

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме: «Отрасли международной специализации»;

задания в контурных картах


2





2

2

4


2

Тема 6.3 География населения и хозяйства Африки.

Содержание учебного материала

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Практическое занятие №11 «Субрегионы Африки»

Самостоятельная работа: задания в контурной карте


2


2


2


2

Тема 6.4 География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

Практическое занятие №12 «Страны Северной Америки»

Самостоятельная работа: задания в контурной карте


2




2

2


Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки



Содержание учебного материала

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Практическое занятие №13 «Страны Латинской Америки»

Самостоятельная работа: задания в контурной карте


2





2

2


2

Тема 6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

Практическое занятие №14 «География населения и хозяйства Австралии и Океании»

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Самостоятельная работа: задания в контурной карте и подготовка к контрольной работе


2




2


2


Контрольная работа

2

3

Раздел 7. Россия в современном мире


Тема 7.1

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практическое занятие №15 «Определение роли России в мировом хозяйстве»

Самостоятельная работа: подготовка сообщения, реферата на тему «Особенности современного экономико-географического положения России»


2






2

2


Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества


Тема 8. 1 Глобальные проблемы человечества

Содержание учебного материала

Практическое занятие №16 «Глобальные проблемы человечества»

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Выявление регионов с неблагоприятной экологической си­туацией, а также географических аспектов других глобальных проблем че­ловечества.

Самостоятельная работа: подготовка реферата или сообщения на тему «Стратегия устойчивого развития и решение глобальных проблем человечества»


2






2


2


Дифференцированный зачёт

2



Всего

108





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству студентов, рабочее место преподавателя

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт портретов выдающихся ученых-географов и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов


1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

3. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

4. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

5. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2016.

6. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2016.

7. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2016.

8. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2017.

9. Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2016.

10. Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2016.

11. Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

12. Атлас 10 класс. – М..: Издательство «Дрофа», 2018.


Для преподавателей


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016.


Справочники, энциклопедии


Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987. Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.


Интернет-ресурсы


www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горохов С.А., Роготень Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16421.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Любецкий В.В. Экономическая география зарубежных стран (в таблицах и схемах) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любецкий В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016— 103 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26253.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России [Электронный ресурс]: учебник/ Горбанёв В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 487c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18178.— ЭБС «IPRbooks», по паролю






















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение.

1.Источники географической

информации

Объяснение междисциплинарных связей географии.

Название традиционных и новых источников географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии

2. Политическое устройство

мира

Умение показывать на карте различные страны мира.

Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития.

Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

5. Мировое хозяйство

Современные особенности

развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».

Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции».

Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья.

Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки.

Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России

8. Географические аспекты

современных глобальных

проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения




























Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов


• Новейшие изменения политической карты мира.

• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Особенности современного воспроизводства мирового населения.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Языки народов мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.

• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Запад и Восток Германии сегодня.

• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Особенности современного экономико-географического положения России.

• Внешняя торговля товарами России.

• Глобальная проблема изменения климата

Рецензия


на рабочую программу учебной дисциплины «География» для средних специальных учебных заведений, разработанную преподавателем географии первой квалификационной категории ГБПОУ «ВВК» Н.В. Леоновой.

Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессиям СПО.

География в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении профессий СПО социально-экономического профиля обучающиеся изучают географию как базовый учебный предмет в объеме 72 аудиторных часов, 36 часов – самостоятельная работа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, тематический план учебной дисциплины, содержание, требования к уровню подготовки выпускников, рекомендуемая литература.

Содержание рабочей программы соответствует основным задачам дисциплины «География», изложенным в пояснительной записке, и состоит из введения и восьми разделов.

Из рабочей программы следует, что курс призван совершенствовать практические навыки студентов в области географии на основе углубления и обобщения теоретических знаний и умений, полученных в общеобразовательной школе. Необходимое количество учебных часов отводится на обучение разделов, согласно примерной программе дисциплины «География». В рабочей программе предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов (составление плана, конспекта, тезисов, подготовка рефератов, сообщений, презентаций, работа со справочниками, атласами, выполнение заданий в контурных картах).

Программа составлена грамотно и одобрена предметной комиссией общеобразовательных дисциплин колледжа. Рекомендуется использовать при изучении дисциплины «География» для профессий колледжа.


Рецензент: _____________________________________________________________________












Рецензия


на рабочую программу учебной дисциплины «География» для средних специальных учебных заведений, разработанную преподавателем первой квалификационной категории ГБПОУ «ВВК»

Н.В. Леоновой.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» составлена в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ ФИРО «Федеральным институтом развития образования» 2015 г. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

При изучении географии, как базового учебного предмета, решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Содержание программы ориентировано на синтез познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и использования географической информации в повседневной жизни.

Рабочая программа дисциплины «География» состоит из введения и восьми разделов, обобщающих знания и умения, ранее приобретённые студентами, и реализующих обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по географии. В пояснительной записке определены основные задачи курса географии в среднем специальном учебном заведении.

В тематическом плане учебной дисциплины представлена максимальная учебная нагрузка студентов, количество аудиторных часов и на самостоятельную работу.

Из Пояснительной записки следует, что география в среднем учебном заведении является одной из основных дисциплин общеобразовательного цикла. Свободное владение географической информацией становится неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности. Глубокое овладение дисциплиной способствует становлению личности будущего специалиста, формирует в нём чувство патриотизма и гражданственности, уважения к другим народам и культурам, бережному отношению к окружающей среде.

Программа составлена грамотно. Программа одобрена предметной комиссией общеобразовательных дисциплин колледжа. Рекомендуется использовать при изучении учебной дисциплины «География» для профессий технического и социально-экономического профиля в колледже.


Рецензент: ________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!