СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии»

Пояснительная записка

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

  • Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.

Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

  • предпрофильной ориентации.

Цели изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социальноэкономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности

2. Общая характеристика предмета географии

География в основной школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как:

  • о планете людей, об основных закономерностях развития природы,

  • о размещении населения и хозяйства,

  • об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,

  • о проблемах взаимодействия природы и общества,

  • об адаптации человека к географическим условиям проживания,

  • о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Содержание курса географии 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографокартографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.

Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Содержание курса для 8-9 класса посвящены изучению России, поэтому их содержание - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

3. Место предмета география в учебном плане школы

География на ступени основного общего образования изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 280.

5 класс – 1 час в неделю, 35 часов;

6 класс – 1 час в неделю, 35 часов;

7 класс – 2 часа в неделю, 70 часов;

8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов;

9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов.

В соответствии с учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных универсальных учебных действий (УУД):

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:


– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6- классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


Коммуникативные УУД:

5–6 классы

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:

  1. класс

- осознание роли географии впознании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

  1. класс

- осознание роли географии впознании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

  1. класс

- осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

- использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

- использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

- понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

  1. класс

- осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

- использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

- использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

  1. класс

- осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

- использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

- использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

- понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Содержание курса географии

5 класс

Введение (1 час)

Раздел 1. На какой Земле  мы живём.(3  часа)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия: их вклад в развитие цивилизации. Открытие и исследование материков. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).  Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практическая работа № 1 «Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий»

Практическая работа № 2 «Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях в виде таблицы

Практическая работа № 3 Анализ источников географической информации 

Раздел 2. Планета Земля. (5  часов)

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости. Часовые пояса.

Практическая работа № 4 «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Контрольная работа № 1 по теме «Земля – планета Солнечной системы»

Раздел 3. План и карта (11 часов)

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. План местности. Особенности изображения местности на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

      Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта – её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, градусная сетка. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории, содержанию. Определение направлений на глобусе. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

      Градусная сетка, её предназначение. Определение направление и расстояний на карте. Географические координаты, их определение. Часовые пояса.

Практическая работа № 5  «Определение сторон горизонта»

    Практическая работа № 6 «Определение азимутов и расстояний».    

Практическая работа № 7 «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности».

Практическая работа № 8 Топографический диктант «Условные знаки плана»

Практическая работа № 9 «Построение простейших планов местности»

Практическая работа № 10 «Определение географических  координат»

    Контрольная работа № 2 по теме «План и карта»

Раздел 4. Многообразие стран (3 часа)

     Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас.  Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Народы мира. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.

Практическая работа № 11 "Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”.

Практическая работа № 12 «Сравнение стран мира по политической карте и нанесение на контурную карту крупнейших государств мира и их столиц»

Раздел 5. Литосфера (10 часов)

Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Типы земной коры, её строение. Литосфера, её соотношение с земной корой. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Горные породы и минералы. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Землетрясения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Крупнейшие равнины мира и России. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Различия гор по высоте, возрасту,  размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Изменение гор во времени. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Описание рельефа территории по карте.

Практическая работа № 13 Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых.

Практическая  работа № 14 « Описание гор и равнин по географической карте»

    Контрольная работа № 3 по теме «Литосфера»

Повторение (3 часа)

  1. класс

Введение(1 час)

Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

ОкеаныЧасти Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды сушиРеки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфераИсточники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 1 Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.

Практическая работа № 2 «Прокладывание маршрута по карте из Индийского океана в Атлантический»

Практическая работа № 3 «Описание реки и озера по плану »

Практическая работа № 4 «Обозначение на к/к крупнейших рек и озёр мира».

Практическая работа № 5 «Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет)»

Контрольная работа по теме «Гидросфера»

Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 часов)

АтмосфераСостав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфераСтихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 6«Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра». Построение графика.

Практическая работа № 7 «Измерение атмосферного давления с помощью барометра  и решение задач на изменение атмосферного давления и температуры с высотой».

Практическая работа № 8 «Построение розы ветров»

Практическая работа № 9 «Расчёт относительной влажности воздуха»

Практическая работа № 10 Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хоз. деятельность».

Практическая работа № 11 Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. Проект «Стихийные явления в атмосфере»

Контрольная работа № 2 «Атмосфера»

Раздел 3. Биосфера – живая оболочка земли (3 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная Зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образованиеСостав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Практическая работа № 12 «Описание одного растения и животного своей местности».

Раздел 4. Географическая оболочка (6 часов)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практическая работа № 13 «Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Практическая работа № 14 «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения».

Повторение(3 часа)

Итоговая контрольная работа.

7 класс

Раздел 1. Введение  (3 часа)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Географические карты.

Практическая работа № 1 «Описание одного из видов особо охраняемых территорий».

Практическая работа № 2 «Анализ карт географического атласа».

Практическая работа № 3 «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек»

Раздел 2. Население Земли (5 часов)

Численность населения Земли, её изменение во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения.

     Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения, её изменение во времени. Карта плотности населения. Неравномерное размещение населения мира. Факторы влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность человека в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда.

     Народы и религии мира. Языковые семьи. Самые многочисленные народы. География языков и народов. Карта народов мира. Мировые и национальные религии их география.

 Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. Заселение Земли человеком.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Практическая работа № 4 «Анализ карты «Народы и плотность населения мира».»

Практическая работа № 5 «Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность».

Практическая работа № 6 «Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира".

Контрольная работа № 1 по теме «Население Земли».

Раздел 3. Природа Земли (13 часов)

    Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера —

твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.  Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте.

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Реки Земли —их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности.

 Значение атмосферы для жизни на Земле. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

        Флора и фауна нашей планеты.

Практическая работа № 7«Обозначение на контурной карте крупных платформ и горных систем».

Практическая работа № 8 «Определение по карте закономерностей размещения полезных ископаемых»

Практическая работа № 9 «Анализ карты среднегодового количества осадков»

Практическая работа № 10 «Анализ климатических диаграмм».

Практическая работа №11 «Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» и описание климатического пояса»

Практическая работа № 12 «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мира»

Контрольная работа № 2 по теме «Природа Земли».

Раздел 4. Природные комплексы и регионы. (4 часов)

Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и впадин океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли.

Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера. Океаны земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Практическая работа № 13 «Анализ карты «Природные зоны Земли» и описание природной зоны по плану» (оц.)».

Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика океанов»

Практическая работа № 15 «Установление сходства и различия материков»

Раздел 5. Материки и страны. (41 часа).

Типовая характеристика каждого материка: Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие её факторы. Зональные природные комплексы материков. Открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Население материков. Природные ресурсы и их использование.  Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

      Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

     Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Практическая работа № 16 «Определение координат и протяженности Африки».

Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте Африки крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Практическая работа № 18 «Описание населения материка»

Практическая работа № 19 «Описание Египта по типовому плану»

Практическая работа № 20«Сравнение географического положения Австралии и Африки.»

Практическая работа № 21 «Путешествие по материку и нанесение на контурную карту маршрута путешествия и геообъектов»

Практическая работа № 22 «Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки»

Практическая работа № 23 «Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.».

Практическая работа № 24 Описание реки Амазонка по плану

Практическая работа № 25 «Сравнительная характеристика Бразилии и Чили»

Практическая работа № 26 Характеристика страны по плану

Практическая работа № 27 Определение Г. П. материка Северная Америка .

Практическая работа № 28Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 29 «Комплексная характеристика США»

Практическая работа № 30 Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения"

Практическая работа № 31 «Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной Америки, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения

Практическая работа № 32 Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору)

Контрольная работа № 3 по теме «Евразия»

«Итоговая контрольная работа

Повторение (5 часов)

8 класс

Раздел 1. Россия в мире (6 часов)

Мы и наша страна на карте мира. Территория и акватория. Государственная территория России. Современное административно-территориальное устройство страны. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России, как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды и значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

      Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

      Современной административно-территориальное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России»

Практическая работа № 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»

Практическая работа  № 3«Ориентирование по физической карте России».

Практическая работа  № 4 «Анализ административно-территориального деления России»

Контрольная работа № 1 по теме: Россия в мире

Раздел  2. Россияне  (10 часов)

  Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже ХХ и ХХI вв. Основные показатели, характеризующие  население страны и отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие возрастного и полового состава населения в России и определяющие её факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

      Народи и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

      Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

      Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Практическая работа № 5 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Практическая работа № 6 «Построение графика численности населения своей области»

Практическая работа  № 7 «Анализ половозрастных пирамид России».

Практическая работа  № 8: «Анализ карты народов мира».

Практическая работа  № 9 «Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России»

Практическая работа  № 10 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства».

Контрольная работа № 2 по теме: «Россияне».

Раздел  3. Природа (18 часов)

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

 Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением  основных групп полезных ископаемых.

      Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.    

      Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

      Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.  Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

      Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Наши моря. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели),  их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

      Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

        Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

 Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

      Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир России – видовое разнообразие, факторы его определяющие. Составление прогноза изменений животного и растительного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране животного и растительного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.  

Практическая работа № 11«Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.»

Практическая работа  № 12 «Нанесение на к/карту географических объектов рельефа России».

Практическая работа № 13 «Систематизация информации о полезных ископаемых России и Тульской области и нанесение на к/карту месторождений полезных ископаемых».

Практическая работа  № 14 ««Оценка природно-ресурсного потенциала России, Тульской области, проблем и перспектив его рационального использования».

Практическая работа № 15 ««Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России».

Практическая работа № 16 «Оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации».

Практическая работа  № 17: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

Практическая работа № 18  Описание одного из российских морей по типовому плану. Практическая работа № 19   «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны».

Практическая работа № 20   «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

Практическая работа № 21   «Нанесение на к/карту водных объектов России и Тульской области».

Практическая работа № 22  «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны».

Практическая работа № 23 «Составление характеристики почвенных ресурсов Тульской области».

Контрольная работа № 3  по теме: «Природа России».

Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны (7 часов)

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов,  лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

      Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность.

Практическая работа  № 24 Составление сравнительной характеристики природно- хозяйственных зон России .


Раздел 5. Хозяйство (23 часа)

     Особенности экономики России. Отраслевая структура, функциональная и территориальные структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России, как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоение и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого  машиностроения по картам.      

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.  

     Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.  

Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

      Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.  

      Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География важнейших видов транспорта: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Практическая работа  № 25: «Сравнение природно-ресурсного капитала различных регионов России»

Практическая работа  №  26: «Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам»

Практическая работа  № 27   «Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам».

Практическая работа  № 28  «Установление основных факторов размещения предприятий металлургии».

Практическая работа  № 29 «Составление характеристики машиностроительного предприятия».

Практическая работа № 30 «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны».

Практическая работа  № 31 «Составление характеристики одного из видов транспорта».

Практическая работа № 32 «Оценка степени доступности сферы услуг в своей местности».

Контрольная работа № 4 по теме: «Хозяйство России».

.

Раздел 6. Наше наследие (2 часа)

      Территориальная организация общества. Что мы оставим потомкам. Семь чудес России. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Повторение(4 часа)

Итоговая контрольная работа

9 класс

Раздел 1. Регионы России  (11 часов)

Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России. 

Регионы России: Западный и Восточный.

     Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Практическая работа №1 «Характеристика географического района».

Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ

Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионов России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

Раздел 2. Европейская Россия  (32 часов)

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря, их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крым Географическое положение. История освоения полуострова. Особенности природы.

Особенности экономико-географического положения. Природно-ресурсный потенциал. Население и характеристика хозяйства.

География и проблемы современного хозяйства.

Практическая работа №4 Создание образа региона на основе текста и карт учебника, и др. источников информации.

Практическая работа №5 «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство».

Практическая работа № 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования»

Практическая работа № 7 «Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей»

Практическая работа № 8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района. Творческая.

Практическая работа № 9 «Оценка природно-ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт»

Практическая работа № 10 «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района»

Практическая работа № 11 «Оценка природно-ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт»

Практическая работа №12 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа

Практическая работа № 13 «Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства»

Практическая работа № 14 Сравнение природных условий, ресурсов и хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

Контрольная работа № 1 по теме: «Европейская Россия».

Раздел 3. Азиатская Россия (15 часов)

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы Сибири: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.  Полезные ископаемые. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей .Северный морской путь и его значение.

Население Сибири: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, этническое многообразие, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

      Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальных организаций. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Практическая работа №15 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»

Практическая работа №16 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с исп. геогр. карт)»

Практическая работа № 17 «Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона»

Контрольная работа № 2 по теме: «Азиатская Россия».

 Раздел 4 Заключение (7 часов)

Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними. Россия в системе международного географического разделения труда. Экономические, культурные, информационные, политические связи России со другими странами. Взаимосвязи России с другими странами мира. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды. Внешнеторговые отношения современной России. Соотношение экспорта и импорта. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа № 18 «Защита рефератов о родном крае».

Повторение (5 часов)


Планируемые результаты изучения географии:

В результате изучения курса «География. 5 класс» обучающийся должен:

Уметь

  • приводить примеры географических следствий движения Земли- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,  объяснять их особенности;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

  • классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;

  • читать план местности и карту;

  • производить простейшую съемку местности;

  •  работать с компасом, картой;

  • называть и показывать по карте основные географические объекты;

  •  наносить на контурную карту и правильно подписывать географические

 объекты;

Знать/понимать

  • объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы;

  • элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

  • основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;

  • Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины;

  • методы изучения земных недр;

  • основные формы  рельефа суши и дна океана;

В результате изучения курса «География. 6 класс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • состав, строение оболочек Земли,

  • основные географические явления, происходящие в них,

  • изменения ,происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  • показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу - географические объекты;

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,

  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

  • находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета;

  • приводить примеры: крупнейших географических объектов на Земле, в России, в своей местности;  адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры,  источников загрязнения геосфер; использования и охраны природных ресурсов;

  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природных  объектов,

  • описывать  природные  объекты  по типовому плану,                      

  • определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях);

В результате изучения курса «География. Страны и континенты. 7 класс» обучающийся должен:

Уметь

  • описывать природные зоны;

  • обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

  • выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

  • показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

  • Оценивать географическое положение материков и отдельных стран;

  • Оценивать изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

  • Оценивать жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

  • Знать географические путешествия по материкам;

  • Знать современные проблемы отдельных стран и материков.

  • Знать виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

  • Знать главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,

  • Понимать особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

  • Знать население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать

  • материки, океаны – крупные природные комплексы земли;

  • особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;

  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа,

  • особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения континента;

В результате изучения курса «География. 8 класс» ученик должен:

Уметь:

  • Характеризовать географическое положение страны и своей области.

  • Определять поясное время.

  • Определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию.

  • Использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России.

  • Устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической карте.

  • Пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирование представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях.

  • Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязи компонентов природы.

  • Устанавливать по картам связи между размещением  населения, хозяйства и природными условиями территории России.

  • Анализировать статистические показатели развития хозяйства России.

  • Анализировать таблицы, тематические карты, схема с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности.

  • Составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану.

  • Объяснять структуру импорта и экспорта России.

  • Устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России.

  • Отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.

Оценивать:

  • Географическое положение России.

  • Природно-ресурсный потенциал страны.

  • Климатические ресурсы России.

  • Водные ресурсы России и своей местности.

  •  Влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения.

  • Тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России.

  • Современные проблемы России.

Знать/понимать:

  • Географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России.

  • Положение России на карте часовых поясов.

  • Административно-территориальное деление России.

  •   Историю формирования и заселения России.

  • Вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России.

  • Численность, плотность, воспроизводство населения России.

  •   Особенности естественного движения населения.

  •   Основные направления миграции.

  •   Состав трудовых ресурсов.

  • Национальный и религиозный состав населения России.

  • Особенности размещения населения.

  • Типы поселений.

  • Связь рельефа с тектоническим строением.

  • Закономерность размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения.

  • Факторы, определяющие особенности климата России.

  • Основные климатические пояса и типы климата России.

  • Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России.

  • Меры по борьбе с загрязнением атмосферы.

  • Особенности морей, омывающих берега России.

  • Ресурсы морей и их использование человеком.

  • Крупнейшие речные системы и озера страны.

  •   Границу распространения многолетней мерзлоты.

  • Меры по охране и восстановлению водных ресурсов.

  • Основные типы почв, их размещение по территории страны.

  • Особенности земельных ресурсов и их рациональное использование.

  • Состав и структуру хозяйства России.

  •  Основные факторы размещения отраслей хозяйства.

  • Важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию.

  •   Главные промышленные и сельскохозяйственные районы России.

  •   Главные отрасли хозяйства НСО.

  • Природные зоны России.

  •  Особенности природно-хозяйственных зон.

  • Влияния природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения.

  • Что такое Всемирное наследие.

  • Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.

  • Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

В результате изучения «География 9 класс» ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  •  географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  •  основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  •  географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности;

  • описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  •  сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

  • прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

Учебно-методическое обеспечение

УМК «География». 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

УМК «География». 7 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

УМК «География». 8 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

УМК «География». 9 класс. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.

Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.



Учебно-тематический план 5 класс

Общее количество часов – 35

темы

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Развитие географических знаний о Земле

4

3


1

2.

Земля – планета Солнечной системы

4

1


3.

План и карта

12

7

1

4.

Человек на Земле

3

2


5.

Литосфера – твердая оболочка Земли

9

5

1


Итоговое повторение

3


1


ИТОГО

35

18

4


Учебно-тематический план 6 класс

темы

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

-

-

2.

Гидросфера

11

6

1

3.

Атмосфера

10

7

1

4.

Биосфера

3

2

1

5.

Географическая оболочка Земли

6

2

1

6.

Итоговое повторение

4

-

1


ИТОГО

35

17

5


Учебно-тематический план 7 класс

7 класс УМК – А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. 7 класс – М: Просвещение, 2015.

Изучаемая тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение

3

3


Население Земли

4

3


Природа Земли

13

6

1

Природные комплексы и регионы

4

2


Материки и страны

41

17

3

Африка

7

4

1

Австралия

2

2


Антарктида

2



Южная Америка

8

5

1

Северная Америка

7

3

1

Евразия

15

3

1

Повторение

5


1

Итого

70

31

6




    1. Учебно-тематическое план 8 класс



Темы


Кол-во часов

Практические

работы

Контрольные работы

Тема 1.Россия в мире

6

4

1

Тема 2. Россияне

10

5

1

Тема 3. Природа

18

13

1

Тема 4.Природно-

хозяйственныезоны

7

1

1

Тема 5. Хозяйство

25

8

1

Повторение

4

-

1

Итого

70

31

6



    1. Учебно-тематическое план 9 класс

  1. сновное содержание программы по географии 9 класса по темам

    РАЗДЕЛ. ТЕМА

    Кол-во часов

    Практические работы

    Контрольная работа,


    1.

    Введение

    1



    Раздел 1. Хозяйство России 19 часов



    2.

    Тема 1. Общая характеристика хозяйства

    4



    3.

    Тема 2.Главные отрасли и МОК

    15



    Раздел 2. Районы России 37 часов



    4.

    Тема 3. Европейская часть России

    22



    5.

    Тема 4. Азиатская часть России

    12



    6.

    Тема 5. Россия в мире

    3



    7.

    Раздел 3. География Ростовской области. Население и хозяйство

    11



Тематическое планирование по географии 9 класс.



п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Практическая работа

1.

Регионы России

12

3

2.

Европейская Россия

36

10

3.

Азиатская Россия

16

4

4.

Россия в современном мире

5


Итого:

68

17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!