17
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_1 от «_30_»_августа__2014г. | Согласовано Зам. директора по УВР______________ «____»___________20__г. | Утверждаю Директор ГБОУ школа № 2109 _____________ Л.Н. Егорова «____»___________20__г. |
Рабочая программа
по___географиии__________
класс___9 «А», 9 «В»,
учительИуткина Оксана Александровна
учебный год_2014 - 2015_______
Количество часов по учебному плану | Очное обучение (О.о) | Дистанционное обучение (Д.о) |
Всего за учебный год | 68 | |
В т.ч. | на I полугодие | 34 | |
на II полугодие | 34 | |
Количество часов по учебному плану | Очное обучение (О.о) | Дистанционное обучение (Д.о) |
Всего за учебный год | 68 | |
В т.ч. | на 1 четверть | 18 | |
на 2 четверть | 14 | |
на 3 четверть | 18 | |
на 4 четверть | 14 | |
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит IX классе — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Четверти | Количество учебных недель | Количество уроков | Практические работы |
I | 9 | 18 | 3 |
II | 7 | 14 | 4 |
III | 10 | 20 | 3 |
IV | 8 | 16 | 2 |
Всего | 34 | 68 | 12 |
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
Учебник: Дронов, В. П.. Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии.
Количество часов: 68 ч-2ч в неделю.
Дополнительная литература: Дронов, В. П., Ром, В. Я. Дополнительные главы к учебнику. -М: Дрофа, 2011,Алексеев, А. И. и др. География России. Хозяйство. - М.: Дрофа, 2009.
Сиротин, В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2
Учебно-тематический план
№п/п | Название темы | Всего часов. |
1. | Тема 1. Введение | 5 |
2. | Тема 2. Население | 5 |
3. | Тема 3. Хозяйство | 22 |
4. | Тема 4. Регионы России | 34 |
| ИТОГО | 68 |
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | Практическая часть |
Диктант | Контрольные работы | Контрольный тест | Лабораторные работы | Практические работы |
1 четверть | 1. Введение | 1 | | | | | |
2 Место России в мире | 4 | 1 | | 1 | | 1 |
3. Население России | 5 | 1 | | 1 | | 3 |
4. Географические особенности экономики России | 4 | 1 | | 1 | | |
5. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 4 | 1 | | 1 | | 1 |
2 четверть | 14 | 4 | | 3 | | 3 |
| | | | | |
| | | | | |
3 четверть | 4 | 1 | | 1 | | 1 |
Региональная часть | 34 | 8 | | 5 | | 10 |
4 четверть |
Всего: | | 68 | 17 | | 13 | | 19 |
Содержание программы
Общая часть курса (14 ч )
Население (5ч)
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Численность населения России и причины, ее определяющие. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Современный демографический кризис в России, его причины и последствия. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социальных и экологических проблем. Городские агломерации. «Забытые» малые города и проблемы их возрождения, центры конверсии ВПК. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы и беды села. Сельская местность. Экономически активное население, его роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении ЭАН различных территорий страны. Изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Федеративное устройство и административно-территориальное деление.
Практические работы. 1. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России. 2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.
Хозяйство (22 ч)
Тема: Общая характеристика хозяйства.
Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Особенности структуры хозяйства. Природноресурсный потенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Проблемы развития хозяйства. Основные этапы развития хозяйства. Первая социально-экономическая «перестройка» при Петре I. Географический рисунок индустриализации. Изменения географии хозяйства в годы Великой Отечественной войны. Формирование и развитие хозяйства в послевоенный период. Преобладание первичных природноэксплуатирующих отраслей. Ограниченное развитие верхних «этажей» экономики и инфраструктурного комплекса. Сдвиги экономики на восток и север и связанные с этим трудности. Распад СССР и его географические следствия. Переход к рыночной экономике и проблемы его осуществления. Разгосударствление и приватизация, необходимость научно-технологической перестройки и ресурсосбережения, конверсия в оборонном комплексе. Экономический кризис и его географические следствия; «свертывание» и география! производства, перспективы выхода из кризиса.
Тема: География отраслей и межотраслевых комплексов.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевые ми комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и ох рана окружающей среды. Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Главные экспортные трубопроводы. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы. 1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Система комплексов отраслей, производящих конструкционные материалы и химические вещества.
Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Проблемы формирования новых металлургических баз в восточных районах страны. Металлургия и окружающая среда. Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химико – лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико – лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР и формирующихся рыночных отношений. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы. 1. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. 3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Агропромышленный комплекс (АПК), место и значение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Диспропорции в структуре российского ЛПК: недостаточное развитие обеспечивающих и перерабатывающих отраслей. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношениям на сдвиги географии его отраслей. АПК и окружающая среда.
Практическая работа. Определение но каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Инфраструктурный комплекс, значение, состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Обострение транспортных проблем в связи с распадом СССР. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.
Тема: Коренные социально-экономические реформы и России.
Отличие экономической структуры в западной и восточной частях, разнообразие и концентрация ресурсов и перерабатывающих отраслей на востоке, научно-производственный комплекс на западе. Роль морей, омывающих берега России, в экономике и внешней торговле. Фокусы экологических проблем России, специфика экологических проблем морских и речных бассейнов, экологизация хозяйственной деятельности человека. Формирование свободных экономических зон и технополисов. Обострение социальных, экономических, экологических проблем. Роль и место экономики России в СНГ и мире.
Практическая работа. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
Регионы России (34 ч)
Тема: Районирование территории.
Как можно районировать территорию (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и другие виды районирования). Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования России. Зона Севера и ее проблемы. Региональная политика.
Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема: Европейская часть России (общая характеристика).
Особенности природы, истории и географии хозяйства Европейской России и Северного Кавказа. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории государства Российского, давно освоенная и заселенная часть страны. Причины и следствия этого. Место и роль Европейской России и Северного Кавказа в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Проблемы социально-экономического развития. Внутрирегиональные природно - хозяйственные различия.
Европейский Север. Своеобразие географического и геополитического положения на севере Восточно-Европейской равнины, за 60-й параллелью, с выходом к Северному Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию экономики. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского районов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Отток населения с Севера и его причины. Национальный состав, традиции и культура. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Города региона. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Роль Северного военно-морского флота. Космодром в г. Мирном.
Практические работы. 1. Составление и анализ схемы
хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства европейского Севера.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Моренно-ледниковый рельеф равной степени сохранности. Пояс полесий и ополий. Эрозионные равнины. Климатические условия Центральной России и их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природные ресурсы. Дефицит большинства их видов. Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы, отдых и туризм. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Возникновение и развитие Москвы. Обилие памятников старины. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях. Москва — столица России. Радиально-кольцевая планировка Москвы и столичного региона. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородские и макарьевские ярмарки. Конверсия, новые технологии и очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских городов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Европейский Северо-Запад. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Особенности географического положения района после распада СССР. Природные особенности: сочетание возвышенностей и низменностей. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Район одного города. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Санкт-Петербургский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные проблемы великого города. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Поволжье. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское население территории. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущие позиции Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценки и пути решения.
Европейский Юг. Особенности географического положения региона и его состав. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности европейского Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Урал. Различия в границах Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала — расположение на разнообразных природных и социально-экономических границах. Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала. Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Пути решения водных проблем. Урал — водораздел крупных рек и климатораздел. Разделяющая и связующая роль стыкового положения Урала в природе и хозяйстве. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. Две меридиональные полосы расселения, влияние на их формирование речных систем и рельефа. Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала. Зональность и высотная поясность почвенно-раститель-ного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Кыштымская трагедия.
Практические работы. 1. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы. 2. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
Тема: Азиатская часть России (общая характеристика). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырьедобывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Сибирь. Географическое положение. Границы Сибири с точки зрения физико-географического и экономического районирования. Экстремальность условий. Отличие природных зон Сибири от аналогичных европейских. Богатство и разнообразие природных ресурсов, легкоранимая природа. Влияние природных и экономических условий на особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Проникновение русских в Сибирь. Низкая численность и плотность населения, особенности размещения населения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые города. Стратегия освоения территории: полноценные города или города - времянки. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Коренное население Сибири: религии, экологические традиции и обряды, основные занятия. Проблемы малочисленных народов. Современная география промышленности. Место и роль Сибири в жизни страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозоискои плите и особенности формирования рельефа. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Относительно молодой рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетрясений. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади региона и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, способы их добычи. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. Горнодобывающая промышленность. Угольная промышленность и ее проблемы. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта; Транссибирская магистраль, БАМ. Современные проблемы и перспективы развития горнодобывающей, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесной промышленности, АПК, транспорта. Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека. 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработать по карте туристический маршрут с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Восточная Сибирь. Географическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком в центре азиатской части России. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Чередование средневысотных складчато-глыбовых гор и межгорных котловин Прибайкалья и Забайкалья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова. Великие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Условия для строительства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала — прообраз океана будущего. Уникальность Байкала. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники (Таймырский, Баргузинский) и Кодаро-Чарский национальный парк. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы. Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС, тепловые электростанции КАТЭКа. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссибирская железная дорога — главная транспортная артерия региона; БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценить особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе. 3. Объяснить размещение ТПК, установить причины уровня сформированности каждого из них. Составить прогноз размещения новых ТПК.
Дальний Восток. Особенности географического и геополитического положения. Границы Дальнего Востока с точки зрения физико-географического и экономического районирования. ЭГП разных частей региона. Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Якутские алмазы. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Резко континентальный климат, «полюс холода» Северного полушария, температурные инверсии, многолетняя мерзлота Якутии. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе АТР. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Предложить и обосновать свой вариант прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составить прогноз тенденций развития транспорта этих территорий. 3. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
9А 9Б 9С | В.П.Дронов,В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство. » рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации Москва2012 Дрофа | 1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии России.География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: «ВАКО», 2007 2. И.И.Баринова Поурочные разработки по географии России. 9 класс –М «Экзамен» 2008. 3. Н.В.Болотникова Развернутое тематическое планирование. География 6-11 классы. – Волгоград «Учитель» 2008. 4. Е.М. География России в схемах и таблицах. М «Экзамен» 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронов,В.Я.Ром «География России. Население и хозяйство. » Атлас География России. Население и хозяйство | О.В. Чичерина «Контрольные и проверочные работы по географии» М 2007 И.И. Баринова Р.М. Елисеева «Тесты по географии» М. 2010 КИМ М 2012 | ЦОР |
№ | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательно го минимума образования | Формы контроля | Практические работы | Материал учебника | Дата проведения |
Введение (1 ч) |
1 | Что мы будем изучать? | Изучение нового материала | География как наука, задачи курса экономической и социальной географии. | Фронтальный | | §1 | 04.09 |
Общая часть курса.(13 ч) | |
Место России в мире( 4ч) | |
2 | Российская Федерация. | Изучение нового материала | Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия. | Работа с картами | №1 Определение ГП России и Тюменской области, определение ЭГП и ПГП России и Тюменской области | §2 | 05.09 |
3 | Государственная территория России. | Комбинированный | Самостоятельная работа, географический диктант | §4 | 11.09 |
4 | Географическое положение России | Практикум | Практическая работа, тест | §3 основные понятия р.т. с7-12 | 12.09 |
Население России(5 ч) |
5 | Население России. Численность и воспроизводство населения. РФ. Естественный прирост населения. | Практикум | Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населённых пунктов, зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. | Работа с картами, составление прогнозов. | №2 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России. №3 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. №4. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства. | §5,6 подготовка к семинару | 18.09 |
6 | Миграции населения. Рынок труда, занятость населения России. | Семинар | Работа по вопросам семинара. | §8 | 19.09 |
7 | Городское и сельское население. Демографическая ситуация. | Практикум | Составление диаграмм. | §9 доделать диаграммы. | 25.09 |
8 | Национальный состав и религии населения России. | Семинар | Проверочная работа Географический диктант | §7 | 26.09 |
9 | Итоговый урок по теме: «Население России» тест | Деловая игра | Зачет, тест | | Р.т. к\к | 02.10 |
Географические особенности экономики России (4 ч) |
10 | Хозяйство России. Структура хозяйства. | Изучение нового материала | Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем. Цикличность развития экономики. Проблемы современного хозяйства. | Развернутый план | | Доп. матер. | 03.10 |
11 | Цикличность развития экономики. | Комбинированный | Анализ диаграмм | | §10 | 09.10 |
12 | Особенности развития хозяйства России. | Лекция | Тест | | §11 | 10.10 |
13 | Проблемы современного хозяйства России. | Практикум | Заполнение таблицы ГД | | §12 | 16.10 |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 22ч) |
14 | Научный комплекс- вершина экономики России. | Семинар | | Сообщения учащихся | | §13 | 17.10 |
15 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая) | Лекция с элементами практической работы | Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России. География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения. Анализ экономических карт. | Составление характеристики отрасли ГД | №4 Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов. Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России. №5 Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. | §18 | 23.10 |
16 | Угольная промышленность. | Практикум | Сравнение между собой крупных угольных бассейнов | §19 | 24.10 |
17 | Электроэнергетика. | Практикум | Тестирование, составление схемы | §20 | 30.10 |
18 | Металлургический комплекс. Черная металлургия. | Изучение нового материала | Составление характеристики отрасли, работа с картами ГД | §21,22 | 31.10 |
19 | Цветная металлургия | Практикум | Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Тест | §23,24 | 13.11 |
20 | Химическая промышленность | Исследование | Составление характеристики отрасли, самостоятельная работа, заполнение таблицы ГД | | §25,26 | 14.11 |
21 | Лесная промышленность | Семинар | Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара | | §27 | 20.11 |
22 | Машиностроительный комплекс. | Лекция с элементами беседы | Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос Тест | | §14 | 21.11 |
23 | Факторы размещения машиностроения. | Практикум | Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения ГД | №6. Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | §15,16 | 27.11 |
24 | Военно – промышленный комплекс | Семинар | Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся | | §17 | 28.11 |
25-26 | Агропромышленный (АПК) Комплекс Земледелие и животноводство | Практикум | Составление характеристики отрасли, составление таблицы | №7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | §28 | 04.12 |
27 | Проблемы АПК и пути их решения | Исследование | Составление схемы, презентации Power Point Тест | | §29 | 05.12 |
28 | Пищевая и лёгкая промышленность | Семинар | Работа по вопросам семинара ГД | | §30 | 11.12 |
29 | Инфраструктурный комплекс. | Лекция | Составление характеристики отрасли | | §31 | 12.12 |
30 -31 | Транспорт. Виды транспорта. | Практикум | Самостоятельная работа, составление таблицы | Заполнение таблицы «Виды транспорта» | §32 | 18.12 |
32 | Виды транспорта | Практикум | Составление характеристики отрасли | Практическая работа№8. Определение по картам основных районов размещение разных видов транспорта.. | §33 | 19.12 |
33 | Связь. Сфера обслуживания. | Комбинированный | Географический диктант , составление схемы | | §34 | 25.12 |
34 | Межотраслевые комплексы | Контроль знаний | Контрольная работа ТЕСТ | | Р.т | 26.12 |
35 | Межотраслевые комплексы | Зачет | Зачет | | повторение | 09.01 |
Региональная часть курса (34 часа) |
Районирование России. Общественная география крупных регионов. |
36 | Экономическое районирование | Изучение нового материала | Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов. | Работа с картами, схемой | | §35 | 15.01 |
Западный макрорегион – европейская Россия.(16часов) |
Центральная Россия. ( 7 часов) |
37 | Центральная Россия. ЭГП, природные ресурсы. | Комбинированный | Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и человека. Прогноз развития региона. | Фронтальный опрос | | §36,37 | 16.01 |
38 | Население и трудовые ресурсы Центральной России. | Практикум | | Практическая работа | № 9 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | §38 | 22.01 |
39 | Экономика Центральной России. | Практикум | | Самостоятельная работа ГД | | §39 | 23.01 |
40 | Узловые районы Центральной России. | Комбинированный | | Работа в группе | | §40 | 29.01 |
41 | Центрально-Черноземный район | Лекция с элементами беседы | | Составление конспекта | | §41 | 30.01 |
42 | Северо-Западная Россия. | Практикум | | Практическая работа ГД | № 10 Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга | §42 | 05.02 |
43 | Центральная Россия | Повторительно-обобщающий урок | | Тестирование | | Р.т | 06.02 |
Европейский Север (2 часа) |
44 | Европейский Север. ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения. | Практикум | | Работа в группах | | §43,44 | 12.02 |
45 | Хозяйство Европейского Севера. | Практикум | | Кроссворд | | §45 | 13.02 |
Европейский Юг – Северный Кавказ.(2часа) |
46 | Северный Кавказ. ЭГП, природные условия и ресурсы. | Комбинированный | | Фронтальный опрос ГД | | §46,47 | 19.02 |
47 | Хозяйство Северного Кавказа. | Практикум | | Тестирование | | §48 | 20.02 |
Поволжье(2часа) |
48 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы. | Семинар | | Практическая работа Географический диктант | № 11 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | §49,50 | 26.02 |
49 | Хозяйство Поволжья. | Практикум | | Взаимоопрос Тест | № 12 Характеристика Самарского промышленного узла. | §51 | 27.02 |
Урал (3часа) |
50 | Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. | Исследование | | Самостоятельная работа ГД | | §52,53 | 05.03 |
51 | Хозяйство и проблемы Урала. | Лекция | | Тестирование | № 13 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем. | §54 | 06.03 |
52 | «Западный макрорегион» | Урок обобщающего повторения | | Участие в игре | | Р.т. повторение | 12.03 |
Восточный макрорегион – азиатская Россия.(10часов) |
53 | Восточный макрорегион | Лекция с элементами беседы | | Составление конспекта | | §55,56 | 13.03 |
54 | Западная Сибирь | Практикум | | Практическая работа | № 14 Хозяйственная оценка природных условий Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта человека. | §57 | 19.03 |
55 | Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала одной области. | Изучение нового материала | | Практическая работа ГД | .№ 15 Определение по картам ЭГП области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. | Доп.мат | 20.03 |
56 | Население и трудовые ресурсы области | Практикум | | Заполнение таблицы | | Доп.мат | 26.03 |
57 | Особенности хозяйства. | Практикум | | Практическая работа ГД | № 16 Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы. | Доп.мат | 27.03 |
58 | Специализация АПК области | Лекция | | Составление краткого конспекта | | Сам.раб | 09.04 |
59 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области. | Дискуссия | | Участие в дискуссии Составление вопросов ГД | | Сам.раб | 10.04 |
60 | Восточная Сибирь | Практикум | | Практическая работа | № 17 Составление характеристики Норильского ТПК. | §58 | 16.04 |
61 | Дальний Восток | Семинар | | Сообщения учащихся | № 18 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. | §59 | 17.04 |
62 | Восточный макрорегион | Контроль знаний | | Контрольная работа ТЕСТ | | 60- | 23.04 |
Россия в современном мире.(6часов). |
63 | Экономические районы | Обобщающий урок | | Тестирование | | - | 24.04 |
64 | Экономическая география | Зачет | | Зачет | | - | 30.04 |
65 | Страны нового зарубежья. СНГ. | Комбинированный урок | Особенности хозяйства стран Балтии и СНГ. | Тестирование | | | 07.05 |
6668 | Итоговое обобщение | Обобщающий урок | | Работа с картами | | - | 08.05 14,15,21,22,28,29.05 |
Календарно-тематический план
предмета «_география »
для__9 «А», 9 «Ф», 9 «В», 9 «Л» класса на ____2012 – 2013 (период)
-
Общее планирование часов
№ | РАЗДЕЛ | Всего | Теория | ЛПЗ | Программное обеспечение |
1. | Введение. | 1 | 1 | | УМК |
2. | Место России в мире | 4 | 4 | 1 | УМК |
3. | Население РФ | 5 | 5 | 3 | УМК |
4. | Географические особенности экономики России | 4 | 4 | 3 | УМК |
5. | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 22 | 22 | 1 | УМК |
6 | Региональная часть курса | 34 | 5 | 10 | УМК |
Всего: 68 | 68 | 19 | |